Дорожать практически некуда
В целом автомобили дорожают регулярно, по несколько раз в год. Это можно увидеть и по результатам исследований «Реального времени»: в 2018 году, к примеру, цена на машины увеличилась на 5—10%. В 2019 году, ко всему прочему, добавился фактор роста НДС. В начале года эксперты отмечали, что повышение налога должно привести к росту цен на автомобили примерно на 1,5%.
Однако на практике их стоимость изменилась по-разному: по каким-то моделям она осталась на прежнем уровне, по другим рост уже превысил показатель всего прошлого года. Евгений Еськов, главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю», считает, что пока влияние НДС еще не так заметно. «Историю с ростом цен на новые машины, пожалуй, стоит рассматривать в перспективе последних четырех лет, то есть с того момента, когда курс рубля по отношению к иностранным валютам резко упал. На протяжении последующих лет эта разница плавно отыгрывалась. Производители, насколько могли, сдерживали цены, чтобы машины в один момент не подорожали сразу в два раза, потому что это серьезно бы ударило по спросу. И к настоящему времени, судя по всему, рост цен с того времени отыграл разницу курсов. Можно провести параллели роста цен в 2019 году с повышением НДС, но, наверное, в полной мере он отразится после первого квартала, когда рынок насытится новыми машинами 2019 года выпуска», — говорит Еськов.
А вот Руслан Абдулнасыров, руководитель ассоциации «Автодилеры Татарстана», не ожидает существенных изменений цен в ближайшее время: «Стоимость автомобилей и так уже не низкая, а доходы населения не растут. Поэтому производители стараются максимально влиять на себестоимость продукции, чтобы она была конкурентоспособной».
KIA Ceed подорожала с 1 до 1,03 млн в случае с машинами 2018 года и до 1,06 млн в случае с машинами 2019 года. Фото Максима Платонова
Цены на авто до повышения НДС: настоящие иномарки бьют рекорды, дешевеют только кроссоверы
«Реальное время» проанализировало динамику цен на автомобили в России в прошлом году.
Фото: Максим Платонов
«Реальное время» проанализировало динамику цен на автомобили в России в прошлом году. Как выяснилось, основная масса машин подорожала на 5—10%, и произошло это, как мы понимаем, еще до роста НДС. Особенно отметились в увеличении цены производители, не имеющие производства на территории России. В 2019 году, однако, машины могут стать еще менее доступными. Подробности — в нашем обзоре.
Что станет с ценами на авто с 1 января 2019?
С 1 января 2019 года в России резко увеличится размер налога НДС, что приведёт к росту цен на машины до 8% и вызовет ажиотажный спрос на машины 2018 года. Но эксперты уверены, что это не главная причина, по которой автомобили скоро сильно подорожают.
Золотой авторынок: почему цены растут и не останавливаются
Цены на автомобили растут, но к автодилерам выстроились очереди, а машины с пробегом в более-менее нормальном состоянии разлетаются как горячие пирожки. Мы что, в Советском Союзе?! Что произошло с российским авторынком и что будет дальше? Финтолк объясняет, подходящее ли сейчас время для покупки и продажи автомобиля.
Полный комплект: в России с нового года вырастут цены на автомобили
Цены на новые автомобили российской сборки в 2020 году поднимутся на 3–10% из-за отказа правительства России компенсировать автопроизводителям ввозные таможенные пошлины на комплектующие. О грядущем росте цен говорят эксперты и подтверждают сами производители. Из-за низкой локализации иномарок российской сборки в их себестоимости большую роль играют импортные компоненты. Сильнее всего подорожание скажется на премиум-сегменте, в чуть более благоприятном положении окажутся отечественные компании. В сложившейся ситуации разбирались «Известия».
Автомобили в России подорожают в 2019 году
Авто Тема: Повышение цен Автор: Елена Мишина 24.11.2018 7:00
Совсем скоро в России покупать автомобили станет дороже. Поэтому желающим сэкономить деньги на приобретении новенькой машины следует поторопиться. Начиная с 2019 года, иномарки и автомобили отечественного производства подорожают на 10%.
Одна подешевела, по девяти цена не изменилась
Осталась неизменной цена на некоторые машины премиального сегмента. В частности, как стоили, так и стоят три модели немецкой BMW — это X3, X6 M и седан 3-й серии (3,18 млн, 7,94 млн и 2,58 млн рублей соответственно). То же самое — с японским кроссовером Mazda CX-5 (1,56 млн рублей). Более дешевые и неподорожавшие автомобили — Ford Fiesta (859 тысяч), Suzuki Jimny (1,18 млн). Автомобиль, выпускающийся в России под французским брендом Renault, — Duster — не изменился в цене в случае с моделью 2019 года, а машины 2018 года даже подешевели — с 699 до 674 тысяч. Это единственный из автомобилей (чьи цены сравнивались), который стал дешевле. Кроме того, не изменилась стоимость немецкого Volkswagen Golf.
Среди несильно подорожавших — всего на 1% — две модификации Mazda 3 — седан и хетчбэк, которые стали стоить 1,24 и 1,33 млн рублей соответственно. А вот на 2% увеличилась цена сразу 29 автомобилей. В случае со многими из них, правда, это касается моделей 2018 года выпуска, а машины 2019 года подскочили в цене сильнее. К примеру, УАЗ «Хантер» стал стоить 687 тысяч в случае с машинами 2018 года и 732 тысячи — 2019-го (это сразу на 8% больше). Стоимость KIA Ceed 2018 года увеличилась с 1 до 1,03 млн, 2019-го — до 1,06 млн рублей. На 2%, без всяких оговорок про год выпуска, подорожали в основном немецкие машины — например, BMW X5, X6 и M5, Mercedes-Benz C180 и E200, Audi А6 и Q7, а также японский Lexus LX570.
На 3% подорожали 14 моделей автомобилей. Из дорогих машин стоит отметить Volkswagen Touareg (рост — до 3,49 млн рублей), Audi Q5 (до 3,27 млн рублей), Lexus RX300 (подорожание — до 3,01 млн рублей), Ford Explorer (до 2,89 млн), Lexus ES200 (до 2,7 млн), Toyota Hilux (до 2,3 млн рублей). Из недорогих подорожавших на 3% автомобилей можно отметить три модели «Лады» — 4х4 (также известная как «Нива»), Vesta и XRay. На те же 3% подорожал Hyundai Solaris (в случае с автомобилями 2019 года рост цен составил 4%).
