Зачем нужна рециркуляция воздуха в автомобиле

Что такое рециркуляция воздуха в салоне машины

Не все автовладельцы знакомы с режимом фильтрации салона, его полезными свойствами, особенностями применения. Рассмотрим, что такое рециркуляция воздуха в автомобиле и как её использовать. Фактически рециркуляция — это забор воздуха внутри салона, фильтрация через климатическую установку и последующее распределение по дефлекторам.

Кнопки включения и отключения рециркуляции салона машины

Основное отличие рециркуляции от обычного забора в том, что воздушный поток поступает из салона, а не извне. Режим рециркуляции позволяет быстро нагреть, охладить воздух, так как температура в салоне отличается от температуры за бортом автомобиля. Климатическая установка затрачивает меньше времени, мощности, потребления топлива двигателем.

На практике подобной функцией мало кто пользуется. Чаще всего рециркуляцию используют для предотвращения проникновения неприятного запаха внутрь салона. Например: впереди идущий автомобиль сильно дымит, коптит, запылённый участок дороги. Чтобы не ощущать эти запахи, активируют механическую кнопку рециркуляции воздуха и перекрывают доступ извне.

Как пользоваться с толком функциями рециркуляции воздуха в машине

Система рециркуляции воздуха салона ВАЗ-2110Как пользоваться с толком функциями рециркуляции воздуха в машине

Что происходит при включении рециркуляции

Для того чтобы правильно понять, необходимо разобраться в двух понятиях: циркуляция и рециркуляция.

Первое означает, что воздух внутри автомобиля постоянно обновляется, то есть происходит его приток и отток.

Во втором же случае обновление воздуха отсутствует. При включении функции рециркуляции специальная заслонка перекрывает доступ свежего воздушного потока внутрь автомобиля. В результате этого внутри машины происходит круговое движение воздушного потока, находящегося в салоне.

Этой функцией водители пользуются не так часто, но она имеет несколько весомых достоинств.

Рециркуляция воздуха в салоне

Дорогие мужчины, нужен Ваш совет! Мне очень удобно пользоваться кнопкой «рециркуляция воздуха». Помогает избежать посторонних запахов в салоне авто. Но, в руководстве по эксплуатации написано:»Не забывайте выключать систему, как только в салоне установится желаемый климат». Как быть? Почему я не могу включать рециркуляцию на всё время движения автомобиля и чем это грозит моему Пыжу?

Последний раз редактировалось Puzo; 03.11.2010 в 14:27 .

Положительные стороны

  1. Сравнительно быстрое изменение температуры потока. Один забор воздуха извне равен 2 – 3 циклам внутри салона.
  2. Нагрев происходит ещё быстрее по причине разности температурных показателей.
  3. Отбор мощности ниже на 35 %.
  4. Незаменимая функция для водителя, пассажиров страдающих аллергическими реакциями, повышенной чувствительностью к запахам, пыли, цветочной пыльце.

Отрицательные факторы

  • полное отсутствие поступления чистого воздуха извне. Несмотря на частичную фильтрацию при циклическом обмене, воздух загрязняется и набирает большее количество вредных веществ, повышается влажность;
  • длительное вдыхание способствует развитию аллергенных болезней;
  • продолжительная рециркуляция воздуха в салоне приводит к запотеванию окон. Проблема устраняется путём совмещения работы кондиционера и фильтрации.

Представители системы здравоохранения и изготовители автомобилей рекомендуют использовать режим рециркуляции 15 – 20 минут. После обязательно открывать окна, запускать свежий воздух и проветривать салон.

Где находится кнопка и как её включить

Этот функционал может иметь разные виды активации в зависимости от типов автомобильного средства, но принято по стандартам размещать кнопку рециркуляции на приборной фронтальной панели, рядом с кнопками регуляции кондиционера. Данная кнопка в большинстве случаев имеет рисунок, выполненный стрелкой, которая нарисована в виде кольца и находится внутри машины. При нажатии кнопки начинает работать внутренняя рециркуляция воздуха, а при повторном нажатии она выключается.

Некоторые модели отечественных и других автомобилей имеют вместо кнопки рычаг, выполняющий закрытие заслоном механическим способом. Если в машине установлен климат-контроль, то на панели присутствует индикатор рециркуляции воздуха.

