Электромобиль в морозы: с чем можно столкнуться?
Электромобиль в морозы показывает худшие характеристики с позиции запаса хода. В зависимости от модели/марки транспортного средства и температуры этот параметр может уменьшиться до 20-30%. И если для Теслы с пробегом на одном заряде это не очень критично, то для бюджетных электрокаров запас хода снижается до 100 км и ниже. Понятно, что в таких условиях важно правильно подходит к вопросам эксплуатации и следовать советам, которые изложены в статье.
Электромобиль зимой: мифы и реальность
Электромобили постепенно становятся частью нашей жизни, но вокруг них по-прежнему обитает множество предубеждений и мифов. Многие воздерживаются от покупки нового транспорта из-за слаборазвитой инфраструктуры зарядок, часть автовладельцев ждет более доступных цен. Но наиболее актуальный вопрос для России — как электромобиль ведет себя зимой: не будет ли быстрой разрядки аккумулятора?
Ранее мы уже доказывали несостоятельность мифов об электромобилях , а сегодня подробно разберемся в самом популярном предубеждении. На реальном опыте пользователей рассмотрим, как ведет себя «екарс» в холодную погоду, узнаем, какие рекомендации дают производители и оставим несколько лайфхаков по экономии запаса хода в минусовую температуру.
Почему Tesla – все еще лидер среди электромобилей? И что происходит с конкурентами?
Бренд Tesla связан, в первую очередь, с именем Илона Маска. Если в начале пути его считали авантюристом, то сейчас его имидж – это успешный инвестор и человек, который создает будущее. Но что стоит за электромобилями Tesla? Почему они все еще такие популярные и какие у него есть конкуренты? Мы попробовали разобраться, в чем же действительно заключается секрет успеха компании.
«7 вещей, которые я ненавижу в своей Tesla»: Рассказ владельца автомобиля Статьи редакции
Владелец электрокара Tesla Model S Энди Блау поделился с редакцией издания The Drive своим мнением об автомобиле: он выделил семь основных вещей, которые его раздражают. При этом автор отмечает, что в целом покупкой он очень доволен.
Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод заметки.
Как пишет автор материала, свою Tesla Model S он приобрёл полтора года назад — в начале 2014 года. С тех пор он проехал на ней более 29 тысяч километров — и решил составить список из 7 вещей, которые его раздражают в электрокаре. «Не поймите меня неправильно, — пишет он. — Это очень крутой автомобиль, он надёжный и быстрый. Но есть вещи, которые мне не нравятся».
Tesla Model 3 Performance в России — личный опыт покупки и эксплуатации
Удобно ли использовать электромобиль в Питере: нет ли проблем с зарядными станциями, как относятся к «электричке» окружающие, насколько сложно поставить ее на учет — все это в интервью с реальным владельцем Tesla Model 3.
Тонкости эксплуатации Tesla Model S в зимний период
Каждый водитель скажет что зима — то еще испытание для автолюбителя. Гололед, сугробы нечищеных улиц, укатанный снег, оттепель и это еще не все сюрпризы, к которым нужно быть готовым зимой. На сегодняшний день много водителей пересели на электромобили. Особенности их эксплуатации в условиях зимы стал одним из наболевших вопросов. В этой статье мы рассмотрим тонкости эксплуатации на примере Tesla Model S, в особенности как ведет себя батарея Tesla зимой.
Потенциальные клиенты Tesla интересуются поведением электрокара при температурах ниже нуля, ведь работоспособность машины от начала и до конца зависит от батареи.
Особенности эксплуатации электромобиля зимой
Даже привычные авто на ДВС требует особого отношения в зимнее время. Владельцы классической техники выставляют автопрогрев, укрывают двигатель автоодеялом и устанавливают специальные нагревательные элементы, чтобы поддерживать подходящую температуру под капотом. В этом плане у электрокаров есть серьезное преимущество.
Слухи, что электродвигатель от мороза не заведется, — заблуждение. В отличие от ДВС, электромотор не нуждается в предварительном прогреве . Даже если пришлось оставить «железного друга» на морозе без подзарядки на сутки, машина заведется без проблем: в ней нет масла, которое может застыть и помешать запуску двигателя. Главное, чтобы за этот период аккумулятор полностью не сел .
Опыт использования электромобилей в регионах с суровыми погодными условиями позволил вывести ряд рекомендаций, которые необходимо соблюдать владельцам «зеленого» транспорта в холодное время года:
- Запас хода зимой неизбежно снижается. Это нужно учитывать при планировании поездки. Литий-ионная батарея теряет емкость при низких температурах. Километраж сильно уменьшается при включении печки и подогрева сидений.