Рубль и машины: как курс валют повлиял на стоимость автомобилей
Аналитическая служба «Реального времени» уже больше двух лет отслеживает стоимость автомобилей в казанских автосалонах. Все это время цены практически на все машины довольно стабильно растут. В 2018 году, в частности, из 80 авто, присутствующих в исследовании, подешевели лишь два. Самым значительным оказалось снижение на 5,1%, а наибольший годовой рост стоимости составил целых 24,1%. Автомобилей, которые стоят меньше миллиона рублей, в списке все меньше, а самая дешевая марка преодолела «психологическую отметку» в 400 тысяч рублей.
Евгений Ушмаев, генеральный директор «Альянс-авто», отмечает, что подорожание в 2018 году можно назвать плановым.
«В сущности, ничего не изменилось, цены растут из года в год. Стабильно раз в полгода или раз в квартал цены меняются — обычно в июле и под новый год. В основном на цены влияет курс валют», — говорит он.
Основным фактором роста цен считает курс валют и Евгений Еськов, главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю». «Цены на новые автомобили до этого росли каждый год. Основная причина — ситуация с рублем. В России продают как полностью импортированные новые автомобили, так и произведенные в нашей стране, но все равно имеющие в той или иной степени долю импорта в производстве. Курс рубля за последние годы просел по отношению к иностранной валюте — вот и результат», — считает он.
Отмечает подорожание и руководитель Ассоциации автодилеров Татарстана Руслан Абдулнасыров, указывая при этом, что оно не так заметно для потребителя, как подорожание «более повседневных» товаров:
«У каждого производителя своя ценовая стратегия. Это — однозначно не последнее подорожание. Кто-то пытается сдерживать цены, чтобы их автомобили выглядели интереснее по сравнению с конкурентами. Однако есть такой нюанс — автомобили покупаются редко, соответственно, люди не мониторят цены, узнают их только когда собираются покупать машину — и воспринимают ее как данность. Очень сильно удивляются, пытаются найти какие-то решения, как покупать оптимальнее — наличными или в кредит, или взять автомобиль с пробегом, или вообще отказаться от обновления автомобиля. Рост цен радикально касается только тех, кто покупает первую машину и кому она жизненно необходима».
Подорожание иномарок в 2019 году
В начале нового года в России традиционно дорожают не только продукты питания, но и автомобили. Речь идет в первую очередь об иномарках, которые достаются россиянам дорого из-за своего зарубежного происхождения.
На цену машины влияют налоги, стоимость доставки, растаможки и иные нюансы. Иномарки с самыми лучшими техническими характеристиками в первую очередь впечатлят «кусающимися» ценами. К таким брендам можно отнести Mercedes-Benz, Toyota, Ford и Mazda.
С учетом того, что НДС с 2019 года повысят на 2%, подорожание автомобилей является неизбежным. Так, к примеру, если на сегодняшний день машину можно купить по цене 1 млн рублей, то в новом году с учетом повышения НДС ее будут продавать на 20 тыс. рублей дороже.
Это сыграет на руку автомобильным салонам. Ведь даже если спрос на новые автомобили будет небольшой, то на продаже каждого удастся хорошо заработать.
Текущие тренды
Многие отечественные автокомпании увеличили предложение иномарок, опираясь на тенденции рынка. Самыми популярными и востребованными марками в сегменте легкого коммерческого транспорта считаются Hyundai, Ford, Mercedes-Benz и ГАЗ, а из легковых — Volkswagen, Nissan, ВАЗ и Toyota. Многие россияне отказываются приобретать новые авто в кредит.
Многие автотрейдинговые компании РФ считают, что россияне проявляют высокий интерес к подержанным иномаркам. По статистике, на долю продаж этой продукции приходится более 50% от общих продаж авто в стране. Если сравнивать с прошлыми годами, то в 2017 году этот показатель увеличился на 4,4%. При этом общая сумма от продаж составила 462 000 руб. Если рассматривать цену на отечественные подержанные авто, то она упала на целых 6,8%.
Грядущее повышение цен
Напомним, что с начала следующего года в России увеличивается ставка НДС с 18 до 20 процентов. Естественно, это неминуемо отразится на цене всех товаров в стране. Однако это не означает снижение спроса и падение продаж, по крайней мере в автомобильном бизнесе. Комитет автопроизводителей АЕБ предполагает, что в следующем году будет продано около 1,8 млн легковых и небольших коммерческих автомобилей, то есть они закладывают рост рынка в 13 процентов.
Автопроизводители не скрывают, что рост налоговой ставки отразится на стоимости автомобилей. Таким образом, под новогодний салют во всей стране ценники на машины празднично увеличатся на 2 процента. Но больше всего представителей автомобильных копаний беспокоит не НДС, а нестабильность курса рубля к доллару и увеличение ставок по кредитам.
Коврик за миллион
Если в скором времени вас ждет поход к автодилеру, то запаситесь деньгами и нервами. Это несколько лет назад можно было лениво ходить от одного к другому со словами «что-то дороговато» и «у конкурентов условия получше были», намекая на скидку. Все это в прошлом. Теперь ситуация развернулась к дилерам лицом, и они диктуют свои условия.
Типичная схема продажи автомобиля сейчас выглядит следующим образом. Машина приходит с завода, салон устанавливает на нее дополнительное оборудование (читай: магнитолу, сигнализацию и коврики), после чего выставляет на продажу по цене «прайс-лист плюс стоимость оборудования плюс стоимость установки». Ничего нового, такое активно встречалось и раньше, если не считать двух важных нюансов.
Во-первых, раньше автомобили без установленного дилером оборудования все-таки можно было купить. Сейчас — практически нельзя.
Во-вторых, раньше коврики и прочее у дилера обходились несколько дороже, чем на рынке, но все-таки в разумных пределах. Сейчас вполне обыденно, когда к автомобилю стоимостью 1,4 млн рублей дилер приплюсовывает еще 0,4 млн рублей за «допы» (это реальный случай из жизни).
А что, если отказаться и потребовать пустую машину с завода, для убедительности держа в руках купленные на рынке коврики? По закону отказать вам не могут, но сделают очень хитро. Понимаете, скажет менеджер автосалона, мы же не можем бесследно снять оборудование с тех машин, которые стоят у нас. Поэтому пустую можем привезти только под заказ. А это — ожидание на несколько месяцев, а то и на полгода. Цену узнаете, когда машину привезут.
