Нормы гсм на автотранспорте

Содержание

Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса

Норма расхода бензина — это утвержденные Минтрансом стандарты, которые используются для статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности и для расчетов себестоимости перевозок и других транспортных услуг.

Для чего нужны нормы ГСМ и как их правильно утвердить

Нормы ГСМ

Компании, использующие в своей деятельности автотранспорт, практически ежедневно несут расходы на покупку топлива. Для того, чтобы проконтролировать такие расходы и не допустить злоупотреблений со стороны водителей, руководству и бухгалтерии понадобятся значения норм по списанию ГСМ. Где их найти и можно ли высчитать самим? Как составить приказ об их утверждении? Обо всем этом расскажем в нашем материале.

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Как составить приказ об утверждении норм расхода топлива в 2022 году

Утверждение норм расхода топлива на предприятии — это процедура, определяющая правила списания горюче-смазочных материалов, расходуемых при использовании служебного автотранспорта. Локальные показатели на летний и зимний периоды устанавливают отдельным приказом.

Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2021 году

К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Как регулируются нормативы

Для работы транспортного средства необходимо топливо. К аждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — это норма расхода топлива по маркам автомобилей. Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).

Минтранс ввел нормативы отдельным Распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018). Документ устанавливает сразу несколько категорий стандартов по расходу топлива и ГСМ:

  1. Базовый норматив затрат бензина в литрах на 100 км в снаряженном состоянии.
  2. Транспортный стандарт в литрах на 100 км в эксплуатации (при проведении транспортной работы), в том числе:
    • стандарт затрат для автобуса с учетом снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров;
    • норматив потребления для самосвалов с учетом снаряжения и номинальной загрузки ТС.
  3. Транспортный норматив грузового авто в литрах на 100 тоннокилометров, определенный при проведении транспортных работ.

Нормативы устанавливаются в литрах, например, для бензина или дизельного топлива. Либо стандарты закрепляют в метрах кубических, если, к примеру, транспорт потребляет газ.

Зимние нормы расхода топлива в 2019-2020 году

В 2020 году продолжают действовать правила, установленные в области использования горюче-смазочных материалов в соответствии с распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р. Наиболее свежие поправки были внесены распоряжением 06.04.2018 № НА-51-р, в рамках которых были скорректированы лимиты потребления и некоторые коэффициенты.

В зимний период коэффициент норматива увеличивается на 15 %. Также нужно учитывать территориальную привязку транспортного средства. В соответствии с последними изменениями Севастополь был выделен как город федерального значения.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Когда издается такое распоряжение

Многие компании используют в своей деятельности автомобильный транспорт. При эксплуатации автотранспорта неизбежно возникают затраты на приобретение горюче-смазочных материалов. Строго нормированного порядка списания для коммерческих организаций, установленного государством, сейчас не существует, и организация вправе установить собственный, издав приказ о нормах расхода ГСМ. Необходимость нормирования продиктована требованиями контролирующих органов: любые затраты необходимо обосновать и документально подтвердить. С другой стороны, установка расхода топлива по четким нормативам позволяет контролировать его приобретение ответственными лицами.

Нормы расхода топлива на 2021 год Минтранс РФ. Последняя редакция. Таблица

Нормы расхода топлива Минтранс на 2021 год последняя редакция от 18.01.2019 на нашем сайте опубликованы в виде таблицы и предназначаются для ознакомления с нормами расхода топлива и качественного контроля органами работы во многих Российских транспортных компаниях, государственных и коммерческих организаций, которые пользуются передвижными транспортными средствами.

Базовые нормы расхода топлива (л/100км) приведены для корректного учета потребления горюче-смазочных материалов на предприятиях в целях финансового контроля и подсчета статистики.

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Возможность нормирования

нормы расхода гсм

Нормирование расходов представляет собой сравнение нормативных затрат на различные горюче-смазочные материалы с теми расходами, которые были фактически списаны.

Есть две основные технологии того, каким образом списываются ГСМ:

  • На базе информации о фактически использованном топливе. При этом стоит отметить, что, если вы собираетесь учитывать нормы расхода ГСМ, в специализированном акте должны детально подтверждаться остатки бензина в баках.
  • В соответствии с нормами расхода, которые утверждаются руководителем компании, учитывая марку и модель используемых автомобилей, степень износа каждого из них, а также особенности условий работы. Также стоит отметить, что при списании используются и нормы расхода ГСМ, которые устанавливаются распоряжением Министерства транспорта РФ.

Можно ли разработать индивидуальные нормативы

Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.

Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). К аждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.

Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.

Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.

Нормативные значения утвердите локальным приказом.

Обязательно ли утверждать нормы расхода ГСМ

Все очень просто – нормы расхода ГСМ можно установить внутренним приказом по организации. В нем необходимо учесть специфические особенности эксплуатации автотранспортного средства и утвердить более высокие или более низкие значения для списания топлива по сравнению с рекомендуемыми от Минтранса.

В то же время издание приказа (или другого локального нормативного акта) остается на усмотрение экономических субъектов. Можно обойтись и без него. Связано это с тем, что налоговый кодекс не обязывает нормировать расходы на ГСМ и их можно списывать по факту. Это подтвердил и Минфин в своих последних разъяснениях, см., например, письмо от 26.09.2019 № 03-03-07/74189.

Но нужно помнить, что утвержденные предприятием нормы способны помочь в конфликтах с налоговиками, если те решат, что затраты на топливо слишком велики. Суды в спорных ситуациях часто встают на сторону компаний при наличии подписанного приказа, которым подтверждается экономическая обоснованность расходов – а это значимое условие для отражения их в налоговом учете.

Кроме того, нормирование расходов поможет предотвратить нецелевое использование или хищение ГСМ. При наличии норм, полученных опытным путем, легче просчитать рентабельность автотранспортной техники.
Все указанные факторы склоняют к тому, чтобы утвердить нормы расходы для списания ГСМ внутренним распорядительным документом.

Чек-листы и памятки для бухгалтера - бесплатно

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Нормативная база

Издавая приказ об утверждении нормы ГСМ, организация ориентируется на рекомендуемый Распоряжением Министерства транспорта РФ № АМ-23-Р от 14.03.2008 объем расхода топлива. В нем отражено нормирование горюче-смазочных материалов по видам автомобиля и порядок пересчета при особых условиях эксплуатации автомобиля.

Если автотранспортное средство не указано в Распоряжении АМ-23-Р, ориентироваться следует на техническую документацию производителя.

В письме № 03-03-07/74189 от 26.09.2019 Минфин подтвердил, что организация вправе издать приказ о списании ГСМ по фактическому расходу. Но требуется документальное подтверждение и экономическое обоснование размера затрат и подтверждение того, что они понесены при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

ГСМ — что это такое. Расшифровка ГСМ

Нормы расхода ГСМ 2021 — Таблица нормативов

ГСМ — это аббревеатура, расшифровывается как Горюче-Смазочные Материалы: нефтепродукты, к которым относятся смазки (мало для ДВС, КПП), бензин, дизельное топливо, охлаждающие жидкости, прочие расходные материалы для обслуживания автомобиля, проведения ТО и увлечения срока полезного использования транспортных средств, согласно нормам расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ в последней редакции.

Нормы расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ. Последняя редакция. Таблица по маркам автомобилейНормы расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ. Последняя редакция

Как считать

Чиновники выделили три основных понятия:

Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.

Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.

Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2020 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:

Формула расчета расхода топлива для автобуса

Чтобы рассчитать расход топлива у автобуса, нужно использовать формулы, установленные Приказом № АМ-23-р.

Qн = 0,01 Нs S(1+0,01D) + Нот

Qн – установленный норматив по расходу горючего. Прописывается в литрах;
Нs – стандартный показатель расхода, указанный для расстояния пробега в 100 километров;
S – величина накопленного пробега вашего транспортного средства;
D – коэффициент к норме, указанный в процентах. Это может быть как параметр снижения, так и относительной суммарной надбавки;
Нот – указанная для вашей марки автобуса норма расхода топлива при условии использования конструкционно предусмотренных отопителей салона. Прописывается в л/ч;
Т – общая продолжительность работы системы отопления в салоне, выраженная в часах.

Как утвердить нормы расхода на ГСМ

При утверждении норм списания организациям нужно ориентироваться на:

  1. Методические рекомендации Минтранса.
  2. Рекомендации завода-изготовителя.
  3. Результатами, полученными в ходе контрольных замеров расхода топлива.

В том случае, если компания пропишет для себя цифры, рекомендуемые Минтрансом, то это практически стопроцентно избавит ее от споров с налоговыми органами. В противном случае второй и третий пункт приведенного перечня помогут обосновать повышенные значения показателей.

Утверждаются нормы в виде расхода горючего на каждые 100 км пробега. Значений нормы списания на один автомобиль может быть сразу несколько, например, на холодное и на теплое время года. Также необходимо учитывать надбавки, которые разрабатывают применительно:

  • к местности, где будет эксплуатироваться транспортное средство – в гористой местности потребление топлива больше;
  • к наличию кондиционера, использование которого значительно увеличивает расход топлива;
  • к численности населения городов, где работает транспортное средство – чем больше город, чем более затруднено движение в нем, тем выше расход;
  • к возрасту авто – более возрастные машины потребляют больше горючего;
  • к необходимости обкатки автомобилей, их централизованного перегона и к прочим условиям, перечисленным в Разделе II Методических рекомендаций.

