Случаи отказа в выплате по осаго

Содержание

Ответят без износа: как получить за ремонт по ОСАГО больше

Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».

Как получить выплату по ОСАГО деньгами вместо ремонта?

WhatsApp

Возможность для страховых осуществлять возмещение ущерба после ДТП ремонтом, а не деньгами, появилась не так давно. Так, если полис ОСАГО оформлен у участника аварии после 28 апреля, то уже страховая выбирает, ремонт будет или натуральная компенсация. Причём, как показывает практика, без разницы, у кого из участников оформлена страховка после указанной даты. Но как получить выплату по ОСАГО деньгами вместо ремонта после случившегося ДТП в 2021 году и не доплачивать за ремонт?

На самом деле, есть решения, их немало, и ремонт не такой уж и безальтернативный. Официальный закон 2021 года, называемый ФЗ-40 “Об ОСАГО”, имеет целый ряд исключений, когда:

  1. уже Вы, а не страховая компания можете выбрать, деньгами получить возмещение или ремонтом,
  2. страховая может выплачивать компенсацию только деньгами и никакого ремонта в принципе не может быть.

Но есть лазейки даже при отсутствии возможности реализации права возмещения натуральным способом на законодательном уровне.

Когда страховая компания не платит по ОСАГО: причины отказа в выплате и что делать дальше?

В наше время культура автострахования в РФ стремительно развивается. Но при этом очень часто можно услышать от автомобилистов различные вопросы относительно выплат по ОСАГО.

Страховые компании склонны по своему оценивать ущерб нанесенный потерпевшему (как правило, сумму ущерба СК занижают), соответственно снижается и сумма компенсационных выплат.

Очень многие водители попавшие в ДТП прибегают к помощи юристов и других специалистов, специализирующихся на страховых спорах, чтобы получить соответствующую ущербу компенсационную выплату.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Что делать при отказе страховой компании в возмещении по ОСАГО? Пошаговая инструкция

Отказали в выплате по ОСАГО

Несмотря на большое количество всяких разъяснений и примеров судебной практики 2021 года, страховые компании по-прежнему отказывают потерпевшим в возмещении. И не всегда на законных основаниях. Причины отказа в выплате по ОСАГО могут быть разные: от невнимательности и некомпетентности конкретных сотрудников страховой компании до политики самой компании по снижению таким образом общего размера возмещений и увеличения прибыли. Рассмотрим, с какими причинами отказа чаще всего встречаются потерпевшие, какие из них законные, а какие надуманные и, главное, что делать, если вы столкнулись с этим и какой порядок ваших действий.

Вас там не стояло: почему страховые компании отказывают в выплатах по ОСАГО

Мошенничества в сфере ОСАГО остаются серьезной проблемой, утверждают страховщики. Иногда под подозрение могут попасть и добросовестные водители. Какие поводы могут стать причиной для отказа в выплате по ОСАГО и как правильно оформить ДТП, чтобы не пришлось чинить машину за свой счет, разбирались «Известия».

Число обращений по ОСАГО с признаками мошенничества оставалось практически неизменным весь прошлый год. Только по заявлениям компании «Согаз» в прошлом году был возбуждено 115 уголовных дел, заявили в пресс-службе компании. Мошенники стали активнее использовать приложения и видеорегистраторы, а страховщики усилили бдительность.

Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?

Что лучше: выплата или ремонт

Весной 2017 года произошло важное событие в мире страхования ОСАГО – страховым законно разрешили направлять потерпевших в ДТП на ремонт вместо выплаты деньгами. Такая схема действовала и до нового закона, но страховщик мог лишь предложить владельцу машины натуральное возмещение. Как обстоят дела со всем этим в 2021 году? Можно ли самому выбрать: направление на ремонт или выплату получить по страховому случаю ОСАГО? Как это работает с европротоколом? Всё это, а также что лучше из этих двух видов возмещения и почему мы выясним в данной статье.

Если страховщик отказал в ремонте

Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.

Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.

В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

В каких случаях страховка выплачивается, а в каких нет?

Каждый владелец ТС обязан знать в каких случаях СК может отказать в компенсационной выплате:

    ДТП за рубежом. Собственнику авто стоит знать о том, что автогражданка действует исключительно на территории нашего государства. В том случае, если вы планируете отправиться в поездку за рубеж, то тогда вам стоит приобрести специальную автогражданку.

В данном случае СК поступает не законно, так как она обязана возместить ущерб потерпевшей стороне, а уже после выплаты компенсации страховая может предъявить к виновному регресные требования.