- Контролировать заряд аккумулятора зимой нужно постоянно. Если аккумулятор разрядится «в ноль», то он не сможет нагреться до температуры приемки заряда. Значит, и завестись АКБ не сможет. Придется эвакуировать авто в теплый бокс, где батарея отогреется естественным путем.
- Регулярный техосмотр электромобиля — обязательное условие, которое нужно соблюдать круглый год. Но перед холодами процедура приобретает особую важность. Исправная работа всех систем защитит вас от сюрпризов на дороге и позволит сконцентрироваться на важных вещах. Например, на запасе хода.
- Условия хранения напрямую связаны с удобством использования электромобиля зимой. По возможности машину нужно хранить в гараже. Даже неотапливаемое помещение помогает поддержать температуру аккумулятора в комфортных для нее значениях и сэкономить драгоценный заряд батареи.
По данным Автостата , более 60 % Nissan Leaf, зарегистрированных в нашей стране, приходится на Дальний Восток и Сибирь. Это говорит о том, что при правильной эксплуатации у водителя не возникает проблем с «екарсом» даже в регионах с достаточно холодными зимами.
Электромобили боятся воды?
Распространенное мнение, что электромобили боятся воды, также необоснованно (это отлично подтвердил недавний демотаж АКБ из утонувшей Tesla). Сырость и снег не могут навредить ни одной современной «электричке» . Двигатель, батарея и другие важные соединения в системе надежно защищены от попадания влаги, а элементы кузова собраны из коррозионностойких материалов. Перед выпуском машины тестируют на полигонах, где каждый электрокар проходит испытание водой.
Электромобильность
Autopilot заставил крупных автомобилестроителей разрабатывать собственные системы полуавтономного вождения. Точно такое же влияние оказывает на индустрию стремление Илона Маска вывести электромобили в массы. Успех электрокаров Tesla Model S и X, а также то, что Tesla оценивается в $56 миллиардов, четко дают понять, в каком направлении будет развиваться автомобилестроение.
Некоторые конкуренты Tesla настолько подхватили идею перехода на электричество, что даже смогли обогнать компанию. Например, GM выпустила серийную версию своего электрокара Chevy Bolt еще за несколько месяцев до выхода Tesla Model 3. Но, возможно, у Маска еще есть козыри в рукаве. Скорее всего, он будет сравнивать, какое расстояние смогут проехать без подзарядки оба электрокара. В прошлом году Tesla утверждала, что ее автомобиль сможет преодолеть более 346 километров, но насколько более? Chevy Bolt способен проехать 384 километра. Это довольно большое расстояние для базовой модели электрокара, но Илон Маск вряд ли даст конкурентам обогнать себя.
Аналитики утверждают, что к 2040 году 54% всех продаваемых в мире автомобилей будут работать на электричестве. На днях министр охраны окружающей среды Франции заявил, что к этому времени страна запретит продажу машин, работающих на горючем топливе. Эту инициативу поддержало правительство Великобритании. В то же время компания Volvo сообщила, что к 2019 году прекратит продавать автомобили, которые работают исключительно на газе. Все следуют примеру Tesla.
Производительность Tesla Model S на морозе
Можно просто подойти к автомобилю утром, сесть и поехать. Нет необходимости прогревать двигатель, Tesla сразу же спокойно поедет. В кабине становится тепло на удивление быстро.
Тем не менее, есть несколько различий в том как едет автомобиль после длительной стоянки на холоде.
Если температура аккумуляторной батареи слишком низкая, то автомобиль не позволит заряжать ее, так как это может привести к повреждению. Побочным эффектом также является то, что теряется возможность зарядки торможением, что показано на дисплее пунктирной линией желтого цвета.
Также если батарея Tesla Model S сильно охладилась, будет ограничен предел мощности. В мороз сложно ехать на высокой скорости без пробуксовки, поэтому данная особенность не является проблемой.
Аккумулятор Тесла имеет нагреватель. Это необходимо для того, чтобы автомобиль мог заряжаться в холодную погоду. Когда вы начинаете ехать на холодном авто, нагреватель включается и может потреблять до 6 кВт. Отопление салона действует аналогично. Обычная остановка на стоп знаке съедает столько же мощности, как если бы вы ехали 60 км/ч. К счастью с разогревом авто показатели потребления уменьшаются.
Покупка, ожидание и оформление, техобслуживание
Привет, Руслан. Расскажите немного о своей Tesla: как давно пользуетесь, как покупали (официальные дилеры или «вторичка»), цена в России?
Покупал машину через салон Tesla Moscow Club в конце июля 2019 года за €82,500 (курс был примерно 72 рубля). В наличии такой редкой комплектации (Performance с белым салоном и красным кузовом) не было. Поэтому сказали сразу, что машину будут заказывать в Tesla через Голландию и ждать придется 3 месяца. В итоге ждал 4 месяца, так как у них были небольшие проблемы на таможни из-за каких-то новых правил. В итоге я получил машину в ноябре.
Какие-то нюансы при оформлении были, учитывая ввоз из-за границы?
Всю головную боль берет на себя салон. Конечно, это самый дорогой способ (премия по договору), но я слышал о случаях, когда людей кидают через объявления о том, что за вас купят и привезут машину. У меня нет времени и опыта, чтобы самому перегонять машину из Европы. Тем более, нет знакомых, которых перегоняли электрокары. Поэтому вариант только один — салон.
Что по техобслуживанию, возникали ли трудности? Насколько хороши сервисные центры в РФ?
ТО я еще не проходил. Сервисный центр есть от салона Tesla Moscow Club. Но за это я не переживаю, так как есть крутой сервис в Киеве — видел у них на YouTube-канале , как собирают из полностью убитых/утопленных Tesla новую. Поэтому, отвечая на частый вопрос: «а что ты будешь делать, если разобьешь», я отвечу, что повезу в Киев к этим ребятам. Либо придется везти в Германию в официальный салон, но чинить машину будут в 2–3 раза дольше и дороже.
Передвижение электрокара в условиях зимы
Тестирование Tesla Model S в условиях передвижения по заснеженным улицам показало неплохой результат. Электромобиль хорошо входит в повороты, мало пробуксовывает и гарантирует высокий уровень сцепления с дорожным полотном. Сомнений по этому поводу быть не должно, ведь динамика у электрокара впечатляющая. Давайте теперь разберемся с батарей.
2. Этот автомобиль ненавидит холодную погоду
Проблемы управления автомобилем Tesla зимой подробно описал в своей колонке управляющий партнер венчурного фонда LETA Capital Александр Чачава. Автор материала на The Drive добавляет, что при низкой температуре у его автомобиля сбиваются показатели приборов и они не всегда отображают точную информацию о состоянии электрокара.
Холод против расстояния
Когда батарея Tesla Model S очень сильно охладилась, произойдет небольшая потеря дальности, которая показана синим сегментом в строке заряда. Когда батарея согреется, все вернется на место! На самом деле автомобиль должен очень сильно замерзнуть, чтобы это произошло. Очевидно, энергия, необходимая для отопления, уменьшает дальность поездки. Важную роль играет и усиление аэродинамического сопротивления.
Аэродинамика оказывает значительное влияние на расстояние, которое может пройти автомобиль без подзарядки, при любой температуре — особенно в мороз. Существует также небольшой отрицательный эффект из-за шин, имеющих плохое сцепление на морозе, но снижение аэродинамики влияет сильнее.
Вынужденный тюнинг
И тем не менее на электромобилях ездят. И не только по Кисловодску, куда «АвтоВАЗ» отправил первую и последнюю партию электрических «Калин» — El Lada. Но и, к примеру, в Амурской области, где за 2017 год было поставлено на учет 40 электромобилей. И в Иркутске. Там владельцы самых распространенных в России электрокаров объединились в Nissan Leaf club Baikal — в чате клуба больше 350 участников.
Владельцы электрических Nissan и Mitsubishi признают, что при отрицательной температуре максимальный пробег на одной зарядке падает. С заявленных 150–160 км при оптимальной температуре до 80, а иногда и 60 км, когда столбик термометра оказывается в районе –30 °C.
Потребление энергии и соотношение киловатт-часов к километрам меняется не только из-за необходимости отапливать автомобиль, в том числе держать в нужном температурном режиме саму батарею. Больше всего, по мнению владельцев, уходит на печку в салоне. Поэтому, чтобы ездить дальше и в тепле, некоторые идут на вынужденный тюнинг.
Первый серийный электромобиль Mitsubisi i-MiEV, презентация которого прошла в Санкт-Петербурге
Например, ставят за усилителем переднего бампера отопительные системы, а вместе с ними небольшие топливные баки. И монтируют кнопку, которая принудительно выключает встроенное отопление. Это существенно сокращает потребление энергии. Хоть и идет вразрез с идеологией некоторых владельцев электромобилей, которые покупают их, чтобы не портить окружающую среду. Однако расход топлива у одного нагревателя всё же значительно ниже, чем у целого двигателя, так что компромисс допустимый. Те же, кто все-таки решил отказаться от бензина полностью, устанавливают в машинах газовые керамические нагреватели, работающие от баллонов.
Есть и другие зимние лайфхаки. Например, снаружи или внутри батарею обкладывают силиконовыми нагревателями для 3D-принтеров или ковриками с нагревательным элементом. Делается это из-за того, что при длительном простое на морозе бюджетный электромобиль впадает в спячку. Электронный блок управления просто блокирует запуск мотора и отказывается запускать его, пока выключенная машина не отогреется. Кстати, когда температура батареи падает в автомобилях Tesla, там ограничивается — до разогрева — максимальная скорость.
Tesla и в целом с морозами справляется гораздо лучше. По свидетельствам владельцев, зимой пробег сокращается несильно. И хотя емкость батареи снижается, да и сама батарея должна прогреваться, чтобы лучше работать, 300–400 км без подзарядки по холоду не проблема. Особенно если не выжимать педаль в пол на каждом светофоре. Правда, между Tesla и Nissan с Mitsubishi, кроме всего прочего, 10–15 млн рублей разницы.
Электромобиль Tesla Model S
Программное обеспечение
Автомобили Tesla обновляют свое ПО по технологиям беспроводной связи, а значит другие представители индустрии могут за ними не угнаться и быстро устареть. Например, Tesla Model S вышла пять лет назад и с тех пор есть лишь несколько автомобилей, способных обновлять свою прошивку по Wi-Fi.
Классические автопроизводители зависят от дилеров и посредников, а вот Tesla предпочитает напрямую продавать электрокары своим почитателям. Вместо того чтобы полагаться на посредников для техобслуживания, компания может самостоятельно выпустить обновление, которое исправит ту или иную ошибку.
Можно ли использовать электромобиль суровой зимой
С учетом сказанного легко подвести итог, подходят ли электромобили для суровой зимы 2021 года, и можно ли их вообще использовать в сильные морозы. Как отмечают владельцы таких авто, при соблюдении определенных правил (рассмотрены выше) трудностей быть не должно. Но стоит учесть, что даже у Теслы при температуре -36 градусов Цельсия расход заряда увеличивается на 50%. Это значит, что и проехать можно будет вполовину меньше пути. Для автомобилей, у которых даже в хорошую погоду запас хода составляет не более 150-170 км, это реальная проблема. Нужно следить за зарядом и контролировать пробег.
Теперь вы знаете, можно ли зимой ездить на электромобиле, чем опасен мороз для аккумуляторной батареи, и как можно защитить машину от неприятностей. При следовании советам в статье можно ездить на такой машине даже при -40.
Обогрев салона
В Модель S обогрев салона имеет два (скрытых) режима. Если трансмиссия замерзла, все тепло пойдет через резистивные нагреватели, потребляющие до 6 кВт. Это много энергии!
Пока вы ведете автомобиль, температура трансмиссия, естественно, повышается. После ее нагрева, Tesla использует охлаждающую жидкость, чтобы помочь нагреть кабину. По сути, она использует вторичное тепло от двигателя и преобразователя для эффективного отопления салона. Это дает огромную разницу в потребляемой мощности — для полностью прогретого автомобиля нужно только 1-2 кВт, чтобы сохранить тепло в салоне, даже в условиях экстремального холода.
Для сравнения, оригинальный Tesla Roadster использует 4 кВт, чтобы сохранить свою крошечную кабину в тепле, используя только резистивные нагреватели. Это является большим преимуществом Model S, о чем Тесла никогда не говорит!
В итоге можено сказать, что в кабине становится тепло всего через несколько минут.
Как повысить запас хода электромобиля зимой: лайфхаки
Ранее мы уже давали общие рекомендации на тему: как выжать максимум из батареи. Но для зимы есть парочка дополнительных лайфхаков:
- Запустите прогрев салона, пока авто подключено к розетке . У большинства «екарсов» есть дистанционная связь с владельцем. Включить обогреватель можно за 15–20 минут до выхода. Обогрев возьмет энергию из розетки, а не из аккумулятора, и вы покинете гараж с полной зарядкой и теплым салоном.
- Установите дополнительное оборудование . Дизельные отопители для автомобиля подключаются к штатным воздуховодам и позволяют быстро нагревать салон без участия батареи. Такой тюнинг значительно сэкономит заряд, а топлива агрегат затрачивает немного.
- Используйте подогрев сидений и руля . Опытные автовладельцы заметили, что подогрев сидений и руля потребляет значительно меньше энергии , чем печка. Попробуйте в дороге включать их, а не обогреватель салона.
- Следите за стилем вождения . Активируйте в зимнее время ЭКО-режим, если он предусмотрен в вашем автомобиле. Режимы экономии энергии уменьшают скорость, но позволяют существенно сэкономить заряд батареи. Следите, чтобы колеса не буксовали, по возможности избегайте маршрутов с подъемом в гору.
- Одевайтесь теплее . Хорошие зимние сапоги, перчатки, шарф — и вам не придется часто включать обогреватель салона и подогрев сидений.
- Используйте солнце . Речь не про солнечные батареи, а про тепло прямых лучей. Если электромобиль стоит на парковке целый рабочий день, не выбирайте место в тени. Даже зимой прямое воздействие солнца будет немного прогревать батарею и салон.
Использование этих лайфхаков в комплексе поможет «зеленому» авто успешно пережить зиму и сэкономить запас хода для поездок.
Осознанное вождение
Все владельцы электромобилей признаются, что использование этих машин учит осознанности. Вне зависимости от наличия или отсутствия самостоятельных модификаций поездки приходится планировать заранее, в том числе чтобы в холод не стоять в пробках.
Правило, характерное для холодного времени: доберись быстрее, минуя пробки и сокращая время работы отопителя, высасывающего энергию из батареи. «Я, например, делаю крюк по пустым дорогам. Получается длиннее по километрам, но экономичнее при температуре ниже –25 градусов и скорости не более 60–70 км/ч», — рассказывает владелец электромобиля Александр. При этом добавляет, что в теплую погоду пробки для электромобиля не проблема — чем медленнее ехать, тем больше километров удастся преодолеть.
Другое правило, которое вывел Александр: если можешь подзарядиться, подзарядись. Подключение к сети, кроме всего прочего, не дает батарее замерзнуть на холоде.
Зато если электромашина не стоит без подключения к сети больше одной ночи на морозе, то она запускается сразу — прогревать, в отличие от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, не нужно, отмечает Дмитрий Емельянов из Хабаровска. «Еще одно преимущество электрокара — зимой с утра его не надо прогревать несколько минут: заводишь — и сразу едешь. Для России — еще одна причина, почему электромобили могут получить массовое распространение. И именно поэтому среди более чем 700 Nissan Leaf по стране их много именно в холодных регионах — Якутии, Чите, Хабаровске».
Падение максимального километража без подзарядки в принципе не было бы проблемой, если бы по России зарядные станции стояли, как, к примеру, в Великобритании, каждые 70–80 км. Пока же даже не все АЗС исполняют постановление правительства, по которому обязаны обзавестись зарядными станциями для электромобилей. Многие, по словам владельцев таких машин, отделываются предоставлением обычной розетки. А некоторые даже к ней подключиться не позволяют.
Так что пока, без развитой инфраструктуры, в условиях минимума официальной информации от производителей и отсутствия обширного зимнего опыта эксплуатации, которым автомобилисты делились бы на форумах, езда на электромобиле зимой — дело смелых автомобилистов, которые планируют свою поездку заранее с учетом всех розеток, к которым можно подключиться.
И таких в России с каждым годом меньше не становится. С января по сентябрь 2018 года продажи подержанных электромобилей в нашей стране выросли вдвое — до 1,5 тыс. штук против 693 шт. в первые девять месяцев 2017 года. Правда, купили ли себе новые электромобили продавцы, не уточняется.
Чем Tesla лучше и хуже конкурентов
В Tesla не изобрели электромобиль, но первыми начали пытаться установить в него современные литий-ионные аккумуляторы и сделать все это коммерчески успешным. Но на дворе уже 2020 год, и конкуренты уже давно наладили выпуск собственных моделей электромобилей, которые не сильно проигрывают моделям Tesla (а иногда и выигрывают у них).
Так, основная линейка Tesla состоит из 3 моделей:
- Tesla Model S – лифтбек F-класса с массой более 2200 килограммов, разгоном до 100 км/ч за 2,7 секунды и запасом хода в 632 километра. Цена начинается от 85 тысяч долларов;
- Tesla Model X – 5-дверный кроссовер массой в 2,5 тонны и запасом хода в 542 километра. Цены – от 132 тысяч долларов;
- Tesla Model 3 – седан D-класса. Он более легкий (1800 кг), медлительный (разгон за 3,5 секунды до 100 км/ч) и имеет запас хода в 496 километров. Главная особенность – цена, стоит модель от 35 тысяч долларов.
То есть, автомобили Tesla – это практически суперкары, которые, правда, и стоят соответствующих денег.
У конкурирующих моделей параметры оказываются чуть более скромными, но и цены на них тоже более разумные:
- BMW i3s – хэтчбек В-класса, массой в 1200 килограммов, разгоном до 100 км/ч за 6,9 секунд и запасом хода в 260 километров. Стоит он от 35 тысяч евро (правда, в России цена гораздо выше);
- Chevrolet Bolt EV – хэтчбек В-класса, массой в 1600 кг и разгоном до сотни за 7 секунд. При запасе хода в 380 километров автомобиль стоит от 36 600 долларов;
- Nissan Leaf – хэтчбек С-класса, неторопливый (7,3 секунды до 100 км/ч), но с запасом хода в 458 километров. Цена – от 36 500 долларов;
- BYD E6 – хэтчбек С-класса, производится китайской компанией. Разгон до 100 км/ч занимает 8 секунд, а запас хода составляет 400 километров. Цена – от 43 700 долларов (310 тысяч юаней).
Другими словами, клиент может выбрать настоящий электрический суперкар и отдать за него стоимость двух электромобилей попроще, или выбрать сразу Nissan Leaf по умеренной цене (к тому же, у модели в России есть достаточно обширный вторичный рынок).
Правда, автоэксперты обращают внимание на один момент – заявленный пробег от одной зарядки предполагает, что автомобиль будет эксплуатироваться в условиях, близких к идеальным. А если, например, включить кондиционер или обогреватель зимой, то пробег резко снижается. По факту от 500-600 километров пробега остается вдвое меньше – 300-400 километров, и тут конкуренты начинают выглядеть интереснее.
С технологической точки зрения в Tesla, как напоминает эксперт Дмитрий Суслопаров, впервые начали использоваться прогрессивные технологии вроде бесколлекторного асинхронного двигателя с микропроцессорным управлением, объединенного в единый компактный конструктив с силовой электроникой и трансмиссией. И другие производители, по сути, в позиции догоняющего – и лишь модель от Porsche и Jaguar могут приблизиться к уровню Tesla.
3. Две подставки под стакан
«Серьёзно, только две подставки? У среднего американского водителя гораздо больше потребностей — нужно место для кофе, воды, диетической колы, печенья Oreo, детской бутылочки, и ещё для трёх стаканов диетической колы. Не меньше восьми подставок», — пишет владелец Tesla.
Как поведет себя показатель мощности при температуре минус
Потенциальные клиенты, которых интересует эксплуатация Tesla зимой, должны понимать что, как и электрокар другого производителя, Tesla теряет мощность и заряд батареи при минусовых температурах. Чем больше на улице мороз, тем ниже станет показатель мощности. Исследования доказали, что при -10° C и средней скорости передвижения электромобиль теряет 20% мощности, уменьшается запас хода.
Обогреватели сидений
Обогреватели сидений Tesla Model S расходуют незначительное количество энергии в сравнении с отопительной системой салона. Используйте их по возможности. Включите нагреватели сидений и снизьте обогрев салона. Вы сможете сэкономить кучу энергии.
Электромобили в холодных странах
В 2020 году Норвегия стала первой в мире страной , где было продано больше электромобилей и гибридов, чем машин на бензине или дизеле. В 2021 году страна остается лидером по количеству EV на рынке. Власти мотивируют население приобретать «зеленый» транспорт освобождением от уплаты транспортного налога. Пошлины на автомобили с ДВС достаточно высокие, так что цена электрокара нивелируется льготами, и для норвежца автомобили на бензине и на аккумуляторах стоят примерно одинаково.
Климат в Норвегии несколько мягче, чем в России, но зимой там достаточно холодно: днем примерно –10 °C, ночью –20 °C. Очевидно, что холодное время года не мешает ездить на электромобилях в Норвегии. Страна планирует к 2025 году полностью отказаться от машин с двигателем внутреннего сгорания.
В Китае похожая ситуация: в северных регионах средняя температура зимой -–10 °C, а на северо-западе термометр может показывать –30 °C в декабре. Но это не помешало китайскому рынку долгие годы сохранять лидерство по количеству реализуемых BEV.
Wuling Hongguang Mini EV , по статистике, опубликованной в сентябре 2021 , стал самым продаваемым авто в стране. Значит, жители явно отдают предпочтение электрокарам, несмотря на климат.
4. Через некоторое время автомобиль начинает «шуметь»
Когда автор материала приобрёл автомобиль, он был совершенно бесшумным. Однако сейчас, пишет Энди Блау, автомобиль издаёт звуки, «похожие на Chrysler, на котором он ездил в 90-е годы». Техник, осматривавший автомобиль, заявил, что проблема всего в одной детали, «но у него не нашлось времени её заменить».
Отношение на дорогах, автопилот и отсутствие звука двигателя
Как относятся к электромобилю Tesla в России (друзья, знакомые, посторонние люди)? Вызывает ли интерес на улице? У других водителей?
Скажу так, что Ferrari людям интересен меньше, чем Tesla. Вопросов задают тонну, а друзья, которые катались на автомобиле, в шоке от его разгона и управляемости.
Особенно забавно смотреть на тех, кто из-за скромного вида машины не ожидают такой скорости и после первого разгона визжат, как на аттракционе. Ну и, конечно же, десятки функций, которых нет на других авто, добивают людей по эмоциям.
На улице вызывает интерес перед пешеходным переходом и только у парней в возрасте 20–35 лет, которые проходят рядом и видят логотип. Опять же это из-за того, что дизайн автомобиля скромный и не выделяется, как тот же Porsche. На дороге водители проявляют интерес, но не скажу, что огромный. Думаю они как минимум удивляются, когда Tesla обгоняет любую машину на перекрестке.
Как решаете вопрос с тихим двигателем — уведомление звуком, сигналом, специальное приложение?
В ЕС 1 июля 2019 вступили в силу законы об оснащении электромобилей генераторами звука двигателя. Tesla же начала производство таких автомобилей лишь с 1 сентября 2019 года.
Мой автомобиль остался тихим, и это, с одной стороны, круто, с другой — плохо. Плохо, что люди, и особенно дети, его не слышат, когда перебегают дорогу, — расслабиться этот факт не дает.
Также я понимаю, почему многие попадают в аварии на Tesla Model S P100D. Ты не замечаешь высокой скорости из-за отсутствия звука двигателя и относишься к ней несерьезно.
Приходилось ли пользоваться автопилотом? Об автопилоте Tesla ходят весьма противоречивые мнения, насколько он эффективен?
Европейская Tesla отличается от американской версии тем, что у нас заблокировано множество функций, включая полный автопилот. У нас также перестала работать навигация, и нельзя построить маршрут из точки А в точку В. Это значит, что автопилот не знает, куда вы едете, и будет ехать всегда прямо по полосе.
Также машина будет заставлять тебя держать руки на руле каждые 15 секунд, что делает езду на автопилоте бесполезной. В Америке же можно не держать руль несколько минут. Поэтому европейскую версию автопилота можно назвать, скорее, умным круиз-контролем, который держит полосу, сам разгоняет и притормаживает машину, пропускает тех, кто перестраивается, и видит лихачей, которые тебя подрезают.
Тем не менее включать автопилот мне до сих пор страшно — из-за того, что не ты управляешь машиной. Не представляю, что люди чувствуют в Штатах с полным автопилотом, но к этому нужно привыкать точно.
Правила для владельцев Tesla в России
Автовладельцы электрокаров должны понимать что Tesla зимой в России требует особенного внимания и ухода. Вам нужно будет всего лишь соблюдать несложные правила и тогда электрокар на дороге не подведет.
- Храните электромобиль только в отапливаемом гараже. Это важно для батареи, ведь холод отрицательно сказывается на ее емкости.
- Не стоит оставлять автомобиль долго на улице при морозной погоде. Время от времени мотор придется прогревать.
- После остановки в 30 минут прогревайте электрокар, подключая к сети.
- При выборе подвески Tesla Model S обратите внимание на пневматическую, ведь она разрешает регулировать клиренс.
- Не экономьте на покупке зимней резины.
Возьмите ко вниманию эти рекомендации и проблем с эксплуатацией Tesla Model S зимой не предоставит.
Держите Model S в тепле
Поставив автомобиль в неотапливаемом гараже вместо улицы, я увидел огромное улучшение показателей расстояния. Это потому, что даже неотапливаемые гаражи зачастую значительно теплее, чем улица. Кроме того защита от ветра сыграет роль во время предварительного нагрева, уменьшая потери тепла и повышения эффективность отопительной системы.
Есть несколько причин, почему теплый автомобиль лучше: теплее в салоне, непромерзший аккумулятор и системы авто.
Мнения экспертов издания по этой теме:
Сергей Скавронский
Сергей Антонов
Дмитрий Суслопаров
Кирилл Новиков
5. Tesla делает вашу жизнь сложнее
«Прежде всего, вам не стоит покупать Tesla, если у вас нет автомобиля, который сможет её заменить в непредвиденных ситуациях. Кроме того, теперь вам каждый раз придётся раздумывать о том, стоит ли брать в поездку Tesla или лучше довольствоваться обычным автомобилем», — пишет Блау.
Как отмечает автор материала, когда он планирует совершить 160-километровую поездку, ему приходится продумывать, где он сможет подзарядить автомобиль в дороге.
Меня не утешает заявление Tesla о том, что теперь я могу доехать от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Я хочу знать, что я могу доехать куда мне нужно, не прося кого-то по дороге помочь мне подзарядить автомобиль. Или я могу просто взять автомобиль своей жены.
