О правах работающих за границей россиян
Что нужно знать о защите своих прав и интересов сотруднику, который может работать дистанционно в любой стране, отправляется в заграничную командировку или заключил договор с иностранным работодателем?
Чем отличаются международные водительские права от национальных
Если 20 лет назад о вождении транспортного средства за рубежом можно было только мечтать, сегодня это доступно для любого желающего. Для этого необязательно покидать пределы страны на собственной машине, поскольку зарубежные компании предоставляют иностранцам возможность взять в аренду автомобиль. Россияне, планирующие сесть за руль авто за границей, интересуются, чем отличаются международные водительские права от обычных. Выясним существующую разницу.
Где за рубежом действует российское водительское удостоверение?
В путешествии у человека просыпается великая и необъятная жажда познания. Хочется как можно лучше познакомиться с новой страной и посмотреть как можно больше самых интересных мест. Если у вас есть водительские права, за границей можно стать гораздо мобильней и маневренней.
Например, путешествие с водительскими правами для Европы – беспроигрышный вариант. У вас шенгенская виза, а у Европы – маленькие страны, через границы которых так удобно ездить на машине.
Российские водительские права за границей где действуют? Международное водительское удостоверение
Водители для управления транспортом должны обязательно оформить водительское удостоверение установленного образца. Без соответствующей документации шофер не сможет садиться за руль. Если это сделать, придется управлять ТС на свой страх и риск – сотрудники ДПС при остановке нарушителя выпишут штраф. Сегодня нас будут интересовать права за границей. Какое в/у необходимо использовать гражданам РФ для передвижения по дорогам других стран? Как их оформлять? Можно ли пользоваться местными правами для достижения желаемой цели? Разобравшись во всем этом, можно избежать немало проблем в будущем.
Международные водительские права: для чего нужны и где действуют
В этот раз расскажем о международных водительских правах: что из себя представляют, для чего нужны и на территории каких стран действуют. Есть множество нюансов, а также расхождения теории с практикой, потому будьте внимательны и вооружитесь ручкой с блокнотом.
Международные права и российские права: различие. Кому нужны международные водительские права
Всем жителям России известно о необходимости получить права при желании водить машину. Нет никакого секрета и в самой процедуре получения прав. Но вот о том, что существует еще и другой их вид – международные, осведомлены далеко не все. В чем различие прав российских и прав международных? Какова процедура получения последних? И, наконец, с какими правами ехать за границу?
Условия заграничного труда российского работника: все по закону
На лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность за рубежом, не всегда распространяется трудовое законодательство страны пребывания.
Если гражданин работает за пределами своей страны, но трудовые отношения возникли в России с российским работодателем, то на них распространяются нормы российского права. Например, в случае дистанционной работы, нахождения работника в зарубежной служебной командировке, работы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях.
Если же гражданин нашел работу за пределами территории Российской Федерации 1 и заключил с иностранным работодателем договор (контракт), он подчиняется требованиям трудового законодательства страны работодателя. Факт наличия российского гражданства не влечет за собой автоматического применения норм законодательства РФ. К российским гражданам, как и к другим иностранцам, применяются существующие в иностранном государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и иные специальные правила. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев – граждан других государств.
Действуют ли российские права за границей
Чтобы посещать другие страны на своем автомобиле, или арендовать там машину, не обязательно иметь специальное водительское удостоверение для выезда за границу. На территории многих стран действительны права, выданные в России. Действие водительских удостоверений за рубежом регламентируют два официальных документа, две конвенции: Женевская и Венская.
Подписанты Венской конвенции о дорожном движении от 1968 года разрешают использовать в своих границах российские (национальные) права.
Государства, подписавшие Женевскую конвенцию в 1949 году, признают на своих территориях международные водительские удостоверения (МВУ). Необходимо учитывать, что конвенция должна быть не только подписана государством, но и ратифицирована им.
В случае, если государство подписало оба документа, на его территории признаются права, соответствующие требованиям любого из них. В странах, не присоединившихся ни к одной из этих конвенций, с российским водительским удостоверением управлять авто нельзя. В этих государствах необходимо сдавать экзамены и получать местные права.
Конечно, имеются исключения из правил – страна своим внутренним нормативным документом признает действующими водительские документы России, или международное удостоверение. Иногда достаточно представить заверенный перевод российских прав, но, опять же, выяснять подобные нюансы касательно конкретного государства необходимо до поездки.
Также необходимо знать, что в 2006 году был изменен формат национальных прав, признаваемых на территории других государств.
Участники Венской конвенции в течение пяти лет привели национальные удостоверения в соответствие с новыми требованиями. Но даже если у водителя права старого образца, полученные до 28.03. 2021 , они, согласно условиям Конвенции (ст. 43, п.1), действительны до завершения периода их действия, но должны быть обязательно подкреплены МВУ или заверенным переводом.
Российские права за границей: где этого достаточно?
Ответ прост – в любой стране, которая подписала Венскую или Женевскую конвенцию. А именно Венскую конвенцию о дорожном движении и Женевскую конвенцию. Правда есть одна опасность. Если дата вы получили водительское удостоверение до 1 марта 2011 года, за границей вы ездить на машине не сможете. В них цифра, которая означает водителя, не соответствует нормам конвенций, а это очень важно. Когда полицейский заглянет в ваши водительские права за рубежом, он сразу должен найти ваш идентификационный номер. Если же ваши права получены после этого срока, беспокоиться не о чем. Однако, на практике аренда автомобиля за границей часто бывает не возможна. Автосалоны просто не сдают авто гражданам с национальными правами. Поэтому международные права за границей получить придется.
