Мерседес Штирлица: на каком автомобиле ездил штандартенфюрер?
Весна неумолимо близится к своей середине, а значит, 9 Мая совсем близко. По уже сложившейся традиции на главных телеканалах страны можно будет увидеть многосерийный советский художественный фильм «Семнадцать мгновений весны», снятый по одноимённому роману Юлиана Семёнова. Драматическая история военного разведчика, попавшего в высшие чины власти гитлеровской Германии любима многими зрителями. Но не все из них когда-либо задумывались о том, на какой машине перемещается Штирлиц, главный герой картины.
В романе Семёнова разведчик был обладателем немецкого Horch.
Но в экранизации всё оказалось иначе. Во время съёмок эпопеи Татьяны Лиозновой было принято решение приобрести Mercedes-Benz 230 W143, так как эта модель была обычным автомобилем среднего класса в Германии довоенного времени. Именно благодаря этому решению Штирлиц пересел с Horch на другую немецкую классику.
Mercedes-Benz 230 W143 выпускался с 1937 по 1941 год, и за это время было произведено чуть более 20 тысяч автомобилей. За столь короткий промежуток машина успела сменить 7 различных корпусов, 3 из которых были кабриолетами, а 2 — лимузинами. На одном из них и ездил Штирлиц. Длина автомобиля варьировалась от 4400 до 4790 мм, а ширина оставалась неизменной и составляла 1710 мм.
Все Mercedes-Benz 230 оснащались шестицилиндровыми двигателями и развивали максимальную скорость в районе 120 км/ч. Автомобиль, использованный на съёмках, был выпущен в 1937 году и являлся одной из первых моделей серии, а значит, объём мотора составлял 2,3 л и выдавал мощность в 55 л. с. Коробка передач насчитывала четыре скорости.
На момент своего выпуска Mercedes-Benz 230 W143 стоил около 5 тысяч германских рейхсмарок, что делало его не самым доступным для граждан среднего достатка. Бытует мнение, что эта модель, как и Horch из оригинального романа, не подходила Штирлицу по статусу, и на самом деле разведчик вряд ли мог бы позволить себе что-то лучшее, чем Opel Olympia и его аналоги.
В наше время аналог автомобиля Штирлица можно приобрести у коллекционеров и реставраторов. В зависимости от состояния и года выпуска стоимость может достигать 7 миллионов рублей.
- Автор: stereofear
- Распечатать
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(9 голосов, среднее: 4 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Машина Билла из Убить Билла 2 — на чем ездил главный герой легендарного боевика 2004 года
Ушёл с молотка «Мерседес» экс-полковника Захарченко
«Семнадцать мгновений весны»: главные киноляпы сериала про Штирлица
Один из самых легендарных советских фильмов с Вячеславом Тихоновым в главной роли, наполнен не только шикарныо снятыми сценами, но и ошибками его создателей.
Борьба против курения
Во многих сценах главные герои – Штирлиц, Мюллер и другие высокопоставленные немцы – часто и помногу курят в своих рабочих кабинетах. Создатели фильма словно концентрируют наше вниание на вредных привычках врага.
Тем не менее, у врагов было чему поучиться Как раз в то время в Германии проходила очень жесткая антитабачная кампания. Курить было запрещено практически везде – в общественных местах, в транспорте, в ресторанах и даже на работе.
И высокопоставленных сотрудников немкцких силовых ведомств это касалось в первую очередь. За грубые нарушщения в этом плане могли даже выгнать из партии, что автоматически значало крах карьеры.
Так что, постоянно «дымящие» высокопоставленные немцы в сериале «Семнадцать мгновнеий весны» – это все-таки несколько преувеличенные вещи.
Любопытно, что борьба с курением в Третьем рейхе началась с легкой руки Адольфа Гитлера, который в молодости сам был заядлым курильщиком.
Правда, как говорят исследователи, антитабачная программа в Германии появилась не из-за заботы о нации, а по причине расизма и антисемитизма.
Не случайно программу борьбы с курением возглавляло Управление по расовой политике НСДАП. Якобы нацисты утверждали, что тяга к табаку была привита белым людям низшими расами.
«Мерседес Штирлица» — на какой модели ездил легендарный разведчик
В книге «17 мгновений весны» не указано точно, какой именно моделью «Хорьха» пользовался штандартенфюрер Штирлиц. Конкретного упоминания просто нет, даже если полностью прочитать всю книгу, его не найти.
«Хорьх» — элитарная марка. Подобные автомобили мог позволить себе далеко не каждый гражданин Третьего Рейха. Известный московский коллекционер Александр Лимаков имел в своем распоряжении «Хорьх-853», однако он постоянно был занят в съемках других фильмов. Плотный график и задержка с началом съемок не позволили Лиозновой взять авто (к тому же, она планировала снимать целых 12 серий). Из-за этого «Хорьх» группа так и не получила.
После неудачи с «Хорьхом» был куплен трофейный Mercedes МВ-230 1938 года. Сразу же машину отправили в Берлин для начала съемок. Однако и здесь вскрылась проблема. Из-за пробитой головки блока использовать авто в съемках было нельзя. Пришлось искать другой экземпляр, и… его удалось найти у одного немецкого коллекционера. Однако арендованную машину вывезти из страны невозможно, а ведь еще планировались съемки в Риге. Понадобилось срочно искать аналогичную машину уже там…
Основная машина тем временем чинилась и Тихонов на ней так и не поездил. Она использовалась для комбинированных съемок в Москве, а впоследствии отправилась в музей Мосфильма, несмотря на то, что в фильме почти не снималась.
