Масляное голодание двигателя признаки и последствия

Определяем масляное голодание двигателя: причины, признаки и последствия

Масляное голодание двигателя вблизи распредвал

Масло, которое мы заливаем в двигатель, изнашивается само по себе даже в том случае, когда автомобиль спокойно стоит в гараже — оно окисляется. Тем более износ масла неизбежен при активной эксплуатации двигателя под серьёзными нагрузками. Одним из больших испытаний для двигателя может стать масляное голодание — как его избежать, признаки и последствия, и как определить масляное голодание, выясним прямо сейчас.

Чем опасно масляное голодание двигателя машины

Каждый водитель знает о том, что нужно регулярно проверять уровень масла под капотом и периодически его менять. Чем чаще проводится эта процедура, тем больше шансов избежать возникновения проблем с двигателем. Масляное голодание автомобиля может вызвать множество проблем.

Основные причины возникновения масляного голодания:

1. Низкий уровень масла в двигателе. Дополнительно снижение уровня можно разделить на аварийное и естественное. В первом случае речь идет о возникновении протечек (масло течет через прокладки или сальники, трещины в БЦ, ГБЦ, поддоне, через дефекты турбокомпрессора и т.п.).
Что касается естественного понижения уровня, тогда под этим следует понимать так называемый расход масла на угар. Дело в том, что даже полностью исправный двигатель, особенно при затяжной езде на высоких и максимальных оборотах начинает расходовать масло. Смазка попадает в камеру сгорания через кольца, выгорая в цилиндрах. Сами производители допускают расход масла для своих моторов, отдельно указывая допустимые пределы в руководстве по эксплуатации.

2. Масло и его свойства. Прежде всего, смазку нужно менять с учетом определенного интервала замены (для СНГ актуален интервал 10 тыс. км). Также интервал замен следует дополнительно корректировать с поправкой на ряд других факторов:
— индивидуальные особенности эксплуатации ТС;
— качество топлива и самого смазочного материала;
— состояние системы смазки и общая загрязненность масляных каналов двигателя;

Если не придерживаться интервалов, тогда отработанное масло теряет свои свойства, накапливает в себе грязь и отложения, становится менее текучим и густеет. В результате масляные каналы забиваются, смазочный материал не доходит до деталей в должном объеме и под нужным давлением.

Не меньшего внимания заслуживает и само качество масла, а также его соответствие типу двигателя. Важно понимать, что даже если в мотор залит свежий смазочный материал, все равно это еще не 100% гарантия от последующих проблем с ДВС.

Прежде всего, всегда существует риск залить контрафакт или подделку. Такое масло может через несколько сотен километров сильно загустеть, становясь причиной масляного голодания и поломки двигателя. Также следует учитывать, что в двигатель нужно лить масло, рекомендуемое по ряду параметров и допусков самим производителем силового агрегата.

Например, маловязкое масло может отказаться слишком «жидким», в результате не будет нужного давления в системе смазки, начнется масляное голодание. То же самое можно сказать о материале с повышенной вязкостью. Достаточно понимать, что после запуска холодного двигателя смазка гуще (особенно зимой), затем происходит разжижение от нагрева.

Теперь представим, что вязкий материал в холодном моторе очень густой. Это значит, что после запуска масло не прокачивается по системе в должном объеме и медленнее доходит до нагруженных узлов. Получается, пока двигатель не прогреется и смазочный материал не начнет разжижаться под воздействием температуры, детали будут испытывать масляное голодание.

Масляное голодание мотора: чем опасно, как определить, к каким последствиям готовиться

Сердцем любого автомобиля является мотор. Это сложный механизм, который состоит из большого числа деталей, они в процессе работы испытывают сильное трение. Из-за этого требуется использование смазки, которая нейтрализует негативный эффект от непрерывного трения.

Масляное голодание мотора

Без смазки важные детали могут быстро выйти из строя и двигатель придётся ремонтировать, что потребует существенных расходов.

Масло в двигателе нуждается в периодическом обслуживании, которое заключается в измерении его уровня, оценки цвета и замене на новую смазку. Если этого не делать, то может возникнуть масляное голодание двигателя, которое чревато серьёзными последствиями. Сегодня нам предстоит детально изучить проблему масляного голодания мотора автомобиля.