Типы прав
Для начала стоит разобраться в том, какие водительские права вообще существуют на практике. Они бывают:
- национальными;
- международными.
Первые позволяют пребывать в качестве водителя на территории конкретной страны, вторые – за ее пределами. В идеале у российского шофера должны быть оба документа. Но можно ли обойтись без международного в/у? И если да, то где именно?
Получение российских прав: краткая памятка
Процесс получения водительских прав в России прост и наверняка не является секретом для большей части населения. Сейчас на права сдают люди любых возрастов, начиная с восемнадцати лет. Все же, чтобы в дальнейшем удобнее было говорить об иностранных водительских правах, напомним, как же происходит становление пешехода водителем и насколько длительная эта процедура.
Тому счастливому моменту, когда в ГИБДД новому водителю выдаст его заветное удостоверение, предшествует несколько предварительных этапов:
- Прийти в школу вождения и записаться на курсы.
- Выучить теорию, успешно пройти курс практических занятий на автодроме и на городских магистралях.
- Собрать нужные документы, в том числе справку о прохождении медицинской комиссии, и сдать экзамены.
Вот и все – заветные “корочки” в руках начинающего автолюбителя!
Сами же водительские права на территории нашей страны функционируют на протяжении десятилетия, после чего их необходимо менять. В том же случае, если они были утеряны, хозяину выдадут дубликат, однако есть вероятность, что попросят перед этим подтвердить знание правил дорожного движения. Исключение составит лишь ситуация, если права сгорели в пожаре или были украдены.
Заграничные командировки – по российским законам, но с учетом правил зарубежной страны пребывания
В случае заграничных служебных командировок вне зависимости от их продолжительности в отношении работников продолжают действовать общие правила российского трудового законодательства.
Однако граждане РФ подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на территории, где они фактически осуществляют свою трудовую деятельность. Это означает, например, что выходные праздничные дни страны пребывания будут для таких сотрудников нерабочими. Также командированные работники обязаны следовать правилам внутреннего трудового распорядка и техники безопасности, установленным на территории «принимающей» организации. Вместе с тем они не вступают в трудовые отношения с местными работодателями, т.е. сохраняются трудовые отношения с организацией, направившей их в командировку.
(Оплачиваются ли выходные и праздничные дни, если работник в это время в командировке; заплатят ли за дни выезда, приезда и дни нахождения в пути в выходной или нерабочий праздничный день во время командировки; как совместить служебную командировку и выходные дни или отпуск – читайте об этом в статье «Сколько заплатят за работу в выходные и праздничные дни?»)
Соответствует ли российские водительские права международным
В некоторых европейских странах российские права нового образца вызывают недоверие. Это связано с тем, что на документе отсутствуют надписи на латинице.
Какие права действуют в Европе — довольно актуальный вопрос. Ведь водительское удостоверение россиян полностью соответствует требованиям международной Венской конвенции о дорожном движении, принятой в 1968 году.
Она устанавливает единые стандарты дорожных знаков и правил дорожного движения для всех участников. Данная конвенция утверждена почти во всех европейских странах.
Довольно часто водители, которые уже обзавелись новыми пластиковыми правами, сталкиваются с определенными проблемами за рубежом. Основные среды них — это непонимание со стороны полицейских.
Оно вызвано отсутствием перевода словосочетания «Водительское удостоверение». На старом документе такой перевод был на французском языке.
Некоторые компании, что предоставляют машины в аренду, требуют предъявить им права международного образца. Случается такое довольно редко.
Международное удостоверение является обязательным только в том случае, когда водитель планирует посетить страну, не подписавшую Венскую конвенцию.
Если полицейский отказывается признавать российские права, рекомендуется иметь с собой распечатанную Венскую конвенцию на английском языке или на языке той страны, которую планируется посетить.
Если кто-то очень опасается, что с национальными правами могут возникнуть проблемы за границей, то можно получить международный документ.
Но все инспекторы полиции должны знать, нужно ли в Европе международное водительское удостоверение. Поэтому они не могут предъявлять необоснованные претензии к российским водителям.
Кому нужно менять права и всем ли это доступно?
Если же иностранец собирается использовать автомобиль для работы или предпринимательской деятельности (трудиться водителем или таксистом, например), то водительское удостоверение придется поменять на российское. Об этом нам говорит пункт 13 статьи 25 закона N 196-ФЗ.
Исключением являются киргизские национальные права. Их обладатели вправе не менять свое водительское удостоверение даже если собираются использовать машину в рабочих целях.
Также иностранное водительское удостоверение лучше поменять тем, кто получил паспорт РФ. Вопрос о том, можно ли россиянам пользоваться иностранными ВУ, до сих пор остается неоднозначным. Одни юристы считают, что граждане РФ подходят под описание лиц, указанных в пункте 12 статьи 25 закона N 196-ФЗ.
Пункты 12 и 13 статьи 25 закона N 196-ФЗ.
Однако в Постановлении Верховного Суда РФ N 38-АД18-8, например, законной признается противоположная точка зрения, согласно которой россияне не могут пользоваться иностранными правами на территории РФ. Так что вопрос остается открытым.
