Зубчатая муфта – устройство и принцип работы
Принцип работы зубчатой муфты предусматривает передачу крутящего момента от одного агрегата к другому. Это может быть двигатель и приводимый ним в движение механизм, либо два независимых вала. Зубчатые муфты используются в конструкциях, где необходимо компенсировать радиальные, угловые или осевые смещения.
Виды муфтовых соединений
Муфтой называется особое устройство (элемент транспортного средства), которое соединяет концы валов и расположенных на них подвижных деталей. Суть такого соединения — передать механическую энергию без потерь ее величины. При этом, в зависимости от назначения и конструкции, муфты могут соединять и два вала, которые расположены в непосредственной близости друг от друга.
Роль муфтовых соединений в эксплуатации автомобиля трудно переоценить: они предназначены для того, чтобы снять высокие нагрузки с механизмов, корректировать ход валов, обеспечивать разъединение и соединение валов в период работы и т.д.
Муфта для соединения валов — типы, соединения, параметры
Муфта – устройство, предназначенное для соединения концов валов или для соединения валов с расположенными на них деталями.
Основное назначение: передача вращающего момента без изменения его модуля и направления.
Функции, выполняемые муфтами: предохранение механизма от перегрузок, компенсирование несоосности валов, разъединение или соединение валов во время работы и др.
Лекция 12 Муфтами приводов называют устройства, соединяющие валы совместно работающих агрегатов и передающие вращающий момент. Основное назначение муфт. — презентация
– устройство, предназначенное для соединения друг с другом концов валов и свободно сидящих на них деталей для передачи крутящего момента. Муфты служат для соединения двух валов, расположенных на одной оси или под углом друг к другу. Муфта передаёт механическую энергию без изменения её величины (при условии равномерного вращения валов).
- по видам управления: управляемые – сцепные, автоматические;
- неуправляемые – постоянно действующие;
-
жёсткие (глухие) муфты: втулочные (по ГОСТ 24246-96);
-
шарнирные муфты – угловое смещение до 45° (по ГОСТ 5147-97);
-
муфты с торообразной оболочкой (по ГОСТ 20884-93);
-
муфты кулачково-дисковые (по ГОСТ 20720-93);
-
обгонные муфты – передача вращения только в одном направлении;
В жёсткой фланцевой муфте применяется болтовое соединение фланцев (рисунок 1).
Рисунок 1 – Жёсткая фланцевая муфта
Во втулочной муфте применяется жёсткая втулка, соосно соединяющая друг с другом два вала (рисунок 2) [].
Рисунок 2 – Втулочная муфта
Гидравлическая муфта
– устройство, в котором валы не имеют жёсткой механической связи, а передача механической энергии происходит под действием потока рабочей жидкости (масла) от насосного колеса к турбинному колесу. Особенность гидравлической муфты в том, что она ограничивает максимальный момент, сглаживает пульсации, устраняет перегрузку двигателя при пуске и разгоне.
Электромагнитная и магнитная муфта
– валы также не имеют жёсткой механической связи и, кроме того, она позволяет передавать механическую энергию через герметическую стенку абсолютно без утечек. Одно из применений – в центробежных насосах для перекачки опасных жидкостей.
Кабельные муфты — виды, характеристики
Во время монтажных работ всегда возникает необходимость соединить кабельную линию. Это связано с тем, что длина трассы может оказаться большей, чем длина кабеля или необходимо сделать ответвление. Также во время работы или при эксплуатации линии могут иметь место порывы линии. Для качественного изолирования места соединения линии существует специальное устройство – кабельная муфта. В этой статье предлагается рассмотреть разновидности муфт, их классификацию и назначение.
Общие сведения о муфтах
Муфты – устройства, соединяющие валы механизмов и оборудования. Основная их задача – непосредственно соединение и передача крутящего момента, осуществление кинематической и силовой связи между частями оборудования, также у муфт есть несколько дополнительных свойств и задач.
Большинство видов сложного промышленного оборудования компонуют из отдельных частей, и используются несколько видов муфт.
Муфты подразделяются по различным признакам.
Прежде всего есть две большие группы:
- Глухие (жесткие нерасцепные муфты)- с ними 2 вала работают как единый
- Компенсирующие – для исправления несоосностей.
По принципу работы:
- Постоянные (нерасцепляемые, глухие);
- Управляемые (срабатывающие);
- Самоуправляемые (срабатывающие при определенных условиях)
В зависимости от восприятия нагрузок:
- жесткие (соединяют вал глухо, не компенсируют случайные удары и помехи),
- упругие (компенструют несовпадения осей и колебания)
По виду используемой энергии:
Это основная классификация муфт по конкретным параметрам.
Что такое муфта, как она выглядит и где применяется
Механические узлы, имеющие в своем составе двигатель, редуктор и исполнительный узел, связываются между собой специальными звеньями — муфтами. Что же такое муфта и какую роль она играет в передаче крутящего момента? Начнем с определения.
Принцип работы
Практически в любом механизме, где предусмотрены валы, обязательно есть соединительный элемент, называющийся зубчатой муфтой. Она считается оптимальным решением в случаях, когда нужно передать крутящий момент по одной оси или под наклоном.
Чтобы понять принципы работы зубчатой муфты, нужно поэтапно рассмотреть, как передается крутящий момент непосредственно от первого вала к другому:
- Выходной вал, предусмотренный конструкцией передающего оборудования, раскручивает зубчатый венец, предусмотренный в первой полумуфте.
- Крутящий момент переходит на расположенные внутри корпуса с одной стороны зубья.
- Через болты, называемые призонными, крутящий момент перенаправляется уже далее на внутренние зубья соприкасающейся части корпуса.
- После приведения в движение зубчатого венца усилие переходит в вал приемного оборудования.
На принцип работы устройства влияет и то, из чего состоит зубчатая муфта. То есть для правильного функционирования обязательно должен быть корпус с внутренними зубчатыми венцами, отверстие для подачи смазки и надежные болтовые крепления с уплотнителями.
Для изготовления этих элементов применяется высокоуглеродистая сталь. Подойдут марки 40, 40Х, 45Л, 50, но изделие должно быть произведено только методом ковки металла. Литье можно использовать только для изделий диаметром более 15 см.
Классификация муфт
Самые востребованные виды муфт в автомобилестроении сегодня стандартизованы, однако существует ряд устройств, которые выполнятся по индивидуальным замерам к каждой конкретной марке автомобиля. Ввиду основного назначения муфты (передача вращающего момента без изменения его величины) выделяют несколько основных видов устройства:
- по принципу возможности управления – неуправляемые (постоянные, статичные) и самоуправляемые (автоматические);
- по группам и различающимся функциям в автомобиле — жесткие (к ним относятся втулочные, фланцевые и продольно-свёртные муфты);
- для корректировки угла соединения между двумя соосными валами применяют шарнирные муфты (основные их виды — зубчатые и цепные);
- по возможностям компенсирования нагрузок при езде (с использованием звездочного механизма, втулочно-пальцевые и элементы с оболочкой);
- по характеру соединения/разъединения двух валов (кулачковые, кулачково-дисковые, фрикционные и центробежные);
- полностью автоматические, то есть управляемые не зависимо от действий водителя (обгонные, центробежные и предохранительные);
- по использованию динамических сил (электромагнитные и просто магнитные).
Система классификации муфт[править | править код]
По видам управления[править | править код]
- Управляемые — сцепные, автоматические
- Неуправляемые — постоянно действующие.
По группам муфт (механические)[править | править код]
- Жёсткие (глухие) муфты: втулочные (по ГОСТ 24246-96) ;
- фланцевые (по ГОСТ 20761-96);
- продольно-свёртные (по ГОСТ 23106-78).
- Компенсирующие муфты — компенсируют радиальные, осевые и угловые смещения валов: шарнирные муфты — угловое смещение до 45°
(по ГОСТ 5147-97) - зубчатые;
- цепные (по ГОСТ 20742-93).
- Упругие муфты — компенсация динамических нагрузок: муфты с торообразной оболочкой (по ГОСТ 20884-93);
- втулочно-пальцевые (по ГОСТ 21424-93);
- муфты со звёздочкой (по ГОСТ 14084-93).
- Сцепные муфты — соединение или разъединение валов или валов с установленными на них деталями. муфты кулачково-дисковые (по ГОСТ 20720-93);
- кулачковые муфты;
- фрикционные;
- центробежные.
- Самоуправляемые (автоматические) муфты: обгонные муфты — передача вращения только в одном направлении;
- центробежные — ограничение частоты вращения;
- предохранительные муфты — ограничение передаваемого момента (с разрушающимся элементом и автоматические).
- Гидравлические (гидродинамические).
- Электромагнитные и магнитные.
Хранение и ввод в эксплуатацию
Монтаж зубчатой муфты и ее дальнейшая эксплуатация имеет ряд особенностей.
К ним относится следующее:
- Рекомендуется проводить хранение в складских помещения с влажностью воздуха не более 60 % и температурой не выше 20 градусов.
- Прежде, чем установить ступицу на вал, рекомендуется ее немного нагреть. Это облегчит ее монтаж.
- С использованием упорной шайбы и установочного винта необходимо провести осевое крепление ступицы.
- Необходимо добиться максимальной соосности валов. Это уменьшит износ зубьев и повысит эффективность работы механизма.
- Муфта может вращаться в любую сторону и работать в течении 24 часов. Но требует кратковременных остановок.
- Рекомендуется систематически проводить визуальный осмотр конструкции на предмет целостности корпуса и утечки масла. Во время ее работы следует прислушаться к стабильности ее работы и отсутствию стуков и ударов.
- По истечении 17 тысяч часов работы износ муфты не должен быть ниже 90 %.
- Для обеспечения мягкой работы, отвода тепла, уменьшения степени износа частей и их смазки рекомендуется применять масло высокой вязкости.
Периодичность замены масла находится в зависимости от условий, в которых работает муфта. Здесь учитываются величина крутящего момента, нагрузка, продолжительность работы и другие факторы.
Функции и назначение муфт:
1) Соединение валов
2) Смягчение ударов, колебаний, демпфирование вибраций
3) Компенсация осевых, угловых и продольных смещений
4) Сцепеление и расцепление валов при заданных параметрах.
5) Управление включением исполнительного элемента машины без
остановки двигателя (без отключения питания), ауткально для предохранительных муфт.
6) Передача определенного вида движения, например однонаправленного как в обгонных муфтах.
7) Ограничение параметров передаваемого движения – скорости или крутящего момента.
Рассмотрим подробнее основные разновидности муфт:
Глухие муфты
Как уже сказано, они не обеспечивают никакого сглаживания погрешностей.
Соединяют нагрухо и 2 вала, две части оборудования работают как единое целое
Жесткие муфты
похожи на глухие, фактически это – синонимы. Однако жесткие муфты могут быть не только втулочной или фланцевой коснтрукции, они могут состоять из полумуфт.
К тому же она может быть жесткой на кручение, но эластичной на смещение валов, или возможны иные комбинации свойств.
Упругие муфты
сейчас наиболее распространены, постоянно разрабатываются новые конструкции, совершенствуется. У них разный принцип компенсации несоосностей – но обычно в основе их действия – упругие элементы, с использование резины, полиамида, нейлона и др., они наилучшим образом справляются со своей задачей.
Существуют также металлические упругие элементы, например – пружины и пакеты пружин, пластины, стержни и т.п. Они работают на кручение или на изгиб. Их применяют только при очень больших моментах, так как при малых и средних гораздо эффективнее использовать неметаллические.
Различают постоянной и переменной жесткости.
Переменная степень жесткости у тех, что с неметаллическими элементами. (они не подчиняются закону Гука). А также – с металлическими, степень деформирования которых ограничивается конструкцией.
Зубчатые муфты
Механически компенсируют все виды смещений за счет боковых зазоров в зацеплении и специальной обточки зубьев.
Простая зубчатая муфта состоит из двух полумуфт с наружными зубьями и разъемной обоймой с двумя рядами внутренних зубьев.
Допускаемые смещения валов определяют из условия, чтобы углы между осью обоймы и осью одного или другого вала были не больше 1° 30′
Также при активной работе данного устройства происходит скольжение при соприкосновении зубьев и их износ.
Применяют в широком диапазоне моментов.
Предохранительные муфты
Защищают оборудование от поломок и перегрузок, срабатывают, когда превышается момент. Мы предлагаем предохранительные фрикционные муфты. Принцип ее работы в том, что звездочка, установленная между двумя фрикционными дисками, при достижении критического момента начинает проскальзывать. Сам предельным момент настраивается поджатием пружины.
Также есть множество прочих видом муфт, не столь растпростарненных, как эти большие группы.
Предохранительная фрикционная муфта
Основные особенности и преимущества
Согласно принципу работы зубчатой муфты, если в конструкции она предусмотрена одна, то допускается лишь осевое смещение соединяемых валов, а если их две, то можно компенсировать ещё и радиальное. Такие изделия имеют много мелких зубьев, поэтому максимально надежны в работе благодаря надежному сцеплению. Отличаются они и высокой несущей способностью. Их часто устанавливают в механизмах, работающих на больших частотах вращения.
Схема зубчатой муфты максимально проста. Она состоит из следующих элементов:
- две отдельные полумуфты, оснащенные зубчатым венцом;
- разъемный стальной корпус из двух отделений, где есть внутренние зубчатые венцы;
- заправочное отверстие, куда подаются смазочные материалы и присадки.
Соединение частей корпуса выполняется с помощью крепежных болтов. В роли уплотнителя применяются резиновые втулки (сальники).
Одним из важных преимуществ зубчатых муфт выступают их минимальные габариты. Устройства передают крутящий момент до 7 200 000 Нм даже между различными валами с диаметром в пределах 4-20 см. Но при этом окруженная скорость не должна превышать показатель 30 м/с.
Для гашения осевого и радиального смещения в конструкции устройства имеется торцевой зазор. А чтобы избежать контакта зубьев, что иногда возникает у соседних полумуфт, они имеют бочкообразную форму. С целью компенсации отклонения при частичном несовпадении валов имеется возможность частичного скольжения зубчатых элементов.
Надежность работы зубчатой муфты напрямую зависит от стойкости зубьев к механическому износу. В процессе производства деталей их подвергают дополнительной температурной обработке. После её завершения прочность зубьев увеличивается до 45 по Роквеллу. Но для тихоходных муфт этот показательно допускается и немного ниже – 35.
Фланцевая
Речь идет о глухом жестком изделии. При его работе соединение обеспечивается постоянно и надежно. Полумуфты, входящие в такую сборку, напоминают диски. Крепятся они по круговой схеме равномерно. Главным образом фланцевые муфты нужны, чтобы механизм не был избыточно перегружен.
Фото: фланцевая муфта Centa
Что немаловажно, они компенсируют последствия нарушения соосности между валами. Фланцевые изделия позволяют соединять и разъединять валы непосредственно в процессе работы. Для их изготовления применяют нормы, приведенные в ГОСТ 20761. Главное отличие между конкретными моделями — рекомендованные сечения совместимых валов.
Производство фланцевых муфт может вестись из штампованной стали, стального литья. В некоторых случаях применяют чугунные отливки. Главным образом такие изделия востребованы машиностроителями. Отбор конкретной модели производится преимущественно сообразно нагрузкам.
Шарнирные компенсирующие механизмы
Также предусматривается использование универсальных и одинарных муфт, но принцип их действия несколько другой. Шарнирная модель отличается тем, что вместо дисков и самого материала муфты свойства сгиба демонстрируют специальные стержни. Например, универсальная муфта этого типа способа устранять и угловые, и радиальные смещения, задействуя энергию спаренной вилки (стержня), которая сдвигается по отношению к полумуфтам. Используют в технике и специальные упругие шарнирные механизмы, которые относятся к линейным и в ходе работы задействуют силу изгиба цилиндрических стержней. В свою очередь, жесткие компенсирующие муфты используют энергию подвижности шариковых элементов или крестовины, которая устанавливается на перпендикулярных осях между полумуфтами.
Существует и особая группа роликовых механизмов компенсации смещений в валовом приводе. К ее отличительным чертам можно отнести повышенные свойства упругости, что обуславливается применением резиновых цилиндрических роликов. Они концентрично располагаются между выступами полумуфт и тем самым обеспечивают довольно ощутимый коэффициент упругой деформации при сжатии.
Система классификации муфт
По видам управления
- Управляемые — сцепные, автоматические
- Неуправляемые — постоянно действующие.
По группам муфт (механические)
- Электромагнитные и магнитные.
Кулачковые муфты
Сцепная муфта, состоящая из ведущей и ведомой полумуфт и механизма управления, связанного с ведомой полумуфтой, причем полумуфты имеют радиально расположенные кулачки треугольного трапецеидального или прямоугольного профиля (симметричного или несимметричного).
Она относится к виду синхронных муфт – тех, что передают вращающий момент за счет зацепления и обеспечивающая жесткую кинематическую связь, это значит равенство угловых скоростей ведущей и ведомой полумуфты.
В свою очередь, асинхронная муфта – сцепная муфта, передающая вращающий момент за счет сил трения и обеспечивающая плавное соединение и разъединение вращающихся валов в широком диапазоне угловых скоростей и передаваемой нагрузки.
Шарнирная муфта – муфта с одним или двумя шарнирами Гука, позволяющая изменять смещения соединяемых валов во время работы.
Основные виды применяемых сегодня муфт
Достаточно широкой популярностью на рынке автомобилестроения пользуется муфта Haldex. Первое поколения этой муфты для полноприводных автомобилей вышло еще в 1998 году. Муфта блокировалась только на передней ведущей оси в момент пробуксовки колес. Именно по этой причине Haldex в то время получила много негативных отзывов, так как работа этой муфты не позволяла мягко управлять автомобилем во время заносов или пробуксовки.
С 2002 года вышла усовершенствованная модель Haldex второго поколения, с 2004 — третьего, с 2007 — четвертого, а с 2012 года вышло последнее, пятое поколение. На сегодняшний день муфта Haldex может устанавливаться как на переднюю ось, так и на заднюю. Управление автомобилем стало значительно более удобным благодаря как конструкционным особенностям муфты, так и инновационным доработкам вроде постоянно работающего насоса или фрикциона с управлением от гидравлики или электричества.
Муфты этого вида активно используются на автомобилях Volkswagen.
Однако более употребительными (устанавливаются на автомобили Skoda, Volvo, Kia и другие) считаются муфты вида Torsen. Эта муфта была разработана американскими инженерами специально для дифференциальных устройств повышенного трения. Способ работы Torsen весьма прост: он не выравнивает подачу крутящего момента на буксующие колеса, а просто перенаправляет механическую энергию на то колесо, которое имеет более надежное сцепление с дорожным покрытием.
Преимущество дифференциальных устройств с муфтой Torsen заключается в их дешевизне и моментальной реакции на любые изменения работы колес во время езды. Муфта неоднократно дорабатывалась, и на сегодняшний день ее можно считать наиболее популярной в современном автомобилестроении.
Методы применения устройства
Общий принцип работы муфты с эффектом компенсации смещения заключается в том, что элементы ведущей полумуфты наподобие разрезных втулок обеспечивают достаточное демпферное усилие, ликвидируя перекосы. Отличия между разными подходами к применению механизма обуславливаются конструкционными особенностями валового провода, из-за которых и происходит смещение. Иными словами, каждая компенсирующая муфта интегрируется в рабочую группу вала так, чтобы в ходе работы устранялась погрешность определенного типа. Ключевое значение будет иметь конструкция самой муфты, но также учитывается и способ ее размещения, определяющий и принцип действия – пружинный, дисковый, шарнирный и т. д.
Конструктивные особенности разных типов муфт
Прокладывание силовых электрических трасс может сопровождаться: стыковкой отрезков кабелей разной длины; разветвлением трассы на две или более линий; оконцеванием с подключением оборудования или переключением на воздушную ЛЭП; переходом от одого типа кабельно-проводниковой продукции к другому.
Подобные участки требуют надежной защиты мест соединений, поэтому на таких узлах устанавливаются разные типы муфт, указанные в таблице. Их конструкции заметно отличаются, но назначение у всех одно – обеспечить безопасную передачу электроэнергии. Некоторые из них нужно рассмотреть более подробно.
Ответвительные устройства для подключения
- при необходимости подключения к силовой трассе распределительного проводника,
- для подключения отдельно стоящего оборудования
- создания отдельной линии электропередач.
Примеры металлических ответвительных муфт на один, два, три кабельных отвода
Кроме показанных на фото вариантов, различают Т-образные (под углом 90°), У-образные (с ответвлением 30°) и крестообразные муфты. Принцип их установки ничем не отличается от перечисленных выше.
Концевые мачтовые устройства
Концевая муфта КМСт для перехода от трехжильного кабеля к воздушной ЛЭП
Применяются при переходе от изолированного кабеля к воздушным линиям электропередач на опорах вне зданий или помещений. Данные приспособления рассчитаны на эксплуатацию при нижних значениях температур от -40°С, что позволяет их использование в большинстве регионов страны.
На рисунке изображена муфта для трехжильного кабеля, состоящая из:
- верхней крышки – 1;
- изоляторов – 2;
- шпильки-стержня – 3;
- заземляющего проводника – 4;
- горловины – 5;
- основного корпуса – 6.
Такие модели применяют для кабелей с бумажной изоляцией с напряжением не более 1 кВ, а для их аналогов с пластмассовой изоляцией используют чугунные изделия ПКМЧ.
Преимущества эластичной муфты
Эластомерные упругие элементы изделия могут быть заменены без смещения присоединенных механизмов.
Детали муфты поставляются со склада, то есть имеют чистовую обработку, что гарантирует точную и простую установку.
Большинство выпускаемых моделей являются отказоустойчивыми.
Температурный режим эксплуатации в среднем составляет от –30°C до +80°C. Однако при замене отдельных эластичных элементов муфт для низких и высоких температур можно расширить существующий диапазон.
В качестве опции доступен индикатор износа, позволяющий оценить состояние упругих элементов.
Поддержание муфт в рабочем состоянии
Как и любой другой агрегат или механизм транспортного средства, муфтовые устройства нуждаются в качественном обслуживании. Специалисты ГК Favorit Motors выполнят корректировку работы муфт любого типа или замену каких-либо их составляющих.
Жесткая-компенсирующая
Известно, что сборка машин и механизмов производится из отдельных узлов и других частей. Но установить их взаимно точно не представляется возможным. В любом случае при производстве и монтаже появляются дефекты разной степени серьезности. Также мешают строгости задания параметров специфика конструкции отдельных узлов и эксплуатационные изменения.
Жесткая компенсирующая муфта как раз и призвана решать эту застарелую проблему. Исправление отклонений от номинальных положений обеспечивается при помощи использования подвижных жестких деталей. Наиболее распространен зубчатый подвид, образуемый парой полумуфт.
Такие изделия могут справиться с последствиями смещения вала по оси, по радиусу или на определенный угол. Это достигается при помощи боковых зацепляющих узоров. Неудивительно поэтому, что конструкторы и инженеры уделяют такое пристальное внимание именно степени надежности и износостойкости зубьев. Их обязательно закаливают до уровня 42 — 51 по HRC.
Классификация по конфигурации действия
По данному признаку выделяются следующие типы компенсирующих муфт:
- Радиальная. Деталь, элементы которой (стержни, пластины, платины, полумуфты) обеспечивают компенсацию радиальных смещений по осям рабочих валов.
- Осевые. Модели муфт, предназначенные для устранения эффекта осевых смещений при соединении валов.
- Универсальные. Такие детали обеспечивают одновременную компенсацию нескольких видов смещений в рамках одного валового провода.
- Угловые. В данном случае компенсируются конкретно угловые смещения между перекрещивающимися осями. Эффект достигается благодаря угловой подвижности шариков, находящихся между полумуфтами в специальных пазах.
Кабельные муфты это
Для качественного и надежного соединения, подсоединения, ответвления проводов и жил кабельной продукции предназначены специальные электротехнические устройства, называемые кабельные муфты. Покупать муфты нужно только у официальных представителей производителей на их сайте, например тут http://thermolink.ru/products/cable-kits_kvt/.
Сферы применения
Муфты используются для соединения валов. В этом случае устраняются:
- несоосность валов и наличие расстояния между ними;
- наличие угла между осями вращения;
- резкие удары и толчки в работе производственных машин.
Назначение муфты — защита техники. Использование устройства в редукторе позволяет обезопасить узел от перегрузки — в случае заклинивания механизма разрушается более дешевая муфта. Для передачи момента между валами разного диаметра применяются компенсирующие разновидности устройств.
Важная функция устройства — быстрый демонтаж. Если требуется обслуживание части механического узла, муфту легко снять. Обслуженные детали машин быстро соединяются и полностью готовы к работе.
Rexnord Wrapflex
Муфты данной серии используются в насосах и компрессорах. Состоят из нейлоновой твердой покрышки и полиуретанового эластичного элемента.
Небольшое число запчастей позволяет с легкостью производить операцию обслуживания, сборки-разборки и проведения текущего момента.
Благодаря конструкционным особенностям такие муфты могут выдерживать существенные нагрузки и гасить вибрации, даже при значительном отклонении от осей соединяемых валов. Муфты данного типа рассчитаны на скорость вращения валов до 4500 об/мин.
Из чего изготавливается
Производство деталей проводится из высокоуглеродистой стали марки 40, 40Х, 45Л, 50. Изготовление проводится методом ковки. Литьевой способ применяется при диаметре муфты 15 см и более.
Главным параметром, который определяет качество конструкции, является стойкость зубьев к износу. Для уменьшения уровня износа, зубья поддаются термической обработке. После ее завершения зубья полумуфт имеют твердость по Роквеллу от 45 и выше, а зубья корпуса (обоймы) от 40 и выше. У тихоходных муфт твердость зубьев не ниже 35.
Предохранительные и обгонные муфты
Для избежания поломки при неправильной эксплуатации оборудования или аварийной перегрузке, используют предохранительные муфты. Такие как sitex или серво муфты. К предохранительным муфтам так же можно отнести цепную муфту и МУВП, ведь в случае перегруза ломается защитный элемент. Если перегрузки надо контролировать постоянно можно использовать специальные ограничители крутящего момента, на которых можно регулировать максимально допустимый крутящий момент.
Если движение и момент должны передаваться только в одном направлении, используют обгонные муфты. Такой тип часто применяют на нориях и элеваторах.
Кулачковая — дисковая
Подобное приспособление рассчитано на передачу значительного крутящего момента. Могут сказать, что-то же самое обещают и относительно других муфтовых агрегатов. Это верно, однако кулачковый-дисковый блок обладает неоспоримым преимуществом: он отлично справляется, когда соединять/разъединять сборку приходится относительно редко.
Фото: дисковая муфта Rexnord
При этом требуется близкое совпадение темпа вращения валов. Опционально достижимо обеспечение их строгой соосности. Звездочку всегда изготавливают из материала, отличающегося высокой упругостью и эластичностью. Профили зубцов и кулачков соответствуют эвольвенте.
Механический агрегат подключают вручную. Передача усилия идет при помощи системы рычагов. От операторов требуется только перемещение рычага либо прокручивание рукояти. Она связывается с необходимой деталью за счет червячного либо кривошипного привода. Это решение технически просто и надежно, но сотрудникам придется тратить много сил.
Схема прямоугольник отличается высокой контактно-поперечной площадью. Потому передача очень высокой мощности облегчается. Минус — необходимо особо точное позиционирование полумуфт. В противном случае они будут гораздо хуже входить в зацепление. У формы симметричной трапеции такого требования нет. Зазоры в боковой плоскости гасятся за счет изменения глубины посадки кулачка.
Как правильно выбрать эластичную муфту
Перед заменой механизма потребуется учесть следующие факторы:
Номинальный крутящий момент.
Предполагаемый температурный режим и другие условия использования.
Область применения (на какие приводы планируется установка).
При замене изделия, вышедшего из строя, необходимо демонтировать старую муфту и осмотреть ее в поисках размеров. После этого можно выбрать нужный элемент, исходя из имеющихся характеристик.
В организации ритмичной работы технологической цепочки промышленных предприятий конвейер играет одну из главных, если не главную роль. При правильном проектировании и использовании надежного оборудования конвейер будет приносить огромную прибыль, при недочётах и непродуманном выборе производителя и поставщика – простои и материальные убытки.
Упругая-компенсирующая
Механический импульс в таких системах транслируется между полумуфтами через посредство упругой детали. Не всегда для ее изготовления применяют резину и пластмассу с эластичными свойствами. Нередко подходящим материалом оказывается пружинная сталь. Упругий блок при работе деформируется. Стоит отметить, что деформация связана отчасти еще и со сдвигом полумуфт между собой.
Такая система позволяет гасить удары и толчки. Предотвращается возникновение колебаний, обычно провоцируемых неравномерным кручением. Одновременно компенсируются смещения валов друг к другу. При сильной механической нагрузке деформирование из плюса становится минусом. Еще один недостаток — сравнительно крупные размеры.
ли со статьей или есть что добавить?