Журнал ваз 2101 жигули

Содержание

ВАЗ-21011: технические характеристики, фото, цены

В 1971 году на заводах АвтоВАЗ в Тольятти начался выпуск автомобиля ВАЗ 2101 “Жигули”. Модель производилась по лицензии итальянского автомобильного концерна Fiat, прототипом стал “Фиат 124”. Новая машина произвела фурор по всей территории Советского Союза, от Калининграда до Камчатки. Компактная малолитражка с окнами во всю ширину кузова, приемистым двигателем и безупречной маневренностью сразу завоевала любовь советских автолюбителей.

ваз 21011

ВАЗ-2101 / “Жигули” / “Копейка”

Автомобиль ВАЗ-2101

ВАЗ-2101 “Жигули”-советский легковой автомобиль, созданный на базе Fiat-124. Автомобиль оснащен задним приводом колес с передним расположением двигателя, имеет кузов типа седан. Среди граждан и автовладельцев автомобиль называли “Единичкой”, с конца 1980-ых стали называть “Копейкой”. На экспорт машина шла под названием “LADA”. Так ВАЗ-2101 назывался Lada-1200, ВАЗ-21011 => Lada-1300, ВАЗ-2103 => Lada-1500.

ВАЗ-2101 «Жигули»

ВАЗ-2101 «Жигули»

Среди предпосылок к появлению Волжского автомобильного завода назывались самые разные причины, в частности, стремление поднять уровень отечественного автопрома и ускорить процесс автомобилизации населения. Однако, на самом деле эти явления должны были стать лишь побочным эффектом от решения государством одного меркантильного вопроса, а именно, ввода в оборот крупных денежных средств, скопившихся «в чулках» у граждан в эпоху дефицита.

Волжский автомобильный завод

Волжский автомобильный завод

На роль «приманки» автомобиль подходил как нельзя лучше. Этому товару, являвшемуся для большинства простых советских граждан несбыточной мечтой, был гарантирован ажиотажный спрос на многие годы вперед. Именно поэтому еще в начале 60-х годов в Москве началась реконструкция завода МЗМА, а в Ижевске возведение совершенно нового автозавода. После введения в строй оба предприятия должны были давать стране по 200 тысяч автомобилей в год.

Волжский автомобильный завод

Волжский автомобильный завод

Однако даже эти объемы не шли ни в какое сравнение с теми, на которые изначально был рассчитан тольяттинский автогигант – 660 тысяч легковых автомобилей в год – фантастическая цифра для страны, в которой на тот момент столько же машин делали все существующие автозаводы, включая «грузовые» и «автобусные».

ВАЗ-2101 — полвека друг человека: ретро тест-драйв «копейки» 1970 года выпуска

Что такое «копейка» для советского человека полвека назад? В этом вопросе очень важна хронология. ВАЗ-2101 формально встал на конвейер Волжского автозавода 19 апреля 1970 года, но несколько месяцев машины отгружали только «для служебного пользования». К осени первые машины выбросили на рынок. А теперь сопоставьте даты: весной 1970-го Горьковский автозавод только закончил штамповать «Волги» ГАЗ-21!

Однако главный конкурент «копейки» не «Волга», а «Москвич». На конвейере тогда стояли родственные «четыреста восьмой» и «четыреста двенадцатый»: модель 408 выпускалась вот уже 6 лет подряд, а 412 – 3 года. Правда, перед выходом «Жигулей» седаны подновили: появились горизонтальные задние фонари, раздельные передние сиденья… Но все равно ижевские и московские машины были сделаны по старым дизайн-канонам.

С точки зрения стиля «Жигули» — автомобиль нового времени: широкий, с коротким носом капота и большой площадью остекления. Другая особенность этого седана — минимум «визуальных шумов», о которые может споткнуться взгляд. У того же «Москвича» передок, буквально слепленный из множества деталей, выглядит эклектично. А вазовская «единичка» смотрится цельной, однородной…

Кстати, по поводу прозвища «копейка». Оно прижилось только под занавес «восьмидесятых», а до этого машину называли «единичкой». Или совсем уважительно — «первой моделью».

Те же цельность и однородность встречают внутри. Только представьте: полвека назад автомобилю вполне хватало трёх кнопок на передней панели. Правда, на стартовых тиражах была «секретная» четвёртая кнопка — мебрана, нажимая которую, водитель подавал воду на ветровое («в лобовое бьются лбом», вспомнят шутку бывалые) стекло. Да, электрический насос приладили не сразу, а вместо привычного бачка омывателя стояла резиновая «грелка».

ВАЗ-2101 “Жигули” (масштаб 1:8). Ашет Коллекция

Все подробности о коллекции «Соберите ВАЗ-2101 Жигули» (детали для сборки модели 1:8) Ашет Коллекция. У нас: Советы по сборке, отзывы и обзор каждого выпуска!

Соберите ВАЗ-2101 «Жигули» (Ашет Коллекция)

Шаг за шагом, соберите вашу модель ВАЗ-2101 в масштабе 1:8 вместе с новой коллекцией ВАЗ-2101 «Жигули». В каждом номере – детали модели и иллюстрированная пошаговая инструкция по сборке. Издательство Ашет Коллекция (Hachette).

Соберите ВАЗ-2101 «Жигули» (Ашет Коллекция)

«Жигули» – это целая эпоха в отечественном автомобилестроении. Создание этого автомобиля стало скачком в будущее, и не столько из-за многочисленных новшеств в конструкции конкретной машины, сколько из-за влияния на процесс автомобилизации страны в целом. Миллионы людей увидели, каким должен быть современный автомобиль.

Модель из коллекции

Неслучайно этот автомобиль стал в СССР культовым! Простой и надежный, динамичный и комфортабельный, и главное доступный. Благодаря «Жигулям» автомобиль в СССР медленно, но верно стал превращаться из роскоши в средство передвижения. Для очень многих ВАЗ-2101 стал первым в жизни автомобилем.

Копеечный повод: главному российскому автомобилю исполняется 50 лет

«АвтоВАЗ» празднует 50-летие «копейки» — 19 апреля 1970-го с конвейера нового завода в Тольятти сошли первые шесть автомобилей. Какого они были цвета, как еще могли назвать новую модель и сколько было итальянского в «Жигулях», рассказывают «Известия».

На самом деле первые машины на Волжском автозаводе начали собирать еще 18 апреля. Генеральный директор Волжского автозавода Виктор Поляков планировал приурочить пуск конвейера к столетию со дня рождения Ленина. Дата была серьезная, а новейшее предприятие — огромное.

Оригинал и модификация

Однако потенциал дальнейших усовершенствований модели был настолько очевиден, что конструкторское бюро АвтоВАЗа провело ряд технических доработок. И в апреле 1974 года широкой общественности была представлена модификация “копейки” – модель ВАЗ 21011.

Явных конструктивных отличий у новой машины не было, но все те небольшие изменения, которые были внесены, тем не менее послужили радикальному обновлению и, по сути, создали модель ВАЗ 2101 нового поколения, которая получила имя ВАЗ 21011. “Одиннадцатая” отличалась от базовой модели внешними признаками, характеристиками двигателя и обустройством салона. Кроме того, ВАЗ 21011, кузов которой отличался от обвесов “копейки” незначительно, выглядела обновленной за счет модернизированной решетки радиатора.

Три дурацких и опасных мифа про обгон, в которые упорно верят многие автомобилисты

Модель

Соберите точную и подробную копию ВАЗ-2101 в масштабе 1:8. Выполненная из металла и соответствующая оригиналу модель, отличается высокой детализацией и понравится как начинающим, так и опытным коллекционерам, интересующимся советскими автомобилями. Подробная пошаговая инструкция позволит легко собрать модель, а также познакомиться с особенностями конструкции ВАЗ-2101. Соберите самую известную машину отечественного производства!

Модель ВАЗ-2101 в масштабе 1/8

  • Простая сборка.
  • Металлическая модель.
  • Открывающиеся двери, капот и багажник.
  • Действующая подвеска и рулевое управление с поворотом передних колес.

Детализация модели

  • Высоко детализированный двигатель.
  • Топливный бак с открывающейся крышкой.
  • Действующий клаксон автомобиля.
  • Светящиеся фары и стоп-сигналы.
  • Шины колес из мягкой резины.

Задняя часть модели

Размеры модели:
Длина: 50,2 см
Ширина: 20 см
Высота: 18,1 см
Масштаб: 1:8

«С фотоаппаратом никого не пускать»

Поэтому Поляков действовал осторожно и с запасом — рапортовать заранее о таких событиях было рискованно, оборудование то и дело отказывало, а за день до пуска потерялись сигнальные кнопки шкафов управления, снятые для сохранности.

«На главный конвейер с фотоаппаратом никого не пускать, ни работников, ни строителей, какие бы они ни показывали мандаты. Без моего письменного разрешения. Вплоть до министра. Никаких корреспондентов без моего письменного разрешения не впускать», — распорядился Поляков за несколько дней до старта производства.

Это сейчас 19 апреля — знаковая дата для «АвтоВАЗа», тогда пуск производства задумывался довольно скромным. Нескольким десяткам рабочих под руководством фиатовских инструкторов предстояло собрать шесть первых машин. При этом сборка велась точно по технологии на конвейере, хотя он в тот день двигался медленно и с остановками.

«На столах, принесенных из столовой, кабинетов и расставленных на протяжении всего конвейера, выложили детали. Не все детали подходили хорошо: смежники тоже отрабатывали технологию впервые. Сложной операцией оказалась установка лобового и заднего стекол: бились, не всегда подходили к проему кузова, сборщики еще не владели нужными навыками в совершенстве», — вспоминает Юрий Астахов, на тот момент бригадир бюро отдела технического контроля.

ВАЗ-2101

Выпуск шести первых машин ВАЗ-2101 «Жигули», 19 апреля 1970 года

Около трех ночи 19 апреля, вспоминает первый технический директор ВАЗа Евгений Башинджагян, на машины установили колеса. За рулем первого ВАЗ-2101 синего цвета сидел фиатовский инструктор Бенито Гвидо Савоини. Затем конечную дистанцию конвейера покинули остальные пять машин, еще одна синяя и четыре вишневые. После чего автомобили с зажженными фарами и под рев клаксонов носились по свободным цехам.

По сути, это был тестовый пуск главной нитки конвейера еще недостроенного завода проектной мощностью 660 автомобилей в год. По соседству рабочие разбирали ящики с крупногабаритным оборудованием, строители продолжали укладывать тротуар, дороги.

Выпуск машин в последующие месяцы был невысок. В мае сделали 72 штуки, в июне — 302, а в июле — 402. Массовое производство на конвейере развернули только к сентябрю — и то в смену собирали всего 70 машин. К концу года выпуск довели до 350 седанов, а в марте следующего года к 50-тысячному ВАЗ-2101 завод вышел на 500 автомобилей в сутки.

Внешние отличия

Автомобиль получил двигатель с улучшенными характеристиками, рабочим объемом цилиндров 1300 литра и мощностью 69 л.с. Экстерьерные усовершенствования коснулись в первую очередь передка, радиаторную решетку заменили на более современную, в облицовочной панели над передним бампером были проделаны четыре горизонтальные прорези для лучшей вентиляции моторного отсека. Характерные “клыки” на бамперах упразднили, по всей длине были проложены накладки из пластика. Задние стойки кузова оснастили технологическими отверстиями для принудительной вентиляции салона. Снаружи вытяжки закрыты декоративными решетками.

фото ваз 21011

Задние фонари приняли более современную форму, между сигналами “стоп” и “поворот” интегрированы отражатели. Также был установлен фонарь заднего хода. В салоне изменения коснулись приборного щитка, передних сидений, которые стали более удобными, и подлокотников задних дверей.

Операция в Сирии помогла разработать идеальный армейский внедорожник

Впрочем, интерьер заслуживает не только похвалы… Потому что эргономика, мягко говоря, далека от идеала. Кто помнит знаменитую «классическую посадку», больше известную как «ноги к ушам»? У первых «Жигулей» этот недостаток помножен на откровенно неудачные кресла: без подголовников, с невероятно короткой спинкой и абсолютно плоской подушкой — это именно кресло, а не автомобильное сиденье.

Продолжает список минусов тонкий обод руля и кучно сгруппированные педали. С педалями ничего не поделаешь, а вот баранку обтягивали самодельными оплётками. И всё равно салон «единички» тогда вызывал восторг! «Ведь могут же, чтобы ничего не дребезжало, не скрипело и не отваливалось — иномарка», — мечтательно говорил любой советский автомобилист, из иномарок видевший максимум трофейных «немцев».

За что ещё хвалили первую модель? За хорошую работу отопителя, за красивые приборы, за трёхместный задний диван. (А если сдвинуть вперёд сиденья, получится пара спальных мест.) Особенный восторг вызывал багажник. Он скомпонован просто идеально. В правом крыле — бензобак, в левом — запаска. Правда, перегруз «Жигулям» противопоказан: корма, в буквальном смысле, может отвиснуть.

Нет смысла напоминать, что ВАЗ-2101 является лицензионной копией FIAT 124. Но чтобы «Фиат» стал «Жигулями», в его конструкцию пришлось внедрить больше 800 доработок, включая принципиально иной мотор.

Под капотом — 4-цилиндровый атмосферный восьмиклапанник объёмом 1,2 литра. Между прочим, с верхним расположением распредвала, что было предметом отдельного торга между советской и итальянской стороной. При скромной вроде бы отдаче надо обязательно помнить, что сама машина весит меньше тонны. Поэтому по энерговооружённости «единичка» всего на 10% отстает от современного Renault Logan!

Соберите КУЛЬТОВЫЙ советский автомобиль!

Подробное устройство
двигателя.
Система подвесок.

Загорающиеся передние
фары с переключателем.
Стоп-сигналы,
включающиеся
при нажатии тормоза.

Приборная панель с
подсветкой и освещение
салона при открывании
дверей автомобиля.

Качественное
изготовление из металла
по технологии
литья под давлением.

ЭМБЛЕМА

Существовало три вида заводских эмблем ВАЗ-2101. Как выглядит одна из них, знают многие: логотип со стилизованной под букву «В» серебристой ладьёй на рубиновом фоне красовался на всех «единичках» с 1971 года. Однако на машинах 1970 года выпуска этот же значок был дополнен надписью «Тольятти». Неудивительно, что из-за скромного тиража сегодня такие эмблемы невероятная редкость и мечта любого коллекционера автомобильной геральдики.

Эмблема FIAT

ВАЗ-2101 Эмблема надпись с ошибкой

ВАЗ-2101 Эмблема с надписью

ВАЗ-2101 Эмблема без надписи

Кстати, по легенде, надпись со значка пришлось убрать по курьёзной причине: дескать, не надо демаскировать местоположение такого стратегического объекта, как автозавод! Сегодня абсурдность подобного требования очевидна, однако в те времена бывало и не такое.

Существует и совсем раритетная эмблема. Она появилась на свет лишь благодаря ошибке и до «живых» автомобилей не дошла вовсе. Дело в том, что самую первую партию значков (около 30 штук) по советским чертежам делали в Турине фиатовские специалисты. На выходе у итальянцев должен был получиться тот самый знак, который мы только что описали выше, однако в спешке кто-то из них перепутал кириллическую букву «Я» и латинскую «R». В результате все значки из той злополучной партии вазовцы просто разобрали на сувениры.

Итальянская работа

От доклада председателя Совмина Алексея Косыгина, в котором было впервые сказано о необходимости построить в СССР новый автомобильный завод, до первой сошедшей с конвейера синей «копейки» прошло четыре непростых года. Контракт на создание автогиганта в Тольятти — город, кстати, назван в честь итальянского коммуниста — был очень важен для «Фиата». С одной стороны, руководство компании смогло добиться от итальянского правительства предоставления советской стороне кредита на льготных условиях, а с другой — хитрило, как и подобает «капиталистам».

«Когда заключались контракты на строительство ВАЗа, наши партнеры «забыли» вписать туда оборудование для некоторых производств. Наверное, чтобы потом, когда в нем возникнет крайняя нужда, продать его нам подороже», — рассказывал бывший торгпред СССР в Италии Константин Бахтов. Более серьезной, по его словам, проблемой были забастовки.

50

Выпуск 5-миллионного автомобиля

«На одном из заводов рабочие после начала забастовки закрыли ворота и не выпускали шесть наших загруженных грузовиков. Пришлось ехать и вести переговоры с председателем забастовочного комитета, объяснять ему, что неправильное представление о пролетарской солидарности не у нас, а у него. Грузовики выпустили», — вспоминал Бахтов.

На первых порах у итальянцев приходилось закупать довольно значительный объем комплектующих. Производство коробки передач и заднего моста была освоено на Волжском автозаводе позднее. По словам Бахтова, в то время как в Тольятти запускали ВАЗ, в Турине постоянно дежурили несколько советских самолетов, чтобы немедленно доставить всё, в чем дополнительно возникнет нужда.

В Италии заказали даже первую партию шильдиков, что привело к курьезной истории. Буква «я» в слове Тольятти — в ранних вариантах логотипа оно располагалось под ладьей — была написана зеркально, как латинская R. Итальянские комплектующие ставили на машины пять следующих лет, начиная от шурупов и заканчивая жгутами. Продукция российских смежников оказалась недостаточно качественной.

Подвески

Ходовая часть ВАЗ 21011 в модернизации не нуждалась. Модель ВАЗ 2101 в течение двух зимних сезонов эксплуатировалась на российских дорогах, при этом серьезных недостатков отмечено не было. Увеличили на 3 сантиметра дорожный просвет и на этом усовершенствования ходовых характеристик закончились.

Передняя подвеска рычажной конструкции – независимая. Рычаги штампованные, крепятся к поперечной балке на сайлент-блоках. Соединение рычагов с цапфой осуществляется посредством шаровых опор, верхней и нижней. Амортизационные функции обеспечиваются стальными спиральными пружинами, совмещенными с гидравлическими амортизаторами двойного действия. Подвеска оснащается поперечной штангой, нивелирующей колебания.

Задняя подвеска маятниковой конструкции – зависимая, с балкой поперечной устойчивости. Амортизация производится за счет усиленных спиральных пружин, работающих вкупе с гидравлическими амортизаторами. Ограничителей раскачивания в вертикальной плоскости нет, подвеска оснащена резиновыми буферами.

Вскоре у автомобиля ВАЗ 21011 появилось новое имя – “LADA 1300”, под этой маркой машина шла на экспорт. Одновременно создали еще одну модификацию – “милицейскую”. Это ВАЗ 21016, на который устанавливался двигатель 2103-й серии. Мощность силовой установки автомобиля для стражей порядка составляла 77 л.с., причем эти параметры были задокументированы по ГОСТу.

ваз 21011 цены

Названия для автомобиля

Перед выпуском автомобиля было предложено множество имен: «Аврора», «Октябренок», ВИЛ-100, «Волжанин», «Слава», «Мечта», «Дружба» и т.п.

ВАЗ-2101 официально получил свое имя «Жигули» 7 сентября 1970 года. «Жигули»-это горы в Приволжской возвышенности. По некоторым данным название «Жигули» было утверждено директором автозавода В.Н. Поляковым, а название придумал один из конструкторов А.М. Черный. Так как машину начали экспортировать за рубеж, то от имени «Жигули» решили отказаться, так как на иностранных язык название часто звучало, как «Жигало» (мужчина, живущий за счет женщин или оказывающий интимные услуги женщинам) название не подходило и было решено называть экспортные автомобили ВАЗ называть «Lada». Название «Лада» взято от небольших парусных лодок, которые плавали по р. Волга, что так же символизирует торговый лейбл на значке радиатора, так же Лада-богиня весны и плодородия. Среди граждан советского союза автомобиль называли «Единичкой» или «Однерка», по конечной цифре модели, а с конца 1980-ых годов, когда машина была уже не такой престижной, за ней закрепилось название «Копейка», которое вытеснило из обихода «Единичку» и «Однерку». Стоит обратить внимание, что все классические модели ВАЗ-2101 по ВАЗ-2107 на внутреннем рынке назывались “Жигулями”.
Среди любителей Москвичей и Волг «Жигули» называли «Консервной банкой» за тонкий лист металла в 0,8 мм.

«Русский Prado» от УАЗ: почему хороший проект отправили на свалку?

Ваш запрос не может быть обработан

С данным запросом возникла проблема. Мы работаем чтобы устранить ее как можно скорее.

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

На спортивной арене вазовский первенец дебютировал в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. Затем Чемпионат СССР по кольцевым гонкам, где тольяттинские машины даже были выделены в отдельный класс «Жигули». А уже осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы-71». Маршрут этого ралли был проложен по территории 14 стран Западной и Восточной Европы (включая СССР), а общая протяженность дистанции достигала 14 тысяч километров. По итогам тура команда ВАЗ-Автоэкспорт завоевала «Серебряный кубок» в командном зачете, а экипажи Гирдаускас-Мадревиц и Лукьянов-Карамышев к тому же удостоились наград в личном зачете.

ВАЗ 2101 Ралли

ВАЗ 2101 Ралли

ВАЗ 2101 Ралли

ВАЗ 2101 Ралли

ВАЗ 2101 Ралли

Закономерность этого факта была блестяще подтверждена впоследствии и на «Туре Европы-73», где командам, выступающим на ВАЗ-2101, достались и золотой, и серебряный кубки сразу. Впоследствии «ноль первые» еще долгие годы не сходили с трасс как внутрисоюзных, так и международных соревнований, а в любительских ралли ВАЗ-2101 порой встречаются и сегодня.

Злоключения итальянца в России

Серьезных переделок потребовал и выбранный советской стороной автомобиль — Fiat-124. В 1966 году он был назван «Европейским автомобилем года», но испытания российским бездорожьем он не выдержал. Оказалось недостаточно дорожного просвета, кузов затрещал, а задние дисковые тормоза посыпались.

«Страшно вспомнить — на первом автомобиле FIAT-124 после пробега по нашим дорогам была выявлена трещина на крыше под центральной стойкой длиной 150 мм, а потом и вся центральная стойка оторвалась от верха боковины. FIAT очень быстро нашел решение и прислал в СССР доработанные автомобили. Правда, и фиатовское решение нам пришлось потом доводить, вводя усиление в деталях путем отгибки кромок», — вспоминал вазовский конструктор Лев Вихко. Большая часть доработок легла на плечи фиатовских инженеров, но и российским было что делать. Более подробно об испытаниях машин рассказывается в книге «Высокой мысли пламень».

Fiat-124

Автомобиль Fiat-124 в музее прототипов «АвтоВАЗ» в Тольятти

Были у Fiat-124 и плюсы. «Южанин» легко запускался в мороз и на голову превосходил по отоплению «северян» — «Москвича» и «Волгу». Это обстоятельство позже не помешает появлению анекдота о «самой холодной» машине ВАЗ-2101, в которой ездят в дубленках. На самом деле дубленка указывала на обеспеченность советского автовладельца.

“Вебер” или “Озон”

Все моторы семейства ВАЗ в период с 1971 по 1978 год оснащались простейшим однокамерным карбюратором марки Weber, экономичным и достаточно эффективным. С 1979-го на автомобили уже устанавливались более продвинутые карбюраторы марки “Озон”, которые имели автономный холостой ход. Среди советских автолюбителей новинка не прижилась из-за сложностей в регулировке и ненадежности конструкции.

В 1980 году на машину ВАЗ 21011 было решено установить новейший распределитель зажигания, который шел под индексом 30.3706-01. Тогда же автомобиль получил двухлитровый бачок омывателя лобового стекла и ножной включатель привода.

Объемы выпуска

ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011 на одной конвейерной ленте

Производство ВАЗ-2101 началось в ночь с 18 на 19 апреля 1970 года, по сути данная дата считается днем рождения завода ВАЗ. В этот день с конвейера сошли первые шесть «Жигулей» (4 вишневых и 2 темно-синих). Первый выпущенный автомобиль через 19 лет вернулся на ВАЗ в качестве музейного экспоната, взамен первой машины владелец получил ВАЗ-2109. После чего почти полгода продолжалось строительство корпусов с отладкой конвейеров, а 9 сентября 1970 года завод заработал в полноценном режиме.

До конца 1970 года на заводе было изготовлено 21 530 машин.
В марте 1971 года Госкомиссия приняла от строителей первую очередь автозавода, которая производила порядка 220 000 автомобилей в год.
В 1971 году ВАЗ выпустил 172 000 автомобилей.
В январе 1972 года Госкомиссия приняла от строителей вторую очередь автозавода, которая так же могла производить 220 000 машин в год.
В 1973 году было изготовлено 379 000 «Жигулей».
21 декабря 1973 года завод ВАЗ выпустил миллионный автомобиль.
В 1980 году было выпущено 5 млн. машин первого семейства (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103).
С 1970 по 1988 год было изготовлено 2,7 млн «Жигулей».

Для чего нужно смазывать шины автомобиля силиконовой смазкой

В паспортных данных заявлены 22 секунды разгона до «сотни». В реальности исправный седан ускоряется до 100 км/ч примерно за полминуты: не будешь же по-гоночному вколачивать передачи и бросать сцепление — машину жалко. Для неспешного ритма семидесятых этого вполне достаточно, но по современным меркам «единичка» — тихоход. Правда, к абсолютным цифрам надо относиться аккуратно…

Ведь ощущения говорят совсем другое. Моторчик задорно крутиться вплоть до предельных оборотов, четыре передачи буквально цепляются одна за другую, поэтому машина кажется лёгкой и быстрой. Максимальная скорость — 140 км/ч. Мало? По меркам советских автомобилистов именно «Жигули» считались идеальным транспортом для пожирания километров. И вот почему: у этого семейства — мягкая пружинная подвеска плюс весьма добротная шумоизоляция.

Главное не уснуть: как потом покажут краш-тесты, в аварию на «классике» лучше не попадать… Но тогда об этом думали меньше всего. Поэтому на задней полке опасно держали аптечку и огнетушитель.

Ей бы вдобавок другие покрышки. Однако советские шинники слишком долго осваивали радиальные модели, поэтому ВАЗ-2101 достались дубовые «диагоналки» И-151… И всё равно. Рулится седан очень просто и правильно — не чета «Москвичу» или «Волге». При желании можно даже пошалить, и заносчивый характер родной резины этому только способствует. Наматываясь на тяжёлую тонкую баранку, хочется воскликнуть: «Здесь спортом пахнет!»

А как бойко отрабатывает выбоины подвеска… Глаза боятся, а машина едет. Из нынешних кроссоверов далеко не каждый сможет похвастаться такой всеядностью. И по проходимости гружёные «Жигули» дадут фору многим современным «пузотёркам». Не случайно считается, что ВАЗ-2101, во всех отношениях, это первый советский автомобиль для человека. До этого было наоборот.

Журнал

В каждом номере – инструкция и увлекательные статьи с уникальными архивными иллюстрациями познакомят вас с автомобилем ВАЗ-2101. В журнале вы найдете и описание этапов развития Волжского автозавода, родины «Жигулей», и автопрома СССР, и самые разнообразные факты о процессе эволюции автомобиля как такового. В прошлое советского и зарубежного транспорта, полное неожиданных открытий, вас поведут российские и зарубежные специалисты в области истории автомобилестроения.

Журнал «ВАЗ-2101 Жигули»

Разделы журнала:

«Жигули»: Культовая марка. История создания марки «Жигули», конструкция, особенности, основные технические характеристики, удивительные факты из жизни машины, ее спортивные достижения, знаменитые владельцы автомобиля.

Мировая автомобильная промышленность. Увлекательные, информативные статьи об истории мира автомобилей откроют секреты появления и совершенствования самых известных в мире моделей и марок автомобилей, познакомят с различными компаниями и их создателями.

Сборка модели. Подробное руководство по сборке позволит легко собрать модель, а также познакомиться с особенностями конструкции автомобиля ВАЗ-2101.

Детали первых выпусков

УСТРОЙСТВО И ОСНАЩЕНИЕ

ВАЗ 2101 Приборная панель

ВАЗ-2101 Приборы панели

ВАЗ-2101 Приборы панели

ВАЗ-2101 Прибоная панель

ВАЗ-2101 Приборы панели

ВАЗ-2101 Приборы панели

ВАЗ 2101 Педали

• «Визитная карточка» салона ВАЗ-2101 панель приборов с металлизированной отделкой и двумя круглыми дефлекторами системы отопления и вентиляции, позволявшими регулировать направление подачи воздуха в диапазоне 360 градусов.

• Тёмная комбинация приборов перекочевала на ВАЗ-2101 с модернизированной «одиннадцатой» модели. На более ранних «единичках» и шкала, и обрамление щитка были светлыми в тон отделки панели приборов.

• Подвесная педаль акселератора и напольная кнопка включения стеклоомывателя – атрибуты, которые появились на ВАЗ-2101 после постановки на конвейер ВАЗ-21011.

• Управление микроклиматом в салоне ВАЗ-2101 осуществлялось двумя ползунками (верхний – привод воздушной заслонки, нижний – кран отопителя) и трехпозиционной кнопкой включения вентилятора.

• В панели приборов ВАЗ-2101 предусматривалась ниша для монтажа радиоприемника, однако сам завод «музыку» в машину не ставил.

• Для подачи теплого воздуха к ногам водителя и переднего пассажира требовалось откинуть заслонку на кожухе отопителя.

ВАЗ 2101 Салон

ВАЗ 2101 Салон, спальныое место

ВАЗ-2101 Багажник

ВАЗ 2101 Вентиляционная форточка

ВАЗ-2101 Крышка бензобака

ВАЗ-2101 Ручки задняя дверь

ВАЗ-2101 Надпись Жигули

• Травмобезопасные дверные ручки с наружной стороны по проекту полагались только люксовому автомобилю ВАЗ-2103, однако в целях унификации достались и «единичкам».

• Поворотные вентиляционные форточки в передних дверях ВАЗ-2101 были в почёте у курильщиков.

• Блок ламп освещения номерного знака встраивался в задний бампер.

• На ВАЗ-2101 изначально предусматривались места крепления задних ремней безопасности, однако первые годы самими ремнями машины не комплектовались.

• В ручки задних дверей встроены пепельницы.

• Характерные особенности ВАЗ-2101 – светоотражатели, установленные отдельно от фонарей, и металлическая надпись «Жигули» на задней панели кузова.

• ВАЗ-2101 имел просторный и весьма рационально скомпонованный багажник, у которого, однако, был один недостаток – большая погрузочная высота.

ВАЗ 2101 Под капотом

ВАЗ 2101 Под капотом

ВАЗ 2101 Под капотом

ВАЗ 2101 Под капотом

ВАЗ 2101 Под капотом

• Провода, идущие к расширительному бачку гидропривода тормозов, относятся к системе сигнализации об аварийном снижении уровня тормозной жидкости.

• Впускной коллектор на «Жигулях» имел обогрев от системы охлаждения двигателя: на фото хорошо виден черный шланг небольшого диаметра, отводивший жидкость от коллектора к помпе.

• Прерыватель-распределитель 30.3706-01 с вакуум-корректором появился на ВАЗ-2101 в 1980 году – прежде на «единичках» стоял распределитель Р-125, в котором за опережение зажигания «отвечал» только центробежный регулятор.

• В свое время ВАЗ-2101 обладал самой высокой литровой мощностью двигателя среди всех советских легковых автомобилей.

Сколько выпусков

Всего запланировано 130 выпусков.

Рекомендованная цена:
1-й выпуск – 99 рублей.
2-й выпуск – 249 рублей.
3-й и последующие – 499 рублей.

Почетный титул

На протяжении всего периода производства ВАЗ 21011 выпускался бок о бок со своей базовой моделью ВАЗ 2101. Обе машины считались самыми востребованными и популярными на всей территории СССР. В 2000 году журнал “За рулем” провел глобальный опрос населения России и стран СНГ. В категории малолитражек титул “Лучший автомобиль столетия” достался “копейке”, ВАЗ 2101 и ее копии ВАЗ 21011. Признание дорогого стоило, ведь эти модели на момент опроса давно были сняты с производства. Фото ВАЗ 21011 было растиражировано по всем печатным изданиям, пропагандирующим лучшие образцы автомобильной техники, как пример для подражания.

тюнинг 21011

Экспорт

Стоит отметить, что на экспорт машина отправлялась во многие страны мира, даже капиталистические страны. Так «Копейку» продавали в Швеции, Египте, США, Финляндии, Нигерии, Франции. Самое интересное было, что машина на экспорт была по качеству гораздо выше, а брак при его дефиците реализовывали без проблем в СССР. По некоторым данным, для производства экспортных авто использовались отдельные конвейерные ленты на которых работали более квалифицированные рабочие, а производственное оборудование поддерживалось в идеальном состоянии. Машины могли комплектоваться качественной оптикой, подголовниками, импортными карбюраторами. Не смотря на 5-10 летние очереди в СССР на покупку авто и цене 5600-6000 рублей, а на полусвободном рынке цена достигала 10 000 рублей за 3-5 летний автомобиль СССР продавал за рубежом «Жигули» по 2300 рублей без всяких очередей. Такая политика была связана с тем, что СССР нуждался в валюте. Но это совсем другая история, которую можете прочитать тут “Экспорт автомобилей из СССР”.
На экспорт ВАЗ-2101 поставлялся, как LADA-1200. Для стран с левосторонним движением выпускалась автомобиль с правым расположением органов управления.

Салон ВАЗ-21011

ЛЕГЕНДА ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА

Легенда советского автопрома, ВАЗ-2101 «Жигули» – первый массовый легковой автомобиль, созданный в 1970 году на Волжском автомобильном заводе. Эта модель, модификации которой выпускались вплоть до 2012 года, вобрала в себя мировые и отечественные технические достижения того времени, став первым советским автомобилем европейского уровня.

ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

FIAT-124 (1966 год)

Именно этот автомобиль, заработавший титул «Автомобиль года – 1967», послужил прототипом нашего ВАЗ-2101. Снаружи «итальянец» отличался от советского собрата разве что дверными ручками да бамперами без «клыков», но вот по «начинке» это были уже совсем разные машины. Выпуск серии FIAT-124 в Италии был прекращен в 1974 году.

SEAT-124 (1968 год)

На два года раньше пуска конвейера Волжского автозавода выпуск ещё одного клона FIAT-124 был организован в Испании на фирме SEAT. В отличие от ВАЗ-2101, испанский SEAT-124 технически от итальянского прародителя не отличался вовсе. Серийное производство автомобилей семейства SEAT-124 завершилось в 1980 году.

Tofas Serce (1983 год)

В 1971 году производство FIAT-124 началось в Турции под маркой Tofas Murat 124. У себя на родине он стал таким же культовым автомобилем, как у нас ВАЗ-2101. После рестайлинга 1983 года машина получила марку Tofas Serce и, пережив еще одну модернизацию в 1992-м, продержалась на конвейере до 1995 года. Неудивительно, что такие машины до сих пор часто встречаются на улицах турецких городов.

Premier 118NE (1986 год)

Последней вариацией на тему FIAT-124 стал седан Premier 118NE, запущенный в производство индийской компанией Premier Automobiles. В 90-х годах эти автомобили даже комплектовались силовыми агрегатами фирмы Nissan, однако при этом никогда не отличались высоким качеством сборки. Производство «Премьеров» было завершено в 2001 году.

ВАЗ 2101 Жигули патрульный автомобиль

ВАЗ 2101 Жигули

Директивец и Мемориал

«Можно себе представить, что получится, если выйдут в свет «Жигули»: «Наш завод приобрел пять «Жигулей»!» Или: «Я собираюсь купить «Жигулю»!» Или: «С невыразимым чувством радости сел я за руль своей «Жигули» (А может быть, «Жигулихи»), — возмущался читатель журнала «За рулем», недовольный выбором названия автомобиля. Имя для машины придумывали всем Союзом — объявивший конкурс «За рулем» получил более 50 тыс. предложений.

Читатели предлагали назвать машину «Сокол», «Фиалка», «Катюша», «Руслан», «Атаман», «Аргамак». Были и экзотические предложения вроде «Директивца», «Новорожца» или «Мемориала» или «Мадонны». Более полутора тысяч голосов было отдано за «Ладу», но победителем стал вариант «Жигули», предложенный вазовским испытателем Алексеем Черным. Для некоторых зарубежных рынков название действительно оказалось неблагозвучным. Поэтому ВАЗ-2101, активно поставлявшийся на экспорт, переименовали в «Ладу». В народе машину прозвали «копейкой».

ВАЗ 21011: характеристики

  • Марка – ВАЗ 21011.
  • Кузов – седан.
  • Количество мест – 5.
  • Максимальная скорость – 145 км/час.
  • Время разгона до 100 км/час – 18 секунд.
  • Вместимость топливного бака – 39 литров.
  • Начало производства – апрель 1974 год.
  • Снятие с производства – 1988 год.
  • Длина – 4043 мм.
  • Высота – 1440 мм.
  • Ширина – 1611 мм.
  • Передняя колея – 1349 мм.
  • Задняя колея – 1305 мм.
  • Колесная база – 2424 мм.
  • Вместимость багажника – 325 л.
  • Двигатель – бензиновый, карбюраторный, расположение переднее, продольное.
  • Привод – задний.
  • Трансмиссия – механическая коробка передач (4-х ступенчатая).
  • Передняя подвеска – независимая, рычажная.
  • Задняя подвеска – маятниковая, с балкой поперечной устойчивости.
  • Передние тормоза – дисковые, невентилируемые.
  • Задние тормоза – барабанные, саморегулирующиеся.
  • Рулевой механизм – червячный, гипоидный.
  • Снаряженная масса – 955 кг.
  • Расход топлива – в городе 9 литров на 100 км, на шоссе 8 литров на 100 км.
  • Размер шин – R13 165/70

ваз 21011 характеристики

График выхода

№1 – Детали радиатора и бампера – 10.08.2018
№2 – Детали руля, капота и передней части автомобиля + отвертка – 30.08.2018
№3 – Детали колеса – 13.09.2018
№4 – Детали капота – 27.09.2018
Периодичность: еженедельно.

Актуальный График выхода Соберите ВАЗ-2101 Жигули и обзор каждого выпуска!

МОДИФИКАЦИИ

Модернизация ВАЗ-2101. Уже в 1971 году по распоряжению главного конструктора В.С.Соловьева на Волжском автозаводе начались работы по модернизации внешности «единички». Тольяттинские дизайнеры довольно долго экспериментировали с изменением оптики и облицовки радиатора: пробовали применить «поворотники» типа FIAT-125 со стандартными фарами от ВАЗ-2101, использовать «троечные» подфарники, установленные ниже бампера, и даже пытались вписать в силуэт ВАЗ-2101 прямоугольные фары от «Москвича-412» в комбинации с подфарниками от ВАЗ-2103.

Праворульные ВАЗ-2101. Для экспорта в страны с левосторонним движением Волжский автозавод освоил выпуск двух версий «единичек» ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014 (на базе ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011). «Праворукие» варианты отличались от базовых моделей усиленной пружиной подвески правого переднего колеса. Все дело в том, что после переноса органов управления на правую сторону распределение массы машины между передними колесами оказывалось неравномерным. В качестве превентивной меры против нежелательного крена кузова и применялась более жесткая пружина.

Серийный ВАЗ-21011. К производству был утвержден другой вариант модернизации «единички» с минимумом косметических изменений, улучшенной отделкой салона и 1,3-литровым двигателем: он выпускался с 1974 года под индексом ВАЗ-21011. Позже появились еще две модификации ВАЗ-21013 и ВАЗ-21016. Первая представляла собой сочетание 1,2-литрового двигателя с кузовом ВАЗ-21011, вторая наоборот, комбинацию кузова ВАЗ-2101 с 1,3-литровым двигателем. Выпуск 1,3-литровых «копеек» был прекращен в 1982-ом, годом позже сошла со сцены и сама «единичка», а вот последние ВАЗ-21013 покинули автозавод лишь в 1988 году. Общий тираж всех модификаций ВАЗ-2101 с кузовом седан составил 4,85 миллионов штук.

ВАЗ 2101 Пикап

ВАЗ 2101 Пикап

ВАЗ-2101 пикап. Как это было принято в СССР, на ВАЗе практиковалась переделка бракованных кузовов «Жигулей» в пикапы, которые впоследствии использовались для собственных нужд как внутри самого завода, так и за его пределами. В качестве основы для постройки грузовичков лучше всего подходили кузова универсалов ВАЗ-2102, однако из-за их небольшой распространенности «перепиливанию» часто подвергались и простые седаны ВАЗ-2101. У машин попросту срезалась вся задняя часть крыши, за передними сиденьями монтировалась новая задняя стенка кабины, а для повышения жесткости кузова ставшие ненужными дверные проемы заваривались. Грузоподъемность таких пикапов составляла примерно 250-300 кг.

Самый главный автомобиль

Почему в Советском Союзе остановили выбор на Fiat, а не, например, на Renault и VW? Тем более что Renault 16, автомобиль, который фактически ввел европейскую моду на хетчбэки и передний привод, высоко оценили по результатам испытаний в НАМИ. Возможно, авангардный автомобиль лучше соответствовал сверхдержаве, отважившейся на «лунную гонку» с Соединенными Штатами, но вряд ли мог выпускаться так же массово.

В пользу Fiat сыграла и политика, и личные предпочтения советского руководства, и трезвый расчет на технологичную и простую модель, которую советская промышленность могла легко освоить и выпускать массово. Впрочем, Алексей Косыгин или президент Fiat Джованни Аньелли вряд ли думали, что классическое семейство «Жигулей», первенцем которого стал ВАЗ-2101, задержится на конвейере так долго.

На момент запуска ВАЗ-2101 не был передовой моделью в Европе, но в СССР это был самый современный автомобиль. Тот же «Москвич» выигрывал разве что за счет мотора и удобства посадки, уступая практически по всем статьям.

жигули

Шарниры «Жигулей» не требовали периодической смазки, масло в двигателе меняли раз в 10 тыс. км, в систему охлаждения был залит антифриз. Главное, автомобили было где обслуживать — специально под новинку была создана развитая сеть сервисных станций, в том числе и передвижных.

Да, на покупку автомобиля в СССР были очереди, а приглашение в магазин «Автомобили» получали далеко не все. Да и цена минимум 5150 рублей для многих советских граждан с зарплатой 120 рублей оказывалась неподъемной.

Все равно массовая автомобилизация в СССР началась именно с ВАЗ-2101, выпущенного за 18 лет в количестве около 5 млн штук. Если Fiat-124 для Европы — всего лишь «Автомобиль года», то созданная на его основе «копейка» — для нас автомобиль столетия, не меньше.

Проблема распредвала

Маслосборники для распредвала на ВАЗ-2101

При переносе распредвала на верх двигатель получил дополнительную мощность при том же объеме двигателя, более стабильную работу двигателя на разных скоростях. Но у первых двигателей из-за переноса распредвала появилась болячка с его быстрым износом, так как металл распредвала был недостаточно хорошего качества, качество масел и их дефицит тоже отрицательно влияли на ресурс. Плюс недостаточная смазка кулачков при падении уровня масла или запуска двигателя в холодное время года. По этим причинам ресурс распредвала составлял 40 000-60 000 км. Для решения этой болячек автовладельцы делали дополнительные маслосборники, которые позволяли стекать маслу непосредственно на распредвал.К середине проблему распредвала решили и его ресурс стал составлять 120 000-140 000 км.

Модели в магазинах

Много интересных моделей вы найдёте в Русской серии Autotime.

Журнал “Авто легенды СССР” №69, .

Модель автомобиля ВАЗ-2104, Медслужба, 1:34. Корпус из металла с пластиковыми элементами, открывающиеся двери, высокая степень детализации.

Модель автомобиля Lada 4×4 (ВАЗ-2121), 1:34-39, двери открываются.

Модель автомобиля ВАЗ-2106, 1:34-39, инерционная. У машинки открываются двери.

Модель автомобиля ВАЗ-2106, белая, масштаб 1:22, металл. Свет фар, звук, открываются двери и капот. Механизм: Pull Bаck.

Модель автомобиля ВАЗ-2108, 1:34-39, инерционная. У машинки открываются двери.

Модель автомобиля ПАЗ-32053 полиция, 1:43.

Машина “Express Bus” автобус, 1:48.

Модель автомобиля ГАЗ-21 Волга. Жёлтое такси, 1:43.

Стоимость подержанных “одиннадцатых” сегодня

Последняя машина ВАЗ 21011 сошла с конвейера в 1988 году. Сегодня купить можно только подержанный и порядком потрепанный автомобиль. Модель ВАЗ 21011, цены на которую не превышают 2 тысяч долларов при хорошем техническом состоянии, может приобрести только ценитель автомобилей того времени. И в любом случае машина потребует дополнительных расходов. Лучше уж тогда купить экземпляр за 400 долларов и произвести капитальный ремонт. И потом сделать на память фото ВАЗ 21011, который будет вам дорог как раритет из далекого прошлого.

Модификации ВАЗ-2101:

  • ВАЗ-2101 «Жигули», LADA-1200-первая модель семейства с объемом двигатель 1,2 литра. Производилась с 1970-1983 год.
  • ВАЗ-21011 «Жигули-1300», LADA-1300. Рейстайленговая версия ВАЗ-2101. У машины был изменен салон и не значительно внешний вид. На машине стали устанавливать двигатель объемом на 1,3 литра мощностью ….л.с. Производилась с 1974 по 1983 год.
  • ВАЗ-21013, LADA-1200S-конструктивно является ВАЗ-21011, но двигателем объемом 1,2 литра, мощностью …л.с. Производился с 1977 по 1988 год.
  • ВАЗ-21012-праворульная версия ВАЗ-2101. Производился с 1974 по 1982 год.
  • ВАЗ-21014-праворульная версия ВАЗ-21011. Производился с 1974 по 1982 год.
  • ВАЗ-21015 «Карат»-автомобиль для спецслужб с двигателем ВАЗ-2106. Машины оснащались дополнительным бензобаком, усиленной задней подвеской от ВАЗ-2102.
  • ВАЗ-21018-машина для спецслужб с роторным двигателем ВАЗ-311 мощностью 70 л.с.
  • ВАЗ-21019-машина для спецслужб с роторным двигателем ВАЗ-411 мощностью 120 л.с.
  • ВАЗ-2101 «пикап», двухместный автомобиль с кузовом пикап рассчитанный 250-300 кг груза.

Видео

Презентация модели

Итоги

«Копейка» заняла достойное место в истории отечественного автопрома, а среди автовладельцев имеет хорошие отзывы, не смотря на свои минусы. Многие минусы трудно причислять к минусам (безопасность, малая скорость, комфорт), так как они появились в наше время, а не в те времена. Автомобиль достаточно надежен и прост в эксплуатации, так как ремонтируется в простом гараже.
По сути «Копейка» — это не только рождение автомобиля, а рождение целого завода и последующего семейства «классики». Даже с учетом того, что ВАЗ-2101 является лицензионной копией Fiat-124, машина бы не стала надежной и популярной без внесенных конструктивных изменений в кузов и двигатель. На данный момент машину приобретает ценность, как ретро-автомобиль.

Форум

Вы можете посмотреть отзывы о коллекции «Соберите ВАЗ-2101 Жигули», фото деталей, график выхода, обзоры каждого выпуска, а также получить советы по сборке модели на нашем Форуме «Соберите ВАЗ-2101 Жигули»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий

Adblock
detector