Mercedes-230 был обычным автомобилем для среднего класса Германии. Производился с 1937 по 1941 годы. Всего было выпущено 20 тысяч единиц. Сама идея возникла еще в 1935 году, когда доктор Ганс Нибель приступил к усовершенствованию Mercedes-Benz 170v. Итогом стало полное изменение ходовой части. Была сделана Х-образная рама с двумя поперечными полуэллиптическими рессорами независимой передней подвески и цилиндрическими пружинами задней. В двигателе остались прежние 72,5 мм цилиндры. Уменьшился ход поршня со 100 до 90 мм, число цилиндров же сократилось до четырех.
Увеличение мощности двигателя до 55 л. с. стало возможным из-за уменьшения хода поршня, что привело к увеличению оборотов с 3200 до 3500. Изменение его формы поменяло камеру сгорания, что привело к росту степени сжатия до 7,25 единиц.
Получившая машина получила индекс 230. Максимальная скорость — 120 км/ч при весе в 1.5 тонны оказалась неплохим результатом. При ширине в 1710 мм. длина авто менялась от 4400 мм до 4790 мм.
Изначально автомобиль предназначался для экспорта. И, тогда еще штурмбанфюреру Штирлицу, предлагалось ездить на «Адлере» модели «Стандарт». Однако начало мировой войны привело к тому, что все экспортные модели были перенаправлены на внутренний рынок. Таким образом он и смог купить машину.
230-й Мерседес был выбран неспроста. Именно на него было проще всего найти запчасти, так как в послевоенное время в СССР осталось немало трофейных машин.
Музыка и животные из будущего
В сценах, когда Штирлиц едет к швейцарской границе вместе с пастором Шлаггом, он слушает песни «Я ни о чем не жалею» и «Милорд» в исполнении Эдит Пиаф.
Так вот, первую из этих композиций легендарная французская исполнительница впервые спела в 1957 году, а вторую двумя годами позже.
Другим приветом из будущего можно назвать рыбок, которые плавают в аквариуме Мюллера. Это очень редкая порода мраморных гурами, которых известный американский селекционер Косби начал выводить только в 1948 году, а как новая порода они были зарегистрированы лишь в 1956 году.
Неточности географии
Подобных ляпов в сериале было допущено немало. Например, постоянные встречи Мюллера с Шелленбергом и Штирлицем, и прочих сотрудников гестапо и СД в коридорах кажутся вполне обычным делом для большинства неискушенных зрителей.
Но те, кто хоть как-то знаком с историей, могли сразу заметить нестыковки. Дело в том, что здание гестапо располагалось на Принц-Альбрехтштрассе, а Шелленберг и Штирлиц сидели на Беркаерштрассе.
Это достаточно далеко друг от друга, и сотрудники двух разных служб Третьего рейха едва ли могли так часто сталкиваться в коридорах. Тем более, общих коридоров у них не было.
Еще один промах создатели фильма допустили в последней серии, когда Штирлиц, отправляя из Берна телеграммы, называет городом назначения Константинополь.
Каким образом те телеграммы могли попасть по назначению, не совсем понятно. Ведь в то время Константинополя уже не существовало. Еще в 1930 году город был переименован в Стамбул.
Что касается Кэт, то сотрудник гестапо, пришедший к ней больницу под видом страхового агента, должен был раскусить ее в первую же секунду. На вопрос, где была заключена страховка, Кэт отвечает: «На углу Курфюрстендамм и Кантштрассе».
Две этих улицы и в самом деле находятся в шаговой доступности друг от друга. Однако, они нигде не пересекаются. А значит, и угла, то есть, перекрестка между ними быть не может. Но ведущего допрос гестаповца ответ нашей радистки почему-то ничуть не смутил.
Обручальные кольца «по-советски»
Анекдотом про Штирлица придумано столько, что из них выпускают целые книжки. Помните, в одном из них было так: ничего так не выдавало в Штирлице советского разведчика, как сдвинутая набок буденовка, и волочившийся за ним парашют.
Смех смехом, но будь немецкие пограничники более внимательными, они бы разоблачили Штирлица и Кэт задолго до их приезда в Берлин.
Это бы случилось, если бы они присмотрелись к обручальным кольцам на пальцах их рук. У них они были на правой руке, а немцы носят обручальные кольца на левой руке.
Правда, эта ошибка была общей в фильме. Ведь кольца фактически по-советски носят все участники сериала, включая сотрудников гестапо и СД.
Крюгер, который не уничтожил Краков
Согласно официальной биографии Фридрих Крюгер в звании обергруппенфюрера СС возглавлял полицию и СС в генерал-губернаторстве (то есть в Польше) с 4 октября 1939 по 9 ноября 1943 года.
Когда отступающие из Кракова немцы готовили массовый подрыв города, Крюгер уже был на фронте. Его заносило и в СССР, и в Финляндию, и в Югославию. Но в Польше его ноги больше не было.
Однако, в «Семнадцати мгновениях весны» Кальтенбруннер именно Крюгера (его играл актер Евгений Кузнецов) распекает за провал операции по уничтожению Кракова. Хотя в то время за эту операцию отвечали совсем другие люди.
Во многих фильмах, особенно военно-исторических, есть свои ляпы и нестыковки. Без этого почти никогда не обходится, особенно если речь идет о художественных фильмах, не претендующих на полное восстановление исторических фактов.
Но этого картины не становятся менее зрелищными и запоминающими. «Семнадцать мгновений весны» принадлежат именно к тем фильмам, которые хочется смотреть и пересматривать, несмотря ни на что…
ли со статьей или есть что добавить?