Зил 164: технические характеристики самосвала
Всем привет! ЗИЛ-164 – грузовой автомобиль, выпускавшийся на заводе имени Лихачева и получивший прозвище «Захар». Модель была разработана на основе ЗИС-150, прошедшего глубокую модернизацию отдельных агрегатов и узлов. Производство грузовика осуществлялось в 1957-1964-ом годах. С конца 1961-го года завод имени Лихачева начал выпуск модификации ЗИЛ-164А.
В послевоенное время СССР вернулся к плановой экономике и стал испытывать острую нужду в разнообразной технике, которая помогла бы поднять страну из руин, оставшихся после войны. Народному хозяйству требовались автомобили для применения в различных направлениях. В 1957-ом году на заводе имени Лихачева представили 4-тонный двухосный грузовик с одной главной осью. До середины 70-х годов он оставался одним из наиболее популярных в СССР. За период производства ЗИЛ-164 несколько раз модернизировали.
Внешне модель отличалась от ЗИС-150 вертикальной решеткой радиатора. Грузовик получил новый двигатель повышенной мощности. ЗИЛ-164 считался «рабочей лошадкой» и присутствовал почти во всех советских автохозяйствах. На базе автомобиля специализированные предприятия собирали заправщики, пожарные машины, фургоны, автокраны, цистерны и прочую специализированную технику. Версии, использовавшиеся советскими войсками в ГДР, получили кузова немецкого производства. Некоторые автохозяйства на основе ЗИЛ-164 изготавливали оригинальные автомобили (кассетный цементовоз и другие). На платформе данной модели была разработана первая в стране серийная цистерна, предназначенная для перевозки сжиженного газа.
ЗИЛ-164 предполагалось заменить на ЗИЛ-130, но трудности с постановкой его на конвейер привели к тому, что в 1961-ом году завод имени Лихачева начал производство модификации ЗИЛ-164А с некоторыми узлами от ЗИЛ-130 (новой коробкой передач и однодисковым сцеплением). У новой версии улучшились мощностные и динамические характеристики. Внешне ЗИЛ-164А отличался от классической версии расположением жалюзи на боковинах капота. У более поздней модификации они были вертикальными, у более ранней – горизонтальными.
В автохозяйствах грузовик эффективно использовался до конца 70-х годов, после чего его популярность пошла на спад. К 1965-му году ЗИЛ-164 морально устарел, что и объясняло уменьшение спроса на него. При этом в 90-х годах модель все еще использовали. Отдельные версии ЗИЛ-164 можно встретить и сейчас.
ЗИЛ-164
ЗИЛ-164 – грузовой автомобиль, выпускавшийся на заводе имени Лихачева и получивший прозвище «Захар». Модель была разработана на основе ЗИС-150, прошедшего глубокую модернизацию отдельных агрегатов и узлов. Производство грузовика осуществлялось в 1957-1964-ом годах. С конца 1961-го года завод имени Лихачева начал выпуск модификации ЗИЛ-164А.
В послевоенное время СССР вернулся к плановой экономике и стал испытывать острую нужду в разнообразной технике, которая помогла бы поднять страну из руин, оставшихся после войны. Народному хозяйству требовались автомобили для применения в различных направлениях. В 1957-ом году на заводе имени Лихачева представили 4-тонный двухосный грузовик с одной главной осью. До середины 70-х годов он оставался одним из наиболее популярных в СССР. За период производства ЗИЛ-164 несколько раз модернизировали.