Итоги: стоит ли покупать «Теслу» в России?
Удобнее или нет электромобиль в России, чем машины на ДВС? Если до этого была бензиновая модель, то вкратце о сравнении в формате плюсов/минусов.
Тут дело не в наличии двигателя внутреннего сгорания или зарядке, а в количестве функций Tesla Model 3 или Y. Это как пересесть на iPhone с кнопочного телефона. Автомобиль ощущается как новый каждый месяц после постоянных обновлений по Wi-Fi. Например, мой автомобиль с 3,5 секунд до сотни после обновления начал разгоняться за 3,2 секунды. И заплатил я за это 0 рублей. Также нет ни одного автомобиля, где на большом экране можно с удовольствием смотреть YouTube, Netflix или Twitch с топовым звуком в салоне.
Плюс только эта машина может дать эмоции от ускорения, которые можно получить на ДВС-авто минимум от 12,5 млн рублей, то есть в 2 раза дороже. Чтобы тот же Porsche 911 дал такой же разгон, нужно нажать специальную кнопку и подождать, когда наберутся обороты. В Tesla же нужно просто нажать на педаль, и все.
На самом деле функций много и становится все больше с каждым обновлением. И сравнивать с любым другим автомобилем на ДВС не вижу смысла.
Пожелания от себя читателям E-cars.tech?
Если вы живете прошлым, звук двигателя и запах бензина на заправке имеют для вас значение, то Tesla вряд ли придется по душе. Этот электромобиль — для гиков или стартаперов, которые не боятся трудностей и готовы к новым ощущениям. Если вы такой, то эта машина для вас.
Tesla Model 3/Y Performance, на мой взгляд, лучший выбор за свои деньги на сегодняшний день, и лично я не променял бы ее ни на что другое даже бесплатно. Кроме разве что Tesla Roadster II
Бонус к статье: можно ли кататься на детском электромобиле зимой
Детские электромобили не защищены от попадания влаги в электросистемы, поэтому ездить на них зимой настоятельно не рекомендуется.
Некоторые производители указывают в техпаспорте, что машинку можно использовать при температурах до –20 °C. Батарея выдержит, но как будут чувствовать себя остальные детали «екарсов» для детей — большой вопрос. Корпус таких моделей обычно выполнен из пластика, а при отрицательной температуре этот материал становится хрупким.
В качестве эксперимента разрешите ребенку прокатиться при показателях от 0 до –10 °C. Не забудьте проследить, чтобы электрокар не въехал в сугроб.
6. Вождение зимой становится особенно нервным
«Езда по снегу и льду может раздражать даже водителя полноприводного автомобиля, но в Tesla холодное время становится особенно нервным. Мне нужно контролировать множество вещей. Я не заезжаю на крутые холмы и прибегаю к многим предосторожностям, нужды в которых не оказалось бы, будь я на Subaru», — пишет автор материала.
Подведем итог
Статистика говорит сама за себя: количество зарегистрированных электромобилей в России за последние три года увеличилось в пять раз. Причем больше половины заряженных авто ездят по дорогам Сибири и Дальнего Востока.
Электромобили вполне доказали россиянам свою эффективность. Дополнительный тюнинг и правильная эксплуатация делают «екарсы» вполне подходящими для наших зим, а некоторые «фишки» дают преимущество перед классическими машинами на ДВС. Опасения насчет поведения BEV зимой не более чем миф, а реальный опыт российских автовладельцев — лучшее доказательство его несостоятельности.
Не забудьте подписаться на наш Телеграм-канал , чтобы следить за новостями из мира «зеленой» техники в России и мире.
7. Аппаратное обеспечение не поспевает за программным
Программное обеспечение Tesla, говорит Блау, обновляется автоматически. При этом утверждение о том, что возможности электрокара зависят от программного обеспечения верно лишь отчасти, отмечает он.
За последние полтора года автомобиль автора материала получил множество обновлений, но воспользоваться новой функциональностью он не сможет — виной тому устаревшее аппаратное обеспечение. Автопилот, детектор слепых пятен и другие функции не доступны Энди Блау.
Мой совет? Не покупайте Tesla. Возьмите этот автомобиль в лизинг.
Энди Блау отмечает, что, по его мнению, Tesla — замечательный автомобиль. «У него превосходная управляемость, и я улыбаюсь каждый раз, когда проезжаю мимо автозаправки, взглянув на цену топлива», — говорит он. «Я совершенно не жалею о своей покупке. Я не смогу с ней расстаться».
ли со статьей или есть что добавить?