К приказу желательно приложить расчет. Приведем образец приказа, утверждающего нормы расхода ГСМ, а также образец приложения к нему. В приведенном примере расчет лимитов производится на основании значений, введенных Минтранспорта.

образец приказа, утверждающего нормы расхода ГСМ

образец приложения к приказу

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

ВАЖНО! Образец заполнения акта списания ГСМ от КонсультантПлюс доступен по ссылке

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Правила расчета

Объем затрачиваемого топлива на любое транспортное средство зависит как от базового нормированного объема списания, так и от условий его эксплуатации, и распоряжение о нормах расхода топлива и ГСМ устанавливает объем списания, рассчитанный с учетом всех сторон.

Чтобы правильно сделать расчет, необходимо определиться с базовым нормированным объемом списания:

  • обратиться к Распоряжению АМ-23-Р;
  • если автомобиль не упомянут Минтрансом в распоряжении, обратиться к технической документации завода-изготовителя;
  • если транспорт сильно изношен либо условия эксплуатации являются специфическими, организация вправе сама провести контрольные замеры и установить объем списания с учетом мнения внутренней комиссии.

Это образец приказа о нормах расхода ГСМ в летнее и зимнее время, составленного по всем правилам:

Нормативы по расходованию топлива корректируются на установленные коэффициенты, которые учитывают условия эксплуатации:

Условия эксплуатации Применяемые коэффициенты
Горная местность 5-20%, в зависимости от высоты над уровнем моря
Населенные пункты 2-35%, в зависимости от численности. Максимальный коэффициент применяется только в городах с численностью более 5 млн чел.
Новые автомобили До 10% на период обкатки
Эксплуатация более 5 лет или пробег более 100 000 км До 5%
Эксплуатация более 8 лет или пробег более 150 000 км До 10%
Использование системы климат-контроль До 7%

Актуальный образец приказа об установлении норм расхода топлива в 2022 году с учетом контрольных заездов.

Что нужно учитывать?

минтранс нормы расхода гсм

Для того чтобы списать определенную статью затрат на ГСМ, вам нужно будет обосновать эти затраты с экономической точки зрения. Налоговики под этим предусматривают ситуацию, при которой фактический расход соответствует нормам расхода топлива, которые были утверждены в данной компании. При этом стоит отметить тот факт, что такой принцип работает не только в случае общей, но и с упрощенной системой налогообложения.

Обязательно ли соблюдать в 2020 году нормы расходы ГСМ от Минтранса

Прямого обязательства соблюдать нормы расхода ГСМ для негосударственных организаций, осуществляющих пассажирские автобусные перевозки, нет. Но эта мера позволит лучше контролировать потребление и списывать расходы, упростит ваши контакты с инспекторами и ведение учета. По этой причине лучше всего учитывать расход топлива автобуса на 100 километров пути и нанять для его правильного оформления ориентирующегося в вопросе бухгалтера. По коэффициентам для вашего транспортного средства и особенностям надбавок или снижения в соответствии с географической привязкой лучше всего обращаться к опытному налоговику.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

Особенности летней и зимней эксплуатации

При нормировании списания бензина рассчитывается летнее потребление, оно фиксируется в отдельном приказе. Распоряжение АМ-23-Р разрешает списывать бензин в большем размере в зимнее время. Для каждого региона РФ установлен особый повышающий коэффициент от 5 до 20% и сроки зимнего периода. Для центральной России он составляет 10%. Применять его допустимо с ноября по март, издав распоряжение о повышении расхода.

Так выглядит образец приказа об увеличении расхода ГСМ транспорта на зимний период 2021-2022 годов.

«30» октября 2021 г. № 215

«О переходе на зимние нормы расходования ГСМ»

В связи с наступлением зимнего периода, в соответствии с положениями Распоряжения Минтранса России № АМ-23-р от 14.03.2008,

  1. Установить нормы расходования ГСМ на период с 1 ноября 2021 по 31 марта 2022 для автомобиля BMW M3 гос. № Б111ББ78 с учетом повышающего коэффициента 10% в размере 16,7 л/100 км.
  2. Контроль за исполнением данного приказа возлагаю на главного бухгалтера С.С. Сергееву

Генеральный директор ____________________________ П.П. Петров

Можно прописать нормирование летнего и зимнего расходования ГСМ в одном локальном нормативном акте. Тогда не придется издавать отдельные распоряжения для лета и зимы.