«Для тех, кто категорически не готов доплачивать за опции и хотел бы подождать, существует возможность внести предоплату и дождаться поставки автомобиля в заводской комплектации. Для моделей, которые собираются в России, срок ожидания составит сегодня один-два месяца, для поставляемых из-за рубежа — дольше, от трех до восьми месяцев в среднем (и до двух лет — в отдельных случаях). Однако существует риск, что производитель за время ожидания поднимет стоимость автомобиля, и конечная цена покупки будет выше», — говорят в пресс-службе маркетплейса Bankauto.ru.
В итоге вроде бы все по-честному и дилер как бы наказан, но… Несколько месяцев без машины, та же цена, при этом ни ковриков, ни магнитолы. Что-то не так в этой схеме, и не очень понятно, кто выиграл.
СПИК рашен, пожалуйста!
О том, что правительство отказывается с 2020 года компенсировать таможенные пошлины на комплектующие компаниям, подписавшим специнвестконтракты (СПИК), сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. По его словам, это позволит «уравнять условия конкуренции». Козак отметил, что высвободившиеся средства уже запланированы в бюджете России на будущие годы.
«Мы исходим из того, что наши обязательства по компенсации таможенных пошлин истекают с момента истечения договоров о промсборке, последние истекают в 2020 году, и больше компенсации такой не будет. Сегодня уже поступления от этих пошлин заложены в параметры бюджета 2020, 2021 и 2022 годов. Такие просьбы периодически раздаются, и на это сегодня был дан внятный ответ», — приводит слова вице-премьера «Прайм».
Сборочный цех автомобильного завода Renault, Москва
Козак отметил, что Россия уже выполнила перед иностранными партнерами все обязательства, которые брала на себя ранее в рамках промсборки (Постановление № 166 правительства, ему на смену пришли специнвестконтракты).
— Но перевыполнять их мы тоже не должны, так как это порождает иждивенчество, бизнес должен работать над своей эффективностью самостоятельно в пределах тех правил, которые установлены государством. Главное, чтобы государство было предсказуемым и не меняло эти правила бесконечно, — заметил Козак.
В середине сентября этого года совет Евразийской экономической комиссии в рамках обязательства перед Всемирной торговой организацией принял постановление о повышении таможенных пошлин на автокомпоненты на 3–10%. Ожидаемый эффект от этой меры — ежегодное поступление в бюджет страны десятков миллиардов рублей.
Пошлины на автокомпоненты компенсировались иностранным производителям, построившим заводы в России, исходя из контрактов промсборки, заключенных в 2005–2010 годах. В 2019 году основные игроки рынка подписали СПИКи в связи с окончанием срока действия старых контрактов промсборки. Из всех участников промсборки пока что компенсации всё еще смогут получить только Toyota в Санкт-Петербурге, черкесский «Дервейс» (временно простаивает) и завод «ПСМА Рус» в Калуге (выпускает модели Peugeot, Citroen и Mitsubishi) — их контракты заканчиваются в 2020 году, как и говорил Козак.
«Гранта» подорожала как «Прадо»
24 модели за первые три месяца подорожали на 4—6%. Так, на 4% в случае с машинами и 2018-го, и 2019 года увеличилась стоимость нескольких довольно разноплановых моделей. Это, например, две «Лады» — пятиместный Largus и седан «Гранта» — их цена выросла до 591 и 435 тысяч рублей соответственно. Skoda Octavia подорожала с 1,06 до 1,1 млн рублей, Subaru Outback — с 2,7 до 2,8 млн, Suzuki Vitara — с 1,55 до 1,6 млн рублей, Toyota Land Cruiser Prado — с 2,4 до 2,5 млн рублей.
На 5% выросли в цене в основном относительно дорогие машины. Среди них, например, Ford Mondeo (1,56 млн рублей), Nissan Qashqai (1,29 млн), Mitsubishi Outlander (1,69 млн) и Pajero (2,97 млн), Mercedes-Benz S400 (7,39 млн) и G500 (9,5 млн). Есть, правда, и одна недорогая модель, выросшая в цене на 5%, — это Volkswagen Polo (671 тысяча рублей). На 6% подорожали Nissan X-Trail (до 1,6 млн) и Subaru WRX (до 3,8 млн).
В случае с довольно большим количеством машин цены изменились неравномерно: на автомобили 2018 года — меньше, а 2019 года — больше. Объясняется это довольно просто. «Автомобиль 2018 модельного года, например, при покупке сразу стареет на год и, соответственно, теряет больше в цене при последующей продаже. Модели нового года всегда дороже прошлогодних», — говорит Евгений Еськов из «АвтоБизнесРевю».
Самым заметным примером подобной ситуации стала Toyota Land Cruiser 200 с двигателем в 4,6 литра: машины выпуска 2018 года подорожали на 4% (до 3,96 млн рублей), а 2019 года — сразу на 28% (до 4,88 млн рублей). Этот показатель стал рекордным по всему рынку. У остальных автомобилей нет такой заметной разницы, но можно выделить, например, Honda Pilot и Hyundai Santa Fe (рост цены на 4% и 7%), а также Hyundai Tucson (увеличение стоимости на 6% и 10%).
Один из самых значительных показателей роста — у популярной Toyota Corolla. Фото Максима Платонова
Большие машины теряют в цене
Начнем, впрочем, все же с двух подешевевших моделей — благо, они есть. Снижение стоимости на 5,1% за год зафиксировано на автомобиль Hyundai Tucson с двухлитровым двигателем и шестиступенчатой коробкой передач. В конце декабря 2018 года он продавался по цене 1,43 млн рублей, в то время как за год до этого стоил 1,5 млн рублей. Вторая подешевевшая за 2018 год модель — это большой Ford Explorer с двигателем объемом 3,5 литра и мощностью 249 л. с., с той же шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Она снизилась в цене с 2,85 до 2,8 млн рублей, или на 1,8%.
Пытаясь найти поводы для оптимизма, отметим: если посмотреть на динамику цен за 2 года, то окажется, что в списке подешевевших еще две модели, причем в лидерах по снижению цены — модель, не дешевевшая в 2018 году. Речь идет о внедорожнике российского производства, большом и, вероятно, практичном «УАЗ Патриот». В конце 2016 года стоимость его в комплектации с мощностью в 135 «лошадей» составляла 809 тысяч рублей, а сейчас — всего 731,5 тысячи рублей. Снижение стоимости составило почти 10%. Впрочем, за последний год машина все же подорожала — в конце 2017 года ее можно было купить вообще за 699 тысяч рублей.
