Штраф за поворот из неправильной полосы
В этой статье будут рассмотрены штрафы, которые могут быть наложены на водителя при повороте не со своей полосы.
Подобное нарушение можно довольно часто встретить на перегруженных перекрестках.
Сегодня речь пойдет как о размерах штрафов, так и о ситуациях, в которых они могут быть наложены. Существенное значение в данном случае имеет направление, в котором поворачивает автомобиль (налево или направо).
Как правильно выполнять поворот направо на перекрестке
Перекресток – это зона повышенной опасности, в которой водители оказываются каждый день. Чтобы свести риски аварии к минимуму, автовладельцы должны четко знать и придерживаться правил проезда. Один из самых частых маневров, которые совершают водители — это поворот направо на перекрестке, и, чтобы не создавать аварийных ситуаций, каждый автомобилист должен четко знать правила дорожного движения.
Поворот налево
Поворот налево явно сложнее поворота направо, так как в этом случае необходимо контролировать транспорт, приближающийся к перекрестку со всех четырех сторон. Давайте сразу начнем раскладывать траекторию движения на три этапа.
Выбор полосы движения перед перекрестком
Во второй статье серии “Правила проезда перекрестков” рассмотрим пункты правил дорожного движения, связанные с выбором правильной полосы движения.
Напомню, что в предшествующей статье речь шла о том, что такое перекресток, и где проходят его границы.
Существуют две основные задачи, которые нужно решить заблаговременно, т.е. до того, как автомобиль подъехал к перекрестку:
- Выбрать правильную полосу движения. Об этом речь пойдет ниже.
- Определить разновидность перекрестка. Это вопрос рассмотрен в следующей статье.
Поворот направо по ПДД
Для начала предлагаю рассмотреть идеальную ситуацию, которая не вызывает никаких проблем у большинства водителей:
Итак, поворот направо в данном случае необходимо осуществлять из крайнего правого положения на проезжей части в соответствии с пунктом 8.5 ПДД. Обратите внимание, что нужно не просто перестроиться в правую полосу, но и ехать как можно ближе к её правому краю.
Подробнее про маневр
Это один из самых простых и распространенных маневров на перекрестке, который водители совершают постоянно, и теоретически он не должен вызывать у них никаких проблем.
Но, как ни странно, очень часто при этом маневре нарушаются правила, несмотря на его понятность и простоту.
Что говорится в ПДД?
Согласно пунктам правил дорожного движения, для верного выполнения поворота направо нужно придерживаться следующих действий:
- Подготовка к маневру: сигнал поворота подавать заблаговременно, то есть не во время выполнения маневра.
- Выполнение маневра: нужно придерживаться угла тротуара. При повороте водитель обязан уступить пешеходам дорогу (п.13.1 ПДД).
- Завершение маневра: поворот нужно завершить не меняя траектории. Несколько метров нужно двигаться в той же полосе и только оценив обстановку можно перестраиваться (если полоса не одна, а несколько). Водитель имеет право перестроиться сразу после поворота, но стоит помнить, что маневр должен быть коротким и комфортным для других участников движения.
ВАЖНО! Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
Поворот на перекрестке
На перекрестке выполнить поворот направо проще, чем налево, поскольку не приходится пересекать полосу встречного движения. Нужно лишь придерживаться крайнего правого положения и угла тротуара.
С несколькими полосами движения
В целом процесс выполнения маневра не отличается. Трудности могут возникнуть в том случае, если крайняя правая полоса при повороте занята каким-либо другим транспортом. Тогда поворот направо будет совершен не в правую полосу, как указывает пункт 8.6 ПДД, а в ту, что располагается левее. И в этот момент нужно обращать внимание на ситуацию слева и слева-сзади.
Если светофор на перекрестке оборудован дополнительной секцией для поворота направо, то в зависимости от комбинации сигналов этого светофора, будет изменяться приоритет по отношению к встречному транспорту (п.8.6 ПДД).
ВАЖНО! В том случае, если на перекрестке несколько полос движения, перед поворотом нужно занимать крайнюю правую полосу и крайнее правое положение. То есть автомобиль должен стоять так, чтобы никто больше не мог втиснуться между ним и тротуаром. Особенно актуальны эти правила для дорог без разметок.
Поворот направо — въезд на прилегающую территорию или во двор
Иногда бывает так, что перед въездом припаркован другой автомобиль. Он может стоять с нарушением ПДД или без нарушения, это не важно, но стоит именно перед тем въездом, куда требуется повернуть.
В общих случаях, когда поворот направо с правой полосы свободен, последовательность действий водителя, обычно, следующая: Двигаясь по крайней правой полосе, необходимо заблаговременно включить указатель правого поворота, снизить скорость и повернуть направо с учетом пункта 13.1 ПДД (по необходимости).
Когда въезд-выезд узкий, и в этот момент с территории выезжает другой автомобиль, то целесообразно сначала выпустить того, затем, заехать самому.
Но когда перед въездом стоит припаркованный автомобиль или въезд с правой полосы по каким-то причинам затруднен, то для поворота направо, сначала, придется это «препятствие» объехать с его левой стороны. Для этого нужно по всем правилам перестроиться влево.
Поэтому сначала должен быть включен указатель левого поворота, затем следует перестроение из правой на левую полосу и выключение «поворотника». Далее, плавное снижение скорости, после того, как достигли «препятствие», нужно сразу включить правый «поворотник» и, завершив объезд, повернуть направо, на территорию или во двор, в общем, туда, куда нужно.
Описанный алгоритм таит в себе три опасных момента. Первый – у стоящего автомобиля может внезапно открыться левая дверь, поэтому, объезжая его, не следует прижиматься близко к нему.
Но и сильно далеко от него отстраняться тоже не следует, иначе, едущий за вами водитель, может неправильно растолковать ваш маневр и попробует «вклиниться» между вашим и припаркованным авто. В этом, как раз, и таится вторая опасность. Вместо автомобиля сзади может ехать мотоциклист, а ему для того, чтобы проехать между машин, нужно совсем мало места.
Не следует долго задерживаться на левой полосе – как только будет завершен объезд, нужно тут же уходить вправо.
И третий опасный момент – стоящий автомобиль может начать движение, причем, без всяких указателей поворота.
Такую возможность нужно попытаться предусмотреть по косвенным признакам: есть ли водитель в машине, работает ли двигатель (можно определить по выхлопной, но летом, например, это сложно), момент начала его движения (со стороны можно определить по началу вращения колес).
Если есть сомнения в том, что припаркованный автомобиль вас пропустит вперед, подъезжая, можно коротко подать звуковой сигнал для предупреждения о возможном столкновении.
Первый этап
Первый этап подготовки к повороту налево заключается в выборе крайнего левого положения. И уже на этом этапе возникают некоторые сложности.
Когда дорога имеет разметку на полосы движения, а также линию, разделяющую встречные потоки, то достаточно лишь вплотную прижаться к “осевой” линии, и это будет крайним левым положением (рис. 12).
Рис. 12. Крайнее левое положение при наличии дорожной разметки
А если дорожной разметки нет? Например, дорогу только что покрыли свежим асфальтом и разметку нанести еще не успели.
В таком случае надо “пошире открыть глаза”, мысленно разделить дорогу на две равные половины и занять то положение, которое явно покажет всем остальным водителям Ваши намерения (рис. 13). Если в это время на Вашем автомобиле будут включены еще и указатели поворота налево, то всем станет понятно, что Вы собираетесь делать в дальнейшем.
Рис. 13. Крайнее левое положение на “голой” дороге
Какую полосу движения занять перед перекрестком?
Ответ на этот вопрос в первую очередь зависит от того, в какую сторону Вы намерены продолжить движение (прямо, налево, направо или в обратном направлении). При этом также нужно учитывать требования дорожных знаков и разметки, указывающих разрешенные направления движения по полосам.
Примечание. В рамках этой статьи будут рассматривать только перекрестки без трамвайных путей. Ситуации с трамвайными путями рассмотрены в отдельной статье.
Разрешен ли такой маневр
Такой маневр давно разрешен в штатах Северной Америки, странах Азии и Евросоюза. В России данный закон введен в качестве эксперимента в 2017 году. Пока что он действует до осени 2020 года. Важно, что маневр разрешен только на тех регулируемых перекрестках, где стоит соответствующая табличка.
В большинстве городов России таких табличек нет. Эксперимент проводится преимущественно в крупных городах. Впервые такой маневр стал разрешен в Москве. Первоначально аналогом этой таблички была постоянно горящая зеленая стрелка направо, которая появилась еще до принятия временного закона о повороте направо на красный.
На оживленных перекрестках устанавливают светофоры с добавочной секцией. Если на ней горит зеленая стрелка вправо, то движение разрешено, даже если основное табло подает запрещающий сигнал.
Как это работает
Рядом с красной лампой светофора вывешивается табличка со стрелкой направо и надписью: «Уступи всем и можешь повернуть». Иногда надписи нет: только зеленая стрелка. Таким образом, водитель, занимающий крайнюю правую полосу, может совершить поворот направо при горящем красном сигнале светофора, если этот маневр никак не повлияет на скорость и траекторию движения транспорта и пешеходов, которые имеют в данный момент преимущество.
Такое нововведение поможет разгрузить оживленный перекресток и сэкономить время и топливо тем, кто поворачивает направо. Если при повороте не создается помехи главенствующим транспортным средствам, то от маневра на красный свет никому не будет доставлено неудобств: скорее даже наоборот.
Что об этом сказано в ПДД
Поскольку правило было утверждено временно и окончательно не закреплено, в ПДД РФ нет раздела или пункта, посвященного повороту направо на горящий красный свет.
То, что на одном перекрестке разрешен этот маневр, вовсе не означает, что он разрешен вообще на всех перекрестках. Если на светофоре нет соответствующего указателя, то поворачивать направо на красный сигнал нельзя. Даже если правило утвердят, нет гарантий, что стрелки с поворотом направо появятся на всех перекрестках страны.
Помимо табличек со стрелкой, на светофор могут прикрепляться световые индикаторы. Если горит зеленая стрелка, то маневр разрешен. Если стрелка не горит, но светится красный сигнал, то поворот запрещен. Вне зависимости от того, какой сигнал на основном светофоре, движение направо будет запрещено, если горит красный контур справа. Информация о дополнительных секциях светофора есть в пункте 6.3 ПДД.
Штраф при повороте направо
На рисунке выше оранжевый автомобиль поворачивает направо из второй полосы, хотя дорожные знаки такой маневр запрещают.
В этом случае нарушитель будет наказан по части 1 статьи 12.16 КоАП:
1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Максимальное наказание за поворот направо не со своей полосы составляет 500 рублей. Также возможен и вариант в виде предупреждения.
Наказание по части 1 статьи 12.16 может быть наложено только в том случае, когда перед пересечением проезжих частей установлены знаки или нанесена разметка, указывающие направления движения по полосам.
Поворот направо в отсутствие разметки
Поворот направо в отсутствие разметки также обычно не вызывает никаких проблем:
Ситуация на левой картинке ничем не отличается от поворота при наличии разметки. Водитель занимает крайнее правое положение на проезжей части и выполняет поворот.
Что касается поворота направо, изображенного на правой картинке, то он осложняется припаркованным в непосредственной близости от перекрестка автомобилем. Тем не менее в этой ситуации большинство водителей занимают крайнее из возможных положение на проезжей части и без проблем выполняют поворот.
Опасные ситуации
Опасные ситуации могут возникнуть в следующих обстоятельствах:
- на перекрестке с круговым движением. На него разрешено въезжать с любой полосы. Если из круга нужна выехать в первый по ходу съезд, то лучше заехать с крайней правой полосы. В иных случаях следует использовать левую полосу. Перестраиваться на круге опасно, так как маневр происходит не по прямой, а по дуге;
- на многополосных дорогах, где разрешен поворот направо не только с крайней полосы, следует особенно внимательно следить за обстановкой справа, так как есть риск столкновения с таким же поворачивающим водителем;
- при въезде на прилегающую территорию также нередки опасные ситуации. Например, при въезде во двор дорога может быть заставлена припаркованными автомобилями или техническим транспортом. Для объезда сначала нужно по всем правилам перестроиться влево, и лишь после объезда вернуться на свою полосу.
Перекресток без знаков и разметки, указывающих направления движения по полосам
Если перед перекрестком нет ни знаков 5.15.1 и 5.15.2, ни разметки 1.18, то расположение автомобиля регламентируется пунктом 8.5 правил дорожного движения:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Если на таком перекрестке Вы собираетесь повернуть направо, то Вам необходимо предварительно занять крайнее правое положение на проезжей части, т.е. крайнюю правую полосу.
Если на перекрестке Вы собираетесь повернуть налево или развернуться, то Вам необходимо заблаговременно занять крайнюю левую полосу.
Если же Вы хотите проехать прямо, то можно занять абсолютно любую полосу. В том числе крайнюю левую или крайнюю правую.
Автомобиль | Разворот | Поворот налево | Движение прямо | Поворот направо |
Зеленый | + | + | + | |
Белый | + | |||
Синий | + | + |
Где и когда можно повернуть на красный сигнал
Поворачивать на красный можно, если:
- Есть соответствующая табличка или световой индикатор, допускающая этот маневр. Если на светофоре нет дополнительных секций или указателей, то ехать на красный сигнал нельзя вне зависимости от направления.
- Водитель, который собирается повернуть, занимает крайнюю правую полосу.
- Весь транспорт, имеющий преимущество, уже проехал.
- Не будет создано помехи пешеходам.
Опыт подобного поведения на перекрестке оказался удачным. Он не только поспособствовал уменьшению заторов, но и увеличил уровень внимательности и вежливости среди водителей. Поворот направо на красный сигнал разрешен до осени 2020 года, но о том, будет ли полностью утвержден законопроект пока не известно.
Штраф при отсутствии знаков и разметки
Рассмотрим ситуацию, изображенную на рисунке. Перед перекрестком не установлены ни знаки, ни разметка, указывающие направления движения по полосам. При это водитель оранжевого автомобиля поворачивает налево “вторым рядом”. Однако поскольку знаков и разметки нет, то водителя невозможно привлечь к ответственности по статье 12.16 (рассмотрена выше).
1 1 . Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
То есть водитель может получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей. При этом не имеет значения, в какую сторону выполняется поворот (налево или направо).
Также не имеет значения, на каком расстоянии от края проезжей части (при повороте направо) или линии разметки (при повороте налево) едет автомобиль. Наказание будет одним и тем же, и если водитель поворачивает вторым рядом, и если он поворачивает в метре от бордюра.
Санкции за неправильное выполнение маневра
Если автовладелец совершил поворот не по правилам, его могут остановить и выписать штраф 500 рублей.
Если в результате нарушения произошло ДТП, то автовладелец будет признан виновным, хотя часто в таких ситуациях виновными считаются оба участника ДТП.
Штрафы за нарушение ПДД
За нарушение правил дорожного движения предусмотрены штрафные санкции. Их размер зависит от степени опасности нарушения.
- За поворот под запрещающий знак (например, если разрешено движение только прямо) штраф составит 1000-1500 рублей.
- Если правила для выполнения поворота были несоблюдены (например, маневр был совершен не со своей полосы), то водителя оштрафуют на 500 рублей, или же сделают предупреждение (ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ).
- Если при повороте налево или направо водитель заехал на одностороннюю встречную полосу, то его накажут более строго: штраф 500 рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.
- Совершение поворота через сплошную линию карается штрафом от 1000 до 1500 тысяч рублей.
- Если водитель не уступит дорогу автомобилю, имеющему преимущество, то штраф составит 1000 рублей.
- За нарушение правил разворота начисляются штрафные санкции в размере 500-1500 рублей. Разворот запрещен на остановках общественного транспорта, пешеходных переходах, мостах, эстакадах, железнодорожных переездах, в тоннелях, в местах с видимостью дороги менее 100 метров.
Штрафы невелики, но нарушения ПДД могут привести не только к санкциям: всегда есть риск попадания в ДТП, а здесь уже нельзя будет отделаться тысячей рублей. Соблюдение правил дорожного движения — обязательное требование для всех автолюбителей и пешеходов. Вождение автомобиля — большая ответственность, поэтому водителям стоит регулярно повторять ПДД и вспоминать значения дорожных знаков и разметок.
Заезд на круговое движение. Опасные моменты при перестроении
ПДД разрешают заехать на круговой перекресток с любой полосы (пункт 8.5 ПДД). В какой-то степени въезд на круговое движение – это поворот направо. Более того, в качестве подсказки, дорожной разметкой 1.7 может быть обозначено конкретное направление въезда на круг по каждой из полос. Это очень удобно.
В качестве примера можно посмотреть видеоролик в статье Столкновение на круге. Там хорошо видно разметку.
В подавляющем большинстве случаев, когда нужно выехать из круга в первый по ходу движения съезд, то рекомендуется заезжать на круг с крайнего правого ряда. Если планируется движение по кругу и выезд из него во второй и следующие съезды, то рекомендуется въезжать на круговой перекресток с других полос, кроме крайней правой.
Это нужно для того, чтобы избежать ненужных перестроений на круговом движении, особенно в местах въезда на круговой перекресток. Именно перестроения на кругу таят в себе много неприятностей.
Опасность перестроений на кругу в том, что движение ТС осуществляется не прямо, а по дуге окружности. Пространство слева-сзади автомобиля просматривается лучше, чем справа-сзади, но если доверять только зеркалам, то высока вероятность не заметить автомобиль сзади в мертвой зоне зеркал.
Поэтому, кроме обзора дороги сзади посредством зеркал, еще необходимо «крутить» головой по сторонам, чтобы никакая опасность не могла ускользнуть от взгляда. В статье Подлез под грузовичок рассмотрена одна из похожих дорожных ситуаций на круговом перекрестке.
Перечисленные случаи с поворотом направо на перекрестке или траекторией поворота направо – это лишь малая часть конфликтных ситуаций на дороге. Все охватить невозможно, да и нет в этом необходимости.
Нужно понимать, что опасная ситуация может возникнуть в любом месте в любой момент, и постараться исключить фактор внезапности. Для этого нужно постоянно следить за дорогой и быть готовым к разного рода неожиданностям.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 25.01.2021
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Советы по правильному выполнению поворота
Для того чтобы научиться поворачивать направо правильно, придется уменьшать радиус поворота автомобиля, чтобы он выезжал с крайнего правого положения и оказывался также на самой правой полосе. Для этого нужно изначально занять правильную позицию и во время маневра сильнее выкручивать руль, чтобы оказаться на правой полосе, а не в левой части дороги. Конечно, правильное исполнение маневра кажется не таким комфортным, зато это гораздо безопаснее и удобнее для других машин, так что лучше учиться поворачивать правильно.
Перекресток с разметкой 1.18
Рассмотрим описание разметки 1.18 из правил дорожного движения:
1.18 – казывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;
Стрелки на разметке 1.18 имеют то же значение, что и стрелки на знаках, рассмотренных выше. Т.е. чтобы выполнить маневр в нужном Вам направлении, нужно занять полосу, разметка на которой разрешает этот маневр выполнить.
Автомобиль | Разворот | Поворот налево | Движение прямо | Поворот направо |
Зеленый | + | + | ||
Белый | + | |||
Синий | + |
Примеры из практики
Есть множество примеров, которые подтверждают необходимость правильного выполнения поворота направо:
- Один автомобилист при повороте направо увеличил радиус и столкнулся со встречной машиной, которая в этот момент поворачивала налево, не нарушая правил, поскольку повернуть налево можно в любой ряд. Виноваты в столкновении будут оба, ведь один нарушил правила, а второй не пропустил машину, которая ехала с правой стороны.
- Если на правой полосе стоит непреодолимое препятствие (авария или сломанный автомобиль), не стоит пытаться его объехать или протиснуться между ним и обочиной. В такой ситуации разрешен поворот с левой полосы.
- Если в момент поворота перекресток переходят пешеходы, придется пропустить их, не пытаясь объехать и продолжить движение — это опасно и увеличивает риск столкновения с другим автомобилем.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
Перекресток со знаками 5.15.1 или 5.15.2 и разметкой 1.18
Этот вариант самый сложный из рассматриваемых сегодня.
Как правило, дорожная разметка дублирует соответствующие знаки, и в этом случае никаких проблем не возникает. Однако на практике значения знаков и разметки могут противоречить друг другу.
В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Т.е. в случае противоречия знаков и разметки нужно выбирать полосу движения в соответствии с дорожными знаками 5.15.1 или 5.15.2.
Автомобиль | Разворот | Поворот налево | Движение прямо | Поворот направо |
Зеленый | + | |||
Белый | + | |||
Синий | + |
Примечание. Если Вы встретите подобную ситуацию на практике, то имеет смысл в письменном виде обратиться в ГИБДД. В заявлении укажите, что организация дорожного движения на перекрестке некорректная и предложите вариант ее исправления (замену знака или разметки).
В этой статье речь шла о том, как выбрать правильную полосу движения перед перекрестком. Однако это не единственная задача, которую нужно решить до въезда на перекресток. В следующей статье Вы узнаете о том, как определить тип перекрестка.
ли со статьей или есть что добавить?