Модификации ЗИЛ-164
ЗИЛ-164Р – бортовая машина для эксплуатации с прицепом;
ЗИЛ-164Г – шасси для сборки самосвала;
ЗИЛ-164Д – бортовой грузовой автомобиль с экранированным оборудованием;
ЗИЛ-ММЗ-585И – самосвал, используемый в строительной сфере;
ЗИЛ-ММЗ-164Н – седельный тягач;
ЗИЛ-ММЗ-585К — сельскохозяйственный самосвал;
ЗИЛ-164А – модернизированный бортовой грузовик с новыми элементами (карданным валом, сцеплением, амортизаторами и коробкой передач);
ЗИС-156А – бортовой грузовик, функционирующий на сжиженном газе;
ЗИЛ-164АР — бортовой грузовик с агрегатом повышенной мощности. Предназначался для эксплуатации с прицепом;
ЗИЛ-164АД – грузовой автомобиль с экранированным электрооборудованием;
ЗИЛ-ММЗ-164АН – седельный тягач, оборудованный мотором повышенной мощности (109 л.с.);
ЗИЛ-164АГ – самосвальное шасси;
ЗИЛ-ММЗ-585М – самосвал для сельского хозяйства;
ЗИЛ-ММЗ-585Л – самосвал для строительной сферы;
ЗИЛ-166 – бортовой грузовик, работающий на сжиженном газе;
ЗИЛ-164 — особая модификация, выпускаемая Колымским заводом. Модель имела третью ось и отличалась повышенными эксплуатационными качествами и грузоподъемностью.
Двигатель
ЗИЛ-164 комплектуется карбюраторным 4-тактным 6-цилиндровым рядным агрегатом, работающим на бензине. У силовой установки в сравнении с прежними моделями увеличилась степень сжатия (6,2 вместо прежних 6,0). Чугунную головку блока цилиндров заменила алюминиевая головка. Бензин подавался принудительно посредством герметизированного топливного насоса, имеющего производительность 60 л/час.
Комбинированная система смазки силовой установки включала фильтры тонкой и грубой очистки, расположенные в одном корпусе. Модернизированные жалюзи радиатора получили все модификации ЗИЛ-164. Обновленный радиатор с расширительным бачком и герметичной пробкой устанавливался исключительно на тягачи.
Автомобиль получил карбюратор МКЗ-К-82 с пневматическим регулятором оборотов коленчатого вала.
Характеристики силовой установки ЗИЛ-164:
– рабочий объем — 5,56 л;
– номинальная мощность – 100 л.с.;
– частота вращения – 2800 об/мин;
– максимальный крутящий момент – 33 кгс/м.
Устройство
ЗИЛ-164 получил клепанную штампованную раму, состоящую из двух балок со швеллерным сечением, которые соединялись стальной поперечиной. Продольные балки имели переменное сечение по ширине и высоте. На болтах к ним крепились буксировочные крюки и передний бампер. На первых модификациях грузовика монтировали П-образный бампер. Передняя поперечина применялась для крепления радиатора и передней опоры мотора. К передней балке с внутренней стороны крепились задние опоры агрегата.
Передняя ось имела подвеску с двумя рессорами, задняя – подвеску с двумя дополнительными и двумя основными рессорами, подвешенными на раме посредством полуэллиптических рессор, соединенных с задним мостом и передней осью.
Расход Топлива
При скорости 40 км/час на 100 км пути автомобиль расходует 27 л горючего. Топливный бак модели вмещает до 150 л. Запас хода составляет 550 км.