Ford Explorer, о котором говорилось выше, дешевеет уже 2 года подряд. За год, напомним, его цена снизилась до 2,8 млн рублей. А вот 2 года назад внедорожник можно было купить вообще за 3 млн рублей. За 2 года его стоимость снизилась на 6,7%. Hyundai Tucson, лидер по годовому снижению в 2018 году, за два года изменился в цене на те же 5,1%, так как в 2017 году цена по сравнению с 2016-м не менялась.
В случае с еще одним автомобилем — «люксовым» внедорожником Toyota Land Cruiser 200 с двигателем в 4,6 литра и шестиступенчатым «автоматом» ситуация несколько иная. Он подешевел еще в прошлом году на 4,3% — с 3,97 до 3,8 млн рублей, а вот в 2018 году его цена не изменилась.
Вторая подешевевшая за 2018 год модель — это большой Ford Explorer с двигателем объемом 3,5 литра. Фото Максима Платонова
Чего стоит ожидать россиянам согласно прогнозу аналитиков
Судя по последним новостям, многие эксперты едины во мнении и считают, что продолжится рост цен на автомобильный транспорт. Причем если оптимистичные прогнозы останавливаются на десяти-пятнадцати процентом подорожании, то пессимисты не исключают ценового роста на все двадцать процентов.
Во многом ценовую политику определяет спрос на автомобили, который имеет сезонный характер. Так, привычный весенний спад на цены определяется снижением спроса в этот период. И, наоборот, осенью многие автолюбители начинают готовиться к зиме, подыскивая себе подходящего железного коня.
Большую роль в формировании цены играет зависимость от начала-конца года. Так, по завершению года производители стараются реализовать модели старой коллекции, чтобы закупить новую. Поэтому наблюдается некоторый спад цен. В начале года, наоборот, приобрести машину по приемлемым ценам становится проблематично.
В таблице представлена динамика годового изменения цены на автомобили, характерная практически для любого года.
Период | Поведение цены |
Январь-февраль | Рост до 10% |
Март-май | Падение на 4-7% |
Июнь-август | Рост на 3-5% |
Сентябрь — октябрь | Рост на 5-7% |
Декабрь | Падение на 2,5 % |
Сравнительно недавно к цене автомобиля стала прибавляться стоимость его будущей утилизации, что также влияет на увеличение конечной цены реализации на десять-двадцать процентов.
Отечественные автомобили станут дороже в 2019 году
Автомобили отечественной сборки всегда считались более доступным предметом роскоши для россиян. На российские машины преимущественно цены меньше, поэтому их популярность среди населения достаточно велика.
Так как многие комплектующие отечественных автомобилей имеют иностранное происхождение, то здесь напрашивается логический вывод. Цены в 2019 году вырастут. Как минимум, из-за нестабильности рубля и высоких цен на бензин.
Единственное, что отличает российские автомобили от зарубежных в данной ситуации — это степень подорожания. Тут скорее всего скачек цен будет не столь значительным.
Какие автомобили стали стоить дороже
Не все автомобили становятся при перепродаже значительно дешевле. Более того, в отношении некоторых марок и моделей наблюдается прямо противоположный тренд. Например, пятилетний хэтчбек Kia Picanto сейчас стоит в среднем на 6% дороже, чем в 2017 году, когда был новым. Аналогичная ситуация наблюдается и со многими другими популярными моделями. Кроссовер Mazda CX-5 подорожал на 5%, по сравнению с ценой нового автомобиля пять лет назад, Renault Sandero, Toyota Hilux и Land Cruiser Prado — на 4%, а популярнейший Hyundai Creta — на 2%.
На столько же выросли в цене Nissan Juke и премиальный MINI Cooper. И даже не очень популярный в России кроссовер Honda CR-V сейчас стоит на 1% дороже, чем в 2021 году. Такая ситуация вызвана сразу несколькими факторами, считают эксперты.
Дорогие мои старики
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин
Не бит, не крашен: в России выросли продажи автомобилей с пробегом
Стоит ли сейчас покупать подержанный автомобиль
Машины станут существенно дороже
По мнению аналитиков, стоимость автомобилей возрастёт примерно на 7-8 процентов. Произойдёт это не сразу, скорее всего, в несколько этапов. Первого повышения стоит ждать в феврале-марте, так как в январе будут ещё распродавать остатки с прошлого года. Второй раз цены на автомобили поднимутся в середине 2019 года, когда на складах закончатся все детали, закупленные ещё по старым ценам.
На первый взгляд, может показаться, что разница между 18 и 20 процентами несущественная, и не стоит говорить о серьёзном росте цен, но это не так. Дело в том, что автомобиль – это длиннющая цепочка закупок множества комплектующих, и каждый из этих поставщиков на конвейер не откажет себе в удовольствии немного увеличить отпускную цену, что неминуемо отразится на конечной стоимости машин. Аналитики уверены, что больше всего подорожают те автомобили, которые имеют сборочное производство в России, так как у них намного длиннее эта самая цепочка уплаты НДС. Хотя и «настоящие» иномарки тоже подорожают, никуда от этого не деться.
Потребитель заплатит
Опрошенные «Известиями» эксперты сходятся во мнении, что отмена компенсаций по автокомпонентам, помимо ежегодного удорожания, вызовет рост цен на 3–4% в начале 2020 года, а по его итогу повышение в сумме достигнет 10%. До конца 2019 года компании не будут менять утвержденные маркетинговые стратегии, чтобы не испортить годовую статистику и не отпугнуть клиентов в традиционно высокие месяцы продаж — ноябрь и декабрь. Повышения цен стоит ждать с начала 2020 года.
Сборочный цех автомобильного завода Mercedes-Benz в Есипово, Подмосковье
— Естественно, автопроизводителям придется перекладывать это в розничные цены. Это нормально для автопрома, рентабельность там небольшая — жертвовать собственной маржей никто не будет. Уровень роста цен зависит от того, насколько локализован тот или иной автопроизводитель. Изначально все будут действовать довольно осторожно, поскольку рынок пребывает в нестабильном состоянии. Я думаю, можно говорить о повышении цен на 3% на начальном этапе, а дальше многое будет зависеть от валютного курса, — объяснил «Известиям» аналитик по автопрому «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов.