рециркуляция воздуха в автомобиле

Минусы

К отрицательным факторам рециркуляции воздуха стоит отнести один очень важный момент – это отсутствие какого-либо воздухообмена. Если простыми словами, то придётся дышать одним и тем же воздухом.

Придется дышать одним и тем же воздухом

Именно поэтому не рекомендуется использовать данный режим длительное время, обычно авто-эксперты выделяют временной интервал в пределах 15 минут, далее следует или открывать окна, или включать подачу воздуха извне.

При продолжительном использовании неизбежно возникновение запотевания стекол вследствие повышения влажности в салоне авто. Многие решают эту проблему совместной работой кондиционера и режима рециркуляции.

Механизм работы

Когда кнопка рециркуляции находится в нажатом (включенном) положении, открывается электро-пневматический клапан, далее в области впускного трубопровода выдвигается заслонка и блокирует доступ наружного воздуха в салон автомобиля.

Система циркуляции запускается исключительно при работающем двигателе и функционирует за счет слаженной работы комплекса клапан-заслонка. Циркуляция в машине будет продолжаться до тех пор, пока будет включен вентилятор, в этом случае воздушный поток проходит по воздуховодам отопителя.

Чтобы определить наличие в машине данного устройства, в первую очередь в салоне должны присутствовать фишки и кнопка. Когда зажигание и кнопка рециркуляции включены, на фишках должно быть напряжение.

Схема устройства климатической установки

Затем, стоит проверить присутствует ли клапан управления заслонкой и электро-пневматический клапан. Если данная система отсутствует, блокировать выхлопные газы и дым можно с помощью вентилятора, но заслонка изолирует авто от внешнего воздуха намного эффективнее.

Для регулировки уровня влажности в автомобиле и решения проблемы с запотеванием стекол, в ВАЗ модели 2110 рекомендуется наличие кондиционера.

Возможность избежать неприятных запахов с улицы

Такая необходимость может возникнуть, если впереди едет мусоровоз, который источает крайне неприятный запах, и отсутствует возможность его обгона на ближайшие пару километров или необходимо проехать несколько километров мимо полигона с отходами.

В этих случаях в салон автомобиля не проникнет зловонный запах.

Как быстро прогреть салон в машине

На улице все холоднее. А что может быть хуже, чем первые минуты в промерзшем насквозь за ночь автомобиле? Сегодня расскажем о том, как максимально быстро прогреть холодный салон.

Выставляем потоки правильно

Если у вас современный автомобиль с турбомотором, то, возможно, у вас стоит догреватель салона. В этом случае проблем нет. Но в абсолютном большинстве машин такого догревателя нет. При этом турбированные моторы вообще прогреваются крайне медленно, так что для них правильный алгоритм прогрева салона важен вдвойне.

Итак, типичная ошибка при прогреве салона состоит в том, что водители поворачивают все крутилки на максимум, переключают потоки воздуха на лобовое стекло и включают рециркуляцию. При этом многие ошибочно думают, что включится какой-то обогреватель, печка и салон наполнится теплом. На самом деле нет. Чтобы максимально быстро прогреть салон, действовать нужно с точностью наоборот, а точнее так, как действует автоматический климат-контроль.

Отключаем вентилятор и даем двигателю поработать, чтобы быстрее прогреться. Не стоит включать вентилятор на максимум, как только, стрелка стронулась с мертвой точки — так вы только снова остудите мотор, а теплый воздух так и не пойдет в салон. Правильнее всего дождаться момента, когда двигатель уже ощутимо прогрелся, пусть не до рабочих 90−110 градусов, а хотя бы до 60−70 градусов и только тогда постепенно увеличивать скорость обдува.

Если нужно, чтобы оттаяло лобовое стекло, направляем потоки воздуха на стекло, а потом открываем ход потоку и в ноги. При этом нужно, чтобы воздух забирался снаружи — так поток воздуха будет больше. Температуру необязательно выставлять максимальную, иначе лобовое стекло может треснуть из-за перепада температур внутри и снаружи машины.

Расположение кнопки и активация режима

клавиши управления климатической установки автомобиля

У каждого автомобиля механическая кнопка располагается по-разному. Сложилась практика её установки на передней торпеде в центральной части в области климатического блока. Для упрощения поиска изготовители применяют типичную маркировку – автомобиль с кольцевой стрелкой внутри салона. На изображение выше эта кнопка обозначена цифрой 3. Увидев ее, смело активируйте, пользуйтесь. Деактивация режима фильтрации происходит аналогичным образом, только для этого используется механическая кнопка с другим рисунком – стрелкой «из салона» или повторное нажатие.