Масляное голодание двигателя: причины и последствия, инструкции по устранению и профилактические меры

Двигатель автомобиля обладает сложной конструкцией, состоящей из большого количества деталей. Смазочная система предупреждает их преждевременный износ из-за перегрева и трения. Своевременная замена моторного масла понижает риск возникновения неисправностей и масляного голодания двигателя.

Мотор работает без смазочного материала?

На рекламных стендах, размещены автомобили, приводы которых работают без масла, поддон полностью снят. Указанная ситуация вызывает интерес, водители благодаря ей считают: низкий уровень моторной жидкости в системе не является проблемой. Такое мнение ошибочно. Режим работы машины на рекламном стенде отличается от реальных условий эксплуатации силового агрегата:

  1. Двигатель работает на холостых оборотах, ему необходима защитная масляная пленка значительно тоньше, чем при реальных условиях эксплуатации силового агрегата.
  2. Нет воздействия высоких температур. При реальных условиях на поршневую группу воздействуют высокие температуры, без наличия должной смазки, происходит истирание внутренних элементов привода. Выставочный двигатель выдерживает без смазки длительное время благодаря вентиляции и отсутствию воздействия высоких температур.
  3. Перед началом эксперимента детали двигателя тщательно полируются — уменьшается сила трения, машина работает продолжительное время без смазочного материала.

Советы и рекомендации

Мы настоятельно рекомендуем с полной серьёзностью отнестись к масляному голоданию мотора вашего автомобиля. Последствия, о которых мы говорили, — это не пустой звук и не стоит думать, что мы просто решили вас попугать. Недостаток масла или его плохое качество действительно губительно действуют на мотор.

Необходимо взять за правило регулярное проведение проверки масла в двигателе. При любой необходимости должна выполняться замена смазки. Это потребует от водителя немного времени и денег, чего не скажешь за устранение последствий масляного голодания. Не стоит слепо надеяться на индикатор уровня смазки в двигателе. Во-первых, он может находиться в неисправном состоянии. Во-вторых, активизируется эта система оповещения при большом недостатке масла, когда мотор уже изрядно пострадал.

Масляное голодание двигателя Ford

Автомобиль — это в первую очередь ответственность, которая ложится на плечи автомобилиста. При отсутствии должного ухода даже самая качественная новая машина может за короткое время прийти в негодность и требовать проведения серьёзного ремонта. Своевременная замена масла в двигателе — это одна из самых простых процедур.

Низкий уровень моторного масла

Минимальный уровень моторного масла – одна из самых распространенных и банальных причин масляного голодания двигателя. Автовладельцы нередко забывают проверять и доливать смазочный материал, несмотря на то, что процедура является обязательной частью технического обслуживания транспортного средства. При появлении сбоев в работе мотора и смазочной системы может возрасти расход жидкости, из-за чего за время эксплуатации до ближайшего ТО ее уровень упадет до критического. В связи с этим специалисты рекомендуют раз в неделю проверять уровень масла в двигателе.

как определить масляное голодание двигателя

Признаки недостаточного давления

Зачастую с понятием масляного голодания владельцы сталкиваются когда на щитке приборов загорается контрольная лампа низкого давления в системе смазки. Засветиться индикатор может как по причине нехватки масла, так и из-за неисправности датчика давления, проводки либо индикации щитка приборов.

В первую очередь признаком масляного голодании является повышенная шумность при работе двигателя. Посторонние звуки возникают вследствие повышенного трения. На авто с цепным приводом ГРМ масляное голодание провоцирует характерный лязгающий звук ослабшей цепи, так как при недостаточном давлении гидронатяжитель не в состоянии обеспечить должное натяжение цепи.

Наиболее верный способ определения причины засвечивания «масленки» красного цвета – замер фактического давления в системе смазки с помощью механического манометра. В случае хлопотности этого метода по причине неудобного расположения датчика давления (ДД) или отсутствия оборудования, часто целесообразней начинать с проверки электроцепи и замены датчика.

Несвоевременная замена

Пропуски сроков замены смазки. Каждое масло обладает собственным эксплуатационным ресурсом. Стандартом считается его замена каждые 10-15 тысяч километров, однако сроки могут сдвигаться в большую или меньшую сторону в зависимости от марки, модели и технического состояния автомобиля, условий эксплуатации, рекомендаций производителя, климатических условий. Несвоевременная замена может стать причиной потери свойств и загустения смазочной жидкости, в дальнейшем – забиванию основных каналов и возникновению масляного голодания двигателя.