Выписка из Постановления Верховного Суда РФ от 27.12.2018 N 38-АД18-8.
Поменять на российские можно только те зарубежные национальные или международные водительские права, которые полностью соответствуют требованиям Венской конвенции и другим международным соглашениям в области ПДД.
Например, Китай не является участником Венской конвенции. Значит иностранец с китайскими правами может легально ездить с ними в РФ, не забывая предъявлять нотариальный перевод на русский язык. Но вот просто обменять их на российские он не может — только сдать на права в РФ заново.
Страны, в которых действительны российские водительские права
Согласно Венской Конвенции (п. 1, ст. 41) от 8 ноября 1968 года, страны, ее подписавшие, принимают иностранные водительские права, как документ, имеющий юридическую силу. Естественно, распространяется это и на национальные права РФ. Они действительны в странах, принявших конвенцию (присоединившихся, участвующих согласно правопреемству).
То есть, имея их, беспрепятственно можно управлять транспортным средством на территории:
- Австрийской Республики,
- Бахрейнского королевства,
- Бельгии,
- Беларуси,
- Болгарии,
- Боснии и Герцеговины,
- Великобритании,
- Венгрии,
- Греции,
- государства Израиль,
- закавказских республик: Грузии, Азербайджана, Армении,
- Иранской Исламской Республики,
- Италии,
- княжества Монако,
- Кувейта,
- Кубы,
- Люксембургского герцогства,
- Македонии,
- Монголии,
- Нидерландского королевства (европейской части),
- Пакистана,
- Польши,
- Португалии,
- Молдовы,
- Албании,
- Румынии,
- Скандинавского полуострова: Норвегии (кроме острова Ян-Майен и Шпицбергена), Датского королевства (исключая Фареры и Гренландию), Швеции,
- Сан-Марино,
- Сейшельских островов,
- Сербии,
- Словении,
- Словакии,
- Содружества Багамских Островов,
- стран Балтии: Эстонии, Литвы и Латвии,
- государств Аравийского полуострова: Катарского эмирата, ОАЭ, Саудовской Аравии,
- центрально-азиатских республик: Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Киргизии,
- африканских стран: Зимбабве и ЦАР, Демократической Республики Конго, Кении, Кот-д’Ивуара, Либерии, Марокко и Туниса, Нигера и Сенегала, Южно-Африканской Республики,
- государств Южной Америки: Кооперативной Республики Гайаны, Перу, Уругвая, Федеративной Республики Бразилии,
- Турецкой республики,
- Украины,
- ФРГ,
- Филиппин,
- Финляндии,
- Франции,
- Хорватии,
- Черногории,
- Чешской республики,
- Швейцарской Конфедерации.
Государства, которые подписали Конвенцию, не ратифицировав ее:
- Боливарианская Республика (Венесуэла),
- Ватикан,
- Индонезия,
- Гана,
- Испания,
- Мексика,
- Коста-Рика,
- Республики Корея,
- Таиланд,
- Чили,
- Эквадор.
Список показывает ‒ с российскими правами нового образца можно смело отправляться за рубеж на автомобиле (для старых нужны дополнительно МВУ), ведь практически все государства в Европе подписали Венскую конвенцию. Присоединилось к ней множество азиатских и африканских стран.
В тексте Венской конвенции указано, что страна, подписавшая ее до осуществления ратификации либо до прямого отказа от нее, воздерживается от противодействия ей.
То есть, государство, подписавшее, но не ратифицировавшее соглашение, также должно признавать российское национальное водительское удостоверение.
Обычно это так и происходит, но бывают случаи, когда компании, занимающиеся сдачей в аренду автомобилей, не выдают забронированную машину. Оспаривать их действия и возвращать деньги сложно. Ведь на законодательном уровне конвенция, не ратифицированная страной, не работает.
Страны, где действуют национальные российские права
Российских водителей должно радовать, что большинство стран мира являются членами как раз Венской конвенции. В Европе, например, лишь несколько стран не подписали или не ратифицировали этот документ, поэтому путешествия по ЕС с российскими правами – не проблема. Перечень признающих российские права стран гораздо шире – ниже указаны все государства, где россияне с национальным водительским удостоверением могут садиться за руль авто.
Стоит отметить, что возможность пользоваться российскими национальными правами имеют лишь те россияне, которые получили удостоверение нового образца, выданное после 1 марта 2011 года. Права старого образца хоть и действительны, но из-за отсутствия транслитерации на латинице не признаются на территории иностранных государств.
Национальные права позволяют управлять автомобилем только в случае краткосрочных визитов – в период от 3 до 12 месяцев с момента въезда в ту или иную страну.
Затем местные требования обязывают получить права местного образца, поскольку такие водители рассматриваются государством как местные временные или постоянные жители.
Кроме этого, даже в стране-участнице Венской конвенции может потребоваться МВУ, например, при аренде автомобиля. Рассмотрим детальнее, что собой представляет водительское удостоверение международного образца.
Разделение стран
Чтобы дать максимально точный ответ на этот вопрос, необходимо понимать, как делятся страны относительно вопросов, связанных с в/у. Это крайне важный момент.
Где действуют российские водительские права? Сначала придется разобраться в классификации стран. Она выделяет такие категории государств:
- подписавшие Венскую конвенцию;
- принявшие Женевскую конвенцию;
- не входящие в перечисленные выше категории.
Соответственно, в зависимости от того, к какому типу страны относится то или иное государство, будет меняться необходимость оформления конкретной “водительской карточки”.
Медицинская справка: как проще и быстрее
Пара слов о медицинской справке. Получить ее, а следовательно, и пройти комиссию можно как в поликлинике по месту жительства (бесплатно и за несколько дней), так и в соответствующем частном учреждении (за полчаса и за деньги). Действовать этот документ будет от 2 до 3 лет – в зависимости от возраста получателя.
Что же касается врачей, которым необходимо показаться для обладания желанной справкой, то их несколько: офтальмолог, хирург, нарколог, психиатр, оториноларинголог, терапевт, невропатолог и гинеколог (если автолюбитель женского пола).
Водить машину не разрешается людям, имеющим хронические заболевания зрения и/или слуха, психические расстройства, сердечнососудистые недуги. Страдающие эпилепсией, алкоголики, наркоманы и т. д. водительских прав в России также не получают.
Дистанционная работа: как не лишиться гарантий, предусмотренных трудовым законодательством РФ
Сегодня многие работники трудятся дистанционно. Они не привязаны к конкретному рабочему месту и вправе выполнять свои обязанности из любой точки планеты. Некоторые наши соотечественники предпочитают в зимнее время года улетать в теплые страны, например на Бали или в Таиланд, и там продолжают работать удаленно. При наличии трудового договора с работодателем из России на таких сотрудников будут распространяться нормы трудового права нашей страны, и им должны быть предоставлены те же права и гарантии, что и иным работникам.
Однако несколько лет назад Министерство труда и социальной защиты РФ высказало неоднозначную позицию по вопросу регулирования отношений с работниками, постоянно выполняющими свои трудовые обязанности за границей: с ними нужно заключать не трудовой договор с условием о дистанционном характере работы, а гражданско-правовой договор 2 . Данный подход аргументирован тем, что российские нормативные правовые акты в сфере трудовых отношений действуют только на территории России. Плюс работодатель лишен возможности в полном объеме выполнять свои обязанности перед работником. Например, он не сможет обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 3 , если работник находится за границей.
Но российское законодательство не содержит запрета на заключение трудового договора с сотрудником, работающим удаленно, вне зависимости от его реального местонахождения, а письма Минтруда носят рекомендательный характер. Несмотря на это, работодатели послушно следуют рекомендациям министерства и обычно заключают с такими сотрудниками именно гражданско-правовые договоры, лишая их гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, таких как предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, выплата пособия по временной нетрудоспособности, обязательное социальное страхование и др.
Как поменять иностранное водительское удостоверение на российское?
Чтобы обменять зарубежные права на российские, кандидату придется сдать экзамен. Такой же, как и при первом получении ВУ: теория + практика. Если у человека есть разрешение на управление ТС разных категорий, то экзамены сдаются на высшую из них. Пометки об остальных категориях автоматически переносятся в новое ВУ. Попробуем пошагово разобрать процесс обмена.
Водительские права для аренды автомобиля за рубежом
Аренду автомобиля за границей лучше запланировать заранее. Можно это сделать через Интернет, можно на месте. Будьте внимательны, сумма указанная в вашем счете за машину должна быть окончательной с учетом всех страховок, налогов и накрутки. Страховке нужно уделить самое пристальное внимание: четко выясните, что она покрывает, какие нюансы учитывает. Также учтите, что аренда автомобиля за границей не возможна без прав (международных или национальных) и карты с нужной суммой. Перед тем, как возьмете машину, уточните сколько топлива в бензобаке. Вернуть нужно будет либо с тем же количеством бензина, либо доплатить за него при возврате.
Водительские права для аренды автомобиля за рубежом вам не помогут, если вы сразу не осмотрите машину на наличие повреждений. Eсли они есть – нужно указать на них владельцам автопроката. Иначе их припишут вам и платить придется тоже вам. Проверьте работу всех приборов, наличие запаски и инструментов. После можно ехать. Только спросите, куда затем нужно сдавать машину, возможна ли сдача машины в другом месте, а также время работы автосалона.
Также в ДТП лучше всего не попадать: водите аккуратно и полицейским не нужно будет проверять ваши водительские права. Для аренды автомобиля за рубежом вам придется заполнить контракт, в котором будет написано, что вы несете огромную материальную ответственность за поломки и повреждения, полученные в ДТП.
А теперь главное: списки стран, где российские права действуют, а где нет.
Международное водительское удостоверение за границей не потребуется (достаточно российских прав), если пункт вашего назначения:
Международные водительские права для Европы и других стран потребуются, если путешествие начнется в какой-либо из стран в списке:
Без подписи конвенций
Далее рассмотрим все возможные варианты развития событий. Какие права за границей необходимы шоферу, если он едет в страну, не подписавшую ни одной из перечисленных конвенций?
В этом случае придется столкнуться с серьезными затруднениями. Дело все в том, что шоферу нужно будет получить национальное в/у того государства, в котором он планирует управлять автомобилем. Страны, которые относят к третьей категории признают только “свои” национальные права.
Соответствующие государства иногда предусматривают исключение – они позволяют пользоваться национальной “водительской карточкой” с переводом на язык государства, в котором планируется управление авто.
Это значит, что российские права за границей в некоторых странах будут действовать лишь при наличии официального перевода документации. Без него в/у не позволит сесть за руль ТС на законных основаниях.
Страны, в которых необходимо использовать МВУ
Государства, подписавшие Венскую конвенцию, позволяют использовать на своей территории любые национальные водительские удостоверения, которые соответствуют требованиям, указанным в данном соглашении. Российские права, выданные после 2011 года, подходят под эти стандарты, поэтому чтобы сесть за руль на территории этих стран, международное удостоверение не понадобится.
При поездке в государства-участники Женевской конвенции необходимо иметь МВУ и национальное удостоверение водителя, так как без последнего интернациональные права считаются недействительными.
Узнайте детальнее, в каких странах нужны международные водительские права.
Международные договоры дают россиянам гарантии граждан страны пребывания и отменяют требования легализации российских документов при трудоустройстве
Важное место в системе защиты прав граждан РФ за рубежом занимают межгосударственные договоры и соглашения о правовом сотрудничестве.
Так, конвенции Международной организации труда, участницей которой является Россия, охватывают практически все вопросы сферы труда, включая отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в сфере занятости, равное вознаграждение и др. Цель этой организации – помогать гражданам находить рабочие места достойного качества по всему миру, чтобы они могли трудиться в условиях свободы, справедливости и безопасности. Поэтому она поддерживает постоянный контакт одновременно с работниками, работодателями и правительствами стран.
Среди актов международного права, затрагивающих вопросы трудовых правоотношений, следует выделить Соглашение от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов», заключенное государствами – членами Содружества независимых государств (СНГ). Соглашение регулирует основные направления сотрудничества стран в области трудовой деятельности и социальной защиты работников и членов их семей. В частности, работники-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением в соответствии с действующим законодательством страны трудоустройства. Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанимателя) и аналогично тому, которое предоставляется гражданам страны пребывания. Участники соглашения взаимно признают дипломы, свидетельства об образовании, документы о присвоении звания, разряда, квалификации, другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы, а также трудовой стаж. Дополнительное подтверждение и легализация не требуются.
Подобные договоренности, отменяющие требования легализации (апостилирования) официальных документов России, действуют с рядом государств на основании положений двусторонних договоров о правовой помощи. К таким государствам относятся: Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба, Литва, Монголия, Польша, Румыния, Сербия, Хорватия, Черногория, Чехия, Эстония. То есть при трудоустройстве в этих странах не потребуется дополнительно проставлять апостиль (штамп, удостоверяющий подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, а также подлинность печати или штампа), например на дипломе о высшем образовании. Работодателю достаточно будет предоставить диплом и перевод к нему.
МВУ для проката автомобилей
Международные права могут потребоваться не только в странах Женевской, но и Венской конвенции. В частности, при аренде транспортных средств. Так, многие компании по прокату ТС выдвигают условия и обязательного стажа, возраста водителя, внесения залога, и наличия МВУ. Это не является нарушением законодательства: арендодатель предъявляет к арендаторам такие требования, какие считает нужным. Но как правило, подобный порядок устанавливают лишь крупные прокатные сети. Мелкие фирмы, хоть и имеют меньший автопарк, международные водительские права не требуют.
Например, в Швейцарии, Норвегии и Бельгии найти прокатные сервисы без требований МВУ крайне сложно.
Более того, некоторые страны, где признаются национальные права, обязывают арендаторов автомобилей иметь МВУ даже на законодательном уровне. Яркий пример – Греция, где вступивший в силу в марте 2021 года новый транспортный закон 4530/2018 позволяет накладывать на водителей без МВУ, если они арендовали авто, штраф в 200 евро. На практике местные полицейские трактуют норму так, что штраф вырастает до 1 тысячи евро и при повторном нарушении удваивается. И хотя туристы из РФ утверждают, что в 2021 году условия аренды авто в Греции не поменялись, местная полиция может быть иного мнения.
Международные права и популярные для отдыха страны
В Таиланде действуют международные права. Популярный транспорт там — это скутеры или мотороллеры. Многие туристы говорят, что проще сделать тайские права, потратив на категорию А/А1 пару дней и 555 бат (включая госпошлину, медицинскую справку и сертификат резидента) — чуть больше тысячи рублей. Хотя даже при таких ценах некоторые ездят вообще без прав…
По турецким дорогам полгода можно ездить с национальными правами, хотя дорожный полицейский будет просить международные или местные права. Притом прокатные конторы могут не спрашивать удостоверение вообще, считая все возможные исходы проблемами страховой компании. Учтите, что по истечении 6 месяцев без нужных прав страховую выплату вы не получите.
В Китае международные права не действуют. Зато можно ездить с российскими в течение 1-2 месяцев. Если пробудете там дольше, придется сделать местное водительское удостоверение.
На индийской земле, наоборот, признают только международные и местные права. С российскими нельзя ездить вообще. Некоторые умудряются договариваться с дорожными полицейскими за несколько сотен рупий или даже делать права в фотошопе… Но мы не советуем идти этим путем. Это незаконно и небезопасно.
На дорогах стран Восточной Европы у вас также спросят международные права. Притом в Беларуси, например, с российским удостоверением можно ездить 3 месяца после получения белорусского паспорта или вида на жительство. В Польше — полгода. А в Болгарии национальные права действуют вовсе год с момента заезда на территорию страны. По истечении этих сроков нужно сдавать экзамены и получать местные права.
Женевская конвенция
Где действительны российские водительские права? Ответить на подобный вопрос не так просто, как кажется. Существуют различные варианты. В зависимости от жизненных обстоятельств и будет меняться ответ на заданный вопрос.
На основании ранее указанной классификации можно сделать вывод о том, что есть государства, которые подписали Женевскую конвенцию в 1949 году. Эти страны договорились о том, что на их территориях можно пользоваться международными “водительскими карточками” установленного образца.
Задумываясь над тем, где действительны российские водительские права, шоферу все равно придется оформлять их. Связано это с тем, что международное водительское удостоверение без национального не выдается. Во всяком случае, в России действуют именно такие правила.
Важно: международные права без национальных будут признаны недействительными за пределами РФ.
Консульства и дипломатические представительства – на защите трудовых прав граждан РФ за рубежом
Функции защиты прав и интересов российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность за границей, возлагаются на дипломатические представительства и консульские учреждения РФ в иностранных государствах. Если консул установит нарушение прав граждан, он должен будет принять меры для их восстановления 4 . Поэтому если вы работаете за рубежом и пострадали от незаконных действий, следует идти в консульство или дипломатическое учреждение.
Но, к сожалению, не всегда усилия российских дипломатов могут положительно повлиять на исход дела. Так, летом 2019 г. в Греции были задержаны российские граждане Константин Семенов и Иван Возниковцев. Их обвинили в незаконной перевозке мигрантов. Россияне утверждали, что прибыли в Турцию, чтобы работать: они должны были перевозить туристов, но из-за незаконных действий работодателя оказались заложниками сложившейся ситуации. В результате два российских моряка были приговорены к 253 годам колонии за организацию нелегальной миграции, торговлю людьми и незаконное пересечение границы Греции. Вину свою они не признали и настаивают на том, что работодатель ввел их в заблуждение и вынудил совершить противозаконные действия.
Рекомендации и отзывы опытных путешественников
Даже если планируете посетить страну Венской конвенции, желательно оформить МВУ. И дело не только в аренде: в случае ДТП, в оформлении которого будет участвовать полиция, без международного удостоверения рассчитывать на страховые возмещения не стоит. Это, как правило, условия самой страховой компании, прописанные в страховом договоре, по которым без МВУ страховка считается недействительной, независимо от страны и ее принадлежности к какой-либо из конвенций.
Если вы планируете брать авто в аренду, позаботьтесь о получении МВУ задолго до самой поездки. Тем более, если за границей вы бываете часто. Дело в том, что недавно в прокатной компании «GoldCar» в Италии со мной произошел инцидент: сотрудник отказался давать автомобиль по причине того, что МВУ были оформлены непосредственно перед выездом. В условиях аренды значился пункт: «Клиент обязан иметь при себе действующие водительские права, выданные минимум за год до заключения договора на аренду». Пришлось искать другую прокатную компанию.
Не забывайте, что международные права действительны всего три года с момента выдачи. Однажды позабыв об этом и отправившись в длительную командировку в Индию на восемь месяцев, я вдруг обнаружил факт истечения срока действия МВУ уже через 30 дней. Как бы это ни было некомфортно, но на протяжении всей командировки мне пришлось позабыть про аренду авто и пользоваться «прекрасным» индийским общественным транспортом. Не повторяйте моих ошибок!
Что и когда действительно
Как уже упоминалось выше, на территории РФ международные водительские права не действительны. При этом если человек поедет за рубеж, там международные водительские права он должен будет предъявить наравне с российскими национальными – иначе они тоже не будут считаться действительными. А так ли уж важно получить иностранные водительские права при поездке за границу? Всем ли они нужны? Попробуем разобраться дальше.
С чем можно столкнуться на практике
Если у вас российские права старой формы, которые выдавали до 2011 года, заграничные инспекторы их не примут. В 2006 году вышло дополнение к Венской конвенции, по которому пункты прав должны быть указаны цифрами, а на самой карточке должен быть штрих-код. У старого удостоверения этого нет. Может, конечно, «прокатить», но лучше не рисковать.
Даже если у вас российские права нового образца, за границей могут потребовать международные. Нередко их просят, когда нужен автомобиль напрокат или дело доходит до выплаты страховки.
Часто случается, что в государствах, где должны принимать только международные удостоверения, соглашаются проверить национальные и, наоборот. Например, дорожный полицейский из США попросит ваши российские права, хотя Штаты подписали Женевскую конвенцию, которая разрешает только международные.
Интересная ситуация в Италии. Страна подписала обе конвенции, а значит, там принимают любые права. Но в пунктах проката просят международные. Потому нужно быть готовым отстаивать свою правоту или просто иметь международное удостоверение.
Три способа управления автомобилем в чужой стране
Если человек планирует поездку за границу и при этом точно знает, что будет это путешествие на авто, у него есть три способа, как легально сесть за руль в иностранном государстве:
- Первый касается тех туристов, кто получил права до марта 2011 года, то есть тех, у кого они старого образца. Так вот, если у путешественника имеется нотариально заверенный перевод своего национального удостоверения на язык той страны, в которую он собрался, он может ехать с данным документом.
- Второй – для тех, у кого права нового образца: страны, подписавшие Венскую конвенцию, не должны чинить препятствий к проезду.
- Третий – наличие и российских, и международных прав. Способ, позволяющий не волноваться лишний раз, что в поездке возникнут проблемы.
Советы
Эксперты и опытные водители предлагают сделать 3 вещи перед тем, как поехать за границу:
- Прошерстить форумы и узнать, где возникали проблемы с правами и чем заканчивалось дело.
- Оформить международную водительскую карточку, если российские права старого образца.
- Если страна, куда вы поедете, не подписала Венскую конвенцию, это не значит, что она подписала Женевскую. Нужно сверить оба списка стран на сайте ООН.
Главное — стараться не рисковать. Проще сделать нужный документ и не беспокоиться, чем ждать, что «прокатит».
Незнание закона не освобождает от ответственности, даже если это закон иностранного государства
Переезжая в другую страну на работу, внимательно изучайте ее трудовое законодательство и внутренние локальные акты работодателя. При этом, рассчитывая на соблюдение принципа равенства прав работников вне зависимости от их гражданства, не забывайте и о возможной ответственности. При пересечении границы РФ россияне автоматически приобретают статус иностранных граждан, и в отношении них начинают действовать законы страны пребывания. Это правило применимо как к туристам, так и к тем, кто уезжает в зарубежные страны на заработки. В случае нарушения закона иностранного государства привлечение к ответственности будет осуществляться в соответствии с действующими там правовыми нормами.
1 Статья 10 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ».
2 Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 января 2017 г. № 14-2/ООГ-245 «О возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с гражданином РФ, с иностранным гражданином или лицом без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность за пределами РФ».
3 Статья 312.3 Трудового кодекса РФ.
4 Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации».
5 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
6 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2017 г.
7 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019 г.
8 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2018 г.
Как и где оформить международное удостоверение
Для оформления прав нужны всего пять документов:
- российский паспорт;
- загранпаспорт;
- российские водительские права;
- квитанция об оплате пошлины — 1600 рублей;
- фотография.
С бумагами идете в центральное отделение дорожной инспекции или узнайте, в каких отделениях могут изготовить права, либо обратитесь в МФЦ. Еще один способ получить удостоверение — через портал «Госуслуги».
Важно помнить, что международные права, по условиям Конвенции, действуют только 3 года. Если ездите на машине за границу часто, за 10 лет действия российских прав 3-4 раза смените международные.
Страны, подписавшие “Венское соглашение”
Где можно ездить с российскими правами? Как уже было сказано выше, на территории Европы. При этом наличие международных прав не будет лишним. Например, если человек захочет взять ТС в аренду. Некоторые компании требуют наличия у шофера “местных” или международных прав для оказания своих услуг.
Вот некоторые страны, которые подписали Венскую конвенцию о дорожном движении:
- Багамы.
- Австрия.
- Великобритания.
- Бельгия.
- Болгария.
- Венгрия.
- Дания.
- Израиль.
- Италия.
- Казахстан.
- Испания.
- Киргизия.
- Мексика.
- Марокко.
- Норвегия.
- Литва.
- Куба.
- Монако.
- Мексика.
- Польша.
- Португалия.
- Таиланд.
- Таджикистан.
- Узбекистан.
- Украина.
- Сейшелы.
- Филиппины.
- Хорватия.
- Франция.
- Чехия.
- Эстония.
- ЮАР.
- Чили.
Как уже было подчеркнуто, в странах Европы можно пользоваться российским в/у. Более того, мы выяснили, какие нужны права за границей.
Что будет, если не сделать международные права
Рискуете при проверке документов нарваться на наказание за вождение без прав. Такое случается, когда иностранные полицейские, например, не принимают национальные права.
Одна из возможных мер — административный штраф. Так, на итальянской земле вам придется заплатить 300 евро, если полицейский просто остановит вас и обнаружит, что международных прав у вас нет. Будет хуже, если вы без удостоверения попадете в аварию. Тогда формально вы вообще не имеете права управлять авто, а значит, после судебных разбирательств рискуете попасть за решетку.
Так что права международного образца все же стоит сделать. Это несложно и займет от 20 до 40 минут.
Если же вы соберетесь сменить автомобиль, рекомендуем почитать статьи, размещенные в нашем блоге . Для вас мы приготовили обзоры и сравнения машин, которые помогут сделать правильный выбор. А чтобы не купить авто в лизинге, угоне или со штрафами, перед покупкой проверьте историю автомобиля .
Когда найдете подходящий вариант и решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета
Конвенция о дорожном движении
Необходимо сказать хотя бы пару слов и о документе, регулирующем дорожный правопорядок в мире. Именно с этой целью – ради безопасности нахождения на дорогах – он в свое время и создавался.
Этот документ подписали 69 стран, среди которых не найти, например, Соединенных Штатов или Индии, но зато можно встретить Венесуэлу, Заир, Нигер, Иран, Израиль и так далее. Все страны, принявшие конвенцию, считают действительными и возможными для путешествия на авто как любое национальное удостоверение на соответствующем же языке (и/или его перевод), любое национальное удостоверение нового образца, так и любое международное удостоверение.
Именно об этом, впрочем, уже говорилось выше. Но все эти правила действительны только для государств, участвующих в договоре. Таким образом, если американец соберется, например, поехать на машине по Европе, скажем, в Австрию или в Македонию, для него эти правила действовать не будут.