Выводы

Итак, нормы ГСМ следует утвердить внутренним приказом по организации. Они могут совпадать с теми, что прописал Минтранспорта в своих Рекомендациях от 2008 г. в последней редакции, а могут и отличаться. Во втором случае повышенные значения должны подтверждать техдокументация производителя и контрольными замерами, проведенными организацией.

В приказе необходимо установить базовое значение потребления топлива на 100 км пути, а также прописать возможности его корректировки с учетом условий эксплуатации. В статье мы представили образец приказа на утверждение норм ГСМ, наши читатели могут взять его за основу при формировании собственного документа.

Помощь Минтранса

Также предлагает свои особенности Минтранс. Нормы расхода ГСМ предусматривают возможность повышенного расхода в следующих условиях:

  • В зимний период – от 5 % до 20 % в зависимости от определенных климатических особенностей региона.
  • На различных дорогах общего пользования, проложенных в горной местности, – до 20 % в зависимости от уровня высоты над морем.
  • На различных дорогах общего пользования, которые возведены со сложным планом, – до 30 % в зависимости от категории трассы.
  • В городских условиях – до 25 % в зависимости от населения города.
  • В случае слишком частых технологических остановок, связанных с необходимостью погрузки или же выгрузки, – до 10 %.
  • При проведении транспортировки слишком тяжелых, крупных или же опасных грузов, а также товаров, которые являются хрупкими и должны транспортироваться при пониженной скорости, – до 35 %.
  • В случае использовании кондиционера или же специализированной системы «климат-контроль» в процессе движения – до 7 %.

Таким образом, для того чтобы обеспечить нормальное регулирование расхода ГСМ, нужно будет установить разные режимы его применения в зависимости от того, при каких условиях эксплуатируется данный автомобиль.

От чего зависит величина показателя ГСМ

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
  2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье.

Программы

автомобиль нормы расхода гсм

На сегодняшний день при выполнении практически любых бизнес-процессов можно использовать специализированное программное обеспечение, особенно если вы хотите получить максимально эффективный результат, приложив к нему возможный минимум усилий.

В частности, если вы эксплуатируете автомобиль, нормы расхода ГСМ можно будет учитывать при помощи стандартного Excel. Но если же вы хотите обеспечить максимально удобный учет и контроль, то в таком случае нужно будет использовать уже специализированное программное обеспечение. При помощи таких утилит вы сможете полностью автоматически учитывать расход и поступление горюче-смазочных материалов по транспортным средствам и автомобилям, а также обеспечить максимальный контроль отклонений фактических затрат от тех, которые были установлены в соответствии с нормативными правилами.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

Нормы списания ГСМ от Минтранса РФ

Что делать в случае перерасхода?

Ведение отчетности является актуальным только в том случае, если вы можете сравнить данные с какими-либо предыдущими или дальнейшими показателями. Если вы обнаружили, что факт расходования топлива существенно превышает нормы расхода ГСМ тракторами или другими присутствующими у вас транспортными средствами, то в таком случае вам нужно будет детально проанализировать все возможные причины, после чего принять соответствующее решение.

Перерасход – не всегда воровство

приказ 65 нормы расхода гсм

Не стоит забывать о том, что наличие повышенного расхода далеко не всегда говорит о том, что присутствует нелегальная утечка топлива в вашей компании. В некоторых случаях действительно нужно предпринять определенные меры, направленные на то, чтобы изменить нормы расхода ГСМ. КАМАЗ, КРАЗ и другие грузовики могут тратить разное количество топлива в зависимости от своего состояния или же изменения условий работы, поэтому при возникновении таких проблем иногда есть смысл пересмотреть используемые нормы. Помимо всего прочего, на расходы могут влиять и другие факторы, такие как особенности дороги при транспортировке, загруженность автомобиля при эксплуатации и многое другое.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Как определить?

В обязательном порядке вы должны добиться от водителя объяснительной о том, почему именно возник перерасход, после чего уже принимается решение о том, нужно ли будет его учитывать в процессе налогообложения прибыли или же, возможно, нужно будет списать его за счет собственных средств компании. Если же вы определили, что расход все-таки был недобросовестным, то в таком случае необходимо будет, конечно же, списать эту сумму с водителя.

Таким образом, каждая компания самостоятельно осуществляет расчет норм расхода ГСМ в качестве эталона, в соответствии с которым будет определяться перерасход или же экономия. Конечно, можно всегда списать ГСМ в размере фактических затрат, однако назвать обоснованными эти затраты можно только в том случае, если они находятся в пределах норм, установленных учетной политикой компании.