Аналогичную оценку ценовых изменений спрогнозировал независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев: «Подорожание в принципе неизбежно, насколько оно масштабным будет, зависит от того, сможет ли правительство найти другой способ компенсировать эти затраты автопроизводителям. Я думаю, в начале года рост составит 3–4%, но если рубль сильно снизится, а автокомпоненты у нас сильно завязаны на валютную составляющую, то повышение будет более значительным.
Вкупе с анонсированной на 2020 год индексацией утилизационного сбора (компенсируется правительством лишь 90%) отказ от компенсаций по автокомпонентам вызовет подорожание новых автомобилей к середине года не менее чем на 10%, убежден автомобильный эксперт Сергей Ифанов.
Сборочный цех автомобильного завода Mercedes-Benz в Есипово, Подмосковье
— За примером далеко ходить не надо: к самому концу 2017 года подняли акцизы на новые автомобили. Уже с нового 2018 года цены поднялись на 5%, а во втором-третьем квартале года добрали еще 3–4% плюсом, — напомнил Ифанов.
В лидерах по росту — «японцы»
Порядка десятка автомобилей подорожали на 7 и более процентов. Среди моделей, стоимость которых выросла за первые три месяца 2019 года на 7%, — Volkswagen Tiguan (с 1,4 до 1,5 млн рублей) и модель Kuga собирающегося закрывать производство легковушек в России Ford (цена увеличилась с 1,51 до 1,62 млн рублей). Отметим, что Ford сейчас предлагает специальные условия на свои автомобили в связи с уходом моделей с рынка. Спрос на него, по мнению Еськова, перераспределится на похожие автомобили — например, на «корейцев». Согласен с ним и Абдулнасыров — он считает, что в основном аудитория Ford перейдет на «одноклассников».
Что касается остальных автомобилей — на 9% подорожали Audi A4 (с 2,08 до 2,27 млн рублей) и премиальный Hyundai Genesis — с 4,48 до 4,89 млн рублей. 10%-ный рост показали Subaru Forester и Volkswagen Passat — их стоимость изменилась с 1,97 до 2,16 и с 1,65 до 1,82 млн рублей соответственно. 11%-ный рост у еще одного автомобиля Ford — Focus (с 901 тысячи до 1 млн рублей) и BMW 730i — с 4,93 до 5,48 млн рублей.
Один из самых значительных показателей роста — у популярной Toyota Corolla. За три месяца она подорожала сразу на 16% — с 1 до 1,17 млн рублей (а в конце 2017 года ее можно было купить всего за 933 тысячи рублей). Honda CR-V в конце 2018 года продавалась по цене в 1,75 млн рублей. Автомобиль 2018 года к концу марта стал стоить дороже на 19% — 2,085 млн рублей, а 2019 года выпуска — на 22%, то есть 2,135 млн рублей. И, как уже говорилось выше, абсолютным рекордсменом по росту стоимости на модели 2019 года стала Toyota Land Cruiser 200 (28%).
Скромный список скромно подорожавших
Грустно, но список автомобилей, которые стали дешевле, на этом исчерпан. Все остальные подорожали как за год, так и за 2 года. Или, в лучшем случае, не изменились в цене — но таковых всего три модели, и они довольно дороги. Это уже упомянутый популярный для своего класса Land Cruiser за 3,8 млн рублей, Honda Pilot с трехлитровым двигателем (он уже 3 года не меняется в цене и стоит 3 млн рублей), а также полноприводный Hyundai Genesis G90 с двигателем мощностью 309 л. с. за 4,48 млн рублей.
Из относительно недорогих и не сильно подорожавших за год машин можно выделить, например, Volkswagen Jetta с двигателем в 110 л. с. — за 2018 год он повысился в цене всего на 6 тысяч рублей, или 0,6% — с 1,043 до 1,049 млн рублей. Несильно подорожала, кроме того, Kia Cerato с двигателем мощностью 128 л. с. — на 1,5%, с 975 до 990 тысяч рублей. Также относительно несильно прибавила в цене недорогая модель от чешского производителя — Skoda Rapid. Эта машина в комплектации с мощностью двигателя в 90 «лошадей» выросла в цене на 2,9% — с 628 до 646 тысяч рублей. Что касается более дорогих моделей, то не более чем на 3% подорожали Mitsubishi Pajero (с 2,8 до 2,83 млн), Suzuki Jimny (с 1,16 до 1,18 млн рублей) и Nissan X-Trail (с 1,46 до 1,5 млн рублей).
Влияние внешних факторов
Хотелось бы узнать и понять от чего зависит цена на автомобили на вторичном рынке, то есть на подержанные машины? Какие факторы влияют на это, почему на некоторые модели цены падают быстрее, а на другие медленнее.
Цены на подержанные авто зависят от некоторых факторов, и вот основные из них.
1) Надежность автомобиля. Чем надежнее машина, тем меньше падает ее стоимость. А о надежности говорят владельцы в своих отзывах, да и по сарафанному радио это легко передается. Вот почему например, авто марки Тойота считается наиболее надежными, и на вторичном рынке имеют спрос и теряет в цене не так быстро, как например китайские или французские модели.
2) На цену влияет экономическая обстановка в стране. К примеру, кризис 2014-2015 года поднял ценник на практически все автомобили в России, ценник поднялся на новые авто как минимум на 30 %, это следственно, привело к тому, что поднялись цены на подержанные авто. Но на вторичном рынке такого сильного повышения не наблюдается.
3) Спрос и предложение. В школе по экономике проходили, что чем больше спрос, тем выше цена, если количества предложений не увеличивается. Так вот, к примеру популярные автомобили на вторичном рынке также быстро теряют в цене, так как их слишком много на рынке, и купить не все хотят или могут. Например, Шевроле Круз — очень популярная машина в России и во всем мире, ее купило множество людей, но надежностью машина не прославилась, и так как их очень много, то на вторичном рынке цена на них низкая.
4) Выше были рассмотрены общие или внешнеэкономические факторы. Рассмотрим же другие. Состояние машины. Чем лучше авто сохранилось, тем, естественно, оно будет стоить дороже, так как все хотят связываться с исправной техникой, чтобы в будущем не вкладываться в ремонт и замену деталей, не берем в расчет сейчас перекупщиков и других представителей автобизнеса.