Где получают в/у
Права для вождения за границей могут пригодиться разные. Рассмотрим порядок оформления международного водительского удостоверения. Как мы уже говорили, шоферу сначала придется получить права национального образца. В нашем случае – российские.
Где происходит выдача “водительских карточек”? На сегодняшний день они оформляются в:
- Госавтоинспециях и ГИБДД.
- МРЭО.
- Многофункциональных центрах и службах “одного окна”.
Подать заявление на оформление прав можно и через “Госуслуги”. Для этого у пользователя должен быть подтвержденный активированный аккаунт на сервисе. В противном случае дистанционная подача ходатайств окажется невозможной.
Российские и международные: отличия
У российских прав и международных прав есть много общего, но и отличий тоже хватает. Так, например, эти документы разные по своему внешнему виду. Международные больше по размеру, кроме того, больше и фотокарточка в них. Права местные – небольшая пластиковая карточка, а водительское удостоверение в Европе – книжечка, по величине напоминающая диплом или его вкладыш. На фото в нем ставят печать, чего не делают в национальном удостоверении. Вверху документа большими буквами пишут название страны, которая выдала его, и ставят знак этого государства. Информация о водителе, сроках действия прав, разрешенных к управлению видах транспорта – все это помещается на двух страницах.
Инструкция по оформлению международных прав
Предположим, что “местное” в/у у гражданина есть. Права за границей, как мы уже выяснили, могут требоваться разные. И чаще всего приходится задумываться над оформлением международной “водительской карточки”.
Чтобы запросить ее, необходимо:
- Осуществить формирование пакета справок для обработки запроса. С его составляющими ознакомимся позже.
- Внести государственную пошлину за права.
- Обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением.
- В оговоренные сроки забрать международные права.
Казалось бы, все предельно просто. На практике у шоферов возникают затруднения с оформлением международных удостоверений. К примеру, на этапе формирования пакета необходимых справок.
Правила передвижения на машине по Европе
В каждой европейской стране свои порядки, поэтому перед тем как ехать куда бы то ни было, следует основательно подготовиться и выяснить особенности данного государства. Вот некоторые из них:
- В Австрии дороги платные, так что, попав в эту страну, надо приобрести специальную виньетку – они продаются на разное количество дней. Однако некоторые дорожные участки, откуда открываются шикарные панорамные виды, требуют доплаты. При всем при этом австрийские дороги считаются одними из лучших в Европе.
- В Бельгии они бесплатные и достаточно хорошего качества. Зато платные парковки. При этом важно знать, что время, на которое можно оставить машину, напрямую зависит от цвета парковки. Например, на оранжевых можно оставлять машину на 4 часа, на красных и зеленых – только на 2.
- В Испании есть как платные, так и бесплатные магистрали. Для любой платной есть бесплатная альтернатива. Кроме того, оплачиваются обязательным образом все туннели. Стоимость проезда, кстати, зависит от нескольких разных факторов, в том числе от времени года.
- В Македонии парковаться можно только на правой стороне дороги, в противном случае грозит штраф. Дороги платные, но не все. Самая популярная дорога, ведущая в Грецию, оплачивается в зависимости от пройденного расстояния.
- Французские дороги находятся на втором месте среди лучших в мире (первое – у Сингапура). Везде ровное покрытие, а также есть места для отдыха водителей и бесплатные туалеты. На дорогах – бесплатные и платные участки, стоимость которых зависит от вида автосредства и пройденного пути.
Собираясь в путешествие, важно не только хорошо подготовиться, разузнав про правила и обычаи той страны, куда держится путь, но и не забыть свои водительские права в России. Хорошего отдыха!
Стоимость удостоверений
А сколько стоит изготовление “водительских карточек” в России? Это платные услуги. Они предусматривают уплату госпошлины установленного размера.
Если нужны права за границей, чаще всего приходится оформлять международный образец документа. Он стоит 1 600 рублей. За национальное водительское удостоверение с августа 2018 года платят 3 тысячи. Ранее пошлина за соответствующую документацию обходилась в 2 000 рублей.
При подаче запроса на выдачу прав через “Госуслуги” шоферу будет положена 30% скидка на пошлину. Это значит, что удастся значительно уменьшить указанные выше платежи.
Важно: система скидок при оформлении прав через “Госуслуги” действует до конца 2018 года. О ее продлении пока что ничего не известно.
Скорость обслуживания
Где можно ездить с российскими правами? В РФ и по Европе. В остальных случаях обычно оформляются международные права, хотя бывают исключения. О них мы уже говорили.
Сколько времени уходит на оформление “водительской карточки” того или иного образца? В некоторых ГАИ документы выдают за несколько часов после обращения в ГИБДД, а где-то приходится ждать несколько суток.
При обращении к помощи “Госуслуг” или к посредникам вроде многофункциональных центров шоферу придется ожидать “водительской карточки” около 5-10 суток.
Более точную информацию о скорости оформлении прав сообщат только в конкретном уполномоченном органе. Поэтому уточнять этот момент рекомендуется заранее.
Заключение
Права за границей могут потребоваться разные – и международные, и национальные, и российские. Теперь ясно, когда и какие образцы бумаг необходимы шоферу.
Более того, мы изучили порядок запроса международных водительских удостоверений. В целом этот процесс при правильной подготовке доставляет минимум проблем.
ли со статьей или есть что добавить?