О том, в каких случаях могут отказать в выплате мы поговорили, далее о том, при каких обстоятельствах компенсация должна быть выдана в обязательном порядке. Согласно действующему законодательству СК обязана оплатить ущерб потерпевшей стороне, даже если:

  1. Виновное в ДТП лицо находилось в алкогольном или наркотическом опьянении.
  2. У виновного лица нет ВУ.
  3. Виновник не вписан в страховку.
  4. СК обязано оплатить ущерб потерпевшей стороне даже в случае если ДТП произошло в тот момент, когда не действовало страховое покрытие, т.е. срок действия полиса автогражданской ответственности всегда составляет 1 год, но страхователь имеет право определить действие страхового покрытия внутри этого года от 3 месяцев и более.

При этом на место ДТП не вызывались сотрудники ГИБДД и факт ДТП не был никак зафиксирован. По сути в данном случае потерпевший уже получил от виновника компенсацию, это во-первых, а во-вторых потерпевший в данной ситуации не может предоставить страховой организации необходимые документы для оценки и возмещения ущерба.

Новый закон о претензии при отказе в выплате по ОСАГО

В области страхования автогражданской ответственности много не только различной практики, но и изменений, которыми пытаются как-то улучшить дела на рынке ОСАГО или «залатать» какие-то «дыры» в законе.

Последней существенной поправкой в Закон об ОСАГО, призванной улучшить положение дел в области страхования, было введение института финансового уполномоченного как новой досудебной стадии разбирательства. По задумке законодателей, финансовый уполномоченный должен был стать неким щитом, перед судебной системой и своими решениями ограждать суды от большого числа исков к страховщикам по ОСАГО, в том числе, с незаконными отказами в выплатах.

Данные поправки вступили в силу и обязательны для всех потерпевших с 1 июня 2019 года. Изменена была статья 16.1 Закона об ОСАГО, в которой появилось упоминание про Федеральный закон о финансовом уполномоченном и про соблюдения обязательного досудебного порядка, указанного в этих двух документах.

Какой же порядок действий необходимо выполнить на данный момент при обжаловании действий страховщика?

  1. В первую очередь нужно получить от страховой компании мотивированный письменный отказ в страховой выплате ОСАГО, либо дождаться, пока у страховщика истечет установленный законом срок 20 дней на выплату или выдачу направления на ремонт.
  2. Следующим шагом будет подача в страховую компанию (далее – “СК”) заявления о разногласиях.
  3. После получения очередного отказа или частичного исполнения ваших требований, либо истечения срока на ответ, потерпевший обращается уже к финансовому уполномоченному и заявляет те же требования, которые были заявлены в СК, но не удовлетворены.
  4. А вот уже после всего этого только и можно обращаться в суд.

Сравним существующий и предыдущий порядки обжалования отказа страховой компании:

Важно обратить внимание на сроки как подачи, всех этих заявления, так и сроки их рассмотрения. Раньше период на рассмотрение вашей претензии был 10 календарных дней, а теперь, если вы подаете заявление о разногласиях в электронном виде по стандартной форме и с момента нарушения ваших прав страховщиком прошло не более 180 дней, то 15 рабочих дней, а во всех остальных случаях 30 дней.

Потом еще финансовый уполномоченный будет рассматривать ваше заявление 15 рабочих дней со дня получения, но может и продлить этот срок, если решит, что необходимо провести экспертизу.

Коротко, подводя итог, можно сделать вывод, что бумажек стало больше, время тянется, но дел в судах не убавилось.

Полет «Джука»

В долгих судебных разбирательствах застряла москвичка Ольга О. из-за отказа страховой компании в выплате по ОСАГО. В марте прошлого года 2020 года Nissan Juke Ольги был подрезан на МКАД Mitsubishi Lancer. Как выяснилось позднее, его водитель уходил от столкновения и совершил резкий маневр. Машины соприкоснулись — правое крыло Mitsubishi притерлось к левому крылу автомобиля Ольги.

гибдд автомобили

От удара Juke вылетел в ограждение и основные повреждения получил при ударе об отбойник. У кроссовера оказалась смята вся передняя часть, а у седана — только небольшие потертости на правом боку. Водитель Lancer, по словам Ольги, сразу признал свою вину, но страховая компания факта ДТП и полученных в нем повреждений не признала и заподозрила атомобилистку в мошенничестве.