Некоторые технические средства отечественного производства не оснащены автоматикой, и водители используют рычаги. Например: ВАЗы моделей, снятых с производства, имеют три рычага регулировки: подача холодного, горячего (тёплого) потока, закрытие заслонки механическим приводом.

Автомобили, оснащённые климат — контролем, автоматически регулируют температуру и заботятся о чистоте воздушного потока. Всеми процессами руководит датчик рециркуляции воздуха. Он устанавливается под центральной консолью машины. При активации контроллер анализирует температуру и содержание воздуха. По подобному принципу функционирует бытовая климатическая техника.

Характерные неисправности

При условии умеренного использования, бережного обращения ресурс эксплуатации неограниченный. Выходу из строя способствует превышение допустимой силы тока, короткое замыкание в цепи, негативные последствия аварии, удара.

Проблема рециркуляции воздуха

На практике встречаются случаи слабого контакта колодки с клеммами, перегорание предохранителя, механическое повреждение.

Не забывайте о периодическом проветривании салона. Каждый второй технический осмотр заменяйте салонный фильтр, проводите дефектовку каналов подачи воздуха извне.

Почему нельзя держать рециркуляцию на постоянной основе

Постоянное использование данной функции может быть вредным для общего состояния всех пассажиров авто, так как одни и те же воздушные массы, постоянно перегоняемые по машине, становятся влажными. Это может привести к затруднённому дыханию людей, пребывающих внутри автомобиля.

Дополнительно возникает проблема запотевания стёкол, многие водители долго ищут причину такого запотевания и забывают про закрытые заслонки. А причина этой проблемы часто кроется именно в рециркуляции воздуха. Поэтому держать этот режим активным можно не более 15 минут.

Система воздухоподачи на бензиновых моторах

Конструкция подачи воздуха на бензиновых инжекторных двигателях обустроена из следующих составляющих:

  • воздушный заборник;
  • очищающий, фильтрационный элемент;
  • впускной трубопровод;
  • дроссельный штуцер;
  • ресивер.

Воздушный заборник используется в качестве механизма, который забирает воздух из атмосферы в мотор. Непосредственно сам воздушный фильтр находится в торцевой части отсека двигателя и оборудован индикатором массового расхода топлива.

Дроссельный штуцер имеет индикатор местоположения дроссельной заслонки и регулятор холостого хода. Именно последний регулирует количество воздушных масс, которые идут по трубопроводу при закрытом дроссельном затворе.

режим рециркуляции воздуха в салоне автомобиля

Как увеличить поступление воздуха в мотор

Понятно, что при увеличении попадания воздуха в мотор, улучшаются его характеристики мощности. Поэтому некоторые автолюбители думают, как увеличить такой объём. Рассмотрим некоторые варианты.

  • Для иностранных марок авто хорошим решением будет устройство фильтра с нулевым сопротивлением, которое ставится на машину.
  • Дополнительно можно провести работы по усовершенствованию воздухозаборника, трубопроводов и чехла воздушного фильтра для уменьшения сопротивления.
  • Есть вариант с подключением электровентилятора на впускной механизм.
  • Иногда автомастера выносят из капота заборник воздуха, чтобы понизить температуру входящих воздушных масс.

Вентиляционная система с режимом рециркуляции

Данный механизм функционирует по такой схеме через отдельный ход в салон идут атмосферные воздушные массы. Которые затем уходят в конструкцию вытяжки частично наружу автомобиля, а частично в смесительную ячейку. Уже существующий воздух перемешивается с новыми поступлениями, поступает в кондиционер, а потом заново в салон.

Для оптимального качества воздуха в салоне нужно придерживаться таких рекомендаций:

  • Количество воздуха из атмосферы должно соответствовать не менее 10% от производительности приточной системы;
  • Объём вредных примесей в поступающих воздушных массах должен составлять не более 30% от их концентрации, которая соответствует нормам.

Вентиляционная система с подогревом и рециркуляцией

При такой системе работы охлаждённый атмосферный воздух поступает в машину, где перемешивается с тёплыми воздушными массами, а затем в смешанном виде поступает в салон. При этом узлы функционируют таким образом:

  • активированы вентиляторы притока и вытяжки;
  • клапаны притока, вытяжки и рециркуляции открыты, каждый в соответствии с настройками нужного поступления воздушных масс;
  • подогрев включён.

режим рециркуляции в авто

Вентиляционная рециркуляция без подогрева

При более высоких температурах воздуха поступающие в салон воздушные массы не обязательно должны проходить период нагрева. Задача в таком ключе сводится только к поступлению наружного свежего воздуха, поэтому нагрев в данном случае не имеет необходимости.

Узлы автомобиля настраиваются следующим образом:

  • активированы вентиляторы притока и вытяжки;
  • затвор рециркуляции приоткрывается согласно необходимой температуре входящего воздуха;
  • затвор поступающего воздуха закрывается согласно необходимой температуре входящего воздуха;
  • подогрев отключён.

Для механизма кондиционирования данный режим подходит для любой сезонности. Подаваемый внутрь воздух должен быть в вышеуказанном объёме.

Достоинства и недостатки

Отметим, что режим рециркуляции бывает полезным только в определённых случаях. У него имеется целый ряд недостатков, из-за которых блокирование доступа наружного воздуха допускается на непродолжительное время:

  • быстрое запотевание стёкол, особенно при наличии в салоне нескольких пассажиров;
  • отсутствие воздухообмена, приводящее к уменьшению количества кислорода в салоне;
  • требуется монтаж системы кондиционирования при её отсутствии;
  • вам придётся нести дополнительные траты на обслуживание/ремонт системы (клапана, механизма привода заслонки).

В то же время рециркуляция воздуха в автомобиле ВАЗ-2110 позволяет намного быстрее снизить температуру внутри машины, поскольку контур циркуляции воздуха ограничивается воздуховодами климат-контроля, где температура заведомо ниже, нежели снаружи. С точки зрения экономичности, использование данного режима на начальной стадии движения выгоднее, поскольку энергетические затраты на приведение в движение заслонки существенно ниже, чем при работе компрессора с открытой заслонкой.

Заслонка в закрытом положении

Обычная отопительная система

Отопительный комплекс современных авто позволяет входить холодному свежему воздуху в системы машины, предварительно нагревая его перед попаданием в салон.

Движение воздушной массы

Воздушная масса заходит в большое пространство торцевой части машины. Проходя через воздуховод, масса воздуха подаётся в отопительную систему и в некоторых случаях подвергается нагреву. При попадании воздушных масс в салон подающие затворки можно настроить для удобства водителя и пассажиров нужным образом. Иногда воздух, выходящий изнутри на лобовое стекло, может решить проблему запотевания окон.

Отопительная система

В некоторых моделях система подогрева воздуха работает, когда воздушная масса проходит сквозь трубопроводы, в которых есть горячая жидкость. Дополняют эту конструкцию вентиляторы, которые двигают воздух при остановке машины или её медленном движении.

Варианты терморегуляции в автомобилях.

Отопительная конструкция с водяными клапанами.

В отопительной системе, где присутствуют водяные клапана, воздух проходит сквозь трубопроводы. Температура трубопроводов регулируется объёмом горячей жидкости, которая двигается сквозь них.

Отопительная система, работающая на смешанном воздухе

В данной конструкции трубопроводы прогреваются до нужного состояния, и холодные воздушные массы смешиваются с горячими благодаря движению задвижки. Индикатор температуры отправляет знак крану, определяющему объём тёплой воды в трубопроводах. В трубах происходит постоянный нагрев, а положение затворки регулирует температуру, смешивая горячий и холодный, атмосферный воздух извне.

Машины с воздушным охлаждающим механизмом

В данных системах подогрев воздуха происходит благодаря нахождению воздушных масс в непосредственной близости от нагретого выпускного коллектора. Посредством функции смешивания воздуха и чувствительных к температуре вентилей, достигается необходимая температура воздуха, которая может поддерживаться внутри автомобиля.

Заключение

Рециркуляция может стать полезной функцией, дополнительно облегчающей задачи водителя при езде. Но всегда стоит помнить о важности чистого воздуха в салоне, особенно в период усугубления вирусных и сезонных инфекций. Поэтому, несмотря на использование того или иного режима, нужно поставить на заметку здоровое нахождение внутри автомобиля и регулярно производить проветривание машины.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий