Правила перевозки пассажиров в автобусах городских

Содержание

Какая информация должна размещаться в пассажирском транспорте?

Информация в салоне автобуса

Российское законодательство требует, чтобы в пассажирском транспорте размещалась информация, которая может потребоваться пассажирам.

Причем перечень информации напрямую зависит от того, какая перевозка имеет место: регулярная, по заказу или легковым такси.

На практике же можно столкнуться с тем, что контролирующие органы требуют вывесить в салоне автобуса все документы автобуса и водителя. В данной статье разберемся, какие документы должны быть размещение в пассажирском транспорте.

Нормативный документ, который рассматривается в данной статье, – это Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”.

Глава 22 ПДД — Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом

Правилам перевозки пассажиров в ПДД отводится особое внимание, поскольку автомобиль всегда считался источником повышенной опасности. В этот раздел периодически вносятся изменения, особенно если возрастает смертность пассажиров в ДТП по тем или иным причинам. Требования, действующие при перевозке пассажиров, указаны в пункте 22 Правил.

Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах

Перевозка пассажиров – очень ответственное мероприятие. Руководители фирмы, должностные лица, водители, несут ответственность за пассажиров. Поэтому, прежде чем приступить к данной деятельности, необходимо изучить правила перевозки пассажиров в автобусах.

Бизнес на междугородных автобусных перевозках

Бизнес на междугородных пассажирских перевозках – один из наиболее перспективных видов бизнеса для новичков. Его основные преимущества при правильном выборе стратегии и тактики: высокий уровень доходов и достаточно короткие сроки окупаемости. Шансы на успешное начало и развитие бизнеса особенно велики, если предприниматель – водитель с опытом в сфере пассажироперевозок и знанием технической базы ТС, способный найти наиболее перспективное направление деятельности, проанализировать успехи и неудачи, реализовать сделанные выводы на практике.

Запрет на ввоз автомобилей с правым рулем категорий М2 и М3 с 1 июля 2020 года

Запрет импорта и ограничения на эксплуатацию праворульных машин, вводимые с 01.07.2020, касаются только ТС категорий М2 и М3, к которым относятся микроавтобусы и пассажирские автобусы, а также самосвалы, строительная спецтехника, грузовые авто, оборудованные краново-манипуляторными установками.

Праворульные автомобили, ввезенные в РФ и прошедшие растаможку до 01.07.2020 года, могут эксплуатироваться по старым правилам.

Высадка и посадка пассажиров

Правила посадки и высадки пассажиров.

Водителю ТС следует производить высадку и посадку пассажиров лишь после полной остановки автомобиля. Начало движения допустимо только при полностью закрытых дверях.

Горячая линия с автоюристом.

Данное правило обязательно к исполнению, однако далеко не все водители его соблюдают, трогаясь с места еще тогда, когда пассажирская дверь транспортного средства открыта.

В данной ситуации идет нарушение не одного правила, поскольку до начала движения водитель ТС и пассажиры обязаны пристегнуться.

112-е Постановление Правительства РФ

Многие положения в отношениях дорожного движения можно определить в Федеральном законе 259-ФЗ от 08.11.2007 г. «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» и в Федеральном законе 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

Но прежде всего перевозка – это оказываемая услуга пассажиру. Значит, нужно опираться на Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.

Законодательство

Работа автобусов по перевозке пассажиров регламентируется огромным количеством нормативно-правовых актов. Основными являются:

  1. ФЗ “О безопасности дорожного движения” – определяет общие требования к водителю, общие права и обязанности всех участников дорожного движения.
  2. ФЗ № 220 от 13.07.2015, регламентирующий регулярные перевозки.

Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах

Постановление Правительства № 1090 от 23.10.1993. Данный документ утверждает не только Правила дорожного движения, но и такой важный документ как Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации.

Эти документы определяют фундаментальные основы, которые необходимо знать каждому участнику движения, в том числе водителю и пассажирам автобуса.

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» – этот документ является Федеральным законом, он устанавливает общие правила, которым необходимо следовать организаторам перевозки пассажиров.

Правила перевозки, утвержденные Постановлением Правительства № 112 от 14.02.2009. В соответствии с названием документ детализирует некоторые нормы, которым необходимо следовать перевозчикам.

Правила перевозки детей, утвержденные Постановлением Правительства № 1177 от 17.12.2013, регламентирующие подробно требования к документам, к водителям, транспортным средствам и общие нормативы для данной категории пассажиров.

Приказ Минтранса №7 от 15.01.2014, утверждает правила осуществления перевозок, чтобы они соответствовали критериям безопасности.

Ряд документов, которые будут упоминаться дальше в тексте, устанавливающие отдельные правила по прохождению водителями освидетельствования, инструктажа, устанавливающего порядок прохождения медицинских осмотров, получение лицензии и т.д.

Нормативные документы, регулирующие перевозку пассажиров

Действующее законодательство требует, чтобы к такому ответственному делу, как осуществление массовой перевозки пассажиров на автобусах, подходили с соблюдением всех установленных правил и нормативов.

А это означает, что вне зависимости от того, для каких перевозок – городских или междугородних – предназначен автобус, установленные правила относятся в равной степени как к водителям, так и к пассажирам.

Внимание! Действующие правила по осуществлению провоза пассажиров и багажа на автобусах состоят из следующих нормативных документов:

  • Федерального закона № №220, принятого 13.07.15 года. Он касается регулирования порядка перевозки людей автобусами, курсирующими по регулярным маршрутам;
  • постановления Правительства РФ от 14.02.02 года № 112 с поправками и дополнениями от 28.04.15 года, которым утверждены Правила провоза пассажиров и багажа в автобусном транспорте (далее – Правила);
  • ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее – Устав).

Ространснадзор дополнительно может издавать приказы, утверждать инструкции, направлять письма в адрес перевозчиков, которыми регулировать деятельность транспортных компаний.

Поскольку жизнь не стоит на месте, то указанные нормативные акты постоянно изменяются, в них вносятся поправки и дополнения. Кроме того, каждый регион страны вправе принять свои нормативные акты в дополнение к существующим законам Федерального уровня.

Например, на рассмотрении Госдумы находится законопроект №985164-6, который касается изменений содержания статьи 3.1 Устава.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДТП с участием автобуса.

Как начать бизнес по автобусным перевозкам пассажиров – выбор вида перевозок

Успешность бизнеса во многом зависит от правильного выбора вида перевозок. Городские пассажироперевозчики обслуживают максимально возможный поток клиентов, но конкуренция на городских направлениях очень велика, поэтому целесообразно рассматривать варианты пригородных и междугородных перевозок пассажиров, в том числе туристических.

Пригородные пассажирские перевозки

Большим спросом пользуются пригородные маршруты, связывающие ПГТ с количеством жителей от 4-5 тыс. человек с районным центром, в котором работает большинство трудоспособного населения этого поселка. Это выгодный вариант бизнеса, практически не имеющий сезонных колебаний прибыли.

Пассажирские перевозки межгород

Поездка на автобусе – удобный способ путешествия между крупными городами без необходимости прохождения контроля и регистрации в аэропортах. Услуги междугородных автобусных перевозок особенно востребованы в местах, где отсутствует железнодорожное сообщение.

Перспективное направление – организация мультимодальных перевозок пассажиров. Эта услуга подразумевает бронирование пассажиром полного маршрута «от двери до двери». Такое путешествие требует согласования графиков, например, междугородного автобуса и такси, который доставит клиента от автобусной остановки до подъезда. В этой связке может присутствовать электропоезд или другой вид транспорта.

Экскурсионные пассажироперевозки

На российском рынке пассажирских перевозок актуальна организация автобусных экскурсионных маршрутов. В условиях пандемии пользуются популярностью туры по Российской Федерации. Успешность бизнеса, специализирующегося на автобусном туризме, зависит от ряда факторов, среди которых:

  • Уровень планирования экскурсионных мероприятий. Маршруты должны быть составлены таким образом, чтобы туристы могли увидеть максимум достопримечательностей в краткие сроки.
  • Комфортабельность автобуса. Многочасовые поездки требуют создания комфортных условий для пассажиров. В салоне должны быть удобные регулируемые кресла, кондиционер с разводкой на каждое кресло, индивидуальная подсветка, полки для багажа, аудио и видеотехника.
  • Дополнительные услуги во время поездки. Пассажиры должны иметь возможность сочетать автобусные поездки с пешими прогулками, купанием в водоемах, посещением местных рынков.

Правовая основа

Казалось бы, что может быть проще покупки автобусного билета на ближайший рейс? На самом деле специалистами разработано множество программ и положений, регулирующих перевозку пассажиров автобусами.

Одним из правоустанавливающих документов являются «Правила пассажирских перевозок автобусами» по постановлению Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 г. Данные правила уполномочено корректировать или отменять только Министерство транспорта РФ. Этот нормативно-правовой источник регулирует ответственность и обязанности не только пользователей общественного транспорта. Действия исполнителей и организаторов так же прописаны, как и взаимодействие сторон во время транспортировки.

Второй источник законодательной базы – это закон «О безопасном дорожном движении» от 10 декабря 1995 г. (196-ФЗ, редактированный 26 июля 2017 года). В нем оговариваются такие вопросы, как:

  • Вождение автобусов.
  • Требования к водителю.
  • Транспортировки в пределах Российской Федерации и международные.
  • Транспортировка багажа.
  • Поездки граждан по возрастным категориям (дети, взрослые).
  • Техническое состояние ТС.
  • Тарифные ставки на предоставление услуг с учетом государственных льгот и др.

Правила медосвидетельствования водителей в 2020 году остаются прежними

Изначально Министерство здравоохранения, начиная с осени 2019 года, планировало отправлять всех водителей на сдачу дополнительных анализов мочи и крови. Анализ мочи позволяет выявить наличие психоактивных веществ (каннабиноидов, барбитуратов и амфитаминов), анализ крови – определить маркер CDN, который указывает на заболевание алкоголизмом. Но, в связи с высокой стоимостью исследований и длительным периодом их проведения, образовались длинные очереди из желающих пройти медобследование по старым требованиям.

После вмешательства в эту ситуацию В. В. Путина в новые правила были внесены изменения. Согласно этим нововведениям, нарколог должен отправлять водителей на сдачу дополнительных анализов (лабораторных исследований крови и/или мочи) только в тех случаях, если он выявит признаки злоупотребления алкоголем или употребления психоактивных веществ. Введение новых правил медосвидетельствования водителей, запланированное на 1 июля 2020 года, отложили до 01.01.2021.

В настоящее время разрабатываются поправки в существующие нормы медицинского обследования водителей, уточняются условия и порядок проведения анализов. Прежней остается схема проведения лабораторных исследований крови и мочи: только в специализированных медучреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Перевозка пассажиров в легковом автомобиле

Максимальное количество пассажиров разрешенных для перевозки.

Пунктом 22.8 ПДД установлены следующие ограничения:

  • в любых типах ТС, за исключением перевозок пассажиров в кузове-фургоне или кузове грузового транспортного авто с бортовой платформой, запрещается перевозка пассажиров вне кабины или дополнительных конструкций для мотоциклов;
  • недопустима перевозка людей в количестве, превышающем допустимые характеристиками нормы.

На первый пункт некоторые водители периодически закрывают глаза, провозя людей не только в кабине автомобиля, но и на капотах, в багажнике, на крыше ТС. При этом стоит учитывать, что вина за гибель пассажиров в случае их смерти будет ложиться только на водителя, не позаботившегося об обеспечении их безопасности.

Штраф за нарушение правил перевозки пассажиров 1000 рублей.

Для исполнения второго пункта предусматривается ограниченное количество сидений в случае легковых автомобилей или ограничение по техническим характеристикам для крупногабаритного общественного транспорта, например автобусов, троллейбусов или трамваев.

Нарушение правила перевозки пассажиров может наблюдаться при ситуации, когда в автомобиле 6 человек вместо 5, и для шестого не предусмотрено ремня безопасности, значит он не сможет воспользоваться защитой.

Виды перевозок

Классификация перевозок происходит в зависимости от дальности пунктов назначения и категории пассажиров.

Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах

В первую группу относят такие виды перевозок, как:

  • городское сообщение, когда автобусы курсируют внутри населенного пункта;
  • пригородные. По правилам ст. 4 ФЗ № 259 от 08.11.2007 к данной категории относятся автобусы, курсирующие между населенными пунктами, расположенные не далее 50 км друг от друга;
  • междугородние. Расстояние в данном случае между пунктами превышает показатель в 50 км.;
  • международные. Особенностью данного сообщение является пересечение границы РФ, в том числе и проезд по России транзитом.

В зависимости от организации перевозок, их делят на:

  • регулярные. То есть, те, которые осуществляются постоянно по заранее установленному маршруту, в определенное время, согласованные с органами местной власти, предназначенные для перевозки любого пассажира, оплатившего проезд;
  • заказные. Данный вид представляет собой перевозку установленной группы пассажиров на основании договора, заключенного с их представителем; . У данного вида есть ряд особенностей, установленных ФЗ № 69 от 21.04.2011.

Выделяют в отдельную группу перевозки детей. Это связано с наличием большого количества требований и отдельных правил, предусмотренных для передвижения групп данной категории.

Основные этапы организации бизнеса

  • Подготовка технической и ремонтной базы. При покупке автобуса необходимо определиться, где он будет отстаиваться и где будет осуществляться его техническое обслуживание и ремонт.
  • Регистрация бизнеса. В этом случае возможны два варианта оформления – ООО или ИП. При небольшом количестве автобусов (до трех) удобен вариант заключения договора с крупным автопарком.
  • Оформление необходимых лицензий.
  • Заключение договора с Комитетом по транспорту на право осуществлять перевозки по определенным маршрутам.
  • Приобретение ТС с нужными техническими характеристиками.
  • Найм рабочего персонала, если владелец бизнеса не планирует его вести самостоятельно.
  • Разработка плана рекламных мероприятий и его реализация.

Необходимые документы

Вначале обсудим перевозчика, как ответственное лицо с надлежащей документацией. В прямые обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров входит наличие лицензии на право перевозчицкой деятельности. Работая от организации, он должен обладать договором, заключенным как с органами местного самоуправления, так и вышестоящими властями.

Обязательным документом также является свидетельство о госрегистрации транспортного средства, осуществляющего извоз, и паспорт намеченного маршрута.

Совершая регулярные рейсы, шофер должен иметь при себе следующий пакет документации:

  • Свое действующее водительское удостоверение с разрешением на кат. «D».
  • Маршрутный лист.
  • Кассово-билетную накладную.
  • План начального и конечного пунктов посадки.
  • Таблицу с расценками на проезд до определенных остановок при междугородних сообщениях.
  • Договор фрахтования.

Заказные перевозки пассажиров автобусами как на регулярной основе, так и временной оформляются договором фрахтования. Составляется данное соглашение между перевозчиком или фрахтовщиком и фрахтователем-заказчиком. Цель такого соглашения – обезопасить транспортировку путем соблюдения технической исправности ТС и выполнение водителем предъявляемых к нему требований.

При нерегулярных или единичных рейсах, например, туристические поездки, водитель обязан предъявлять договор с заказчиком и чек об оплате заказа. Остальные вышеуказанные документы остаются в силе.

Проверять документацию шофера уполномочены лица, обладающие таким правом и специальным разрешением.

Касаемо самих пассажиров, то правила для них общеизвестны. Посадка до пункта назначения происходит строго по билету (проездному билету). Место багажа или объемной ручной клади оплачивается дополнительно в кассе, а водителю предъявляется талон. Льготники для получения скидки обязаны предоставлять льготные свидетельства в соответствии с паспортными данными.

Информация в салоне легкового такси

Что касается легковых такси, то их услугами может воспользоваться в том числе случайный пассажир. Поэтому Правила перевозок требуют разместить в салоне следующую обязательную информацию:

91. На передней панели легкового такси справа от водителя фрахтовщиком размещается следующая информация:

а) полное или сокращенное наименование, адрес и номера контактных телефонов фрахтовщика, номер выданного фрахтовщику разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси, срок действия указанного разрешения, наименование органа, выдавшего указанное разрешение;

б) тарифы за пользование легковым такси.

На передней панели такси должны быть указаны:

  • информация о перевозчике (название, адрес, телефон);
  • информация о лицензии (номер, срок действия и наименование органа, выдавшего лицензию);
  • тарифы.

То есть, информация в такси также может быть размещена на одном листе или на небольшой части листа.

Подводя итоги данной статьи нужно сказать о том, что законодательство требует размещать в салоне общественного транспорта обязательную информацию. Однако такой информации не много и она может уместиться на паре листов формата А4. Достаточно ее лишь правильно скомпоновать.

Ну а если контролирующие органы требуют от Вас разместить в салоне дополнительные документы, то напишите об этом в комментариях к данной статье.

Обязательная установка тахографов на городских автобусах на 2020 год отменена

Тахографы – записывающие устройства, которые автоматически регистрируют время работы и отдыха водителей, скорость и маршрут автомобиля. В целях повышения безопасности на дорогах был издан приказ о том, что организации и индивидуальные предприниматели должны в обязательном порядке оборудовать принадлежащие им ТС тахографами. Позже был издан приказ о необходимости оснащения такими же устройствами автобусов и грузовых авто, принадлежащих физическим лицам.

В конце апреля Минтранс подготовил проект постановления о том, что обязательное оснащение 96 тыс. городских автобусов тахографами отложено до лета 2021 года. Средства, предназначенные для приобретения и установки тахографов на транспортных средствах категорий М2 и М3, были перенаправлены на финансирование перевозчиков для компенсации их упавших доходов.

На год было отложено и требование оснастить грузовой и пассажирский транспорт системой ГЛОНАСС.

Требования к водителю

Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах

Как и любой водитель, садящийся за руль ТС, водитель автобуса должен иметь удостоверение, полученное при выполнении условий, установленных в ст. 26 ФЗ “О безопасности дорожного движения”.

То есть, достигнуть возраста 21 год, пройти подготовку, иметь на руках медицинское заключение о возможности получения документа. Это удостоверение должно быть категории D.

Все лица, допускающиеся к управлению ТС, осуществляющего массовые перевозки людей, должны проходить инструктаж, профессиональную подготовку и проверку состояния здоровья.

В соответствии со ст. 20 ФЗ “О безопасности дорожного движения”, юридическое лицо или ИП, которое нанимает водителя, перед тем, как выпустить его в рейс обязано проверить состояние его здоровья, в том числе освидетельствовать его на наличие в крови алкоголя или психотропных веществ.

Порядок проведения таких мероприятий должен соответствовать требованиям закона, установленным в Приказе Минздрава № 835н от 15.12.2014.

Кроме того, все водители должны проходить медицинские осмотры уже в специальных организациях, по правилам и в сроки, которые определяет Приказ Минздравсоцразвития № 302н от 12.04.2011.

Еще более высокие требования предъявляются к водителям автобусов, осуществляющих перевозку детей. Ими могут быть только люди, имеющие не менее 1 года стажа вождения соответствующей категории, в этот год они не должны были совершать административные правонарушения в области безопасности на дороге, за которое им назначались бы такие виды наказания, как лишение прав или арест.

Регистрация бизнеса по автобусным пассажирским перевозкам: возможные варианты, примерная стоимость

Регистрация ООО включает следующие шаги:

  1. Оплата регистрационной госпошлины – 4 000 рублей.
  2. Внесение уставного капитала – от 10 000 рублей.
  3. Заполнение протокола учредительного собрания.
  4. Составление договора о создании нового ООО.
  5. Подача заявления о регистрации ООО.
  6. Оформление Устава. Эту процедуру можно осуществить самостоятельно или обратиться (лучший вариант) к услугам профессиональных юристов.
  7. Регистрация ООО в налоговой, создание собственной печати и открытие счета в финансовом учреждении. На этих этапах затраты незначительны.

Оформление ИП является более быстрым и дешевым вариантом. Этапы:

  1. Оплата государственной пошлины – 800 рублей.
  2. Оформление нотариально заверенного заявления.
  3. Оформление нотариально заверенных копий личных документов.
  4. Обращение в налоговую для получения статуса ИП. Наличие печати в этом случае не предусмотрено.

Правила организованных перевозок групп детей автобусами старше 10 лет в 2020 году

С 30 июня 2020 года планировалось ввести в действие запрет на использование школьных и туристических автобусов, используемых для организованных перевозок детей, сроком эксплуатации более 10 лет. Но Минэкономразвития разработал новые правила, согласованные с Минтрансом, в которых основным условием безопасной эксплуатации автобусов является их хорошее техническое состояние, обеспечиваемое регулярными техосмотрами.

Специфика российского автобусного парка такова, что техникой старшего поколения являются машины известных европейских брендов – MAN, Mercedes, Scania, Neoplan, Setra. Более новые автобусы – в основном модели китайского производства. К тому же к 10 годам общий пробег ТС, перевозящих детей, обычно не превышает и половины ресурса до капремонта, поэтому их изъятие с детских экскурсионных и туристических маршрутов является нерациональным.

10-летняя норма не улучшает качество и безопасность детских перевозок, а ухудшает их, поскольку приводит к тому, что владельцы техники перед наступлением предельного срока перестают ее ремонтировать.

Правила перевозки людей в кузове грузового автомобиля

Перевозка людей в кузове грузовой машины.

В кузове грузовой машины пассажиры могут перевозиться только тем водителем, который в течение 3-х лет и более имеет ВУ категории С или подкатегории С1.

Если же в кузове грузовика провозится более 8, но не более 16 человек с учетом водителя и пассажиров в кабине, то водитель обязан иметь категорию В или подкатегорию D1. В случае провоза более 16 человек с учетом водителя и пассажиров внутри кабины требуется только категория D.

Что касается грузовика с кузовом с бортовой платформой, то при специальном оборудовании разрешается провозить взрослых. Провозка детей запрещена. Если же бортовая платформа не оборудована для перевозок пассажиров, то проезд в таком кузове допустим только лицам, сопровождающим груз или едущих получать последний. Но тогда требуется наличие оборудованного сидения ниже, чем уровень бортов.

Перед началом движения водитель грузовика обязан провести инструктаж пассажиров о правилах проведения посадки, высадки, размещения и поведения в кузове.

Критерии соответствия ТС

Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах

Любое ТС, выезжающее на дорогу должно отвечать требованиям, предъявляемым Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации. Это правило относится, естественно, и к перевозчикам.

Организация или ИП, выпускающее ТС, обязаны убедиться в том, что автобус соответствует критериям, установленном в данном документе, провести предрейсовую проверку технического состояния.

Кроме общих правил, существуют особенные, которые устанавливаются для конкретных видов перевозок. Так, например, для межгорода в п. 65 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 установлено требование размещать багаж пассажиров в специально отведенных отсеках, или переправлять отдельным транспортом.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства № 1177 от 17.12.2013 осуществлять перевозки детей могут автобусы, которые имеют следующие характеристики:

  • не более 10 лет с момента производства;
  • соответствуют требованиям (имеют ремни безопасности на каждом сиденье, минимум 2 огнетушителя и 3 аптечки, противооткатные упоры);
  • прошел техосмотр, по правилам, утвержденным Постановлением Правительства № 1088 от 05.12.2011;
  • в ТС установлен тахограф и спутниковая навигация.

Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах

Требование о максимальном сроке эксплуатации автобусов, перевозящих детей, пока не вступило в законную силу. Момент начала действия данного правила неоднократно переносился.

Последние изменения, утвержденные Постановлением Правительства № 1621 от 23.12.2017, устанавливают время вступления их в силу с 1 июля 2018 года.

Автобус, перевозящий детей обязательно должен быть оснащен информационной табличкой “Перевозка детей”. Она представляет собой желтый квадрат с красной каймой, изображающая в центре бегущих детей.

Знак должен быть установлен, как спереди, так и сзади. Причем, для размещения спереди определен минимальный размер стороны значка, как 25 см, а сзади – 45 см.

Перевозить детей ночью нельзя. К ночному периоду относят временной отрезок от 23.00 до 6.00. Исключения составляют ситуации, когда необходимо доставить их на вокзалс вокзала, при чрезвычайных ситуациях, при условии, что это будет расстояние не более 50 км.

А детей младше 7 лет нельзя перевозить более 4 часов ни в какое время.

Получение лицензии для начала бизнеса по пассажирским перевозкам

С 1 марта 2019 года лицензированию подлежит любая деятельность по перевозке пассажиров автобусами с количеством мест более 8 как для собственных нужд, так и по заказам. Для получения лицензии в соответствии со ст.13 ФЗ «О лицензировании» потребуются следующие документы, предоставляемые в органы Ространснадзора:

  • заявление с указанием вида перевозок и реквизитами юрлица или ИП;
  • данные о постановке на налоговый учет;
  • квитанция об оплате государственной пошлины (7 500 рублей);
  • документы о госрегистрации (уставные документы, нотариально заверенная выписка из ЕГРЮЛ, приказ о назначении директора);
  • опись предоставленных документов.

Также предоставляют копии документов:

  • о наличии ТС в собственности, аренде, лизинге;
  • техпаспортов всех автобусов, талоны о прохождении техосмотра;
  • свидетельств о правах на недвижимое имущество, автостоянки, оборудование для техобслуживания или договора с соответствующей организацией, которая будет осуществлять ТО;
  • о наличии у сотрудника высшего или среднего медицинского образования для проведения медосмотров или договора с медицинским учреждением;
  • контрактов с водителями, водительских прав категории «Д», их трудовых книжек;
  • актов проверки тахографа и полиса ОСАГО;
  • уведомления и включения автобуса в Реестр объектов транспортной структуры с присвоением категории.

Необходимая документация

Водители, которые работают на пассажирских автобусах по городским маршрутам, должны при себе иметь:

  • сведения о наличии в компании-перевозчика соответствующей лицензии;
  • водительское удостоверение с соответствующей категорией, например D, D, DE, D1;
  • открытый страховой полис ОСАГО с неограниченным сроком действия;
  • путевой лист на осуществление пассажирских перевозок по конкретному городскому маршруту в течение дня;
  • отметку о прохождении медосмотра перед выездом на маршрут;
  • диагностическая карта о проведении ежедневного технического осмотра автобуса перед выездом на маршрут;
  • оригинал свидетельства о регистрации транспортного средства с указанием присвоенных госномеров;
  • технический паспорт на автобус.

Если при проверке будет выявлено, что каких-то документов у водителя нет, то сотрудник дорожной Полиции может составить протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого к водителю или к перевозчику будет применен солидный штраф.

Чтобы такого не произошло, весь комплект документов должен находиться у водителя.

Штрафные санкции

Конституция об АП регулирует противозаконные действия перевозчиков следующим образом:

  • В соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ налагается штраф на должностное лицо в размере 5–10 тыс. рублей за не установку тахографа.
  • Отсутствие лицензии на право перевозок на рабочем месте (забыл дома) наказывается штрафом суммой в 5000 р. с водителя. Должностные и физические лица облагаются штрафной суммой в 50 тысяч рублей за неоформление лицензии и езды без нее. ИП за такой проступок наказываются суммой в 100 тыс. руб., а юридические лица на 400 тыс. руб.
  • Отсутствие договора фрахтования облагается штрафной санкцией в размере 5000 рублей.

Остальные меры воздействия на правонарушителей изложены в 11 разделе Конституции об АП.

Выбор автобусов с подходящими техническими характеристиками

При покупке автобуса для пассажирских перевозок уделяют внимание не только экономичности расхода топлива, но и уровню комфорта, надежности и другим важным характеристикам. Для пассажироперевозок по междугородным маршрутам обычно приобретают ТС зарубежного производства, для пригородных поездок – автобусы отечественных заводов, адаптированные к сложным условиям российских дорог и обеспечивающие возможность ремонта вне специализированных СТО.

Начинающий владелец бизнеса по автобусным пассажирским перевозкам может приобрести новый автобус или транспортное средство с пробегом. Оба этих варианта имеют свои преимущества и недостатки:

  • Модели б/у стоят дешевле новых, но гарантии, что транспорт будет исправно выполнять свои функции в течение длительного периода, отсутствуют. В ближайшее время после покупки возможны мелкие и крупные поломки, а, следовательно, непредвиденные расходы. Выход транспортного средства из строя на маршруте может существенно испортить репутацию перевозчика.
  • Новые автобусы стоят дороже, но имеют гарантии на определенное время пробега + сервисное обслуживание.

Популярные модели автобусов, подходящие для пригородных и междугородных перевозок:

    . Идеально подходит для междугородных перевозок. Общая вместимость – 50 мест, сидячих – 30. Пассажирские сиденья раздельные, регулируемые.

ПАЗ 320414

    . 35 сидячих мест, общая вместимость – 40 мест. При производстве этой модели используются узлы и агрегаты зарубежных производителей. Наличие пневматической подвески гарантирует высокую комфортабельность поездок.

КАвЗ-4238-62

    – междугородный/туристический автобус большого класса. Количество сидячих мест и общая вместимость – 47 мест. Сборка – корейская. Эта модель, много лет эксплуатируемая на российских дорогах, на практике показала высокое качество и надежность.

Hyundai Universe Noble

Документы

Фирмы и ИП, имеющие или арендующие ТС, занимающиеся регулярными перевозками должны обязательно лицензировать свою деятельность. Документ соответствия выдает Роспотребнадзор, по правилам, определяемым Постановлением Правительства № 280 от 02.04.2012.

Обратите внимание, что получать лицензию на перевозку пассажиров по заказу не обязательно. Сейчас ведутся споры о необходимости обязать и таких перевозчиков получать документ соответствия, но пока это не обязательно. Лицензия выдается на 5 лет.

Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 294 от 26.12.2008 перевозки по заказам имеют право осуществлять фирмы, только при условии наличия подтвержденного уведомления о своей работе.

Кроме того, перевозчики должны быть включены в Реестр транспортной инфраструктуры. Это перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые проходят проверку на соответствие самих ТС и всех сотрудников требованиям, предъявляемым законодательством к перевозчикам.

Как и на любое ТС, на автобус должен быть оформлен полис ОСАГО. В него должен быть обязательно вписан водитель, который находится за рулем в конкретный момент, либо это должна быть страховка на неограниченный круг пользователей.

Кроме того, на автобусы оформляется полис страхования пассажиров, в соответствии с ФЗ № 67 от 14.06.2012. Этот документ подтверждает факт покупки полиса на случай причинения вреда жизни, здоровью и багажу пассажира.

Законом определен достаточно высокий максимальный порог для выплат. При ущербе здоровью – 2 млн, при причинении смерти – 2 млн. 250 тыс., при повреждении или утрате багажа – 23 тыс.

У водителя должны быть права, трудовой договор, путевой лист. Если происходит перевозка групп заказным автобусом, то у водителя должен быть поименный список пассажиров, если перевозятся дети, то в нем должны быть указаны ответственные за поездку.

За 10 дней до момента осуществления перевозки детей ее организатор должен подать сведения в районный отдел ГИБДД, информирующий его сотрудников о предстоящем мероприятии.

Если в инспекции будет установлено, что автобусу необходимо сопровождение, то на руки заявителю выдают решение о назначении сопровождающего автомобиля, если, нет, то выдают отказ, который возить с собой нужно обязательно.

Права и обязанности пассажира

Бесплатная консультация юриста

Что касается пассажиров, которые пользуются общественным транспортом, они имеют следующие права:

  • без ограничений приобретать билеты на поездку любым маршрутом регулярных перевозок независимо от перевозчика;
  • знакомиться с расписанием движения автобуса не только в любом остановочном пункте, но и у водителя, осуществляющего перевозку по маршруту (п. 7 Правил);
  • садиться в автобус и высаживаться из него в любом остановочном пункте, которые предусмотрены расписанием (пункт 11 Правил);
  • потребовать остановить автобус на любом участке движения, предварительного уведомив об этом водителя или кондуктора (пункт 12 Правил);
  • при наличии билета на проезд безвозмездно пользоваться залами ожидания, туалетами, которые расположены внутри зданий автовокзалов или автостанций (пункт 21 Правил);
  • перевозить ручную кладь независимо от вида ее упаковки (п. 54 Правил);
  • сдавать багаж водителю для размещения его в специальном отсеке автобуса;
  • провозить с собой в городских и пригородных автобусах без приобретения отдельного билета детей в возрасте до 7 лет (пункт 1 часть 1 статья 21 Устава);
  • перевозить с собой в междугородних автобусах без приобретения отдельного билета детей в возрасте до 5 лет (пункт 1 часть 1 статья 21 Устава).

Запомните! Пассажир обязан:

  • приобрести билет в кассе автовокзала или автостанции на проезд по маршруту, который следует хранить при себе до окончания поездки;
  • предъявить билет для проверки по требованию кондуктора или контролера;
  • при поездке с ребенком, который имеет право на бесплатный проезд, иметь при себе документ, который удостоверяет его возраст (часть 3 статьи 21 Устава);
  • во время поездки соблюдать внутренние правила, которые установлены перевозчиком.

Что будет за нарушение правил

Водителю и организации

фото11

Нарушение ПДД водителем приводит к штрафу или возмещению вреда здоровью пассажира в результате аварии.

В обоих случаях ответственность несет организация или физическое лицо, совершавшее перевозку и являвшееся собственником транспортного средства. Об этом говорит норма Кодекса об административных правонарушениях РФ (ст. 2.6.1).

Весь понесенный ущерб в регрессном порядке организация или физическое лицо может в общем или судебном решении отнести на водителя в рамках статьи 238 Трудового кодекса.

Если Правила перевозки людей нарушаются водителем, он также несет административную ответственность, но персональную. За каждого непристегнутого пассажира может быть назначен штраф шоферу.

Пассажиру

Пассажир также попадает под административную ответственность как за несоблюдение ПДД, так и за нарушения правил перевозки пассажиров и багажа.

В обоих случаях могут наступить последствия в виде наложенного административного штрафа. Безбилетный проезд ст. 11.18 КоАП РФ — штраф, при этом не освобождает от необходимости оплатить проезд.

Ответственность

Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах

Ответственность за нарушение в сфере перевозок пассажиров предусмотрена КоАП. Кодекс предусматривает различные варианты наказания, как для водителей – нарушителей, так и для должностных лиц, уполномоченных выполнять соответствующие функции в фирме и для юридических лиц.

Однако, это не единственный вид ответственности, к которому могут привлекаться нарушители в данной области. За ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров сверх суммы, предусмотренной полисом страхования ответственности перевозчика, фирмы несут гражданскую ответственность, по правилам ГК РФ.

Если в результате нарушения правил, документов и законов был причинен тяжкий вред здоровью или возникла смерть, то данный вид правонарушений, является преступлением и квалифицируется по УК РФ.

Варианты оплаты при покупке пассажирского автобуса

При покупке автобуса для использования на пригородных, междугородных и экскурсионных маршрутах можно выбрать наиболее удобный способ оплаты. Возможные варианты:

  • Единовременный платеж. Автобусы отечественного производства стоят примерно от 1,5 млн. руб., зарубежные модели – от 5 млн. руб.
  • Кредит. Автокредитование – популярный способ приобретения транспорта в собственность. Но банковские учреждения обычно требуют дорогостоящее залоговое имущество, наличие поручителя. Еще один минус этого варианта – высокий процент переплаты. . Это наиболее удобный способ приобретения автобуса благодаря относительно невысокому первоначальному взносу, меньшей переплате и меньшему количеству требуемых документов по сравнению с кредитом, возможности сэкономить на налогах на прибыль и имущество.

Еще один вариант приобретения автобуса – его аренда. Но он имеет много подводных камней, поскольку в процессе эксплуатации могут выявиться скрытые неисправности, незамеченные при приемке транспортного средства.

Междугородные пассажирские перевозки – выгодный бизнес при условии его правильной организации и проведении рекламных кампаний. Один из эффективных способов рекламы – создание сайта в интернете, на котором клиент может получить информацию об автобусах, расписании, ценах, а главное – организовать платежный шлюз, с помощью которого можно удобно приобрести билет онлайн.

Административная

Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах

Водитель, управляющий автобусом, который не прошел техосмотр будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму от 500 до 800 рублей.

А вот фирмам придется заплатить 50 тыс. Если у водителя при себе не будет документов, подтверждающий оформленное право на осуществление деятельности, то размер наказания увеличивается до 5000 рублей, в соответствии с ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП.

В кодексе есть отдельная статья, определяющая наказание за неправомерную перевозку пассажиров.

Она определяет меру ответственности за неиспользование ремней безопасности, за несоответствующую правилам организацию перевозки детей, не соответствующую квалификацию водителя и отсутствие необходимых документов.

Водителям придется отдать 3 тыс. рублей, сотрудникам – 25 тыс., а фирмам – 100 тыс. Еще больший штраф, предусмотрен за передвижение автобусов с детьми в ночное время. Водитель, в лучшем случае, может отделаться штрафом в 5000 рублей, нормой предусмотрено также и лишение прав на срок до полугода. Должностные лица заплатят 50 тыс, а юр. фирмы – 200 тыс. рублей.

Ответственность для должностных лиц и фирм за ряд правонарушений в области допуска несоответствующих законодательству транспорта или водителя к работе предусмотрена ст. 12.31–12.32.

Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах

Если должностное лицо отправило в рейс неисправное ТС, то его привлекают к административной ответственности в виде штрафа 5000-8000 рублей.

Если эта неисправность представляет собой не соответствующие ГОСТУ световые приборы, установленные спереди, то такие сотрудники заплатят 15-20 тыс. рублей, а фирмы – 50 тыс.

Если сотрудники фирмы, выпустили водителя, который не подходит под требования, предъявляемые законом, то они наказываются штрафом 20 тыс., а юр. фирмы – 100 тыс.

Если на фирме нарушаются правила прохождения водителями осмотра их состояния здоровья, причем, как перед началом пути, так и после его завершения, или правила проверки технического состояния самого ТС, то такое упущение будет наказываться в 30 тыс.

Если не выполняются требования, придерживаться которых необходимо для осуществления безопасных перевозок, то ответственность наступает по ст. 11.15.1 КоАП. Для юридических лиц это штраф до 100 тыс. рублей.

Если фирма будет привлекаться повторно, то платить уже придется 200 тыс., возможно даже приостановление работы на срок до 3 месяцев. А если будет установлено, что данное правонарушение совершено умышленно, то штраф возрастет до 500 тыс. рублей.

Посадка и высадка

При посадке и высадке пассажиров из автобуса используются только служебные двери. Кроме них транспортное средство должно быть оборудовано запасным выходом и аварийными люками. Они предназначены для использования, только если во время движения или стоянки возникла опасность для жизни и здоровья пассажиров, например пожар.

Каждая дверь, которая имеется в транспортном средстве, должна с легкостью открываться изнутри. Местонахождение запасного выхода должна быть обозначено надписью — «Запасной выход», а аварийного – «Аварийный выход».

Маломестные автобусы должны иметь минимум двое дверей. В автобусах с большой вместимостью количество выходных дверей должно быть больше. Конкретное их количество зависит от наличия пассажирских мест, которыми оборудовано транспортное средство.

Контроль за оплатой проезда в течение маршрута движения осуществляет кондуктор или водитель. Если это возложено на водителя, то посадка и высадка пассажиров осуществляется через переднюю дверь и только после полной остановки движения автобуса.

Посмотрите видео. Новые правила пассажирских перевозок:

Особенности перевозок пассажиров по городским маршрутам

Каждый вид осуществляемых перевозок пассажиров характеризуется своими особенностями. Так, в пределах черты населенного пункта посадка и высадка осуществляется только на оборудованных для этого площадках.

Однако в маршруте движения может быть предусмотрена одна или несколько остановок по требованию. Согласно ст. ст. 14 и 17 ФЗ № 220, при оплате проезда могут применяться регулируемые и нерегулируемые тарифы.

Заключение

Правила пассажирских перевозок автобусом зафиксированы в нескольких нормативных актах. В этом состоит сложность по осуществлению данной деятельности.

За нарушение этих правил предусмотрена очень серьезная ответственность, как для водителя, так и для должностных лиц и фирм. Поэтому, прежде чем приступить к этой деятельности, требуется внимательно изучить законодательство РФ.

Междугороднее сообщение

Междугородние перевозки регулируются Уставом. Так, согласно части 4 статьи 4 данного нормативного акта, к междугородним относятся перевозки, которые осуществляются между населенными пунктами, расстояние между которыми составляет более 50 км.

Для работы на таких маршрутах автобусы должны иметь мягкую подвеску и быть оснащены мягкими сиденьями и климатическими установками.

Важно! Междугородняя перевозка пассажиров осуществляется:

  • без пересадок в другой автобус (сквозной метод);
  • с пересадками в другой автобус (участковый метод).

Пригородные автобусы

К пригородным маршрутам относятся автобусные перевозки между населенными пунктами, которые расположены друг от друга на расстоянии до 50 км.

Пригородные маршруты характеризуются следующими особенностями:

  • при предварительной продаже билетов подлежит взиманию комиссия;
  • билеты продаются без указания мест для сидения;
  • при утере билета его стоимость не компенсируется.

Автобусы по заказу

Часть 2 статьи 27 Устава предусматривает возможность осуществления перевозки пассажиров по договору фрахтования. Это так называемые «нерегулярные перевозки».

Маршрут движения на основании такого договора определяется заказчиком. Если перевозчик не предоставит автобус в оговоренное договором время и место, то он обязан уплатить штрафные санкции.

Их размер определяется частью 2 статьи 34 Устава и рассчитывается исходя из оплаты стоимости пассажироместа. В абсолютном выражении составляет 20 процентов от суммы договора.

Автобусы экскурсионного назначения

Перевозчик может использовать имеющиеся в парке автобусы не только для регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров, но и для экскурсий. При этом никаких конструкционных изменений в транспортное средство вносить не требуется.

Водитель должен соответствовать таким же требованиям, как и при задействовании его для перевозки пассажиров по маршруту. Тем более, что пассажиры экскурсионного автобуса представлены организованной группой граждан.

Все условия и особенности экскурсионной поездки оговариваются в договоре, заключаемом в письменной форме.

Учтите! В нем должны содержаться сведения:

  • о конечном пункте назначения;
  • о маршруте передвижения;
  • о времени и месте остановок;
  • о количестве экскурсантов, которые будут принимать участие в поездке;
  • о лице, ответственном за перевозку пассажиров;
  • о времени использования автобуса в экскурсионной поездке.

Если автобус предоставляется для экскурсионных поездок на регулярной основе, то данное обстоятельство должно быть отражено в договоре. Кроме того, некоторые особенности условий договора также должны быть отражены.

Например:

  • автобус должен быть подан на посадку экскурсантов не позже чем за 15 минут до начала поездки по оговоренному маршруту;
  • начало движения – не ранее 6 часов утра;
  • окончание движения – не позже 22 часов вечера;
  • экскурсовод или сопровождающее лицо должны иметь пофамильный список всех участников экскурсии.

Перевозки в зимнее время

Если перевозка пассажиров осуществляется в зимнее время, то отключать отопление салона автобуса полностью запрещено. При неисправной системе отопления автобус в рейс не может быть выпущен. Если стекла окон автобуса обледеневают, то это может явиться основанием для подачи жалоб со стороны пассажиров на перевозчика.

Для недопущения дорожно-транспортных происшествий на автобус должны быть установлены шины с шипами. Летняя резина должна быть снята. При несоблюдении данного требования водитель будет оштрафован.

Перед началом движения водитель обязан проверить, в каком техническом состоянии находится автобус, а также насколько плотно происходит закрывание дверей и окон. Отопительное устройство, которым оборудован автобус, не должно выделять токсичных веществ. А его место расположения должно исключить контакт с пассажирами транспортного средства.

Служебный транспорт

Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе купить для своего служебного использования автобус. Данным транспортом его собственник будет распоряжаться самостоятельно.

По указанию собственника, оформленного документально, автобус может использоваться:

  • для командировок сотрудников;
  • для служебных поездок;
  • для доставки работников и служащих от места жительства к работе и обратно;
  • для выездов на корпоративы.

Несмотря на то, что автобус используется в служебных целях, его эксплуатация должна обеспечивать безопасность при осуществлении перевозки.

Возможные штрафы за нарушения

Каждый автобус, который задействован при перевозке пассажиров, доложен быть оборудован тахографом. В случае отсутствия прибора, незаконной корректировки его показаний, несоответствия прибора к виновному должностному лицу, согласно статье 11.23 КоАП, применяется штраф размером от 5000 до 10000 рублей.

Если в работе водителя будет нарушен режима его труда и отдыха, наказание составит от 1000 до 3000 рублей. За грубые нарушения правил перевозки пассажиров перевозчик может быть лишен лицензии на такой вид деятельности.

Посмотрите видео. ФЗ №386. Автобусные перевозки пассажиров строго по лицензии:

консультация юриста бесплатно онлайн и по телефону горячей линииДорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7-495-899-01-60

Москва, Московская область

+7-812-389-26-12

Санкт-Петербург, Ленинградская область

8-800-511-83-47

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий

Adblock
detector