«По объяснениям, которые записаны в протоколе, автомобилистка утверждала, что машину виновника развернуло и произошло столкновение с ее Juke, но со схемой это утверждение не соотносилось, — рассказала «Известиям» представляющая интересы Ольги О. юрист Анжела Глебова. — Нигде больше, кроме как в этих объяснениях, не было утверждений о том, что машину развернуло. Мы задавали этот вопрос виновнику ДТП, но в объяснениях он ничего на этот счет не указал. Поэтому в последующем суде мы использовали то, что у нас было: схему, которую составили в ГИБДД. Из повреждений автомобилей не было видно, что произошло лобовое столкновение. Приехавшие на место ДТП сотрудники ГИБДД оформили аварию, в протоколе они указали, что водитель Lancer не уступил дорогу, в итоге они соприкоснулись левым и правым крыльями, та начала оттормаживаться и ее занесло в отбойник».

гибдд водитель документы

По словам юриста, ее доверительница не имела опыта оформления ДТП, поэтому не смогла оценить некоторые просчеты, которые допустили инспекторы ГИБДД. Так, участники аварии в ожидании сотрудников ГИБДД съехали на обочину. В итоге схему аварии полицейские оформили именно в таком виде — один автомобиль просто стоял за другим, а вот как двигались машины до ДТП и как именно произошла авария, не указали. Кроме того, Ольга О. сделала не так много фотографий с места ДТП, а также самих повреждений и не зафиксировала разбитое после аварии ограждение. Видеорегистраторов в автомобилях тоже не было.

Деньги или ремонт – кто выбирает?

Право выбора в 2021 году принадлежит страховой компании. Увы, но это так. Такое правило действует с 28 марта далёкого уже сейчас 2017 года, когда вступил в силу Федеральный закон №49-ФЗ о внесении изменений в закон об ОСАГО.

С тех пор при ДТП страховой организации предоставлено право конечного выбора. Но первоначального голоса и собственников автомобилей не лишили. А работает это на сегодняшний день следующим образом:

  1. при подаче заявления о страховом возмещении вы вправе выбрать выплату деньгами или направление на ремонт (подпункт “ж” части 16.1 статьи 12 ФЗ “Об ОСАГО”),
  2. страховщик рассматривает заявление и принимает конечное решение при выборе из этих двух видов возмещения.

Таким образом, решающий выбор, выплата положена при том или ином страховом случае или ремонт, принадлежит страховой, но вам всё же следует указать в заявлении о возмещении после ДТП предпочтительный способ – возможно, удастся прийти к соглашению.

Деньги или направление при европротоколе

Нет никакой существенной разницы, каким образом было оформлено ДТП. Законодательство об ОСАГО, действующее на 2021 год, не разделяет, с помощью европротокола было оформлено происшествие или же с участием сотрудников ГИБДД.

Если вы где-либо слышали информацию о том, что при европротоколе положены только деньги, то это неправда. Такой нормы нет ни в Федерально законе Об ОСАГО, ни в правилах страхования, ни в каких-либо указания Центробанка и иных правовых актах.

Деньги или направление

Влияет ли техосмотр на отказ страховой в выплате по ОСАГО по новому закону?

Итак, в самом начале данной статьи представим вам 2 самых важных факта относительно этих двух обсуждаемых нами сущностей.

  1. Само словосочетание “технический осмотр” встречается в главном законодательном акте в 2021 году – Федеральном законе Об ОСАГО №40 – 44 раза.
  2. Однако, ни одна из формулировок никак не связывает одно с другим – отсутствие техосмотра не влияет на ОСАГО – вообще никак.

По последнему пункту всё было немного иначе до 22 августа 2021 года. Вы обязаны были предъявить диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО. Без неё вам бы просто не продали страховку. Но и эту обязанность отменили с указанной даты.

Таким образом, отказ в выплате ввиду отсутствия технического осмотра никак не урегулирован в современном актуальном законодательстве.

Новый подход

Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.

ремонт

И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.

«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.

Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.

В каких случаях страховая направляет на ремонт?

Если кратко, то во всех случаях, когда это выгодно, и автосервисы, с которыми у страховщика заключён договор на проведение ремонта по ОСАГО, удовлетворяют требованиям Федерального закона.

На сегодня у всех страховых компаний по ОСАГО в приоритете направление на ремонт, включая такие распространённые организации, как Росгосстрах, Альфастрахование, РЕСО Гарантия, Ингосстрах и другие.

Для страховой компании лучше направить на ремонт в случаях:

  • если автомобиль, попавший в ДТП, достаточно свежий по годам (как правило, не старше 3-4 лет), и калькуляция с учётом износа будет не занижена от реальной стоимости восстановительного ремонта,
  • ещё выгоднее, если речь идёт о машине старше 2 лет, но младше тех же 3-4 лет.

Как видим, выбор ремонта или выплаты здесь кроется в двух важных критериях:

  1. чем старше авто, тем меньше страховая заплатит, так как при расчёте возмещения учитывается износ деталей транспортного средства – чем старше авто, тем больше износ, и тем на меньшую сумму будет посчитана каждая запчасть (это не касается калькуляции работ по восстановлению); так, если машине более 5 лет, то износ может достигать 50% (но не более);
  2. законодательство 2021 года по ОСАГО устанавливает правила “игры” для страховщиков; так, если машине менее 2 лет “от роду”, то страховая обязана отправить её только к официальному дилеру, а стоимость услуг дилеров, как правило, существенно выше, поэтому проще заплатить деньгами.

Вам как потерпевшему в ДТП лучше обратные условия от вышеперечисленных: если у вас авто свежих годов, то лучше получить выплату, а для старых машин – лучше ремонт.

В каких случаях выставляется регресс виновнику от страховой?

Право регрессного требования страховой компании даётся в нескольких случаях, это регулируется статьёй 14 ФЗ “Об ОСАГО”. Регрессное требование означает, что потерпевший получит свои деньги в качестве возмещения ущерба за вред в ДТП имуществу и/или здоровью, но деньги затем взыщутся с виновника. Давайте рассмотрим все условия для появления права регресса у страховой компании. Итак, право регрессного требования появляется у страховой в случае, если:

  • виновник был в опьянении (алкогольном, наркотическом или любом другом);
  • виновник умышленно причинил вред здоровью или жизни потерпевших;
  • виновник скрылся с места ДТП (ему вменена статья 12.26, ч.2 КоАП);
  • виновник не имел права управления;
  • виновник не был допущен к управлению в числе списка допущенных лиц в полисе (не вписан в страховку);
  • в случае оформления европротокола виновник не предоставил в свою страховую свой экземпляр извещения о ДТП в 5-дневный срок (считаются рабочие дни);
  • в случае оформления ДТП по европротоколу виновник в 15-дневный срок не предоставил автомобиль к осмотру страховой, отремонтировал его или утилизировал;
  • для грузовых автомобилей, автобусов и такси – если истёк срок действия диагностической карты на момент ДТП.

Других условий для регресса от страховой нет.

Если у Вас после прочтения статьи остались какие-либо вопросы об отказе в выплате страхового возмещения либо о регрессе, то смело задавайте их в комментариях к статье!

Основания и причины для возмещения

Какие причины не являются законным основанием для отказа в выплате компенсации:

Вместо выплаты — заявление в полицию

Далее, по словам Глебовой, ее доверительница провела независимую оценку по определению стоимости ремонта. Он составил чуть менее 180 тыс. рублей с учетом износа деталей. Выводы эксперта потерпевшая в ДТП направила в свою страховую компанию для возмещения ущерба. Но, к своему удивлению, получила отказ.

страховка авто

«Страховая компания усомнилась, что такое ДТП вообще произошло, и даже усмотрела признаки мошенничества в действиях моей подзащитной, — рассказала юрист Глебова. — Никаких оснований и доказательств этому не было. В страховой написали заявление по признакам мошеннических действий, и автовладелицу вызвали в полицию для дачи объяснений. Конечно, никаких признаков мошенничества в полиции не нашли».

Отказ в выплате в случае ДТП, если нет техосмотра в 2021 году – правда ли это?

Но есть ещё одна сложность. Дело в том, что тот же закон Об ОСАГО вообще никак практически не перечисляет в конкретном виде все основания для отказа в страховом возмещении. Более того, конкретная причина встречается в законе только один раз – пункт 20 статьи 12 ФЗ-40 указывает, что страховая вправе отказать в выплате в случае, если потерпевший отремонтировал свою машину либо утилизировал её остатки, что сделало невозможным её осмотр.

Нет аналогичного исчерпывающего списка оснований и в Правилах страхования, утверждённых Банком России.

Если есть страховка, но нет техосмотра при ДТП

Между тем, исходя из самого принципа обязательного страхования ОСАГО, изложенного в статье 6 ФЗ, и гарантии возмещения вреда, указанного в статье 4, получаем, что возместить ущерб в любом случае страховая обязана за виновника. Разумеется, в пределах максимальной страховой суммы и при наличии факта застрахованности автомобиля и водителя – его гражданской ответственности, то есть наличия полиса.

То есть получаем, что, если у виновника ДТП есть действующая страховка ОСАГО, то страховая обязана выплатить потерпевшему компенсацию ущерба. Если только иное не оговорено в законодательстве. И как раз такое исключение, как отсутствие техосмотра при ДТП, в законодательстве этом отсутствует, как мы выяснили выше. Поэтому отказ в выплате, если у виновника нет действующей карты техосмотра, незаконен.

Ещё одна хорошая новость – на практике 2021 года вы почти и не встретите отказов именно на этом основании.

«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.

«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.

По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные,в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.

оценка

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.

В каких случаях для страховой выгоднее выплата?

И наоборот от вышеописанного – если автомобиль достаточно старый, то в случае направления на ремонт страховая должна будет на свои деньги купить запчасти. А б/у детали закон запрещает закупать для восстановления авто после ДТП. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для страховой.

Так, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.

Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а фактически они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее заплатить потерпевшему деньгами по расчёту из Единой методики, нежели самостоятельно оплачивать купленные СТО детали.

Страховщик выплачивает финансы

Но, помимо выгоды, для страховой есть и законодательные ограничения для возможности направить потерпевшего в аварии на ремонт. На сегодняшний день выплата вместо ремонта будет положена в случаях, когда:

  • срок восстановительного ремонта длится дольше 30 дней (ст. 15.2 ФЗ Об ОСАГО) – в этом случае при превышении этого срока потерпевшему будет “капать” неустойка по 0,5% за каждый день просрочки, и страховая при прогнозе длительности ремонта выплатить деньгами,
  • дальность ближайшего СТО от места ДТП или места жительства потерпевшего более 50 км, а организовать эвакуацию автомобиля для страховой слишком дорого (абзац 2 ст. 15.2),
  • у страховой организации нет договора с официальным дилером по марке вашего автомобиля, и при этом машине менее 2 лет (абзац 3 той же статьи),
  • страховой случай признан “тоталом” (полной гибелью автомобиля) – статья 16.1 ФЗ Об ОСАГО и ниже также данная норма,
  • потерпевший во время ДТП (или после аварии) погиб,
  • потерпевший получил тяжкий или средней тяжести вред здоровью, и при этом в заявлении выбрал выплату,
  • потерпевший является инвалидом, и при этом в заявлении выбрал выплату,
  • если сумма ремонта по калькуляции более лимита в 400 тысяч рублей.




Что делать если отказали в страховании и не выплачивают деньги?

Досудебное урегулирование

В том случае если сотрудник отдела производящего оценку и выплату ущерба отказал вам в компенсационных выплатах «на словах», то такой отказ нельзя считать правомерным.

  1. Если с вами произошла такая ситуация, то прежде всего вам необходимо подать в СК досудебную претензию. Чаще всего после такой «претензии» страховая организация начинает шевелиться и либо производит выплату ущерба, либо предоставляет вам письменный отказ с указанием причины отказа.

Поэтому если вам отказали в выплате стоит написать досудебную претензию и требовать от сотрудников СК письменного отказа с указанием основания для отказа в выплате.

Судебные споры

Если страховая компания отказывает вам в выплате незаконно и необоснованно, то выплату компенсации вы можете получить, только для этого вам придется обратиться в судебные органы, также можно подать жалобу на страховую компанию в РСА или другие организации. Страховые организации очень неохотно идут на заключение мирового соглашения после того как ими был выдан письменный отказ.

Какие распространённые незаконные причины отказа при ДТП?

Отказ в страховом возмещении, как правило, подкреплён каким-нибудь пунктом и обоснованием из закона, то есть, по сути, страховщики не пишут незаконные причины, а указывают законные, но при этом, назвать сам такой отказ законным нельзя.

Как уже упоминалось выше, СК может потребовать какой-нибудь документ, который не предусмотрен Правилами страхования, или говорить, что вы не показали им машину и они не могут без осмотра определить ущерб.

Могут придумать, что-нибудь про диагностическую карту, что на момент ДТП истек срок её действия, но основанием для отказа это тоже не является.

При любом неблагоприятном действии страховщика нужно почитать закон, как там про это написано, и подавать претензию.

«В деле присутствуют признаки мошенничества»

Параллельно страховая компания инициировала трасологическую экспертизу на основании документов. Согласно выводам эксперта, полученные Nissan Juke повреждения не могли возникнуть в результате указанных обстоятельств ДТП.

«Страховщики ставят под сомнение названные обстоятельства ДТП и предполагают, что повреждения были получены раньше и в деле присутствуют признаки мошенничества. В целом отказ по трасологии — достаточно частое явление у страховых компаний», — уточнила юрист. При этом Глебова подчеркнула: сделать выводы о том, что машина не могла получить указанных повреждений в таком ДТП, на основании материалов дела было просто невозможно. Слишком уж мало информации в них содержалось.

Тогда потерпевшая обратилась к финуполномоченному — согласно законодательству, сразу же идти в суд без соблюдения этой процедуры нельзя. Но и от него получила отказ — после проведения еще одной независимой экспертизы. В итоге Ольга О. обратилась в суд, правда, без больших надежд на успех.

эксперт страховая

«Мы заказали рецензию независимого эксперта в Москве на проведенное трасологическое исследование (копия есть в распоряжении «Известий»), в Институте судебных экспертиз и криминалистики, — рассказала Глебова. — В выводах говорится об отсутствии в экспертизе сравнительного исследования по характеру деформаций, а также об отсутствии сравнительного исследования направления сил, вызвавших повреждения, и натурного и графического сопоставления. Это считается серьезным нарушением правил проведения независимой экспертизы. В целом к сделанным выводам нельзя было прийти удаленно, без выезда на место ДТП и сопоставления следов, и таким выводам не стоило бы доверять. Это полностью противоречит методикам, одобренным Центробанком. Тем не менее судья опиралась на решение финуполномоченного и результаты второй экспертизы. Правовой оценки рецензии она не дала».

Автомобилистка не рискнула заявлять в суде необходимость повторной экспертизы — если бы и она вдруг подтвердила, что повреждения и обстоятельства ДТП не вяжутся друг с другом, то стоимость услуги опять-таки пришлось бы оплачивать Ольге. А это, в зависимости от географии проведения и квалификации эксперта, дополнительные 50–100 тыс. рублей к уже оплаченным услугам юриста и стоимости рецензии. Второй участник ДТП на финальное слушание не пришел, хотя ранее уже подтверждал, что свою вину полностью признает.

В итоге ключевую роль сыграла именно «удаленная» экспертиза, на основании данных которой суд встал на сторону страховой компании и в выплате истице отказал. Тем не менее Ольга О. намерена защищать свои права.

Что грозит, если на момент ДТП была страховка, но не было техосмотра?

Но есть всё же два вредных последствия, на которые влияет отсутствие технического осмотра в момент дорожно-транспортного происшествия у водителя:

  • регрессное требование от страховой компании к водителю-виновнику ДТП, если у него не было действующего техосмотра и при ряде условий,
  • штраф за отсутствие технического осмотра (пока не вступил в силу).

О штрафе поговорим немного ниже, а пока рассмотрим главную опасность для водителей.

Регрессное требование, но очень условно!

Регресс – это право. В нашем случае право страховщика истребовать с причинителя вреда, то есть виновника аварии, сумму страхового возмещения, которую страховая возместила потерпевшему.

Говоря проще, страховщик сначала выплачивает всё, как положено, потерпевшему. Но затем взыскивает весь этот размер выплаты с виновника в свою пользу. И снова обратите внимание, что для потерпевшего ровным счётом ничего не меняется – в этом случае всё также не будет отказа в выплате по ОСАГО, так как виновник ДТП был без техосмотра. Просто страховщик будет дальше разбираться с виновником самостоятельно.

Так вот, если у виновника в случае ДТП нет техосмотра, то у страховой компании, действительно, может появиться право регрессного требования. Но, как мы указали выше, это очень условно. И для возникновения такого права должно совпасть несколько факторов:

  1. во время ДТП у одного из участников нет действующего технического осмотра,
  2. этот участник признан виновником происшествия,
  3. само ДТП произошло по причине неисправности автомобиля без техосмотра.

И вот этот последний критерий является обязательным для возникновения права регресса у страховщика к причинителю вреда. Например, автомобиль “догнал” сзади другую машину по той причине, что у того отказали тормоза. При этом, у “догнавшего” не было диагностической карты. Или у машины отлетело колесо, которое влетело и повредило чужое имущество. Это как раз те ситуации, когда отсутствие техосмотра влияет на выплату ОСАГО.

Но ещё раз повторим. Здесь всё ещё, как и ранее, не работает правило “нет техосмотра – нет выплат”. Потерпевший получает страховое возмещение, и для него ничего не меняется. Меняется только сумма денег в кармане виновника автомобиля без диагностической карты.

Основание для этого – подпункт “и” пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО, который претерпел изменения совсем недавно, и в 2021 году его трактовка выглядит следующим образом:

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

.

и) на момент наступления страхового случая истёк срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств . либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истёк срок действия диагностической карты

Какой срок для подачи претензии?

Заявление о разногласиях можно долго не подавать – 3 года с момента как вы узнали, что вам незаконно отказали, или когда срок на ответ истёк, но ответ так никакой и не направили. Но тянуть с подачей не в ваших интересах.

В ситуациях, когда страховщик незаконно отказывает в выплате страхового возмещения, лучше быстрее оказаться в суде и попросить там текущую неустойку, чем ждать, и потом суд эту самую неустойку снизит.

Плюс, срок рассмотрения вашего заявления будет зависеть не только от способа подачи, но и от срока, если пройдет больше 180 дней с момента отказа, то тогда заявление о разногласиях будет рассматриваться страховщиком до 30 дней.

Делайте фото, читайте протокол

Попавших в ДТП водителей юрист предупреждает: без подробных фотографий и видео с места аварии и контактных данных свидетелей есть высокий риск оказаться без выплат по ОСАГО. По словам Глебовой, если у страховщиков возникают минимальные сомнения, например, не хватает фотографий, они сразу назначают трасологическую экспертизу — это стандартная практика, на основании которой в дальнейшем можно отказать в выплате. Если страховщику некоторые нестыковки покажутся подозрительными, не исключено, что клиентам придется доказывать, что они не мошенники.

схема дтп

«Еще лучше, если в машине есть регистратор, без него ездить становится просто опасно с учетом разных автоподстав. А ведь есть еще бесконтактные ДТП — когда маневр проехавшего мимо автомобиля приводит к серьезной аварии. При этом виновник может этого даже не заметить. Доказать такую аварию в страховой компании просто невозможно. Например, у водителя уже не новый автомобиль, машину кто-подрезал и уехал, а кончается всё полетом в отбойник: страховая может решить, что так автовладелец просто хочет оплатить себе ремонт», — рассказала Глебова.

Юрист также посоветовала внимательно читать, что указывают в протоколе инспекторы ГИБДД, и не стесняться настаивать на исправлении некорректных формулировок. Что касается схемы, то она должна отражать момент столкновения и широкий перечень всех обстоятельств ДТП, а не просто положение уже съехавших на обочину автомобилей после аварии.

Действительна ли страховка ОСАГО без технического осмотра сейчас?

Да, действительная. Ещё один из распространяющихся мифов гласит о том, что якобы, если у владельца легкового автомобиля нет техосмотра, то и полис его становится недействительным. Порой данный вывод исходит из другого – об отказе в выплате, если нет технического осмотра. Говоря проще, при законном отказе в страховом возмещении и страховка перестаёт выполнять свою роль. И в этом случае она как бы и не действительна вовсе.

Но всё это не так. Страховой полис ОСАГО действует и является достоверным и рабочим, даже если срок техосмотра у водителя или владельца машины закончился. Вот только право регресса, если человек на таком автомобиле попал в ДТП, и оно произошло по причине поломки авто, у страховой компании остаётся.

Действительная страховка ОСАГО и незаконный отказ при ДТП без технического осмотра

«Эти иски еще не „шаблонизировались“»

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

дтп

По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:

— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.

Имеют ли право отказать после трасологической экспертизы?

Если СК отказывает вам в выплате компенсации на основании проведенной трасологической экспертизы, а вы в свою очередь показывали свое авто сотруднику СК лишь единожды, то знайте, что в данном случае вас пытаются ввести в заблуждение.

Согласно ст.200 УК РФ это «Обман потребителей». Естественно, что то или иное деяние квалифицировать имеет право лишь суд, но любой юридически грамотный человек скажет вам о том, что суд чаще всего принимает ту формулировку, которую указывает в своем заявлении пострадавшая сторона.

Выйти из сложившейся ситуации будет непросто

Проанализировав ситуацию со стороны, ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала назвал отказ в проведении судебной экспертизы ошибочным.

«Понимаю переживания истца о возложении расходов на ее плечи, но других способов защиты нет. Более того, Гражданский процессуальный кодекс России возлагает обязанность каждой стороны доказать то, на что она ссылается», — поясняет Мацала.

Юрист дал несколько советов о том, какие вопросы ставить перед экспертом, если показания участников ДТП расходятся и до конца все обстоятельства аварии не ясны.

«Учитывая повреждения транспортных участников ДТП, какой должна была быть траектория движения автомобилей, чтобы получить данные повреждения? То есть нужно задать вопрос эксперту таким образом, чтобы он ответил, что определенные траектории движения данных автомобилей могут привести к именно таким повреждениям, пусть даже эти траектории не соответствуют показаниям кого-либо из участников. Далее, рекомендовал бы акцентировать внимание на том, что расхождения в самих показаниях участников ДТП могут быть вызваны стрессовой ситуацией, в которой они оказались. Не помнить всех обстоятельств по ДТП — это естественная психическая реакция. Давил бы на отсутствие специальных технических познаний в области автотехники у пострадавшей. Безусловно, настаивал бы на вызове сотрудников ГИБДД, которые, возможно, подтвердили бы, что рисовали схему со слов участников ДТП и первоначального расположения транспортных средств не видели».

фемида закон

В компании «АльфаСтрахование» корреспонденту «Известий» объяснили: проведенное трасологическое исследование показало, что следов соприкосновения транспортных средств обнаружено не было. Следовательно, это не страховое событие по ОСАГО: подобный ущерб покрывается только программой каско. Взыскивать вред по ДТП нужно с его виновника напрямую.

«В зоне предполагаемого столкновения на поверхности Nissan не было зафиксировано характерных следов динамического контактирования с твердым следообразующим объектом, сопоставимых с геометрическими особенностями Mitsubishi в зоне локализации предполагаемого столкновения. При этом на передней части автомобиля застрахованной во время осмотра были зафиксированы дефекты, характерные для столкновения с твердым, горизонтально ориентированным следообразующим объектом, что характерно для столкновения с барьерным ограждением с места ДТП, присутствующем на фотографиях с места ДТП. Таким образом, факт контактирования двух автомобилей при обстоятельствах, указанных заявителем, не подтвердился. Правомерность данного решения подтвердил суд», — сказали в страховой компании.

Новый штраф ГИБДД за отсутствие диагностической карты

Ещё одно вредное последствие отсутствия техосмотра — штраф непосредственно за отсутствие действующей диагностической карты.

В этом случае новшество вводится в статью 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В ней появится часть 1.1, которая будет предусматривать финансовую санкцию в размере 2 000 рублей именно за езду без техосмотра.

Почему мы говорим об этом наказании в будущем времени? Потому что новый штраф пока ещё не действует – он вступает в законную силу с 1 марта 2022 года.

Оформление по Европротоколу

Для начала следует понять причину отказа, это достаточно важный этап. От понимания того почему СК отказала в компенсационной выплате будут зависеть ваши дальнейшие действия. Возможно СК отказывает вам по законным причинам, в этом случае необходимо будет их устранить и извлечь из произошедшего урок на будущее.

Если же в своем отказе страховая приводит не обоснованные причины отказа, то вам прямая дорога в суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Что делать при отказе в ремонте по ОСАГО?

Если вы хотите, чтобы ваш авто был отремонтирован по ОСАГО, но страховщик вместо ремонта заплатил деньгами, тогда во всех заявлениях вы требуете обязать страховщика произвести восстановительный ремонта вашего транспортного средства.

Страховщик, скорее всего, обоснует отказ в ремонте тем, что у него нет договора с сервисами, которые смогут отремонтировать ваш авто в соответствии с требованиями ОСАГО по ремонту.

Но когда дело дойдёт до суда, СК надо будет доказать, что все сервисы после ДТП отказались ремонтировать ваш авто и что он не мог предложить вам другой сервис, который, готов был отремонтировать, но, к примеру, в другие сроки.

В 2021 году набирает обороты судебная практика, когда со страховщика, недобросовестно уклонившегося от проведения ремонта, взыскивают сумму страхового возмещения без учета износа. Так что можно попробовать заявить и такие требования.

Нужен ли техосмотр для получения выплаты потерпевшим?

Нет. Среди всех документов, предусмотренных для получения страхового возмещения, никогда не было и в 2021 году нет диагностической карты.

Исчерпывающий список всех бумаг для получения выплаты (или направления на ремонт) приведён в пункте 3.10 Правил страхования (в случае вреда имуществу). А пункт 1 статьи 12 ФЗ-40 запрещает страховой компании требовать какие-либо другие документы, не предусмотренные этими Правилами.

Судебная практика по отказам при страховых случаях

Вот примеры практики, связанные с непредоставлением по мнению страховщиков автомобиля на осмотр:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий

Adblock
detector