масляное голодание двигателя признаки

Причины возникновения масляного голодания

Основной причиной ранних поломок мотора является несоблюдение правил эксплуатации транспорта:

  • Множество водителей ленятся следить за уровнем масла и вовремя его подливать. Это может не сразу отразиться на состоянии двигателя. Однако, чем больше срок его эксплуатации, тем больше вероятность возникновения серьезных неисправностей. Абсолютно каждая машина расходует масляную смазку. Поэтому даже в новеньком авто, не имеющем никаких нареканий на свое техническое состояние, ее следует иногда добавлять. Некоторые марки расходуют масла больше, некоторые меньше – в любом случае про пополнение смазки в моторе забывать нельзя;
  • Эксплуатация старого, отработанного масла. Машинная смазка со временем становится гуще, поэтому долгая езда с использованием старой жидкости также таит в себе огромный вред. Старое масло перестает быть текучим и забивает каналы двигателя. Техника в этом случае теряет возможность работать в нормальном режиме, детали не смазываются, и начинают ломаться;
  • Продукция плохого качества. Плохой продукт, не соответствующий общепринятым нормам может причинить вред в какой угодно отрасли. Некоторое время назад уже были зафиксированы случаи частых поломок из-за использования плохого машинного масла, которое производил достаточно известный бренд. Причина кроется в том, что плохая смазка при эксплуатации превращается в густую смесь, которая не уменьшает, а даже усиливает процесс трения деталей.

Выводы

Как видим, причин масляного голодания может быть предостаточно, а чтобы не допустить поломки нужно просто время от времени проверять уровень масла и соблюдать регламент его замены, вовремя ликвидировать течи. Тогда двигатель прослужит долго и без дорогих ремонтов. Качественного всем масла и добрых дорог!

Неисправности системы смазки двигателя

Простейшая система смазки состоит из маслозаборника, масляного насоса, редукционного клапана, масляного фильтра и датчика давления. Современные системы нередко оборудуются запорным клапаном, предотвращающим стекание масла из блока цилиндров на заглушенном двигателе, форсунками для дополнительного охлаждения поршней, масляным радиатором. Последний отводит тепло за счет обдува корпуса наружным воздухом либо посредством теплообмена с антифризом, который циркулирует через теплообменник.

схема устройства масляной системы двигателя

Несмотря на тип устройства масляного насоса, наиболее частая неисправность узла – выработка корпуса, деталей всасывающей и нагнетающей секций. Возникающий зазор приводит к недостаточному разряжения в полости всасывания и утечкам масла в нагнетающей полости, что приводит к масляному голоданию двигателя. Куда разнообразней причины нехватки смазки по вине регулируемого маслонасоса.

устройство масляного насоса авто

Выше продемонстрировано устройство механического масляного насоса, производительность которого зависит от оборотов коленчатого вала. Конструкция регулировки довольно надежная, поэтому редко становится причиной масляного голодания.

На фото ниже представлен двухрежимный масляный насос, управляемый клапаном регулировки давления. Сигнал на клапан подается ECU (Engine Control Module). Движение клапана перераспределяет поток масла к управляющим поверхностями, что позволяет гибко регулировать давление масла во всех режимах работы двигателя. Несмотря на приемлемую надежность, можно выделить наиболее вероятные неисправности:

  • обрыв, внутреннее замыкание обмотки электромагнита;
  • негерметичность корпуса, приводящая к попаданию масла к электромагниту;
  • задиры на рабочей поверхности подвижных деталей клапана;
  • неисправность электропроводки, неадекватное управление клапаном вследствие выхода из строя ECU.

устройство клапана регулирования давления масла

Использование некачественных материалов

Заливка качественного моторного масла. Водители в целях экономии приобретают смазочные материалы в сомнительных автомагазинах. Использование таких масел может стать причиной появления проблем с двигателем, поскольку в их состав не входят необходимые присадки. Непредсказуемые свойства подобных смазок могут привести к масляному голоданию двигателя.

Среди других причин появления масляного голодания нередко отмечают засорение каналов, фильтров смазочной системы и выход из строя редукционного канала насоса. При забивании грязью перечисленных элементов или заклинивании редукционного канала фиксируется резкое падение давления, приводящее к утечке смазки или возрастанию ее расхода, что провоцирует голодание двигателя.

Зная причины возникновения масляного голодания, можно своевременно избежать его появления.