Сейчас самое время покупать
Единой политике цен у автопроизводителей нет. Кто-то из них возможно подними цены ещё до конца года, большинство же традиционно в январе. Многие бренды очень рассчитывают на государственную поддержку в виде различных программ по стимуляции продаж автомобилей. Если государство не откажется от этих программ, то у автопроизводителей есть все шансы показать рост продаж в 2019 году. Представители автосалонов уверены, что тем, кто планирует обновить автомобиль, не стоит откладывать это на следующий год, сейчас
самое подходящее время для покупки новой машины. Многие уже так и сделали, некоторые московские автосалоны отмечают значительный рост продаж под конец этого года. Видимо, решили подарок себе сделать под новогоднюю елку.
Что дешевеет быстрее: машина или рубль?
Высокая инфляция, как вы понимаете, приводит к тому, что люди стремятся активнее потратить деньги, пока те не обесценились. Кстати, если вас волнует вопрос, что дешевеет быстрее — стареющая машина или рубль, — то вот вам ответ на этот вопрос на личном примере. В 2013 году была у меня новая «Лада Гранта» средней комплектации, которая в автосалоне стоила на тот момент 320 000 рублей.
С тех пор прошли годы. Рубль обвалился два раза: сначала в 2014 году на фоне дешевеющей нефти, затем в 2020-м — снова на фоне дешевеющей нефти.
Машина эта прошла больше сотни тысяч километров, у нее как раз закончился установленный заводом восьмилетний срок службы. И сколько же она стоит теперь? Открываем сайт объявлений и видим, что разброс цен на такие комплектации — от 290 000 до 340 000 рублей. Даже в худшем случае — минус 30 000 рублей за восемь лет непрерывного пользования.
Какой каршеринг вам такие условия предложит?
Правда, подчеркнем, что этот пример хоть и показательный, но ориентироваться только на него не стоит. «Гранта» — простая и ликвидная машина, до сих пор один из лидеров продаж, к тому же ее не боятся брать с пробегом из-за отсутствия проблем с ремонтом. В общем случае ценообразование гораздо сложнее.
Екатерина Квашенкина, руководитель проекта Авто Mail.ru:
— Подержанные машины с возрастом дешевеют по-разному. Кроме того, удачный момент продажи зависит от конкретной марки и модели — как именно такие машины теряют в цене, не планируется ли выход на рынок нового поколения или рестайлинга модели. Не стоит забывать и о техническом состоянии и индивидуальных рисках вроде ДТП, а также о гарантии на конкретный экземпляр — пока она действует, продать машину можно выгоднее. Поэтому решение о продаже подержанного автомобиля нужно принимать индивидуально в каждом конкретном случае.
В сентябре — октябре всегда достаточно удачный период для продажи, это просто период сезонного спроса, но возможны и отличия во многих конкретных случаях, говорит эксперт Финтолка.
Уже начинается
В Минпромторге отказались комментировать «Известиям» рост цен на новые автомобили из-за отмены компенсаций пошлин на автокомпоненты. Автопроизводители, в свою очередь, подтверждают, что ценники приходится переписывать уже сейчас. «АвтоВАЗ» из-за этой меры вынужден сократить инвестиции в рамках СПИК.
— Мы в курсе решения правительства не продлевать компенсацию импортных пошлин на иностранные компоненты с момента истечения срока действия соглашений в рамках Постановления № 166. Это решение влияет на деятельность «АвтоВАЗа» и его партнеров по альянсу (Renault, Nissan и Mitsubishi.— «Известия») с июня 2019 года. В этой связи «АвтоВАЗ» в минимальной степени скорректировал розничные цены. При этом основной негативный экономический эффект от данного решения отразится на общем финансовом положении компании и сократит наши финансовые ресурсы для инвестиций, запланированных в рамках СПИК, — сообщил «Известиям» PR-директор «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский.
В российском офисе Nissan надеются, что разумными оперативными мерами рост цен еще удастся сдержать.
Автомобильный завод LADA Ижевск, который входит в группу «АвтоВАЗ»
— Данное решение принято вразрез с обещаниями правительства РФ продолжить компенсацию части таможенных пошлин для автопроизводителей, взявших на себя повышенные обязательства по локализации в рамках СПИК. Это серьезный удар по отрасли, напрямую влияющий на конкуренцию автопроизводителей на рынке и на стоимость локально произведенных автомобилей. На наш взгляд, самым правильным решением было бы выравнивание условий для компаний на рынке и компенсация пошлин всем в течение согласованного периода, как минимум до истечения срока действия последнего 166-го соглашения. Это позволило бы сдержать рост цен на автомобили и сохранить честную конкуренцию на рынке, — сказал «Известиям» директор по связям с общественностью Nissan в России Роман Скольский.
Подорожание автомобилей в России спровоцирует падение спроса
Еще в 2013-2014 гг в России каждый год покупали примерно 3 млн новых машин. В настоящее время этот показатель не дотягивает даже до 1,8 млн.
Все дело в том, что автомобили стали стоить дороже. Виновниками этого называют падение экономики РФ и девальвацию рубля по отношению к доллару США. Если бы не это, то машина была бы у каждого третьего россиянина. Но на практике многие годами вынуждены собирать на транспортное средство, чтобы банально сделать свою жизнь комфортнее.
Как результат, россияне со средним уровнем достатка превращаются в заемщиков финансовых организаций со множеством долгов.
В 2019 году очередное подорожание автомобилей ударит по потребительскому спросу на автомобили. Но в преддверии скачка цен будет наблюдаться увеличение объема покупок машин в конце 2018 года, когда стоимость еще остается прежней.
Это еще было недорого: рост стоимости от 3 до 10%
Более заметно — на 3—5% — подорожали 17 моделей автомобилей. В этой категории встречаются как относительно дешевые, так и очень дорогие машины. Например, на 3,9% подорожала Hyundai Elantra с двигателем объемом 1,6 литра (стоимость сейчас — 994 тысячи), на 4,6% — уже упоминавшийся «УАЗ Патриот», а на 5% — Nissan Almera и Lada XRay (их стоимость относительно невелика и составляет 677 и 630 тысяч рублей соответственно).
Среди дорогих машин, подорожавших примерно на те же проценты, к примеру, Nissan Murano и KIA Quoris (рост на 3,7% до 2,55 млн и 2,82 млн рублей), Audi Q7 с ростом на 4%, до 3,9 млн рублей, Lexus LX570 с ростом на 4,5%, до 6,72 млн, Mercedes-Benz GLA 200 с ростом на 4,6%, до 2,27 млн.