Техническая характеристика ЗИЛ-164А
- Колёсная формула 4 × 2
- Снаряжённая масса — 4100 кг
- Полная масса 8250 кг
- Грузоподъёмность:
- по дорогам с асфальтобетонным покрытием — 4000 кг
- по грунту — 3500 кг
- по дорогам — 4500 кг
- Передних колёс — 1700 мм
- Задних колёс — 1740 мм
- под передней осью — 325 мм
- под задней осью — 265 мм
- передняя — рессорная, с амортизаторами
- задняя — рессорная
Технические характеристики ЗИЛ-164
– Годы пр-ва: 1957—1961
– Иные обозначения: Захар (прозвище)
Двигатель ЗИЛ-164
– ЗИЛ-164А (карбюраторный бензиновый, 6 цилиндров)
– Мощность двигателя: 100 л.с. при 2800 об/мин
– Крутящий момент: 33 кгс/м при 1100—1400 об/мин
– Рабочий объём двигателя: 5560 см³
Расход топлива ЗИЛ-164
– при скорости 40 км/час на 100 км пути автомобиль расходует 27 л горючего
Коробка передач:
Габаритные размеры ЗИЛ-164
– Колёсная база: 4000 мм
– Колея задняя: 1740 мм
– Колея передняя: 1700 мм
Максимальная скорость ЗИЛ-164
Вес ЗИЛ-164
– Снаряжённая масса: 4100 кг
– Полная масса: 8250 кг
Грузоподъёмность ЗИЛ-164
– по дорогам с асфальтобетонным покрытием: 4000 кг
– по грунту: 3500 кг
– Дополнительно ЗИЛ-164 может тянуть прицеп массой до 4500 кг
Объем бака ЗИЛ-164
Размер шин ЗИЛ-164
ВОССТАНОВИТЬ ЗИЛ 164 .
Колымская модификация ЗИЛ-164 по прозвищу «Протез»
Ещё одной интересной модификацией ЗИЛ-164 была так называемая «колымская» модификация. Это был стандартный ЗИЛ, который переделывали на местном заводе. В процессе переделки грузовик получил третью ось, что позволило увеличить его грузоподъёмность и проходимость. Интересно то, что эта модернизация была придумана обычным водителем по фамилии Чумак, который самостоятельно установил на свой ЗИС-150 третью, не ведущую ось.
Увидев, что это позволило увеличить грузоподъёмность до 6 тонн, новые грузовики ЗИЛ-164 стали переделывать подобным образом уже на местном заводе. Новая модификация обладала не только лучшей проходимостью и грузоподъёмностью, но и повышенным ресурсом между капитальными ремонтами. В настоящее время один из таких, чудом сохранившихся грузовиков, установлен на постаменте в Магадане. Он стоит там с 1980 года.
Советский грузовой автомобиль ЗИЛ-164 и популярные модификации на его базе
С середины прошлого века автомобильная промышленность Советского Союза получила большой толчок в развитии. Коснулось это в равной мере как легковых авто, так и грузовой техники. Одним из брендов такого типа автомобилей был ЗИЛ-164. Благодаря отличным ходовым характеристикам и хорошим эксплуатационным качествам он довольно широко применялся во многих хозяйственных отраслях.
На его базе выходили в свет фургоны, цистерны, пожарные машины и другие типы спецтехники. Работали эти машины в автохозяйствах до конца 70-х годов. Некоторым же пришлось «тянуть лямку» и до начала 90-х.
Характеристики грузовика
В таблице ниже изложены все технические параметры автомобиля.
Грузоподъёмность по асфальту 4000 кг Грузоподъёмность по грунтовой дороге 3500 кг Двигатель с объемом 5560 см Мощность мотора, измеряемая при вращении коленвала двигателя со скоростью 2800 об./мин. 100 л.с Крутящий момент при оборотах двигателя 1100—1400 об./мин. 33 кгс/м Вместимость топливных баков 150 л Потребление бензина на 100 км при средней скорости движения 40 км/ч 27 л Предельная скорость 70 км/ч Размер шин 260-20 Клиренс под передним мостом 325 мм Клиренс под задним мостом 265 мм Колея по передним колёсам 1,7 м Колея от задних колёс 1,74 м Масса в снаряженном состоянии 4,1 т Полная масса 8,25 т Длина автомобиля 6,7 м База 4 м Ширина грузовика 2,47 м Высота (только кабины) 2,18 м Конструкционно этот грузовик можно разделить на четыре части
1. Автомобиль ЗИЛ-164 имеет кузов, который состоит из платформы с деревянной основой. К ней крепятся три открывающихся борта. Кузов служит для размещения и транспортировки грузов.
2. В цельнометаллической кабине есть место для водителя и двух пассажиров.
Двигатель — агрегат, приводящий автомобиль в движение
На серии автомобилей ЗИЛ-164 установлен карбюраторный четырехтактный двигатель, имеющий шесть цилиндров, которые расположены в один ряд.
Отливаются они одним блоком. Вокруг каждого цилиндра имеется рубашка водяного охлаждения. Головка цилиндров выполнена из сплава алюминия и крепится к блоку цилиндров болтами и удлиненными шпильками. Они используются для транспортировки двигателя, а передние, кроме этого, предназначены для крепления компрессора. В головке блока цилиндров имеются камеры сгорания. Поэтому эта деталь мотора также изготавливается с водяной рубашкой. Поршни литые, выполнены из алюминиевого сплава, имеют плоское дно. На головке каждого установлены четыре кольца. Сверху три компрессионных, а под ними – одно маслосъемное. Коленчатый вал изготовлен из стали. Поверхности шеек закалены высокочастотными токами. Закрепляется на семи подшипниках скольжения, в которых применяются стальные вкладыши с баббитовой заливкой. Закрепляется двигатель к раме в трех точках через резиновые подушки.
Рулевой механизм и тормоза грузовика
Рулевой механизм ЗИЛ-164 состоит из пары червяков или специальных роликов. Тормозная система состоит из стандартного ножного тормоза с пневматическим приводом и ручника. По сравнению с ЗИС-150, тормоза новой модели значительно эффективней, при этом водителю не нужно сильно жать на педаль тормоза. Для седельного тягача тормозная система имеет специальный раздаточный кран, предназначенный для подсоединения тормозной системы прицепа.
Грузовые автомобили ЗИЛ-164 не стали такими известными, как ЗИЛ-130. На дорогах СНГ встретить их сейчас практически невозможно. Иногда на автобарахолках появляются единичные объявления о продаже ЗИЛ-164. Как правило, эти экземпляры представляют собой сборный конструктор, имеющий моторы от других грузовиков.
За время своего существования автомобили ЗИЛ-164 трудились во всех уголках Советского Союза. Именно поэтому грузовик достоин того, чтобы память о нём сохранилась в истории российского автомобилестроения.
Система охлаждения
Двигатель ЗИЛ-164 имеет водяное принудительное охлаждение закрытого типа. Радиатор трубчато-пластинчатый. Закрепляется к раме на подушках. Пробка горловины снабжена паровоздушным клапаном. Вентилятор имеет шесть лопастей. Он вместе с водяным насосом устанавливается на одном валике, который крепится на двух подшипниках, запрессованных в чугунном корпусе насоса. Привод этих деталей системы охлаждения осуществляется одинарным ремнем, который передаёт вращательный момент от шкива коленчатого вала. Одновременно от этого ремня приводится во вращение генератор. На ступице вентилятора имеется второй шкив, от которого через второй ремень приводится в движение вал воздушного компрессора системы тормозов. В системе охлаждения имеется два контура, движением воды в них управляет термостат. Перед вентилятором охлаждения смонтированы жалюзи, которые открываются из кабины управления.
Смазка рабочих деталей двигателя
Грузовик ЗИЛ-164 имеет комбинированную систему смазки. К коренным и шатунным подшипникам коленвала, а также к его упорному фланцу масло подаётся под давлением. Аналогично оно поступает к валу привода распределителя зажигания и его шестерням. К остальным трущимся элементам двигателя масло подаётся способом разбрызгивания. В системе есть насос, применяется двойная очистка масла. Щуп для замера уровня масла находится с левой стороны блока цилиндров. Вентиляция картера осуществляется принудительно по трубке, которая соединяет крышку клапанной камеры и воздухоочиститель. Система имеет открытый тип, поэтому воздух поступает самостоятельно, через фильтр, закреплённый на маслоналивной горловине.
Элементы шасси
В эту часть грузовика входят механизмы, которые передают механическое усилие от двигателя к колесам. Также оно выполняет функции управления автомобилем ЗИЛ-164 и обеспечение его передвижения.
На грузовике сцепление применяется сухое, двухдисковое. А у модернизированной модели ЗИЛ 164А этот механизм стал однодисковым с пружинами, расположенными периферийно. Сцепление нового образца было оборудовано механическим приводом выключения.
Коробка передач пятиступенчатая, имеющая повышающую пятую скорость. Использовалась она при движении по хорошей дороге, так как имела малое тяговое усилие. Зато благодаря пятой передаче была возможность передвижения с большей скоростью, даже при работе двигателя на средних оборотах.
Использование в КПП ЗИЛ-164 такого конструкционного решения позволяло экономить не только топливо, но и драгоценный моторесурс двигателя автомобиля. Шестерни постоянного зацепления для уменьшения шума, производимого при их работе, изготавливались с косыми зубьями.
Рама изготовлена из стальных лонжеронов переменного профиля. Имеющие швеллерное сечение, они скреплены поперечными балками с помощью заклепок. На раме спереди крепятся крюки для буксировки и бампер. В задней части имеется буксирное устройство, снабжённое крюком и защелкой.
Передний мост — это двутавровая балка, опирающаяся на раму через полуэллиптические рессоры, концы которых на резиновых подушках установлены в кронштейнах рамы.
В первых моделях используются поршневые амортизаторы, а в дальнейшем на ЗИЛ 164А стали применять гидравлические. Они имеют телескопическое исполнение и работают как на сжатие, так и на раздвижение.
Тормозная система автомобиля
У грузового автомобиля ЗИЛ-164 применена пневматическая система тормозов. Она имеет устройство и конструкцию более сложную, чем гидравлическая, но зато обладает высокой эффективностью. Применяется она вследствие необходимости получения высоких тормозных усилий. Состоит система из воздушного компрессора, приводимого в движение от двигателя, баллонов для хранения сжатого воздуха и системы клапанов и трубопроводов. Для приведения в действие тормозной системы существует педаль с пневмоприводом. При нажатии на неё передаётся тормозное усилие на все колёса. Есть также и ручной трансмиссивный тормоз. Пневматические тормоза обладают отличной результативностью даже при незначительном нажатии на педаль. Это существенно улучшает эффективность управления автомобилем.
Таким образом, видно, что научная мысль конструкторов советской автопромышленности на месте не топталась.
За четыре года была создана модель грузовика, имеющая такие нововведения, как однодисковое сцепление, ручной тормоз, коробка передач с повышающей скоростью, карданные валы нового образца, телескопические амортизаторы. Все эти новшества были применены на модели ЗИЛ-164А. Кроме того, был грузовик (ЗИЛ-164АД) с экранированным электрооборудованием. А у грузовика ЗИЛ-164АР, укомплектованного двигателем, развивающим повышенную мощность, – даже с пневмовыводом на тормозное оборудование прицепа. Внешне же ЗИЛ-164А отличался от своего предшественника только расположением боковых жалюзи, которые стали горизонтальными, взамен вертикальных.
Похожие статьи
- Автомобиль ЗИС-150: модификации, технические характеристики, история
- ЗИЛ-111: технические характеристики
- Автобус ЗИЛ-158: фото, описание, характеристики
- Пожарный ЗИЛ, краткое описание машин на базе ЗИЛ-130/131
- Автомобильные войска России: фото, символика, история, день празднования
- ЗИЛ 135: фото и описание, технические характеристики и особенности
- Уральский автомобильный завод: история и продукция. Автомобильный завод «Урал»
ЗИЛ 4331 И ДИЗЕЛЬ СМД! ПРЁТ КАК ФУРА. ЗАМЕНА 645-ГО ДВИГАТЕЛЯ НА СМД.
ли со статьей или есть что добавить?