Порядок списания должен быть прописан

нормы расхода гсм тракторами

Вам следует в обязательном порядке определиться с тем, каким образом вы собираетесь вести учет купленного топлива. В преимущественном большинстве случаев водители полностью самостоятельно покупают бензин на станциях, и на это им выделяется определенная сумма подотчетных средств. После того как водителем будет предоставлен авансовый отчет, к которому будут приложены чеки АЗС, вы приходуете бензин.

Второй вариант: в соответствии с договором с определенной сетью АЗС компания будет оплачивать полученный бензин безналичными путями. Таким образом, в конце каждого месяца вам будет предоставляться детальная информация касательно того, какое количество бензина и по какой стоимости было отпущено различным сотрудникам по предоставленным ими талонам или же топливным картам. Такой бензин вами также приходуется. Для того чтобы учитывать топливо, рекомендуется выделить специализированный счет.

Списание бензина – важный момент

Следующий момент, который вам в обязательном порядке следует прописать в выбранной вами учетной политике, – это списание ГСМ. В преимущественном большинстве случаев нормы расхода ГСМ (РФ) предусматривают списание расходованного топлива в бухгалтерском счете на общехозяйственные расходы, расходы на продажу, а также основное производство, и в данном случае выбор уже будет зависеть непосредственно от того, какой деятельностью занимается ваша организация, а также каким именно транспортом осуществляется расход топлива.

Путевые листы – обязательный элемент работы водителей

нормы расхода гсм камаз

Бензин должен списываться на основе информации, предоставленной в путевых листах. Именно это те первичные документы, которые должны заполняться водителями и по которым изначально определяется, соблюдаются ли нормы расхода ГСМ. Минтранс РФ предусматривает указание в этих листах километража, маршрута, а также объема топлива в баке на момент начала и конца поездки. Разница между этими параметрами и будет представлять собой фактический расход топлива, который должен быть списан. Списывать его следует в соответствии с фактической себестоимостью, средней ценой или же по технологии ФИФО, при этом выбранная технология также должна прописываться в вашей учетной политике. Стоит отметить, что в данном случае метод может быть отличным от того, каким образом вы списываете другие виды материалов.

Для налогообложения

В процессе расчета налога на прибыль цена использованных вами горюче-смазочных материалов может прописываться в материальных затратах или же относится на прочие расходы, необходимые для содержания используемого вами служебного транспорта. Ни в одной из соответствующих статей Налогового кодекса не говорится о том, что расходы на бензин в обязательном порядке должны быть нормированными или же должны использоваться нормы расхода топлива, вследствие чего вы можете списывать их в объеме фактических затрат.

Однако при этом вы должны понимать, что расходы должны иметь определенную экономическую обоснованность, и именно для того, чтобы вы могли более эффективно контролировать количество расходов, финансовым ведомством рекомендуется к использованию таблица норм расхода ГСМ.

Именно по этой причине изначально вам следует в налоговой учетной политике полностью прописать, по какой конкретной статье вы собираетесь вести учет топлива – по материальным расходам или же каким-либо другим, а также написать, каким образом вы обеспечиваете контроль надо обоснованностью расходов ГСМ.

Использовать ли нормы?

расчет норм расхода гсм

Как говорилось выше, Минтранс РФ утвердил определенные нормы расхода ГСМ для определенных марок автомобилей, но при этом вы должны понимать, что такие нормы подготавливались в соответствии с идеальными дорожными условиями, что просто неприемлемо в условиях отечественных дорог. Другими словами, эти нормы рассчитывались при использовании абсолютно прямой трассы, а также качественного дорожного покрытия при минимальном количестве поворотов и светофоров, отсутствия пробок и умеренной температуре воздуха. Вполне естественно, что в условиях наших дорог подобная транспортировка невозможна в принципе.

Именно поэтому вы должны понимать, что если ваши автомобили передвигаются по городу на небольшой скорости, да еще и транспортируют груз при высокой или же, наоборот, низкой температуре воздуха, то в этом случае расход топлива будет значительно превышать предлагаемые нормы и вам нужно будет постоянно корректировать базовые ориентиры.

Если же речь идет об эксплуатации военных автомобилей, то там использование норм является обязательным. В частности, в обязательном порядке учитывается приказ № 65, нормы расхода ГСМ в котором расписаны предельно подробно.

Таблица

Ниже представлена краткая таблица для наиболее распространенных грузовиков (количество литров на 100 км):

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий

Adblock
detector