Lada XRay подорожала на 5%. Фото Максима Платонова
Наиболее обширная категория автомобилей — подорожавшие за год на 5—10%. Здесь сразу 39 моделей. Средняя стоимость машин, изменившихся в цене в этих пределах, — 1,9 млн рублей. В этой категории, например, несколько наиболее дешевых моделей автомобилей, в частности, лидер по дешевизне — Lada Granta, выросшая в цене за год на 7,7% с 390 до 420 тысяч рублей, «Нива» с ростом на 6,4% — с 533 до 567 тысяч, Renault Logan и Sandero, выросшие в цене на 7% — с 500 до 534 тысяч рублей.
В то же время, на 5—10% подорожали и некоторые очень дорогие автомобили. В частности, на 6,7% подорожала BMW X6 M — с 7,44 до 7,94 млн рублей, на 5,3% — Audi A8 — с 5,75 до 6,05 млн рублей, на 8,6% — BMW X6 — с 4,77 до 5,18 млн рублей.
От чего зависит ценовая политика на автомобили от официальных дилеров в Москве
Официальные дилеры при установлении цен на автомобили принимают во внимание следующие факторы:
- Курс национальной валюты и ее нестабильное положение
- Рост сбора за утилизацию
- Государственная налоговая политика
- Государственная помощь в виде различных программ, таких как льготное кредитование.
Конечно, не каждый может позволить себе новый внедорожник или легковушку. Поэтому стоит поговорить и о вторичном рынке, который отличается стабильностью и постоянством. Цену здесь определяет срок эксплуатации авто: чем он выше, тем, соответственно, ниже будет цена. Такая ценовая политика характерна для отечественного автопрома. Если речь идет об иномарке, то нужно принимать в расчет еще и курсовое колебание денежных единиц.
Для привлечения денежных средств государство всячески пытается поддержать отечественного производителя. Спрос на транспорт отечественных марок растет за счет:
- государственной поддержки на приобретение авто отечественного автопрома;
- некоторой ценовой стабильности за счет укрепления своих позиций национальной валютой;
- замедления темпов инфляции;
- увеличения количества сделок по автокредитованию благодаря снижению цены на кредитные продукты, предоставляемые банками.
Даже если цены в 2019 году будут расти, это существенным образом не повлияет на продажи, которые напрямую связаны с так называемым отложенным спросом. Последний имеет своей предпосылкой снижение продаж в кризис 2014-2015 годов, который, в свою очередь, стал причиной срочного обновления автопарка. Доступные кредиты и программы государственной помощи также поспособствуют увеличению спроса на покупку транспорта, несмотря на увеличение цены на него.
Будет только дороже
Что будет дальше? К сожалению, обрадовать нечем: цены на новые автомобили — а вслед за ними и на машины с пробегом — все равно продолжат расти.
«Цена точно будет расти на все автомобили, и предпосылок к снижению нет. Прогноз: рост на 3 % каждый месяц, больше всего будут повышаться цены на европейские и корейские автомобили. Китайские, скорее всего, подорожают в 2021 году на 10 % из-за колебания курса рубля, подорожания машин конкурентов и повышения уровня спроса», — считает генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.
Единственное, что может измениться, — уровень жадности дилеров. В 2022 году (в крайнем случае через год) ситуация, по прогнозам экспертов, все-таки стабилизируется. Повышенный спрос будет удовлетворен, да и официальные цены производителей дорастут до тех сумм, которые готовы платить покупатели.
Что здесь можно посоветовать тем, кто думает, покупать новый автомобиль сейчас или подождать. Вопрос, насколько он вам сейчас нужен. Если очень и есть деньги — ждать смысла нет, дешевле не будет. Если у вас уже есть автомобиль и он в целом устраивает — лучше не спешите. Рассматривайте его как актив — по крайней мере, он защищен от колебаний курса рубля, а если цены опять резко вырастут — это отразится и на стоимости подержанных автомобилей. То есть и вашего тоже.
Однозначно не стоит выбирать вариант «продать автомобиль и положить деньги под подушку». Тем более если потом вы вдруг решите на эти деньги купить другое транспортное средство. Если пользуетесь автомобилем — гораздо выгоднее сейчас его все-таки не продавать.
Зимой скидки на авто могут достигнуть 5-10%
В предыдущие годы приобрести новый автомобиль на выгодных условиях, быстро и без гигантских очередей было гораздо проще, чем сейчас, признает Даниил Романов, СЕО и основатель компании Маджорис (автоуслуги от частных лиц и компаний).
Рынок новых автомобилей в 2021 году заметно сократился. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи за девять месяцев 2020 года составили 1 095 236 авто: падение составило 13,9% по сравнению с годом ранее. Причем ни одной компании из тройки лидеров не удалось избежать падения спроса: продажи Lada упали на 14%, Kia потеряла 17%, Hyundai – 14%.
«Теперь давайте спустимся на землю и спросим себя сами: а готовы ли мы купить новый автомобиль сегодня, в октябре 2021 года? По сути, все сводится к финансовым возможностям и готовности отдать за новый авто свои кровно заработанные. Вторым весомым аргументом может послужить нестабильность в плане эпидемии. Если вы наемный сотрудник и вас могут в любое время если не сократить, то отправить на «удаленку» с меньшим окладом, и если вы до этого успели купить новый авто и денег теперь впритык, а надо еще оставить на ежемесячный взнос по ипотеке, на что-то питаться, купить зимние вещи своим деткам, заплатить за детсад и за коммуналку, а кроме того, оставить еще и на жизнь, то покупка нового авто в данном случае – не самое лучшее решение в октябре 2021 года. Оптимальным вариантом было бы пока поездить на своем авто, либо прикупить б/у», – предлагает Романов.
Тем же, кто непременно решил стать обладателем нового автомобиля, он советует потерпеть до зимы: «Возможно, нехватка автомобилей пропадет, склады пополнятся, плюс декабрь – это конец года, и автосалонам и дилерам нужно будет наверстать план продаж по итогам как конца месяца, так и года. Поэтому, думаю, они могут предложить некую скидку, лишь бы сделать больше продаж. Но есть вариант еще лучше – подождать до января-февраля 2021 года. Именно в тот период начнут действовать скидки на нереализованную по той или иной причине продукцию 2021 года. Причем данные скидки могут быть очень существенными и порой могут доходить до 5-10% от стоимости нового авто».
Самые подорожавшие
К группе наиболее подорожавших относятся 13 машин; рост их стоимости составил от 10,3% до 24,1%, а средняя цена — около 2,7 млн рублей. Впрочем, среди наиболее подорожавших автомобилей есть и недорогие модели. Это, например, KIA Picanto — стоимость ее за год выросла сразу на 10,8%, с 555 до 615 тысяч рублей. Также относительно недорогая модель в этой категории — Hyundai Solaris, причем она стала самой подорожавшей машиной в категории «до миллиона рублей». Стоимость этого автомобиля в комплектации с двигателем объемом 1,4 литра и шестиступенчатой ручной коробкой передач выросла с 625 до 711 тысяч рублей.
Среди наиболее дорогих машин в этой категории — Mercedes-Benz S450 с двигателем мощностью 367 л. с. Эта модель выросла в цене на 12% — с 6,27 до 7,02 млн рублей. Примерно такой же, и даже больший рост — еще у двух моделей «Мерседеса». Модель GLS 400 с двигателем в 333 «лошади» выросла в цене с 5,35 до 5,97 млн рублей — то есть на 11,6%. А вот более дешевый Mercedes-Benz C180 мощностью 150 «лошадей» подскочил в цене вообще на 13,7% — с 2,11 до 2,4 млн рублей.
Hyundai Solaris стала самой подорожавшей машиной в категории «до миллиона рублей». Фото wroom.ru
Впрочем, Евгений Ушмаев такого роста цен на «Мерседесы» не заметил: «У меня нет информации о таком значительном увеличении цены, — говорит он. — Возможно, речь идет об изменении комплектации — раньше продавалась «Особая серия». Сейчас — тоже «Особая серия», но она дооснастилась. Как только «Мерседес» откроет завод в России, изменится и ценообразование, причем в приятную сторону. Это связано и с пошлинами, и с налоговыми льготами, и со стоимостью рабочей силы».
Зарубежное производство в качестве фактора роста стоимости машин этого бренда называет и Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат»:
«Есть и другие марки, рост средневзвешенных цен которых оказался выше, чем у Mercedes-Benz. Но если говорить конкретно о немецком премиум-бренде, то все его модели пока еще завозятся в Россию из-за рубежа. А это значит, что их цена напрямую привязана к валютному курсу, составляющей, связанной с локализацией», — говорит он.
Впрочем, показатели Mercedes-Benz действительно не рекордны. Три другие модели вообще подорожали за год более чем на 15%. Lexus ES200 с двигателем мощностью 150 л. с. подорожал на 16,6% — с 2,235 до 2,606 млн рублей. Еще более высокий рост — у автомобиля Kia Ceed, который за год смог «перевалить» в цене за миллион. В конце 2017 года машину можно было купить за 825 тысяч, в конце 2018 года — на 22,4% дороже, за 1,01 млн рублей. Правда, модификация машины стала несколько другой. Наконец, самый большой рост — у Skoda Superb, но и тут сменилась комплектация — год назад за 1,3 млн рублей продавалась машина мощностью 125 л. с., а сейчас, на 24,1% дороже, за 1,613 млн рублей — автомобиль с двигателем в 150 «лошадок».
Как оценивает ситуацию Минпромторг
Аналитики компании считают, что девальвация российской валюты негативным образом влияет на стоимость транспорта, поставленного из-за границы. Они также видят рост конкурентоспособности автомобилей, собранных на территории РФ. Привлекательность данных моделей увеличится также за счет незначительного увеличения цены на них – всего на пять-семь процентов. А если учесть, что к данной категории относится более 85% автомобилей, то можно судить о высоком уровне продаж автотранспорта в 2019 году. Кроме того, рублевая составляющая цены на авто позволит значительно минимизировать негативное влияние укрепления курса доллара на стоимость авто.
Стоит ли сейчас покупать машину или подождать до конца 2021 года: мнение экспертов
Многие эксперты приходят к выводу, что цены на машины до конца 2020 года будут неуклонно расти. По их мнению, новые авто будут на 25-30% дороже к декабрю текущего года. Этого стоит ожидать по разным причинам:
- производители теряют прибыль из-за понижения покупательской способности граждан;
- цена на импортные детали выросла;
- заводы вынуждены простаивать, приостанавливать производство.
Запланированной прибыли нет, но заработную плату работникам платить необходимо. Никуда не делись и налоги, и технические расходы. У производителей остается единственный выход — поднять цену на свой продукт. И в первую очередь это коснется бюджетных автомобилей, на которые спрос в любом случае сохранится.
Что будет в 2019 году: доллар, НДС и не только
Большинство опрошенных нами экспертов считают, что в 2019 году существенного роста стоимости автомобилей не планируется, если, конечно, не произойдет значительного изменения курса доллара. Изменившийся НДС уже повлиял на стоимость машин, однако не так сильно, как можно было предположить.
По словам Руслана Абдулнасырова, в 2019 году на стоимость машин повлияет увеличение НДС на 2% — по факту это приведет к росту стоимости машин на 1,5%. И, конечно, влияние окажет курс рубля.
О маловероятности существенного изменения цен говорит и Евгений Ушмаев: «В 2019 году темпы роста, конечно, будут корректироваться из-за изменения НДС. Также изменение возможно из-за изменения курса доллара. Сейчас загадывать, как изменятся цены на машины, очень сложно. Скорее всего, если все будет так же, как сейчас, то резкого скачка не произойдет. А вот если доллар будет расти, то и машины будут планово дорожать».
Евгений Еськов называет и другие факторы подорожания:
«Рост цен, безусловно, будет. С одной стороны, свою роль может сыграть повышение НДС, с другой, увеличение НДС коснется всех сфер потребления, поэтому, возможно, на этом фоне для покупателей будет не так заметно, что это затронуло и авторетейл, раз уж подорожало все. Причины — курс рубля, НДС, плюс та разница курсов, которую производители, сдерживая цены прошлые годы, еще не отыграли. С моделями и марками все будет по-разному, во многом это будет зависеть и от политики производителей».
Еще меньше оптимизма у Азата Тимерханова: «Повышение ставки НДС уже играет свою роль. Как отмечают сами производители и подтверждают данные нашего мониторинга, в январе цены на новые легковые автомобили в России уже выросли в пределах 5%. Не факт, что на этом все закончится — слишком много неопределенных факторов, которые могут на это повлиять. Отчасти еще и поэтому производители будут вынуждены закладывать в будущую цену возможные риски», — говорит он.
ли со статьей или есть что добавить?