масляное голодание двигателя симптомы

Локальный срыв масляной пленки

Помимо общего голодания, возникающего вследствие неисправности насоса или снижения уровня масла в поддоне, стоит упомянуть о возможных локальных проблемах даже на авто с исправной системой смазки. Наиболее часто распространен срыв масляной пленки в пятне контакта поршневых колец со стенками цилиндра, шейками коленчатого вала и шатунными вкладышами.

В первом случае задиры возникают либо вследствие износа деталей цилиндропоршневой группы, либо из-за увеличенной порции впрыскиваемого в цилиндры топлива. Переливающие форсунки смывают масляную пленку со стенок цилиндров, провоцируя задиры на поршнях и цилиндрах.

В случае с коленчатым валом и его вкладышами чаще всего срыв масляной пленки происходит из-за чрезмерного давления в камере сгорания до момента преодоления поршнем ВМТ. Причина неисправности в рассинхронизации фаз ГРМ, слишком раннем зажигании или впрыске топлива, если речь идет о дизельном ДВС.

Наиболее опасно для двигателя детонационное сгорание топлива. В случае детонации разрушается масляная пленка на цилиндрах и оказывается разрушительное механическое воздействие на все детали ЦПГ.

Типы масел для двигателя

  • Классификация API разделяет масла, предназначенные для бензиновых S и дизельных C двигателей. Жидкости SL сберегают энергию, поэтому считаются экономными. Универсальные масла имеют маркировку SN и CF соответственно.
  • Классификация API разделяет масла, предназначенные для бензиновых S и дизельных C двигателей. Жидкости SL сберегают энергию, поэтому считаются экономными. Универсальные масла имеют маркировку SN и CF соответственно.

Часто выбирают 5W40 – средство с большой плотностью, которое имеет улучшенную защиту. В то же время масло 5W30 – более жидкое и экономичное в использовании. Среди этих двоих разновидностей выбирайте ту, что более подходит для технической составляющей двигателя.

Если вы запланировали такой переход, обратите внимание: вязкое масло при холодном запуске долго доходит до ГРМ, ЦПГ и КШМ. При изготовлении отечественных и иностранных смазок используется современная основа с пакетами присадок. Также рекомендуется покупать масла в фирменных жестяных банках – их трудно подделать.

Влияние моторного масла на толщину масляной пленки

Понятие оптимальной масляной пленки для каждого двигателя и даже отдельной его узловой части индивидуально. Ее толщина зависит от нагрузки на элементы, температурного режима и материала, из которого изготавливаются детали двигателя. Поэтому каждый мотор проектируется под определенный вид моторного масла. Для удобства пользователей производители ориентируются на общепринятые мировые стандарты классификации моторных масел. Наиболее известные классификации масел:

  • SAE. Разработана Американским обществом автомобильных инженеров. Показывает температурно-вязкостные свойства смазывающих материалов;
  • API. Классификация разработана специалистами Американского института нефти. Демонстрирует сравнительную характеристику эксплуатационных свойств масла (антиокислительные, антикоррозионные, смазывающие свойства и т.п.);
  • ACEA. Разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей. Распределение смазывающих материалов по классам отображает наиболее важные эксплуатационные характеристики масел.

Чтобы предотвратить причины и последствия масляного голодания, следует использовать смазочные материалы с соответствующими допусками, контролировать подлинность покупаемой продукции, соблюдать, а иногда и сокращать рекомендуемые производителем интервалы сервисного обслуживания. Также регулярно проверять уровень даже в том случае, если ранее в доливке масла не было необходимости.

Если вы решили не обращаться в СТО и меняете масло сами

1

Поставьте автомобиль на ровной поверхности, чтобы старое масло можно было легко сливать из прогретого двигателя или удалить при помощи маслоотсоса. Постарайтесь слить как можно больше старой смазки.

Перед тем, как установить новый масляный фильтр, залейте новое масло для мотора. Это поможет быстрее привести в норму давление.

Не спешите заливать всё сразу, дайте время для распределения смазки по всем деталям.

Проверьте, погасла ли лампа давления масла при запуске мотора.

После первого запуска следите за креплением фильтра для масла, чтобы в дальнейшем избежать утечки.

Регулярно осматривайте сам двигатель, фильтр и картер.

Если ваш автомобиль ездит по городу, стоит проверять его через каждые 8000 – 10000 километров. На дорогах за городом масло изнашивается быстрее.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий