Принцип работы термостата ваз

Принцип работы термостата ваз

Ваз 2107 классика

Принцип работы автомобильного термостата и его схема

Пособие для автовладельца: принцип работы термостата в автомобиле, схема для ВАЗ 2107 (Жигули), 2114 (Лада Самара) и 2115. Как проверить его работу, видео.Пособие для автовладельца: принцип работы охлаждающего устройства в автомобиле, схема для ВАЗ 2107 (Жигули), 2114 (Лада Самара) и 2115. Как проверить его работу, видео.

Принцип работы автомобильного термостата

Список содержания статьи:

Термостат — это прибор системы охлаждения, который имеется во всех машинах (в стандартном варианте диаметром пять сантиметров, расположен между двигателем и радиатором), оснащённых системой охлаждения мотора с помощью жидкости.

Это прибор позволяющий поддерживать постоянную температуру двигателя за счёт работы терморегуляторов или же за счёт осуществления фазового перехода. Иногда можно увидеть термостаты с термоизоляцией, которая позволяет уменьшить потери тепла или холода. Самым распространённым, которым пользуются все, от мала до велика, является холодильник.

Термостат выполняет функцию блокировки радиатора от потоков охлаждающей жидкости (тосол), фактически давая двигателю время разогреется. Также такой простой механизм помогает уменьшить износ двигателя автомобиля. Он закрыт, пока температура мотора находится в норме, как только она достигает критической точки в пределах девяноста или девяноста пяти градусов Цельсия, то заслонка в термостате открывается и позволяет охлаждающей жидкости попасть в двигатель и нормализовать его температуру.

Понаблюдать за процессом работы устройства можно и в домашних условиях. Нужно просто поместить термостат в ёмкость, наполненную самой обыкновенной водой, и поставить на плиту подогреваться. По мере увеличения температуры воды в кастрюле Вы сможете увидеть, как на термостате открывается клапан, примерно на два сантиметра. Для проведения опыта лучше взять новый, а не снимать со своей или чьей-либо ещё машины.

Как проверить термостат автомобильный самостоятельно?

Обзор и описание функций термостата: где он находится, как работает, возможные причины поломок, проверка. Видео о работе автомобильного термостата.

Автомобильный мотор, как известно, при своей работе нагревается. И его избыточная температура чревата весьма серьёзными неприятностями, вплоть до выхода из строя. С другой стороны, у холодного двигателя больше расход топлива.

Находить баланс между этими двумя крайностями и поддерживать оптимальную температуру силовой установки призвано устройство, именуемое термостатом. Водитель может самостоятельно определить степень работоспособности этого аппарата, используя нескольких простых методов.

Как работает автомобильный термостат

Как работает автомобильный термостат
У системы, охлаждающей двигатель, есть 2 круга: большой и малый. Пока теплоноситель не успел нагреться, он течёт по малому кругу, не заходя в радиатор, а при наборе некоторого значения температуры, переключается на большой круг. Входящий в структуру теплоотводящего комплекса термостат задаёт охладителю один из этих двух маршрутов.

В основе функционирования этого аппарата лежит известный закон физики, гласящий, что под воздействием тепла размеры объекта увеличиваются. Конструкция термостата довольно проста:

  • цилиндр с особым составом, включающим в себя воск, сыпучую медь, графит и алюминий;
  • шток, находящийся внутри данного цилиндра;
  • клапан, сопряжённый со штоком и открывающий доступ к радиатору.

Тепловую энергию, получаемую от двигателя, антифриз передаёт компонентам, находящимся внутри цилиндра термостата. Нагреваясь, этот состав увеличивается в объёме, заставляя двигаться шток, а с ним и клапан, который, в свою очередь, открывает теплоносителю путь к радиатору.

Любопытно, что машины, обладающие жидкостной охладительной системой с двумя контурами, часто оснащаются и двумя термостатами. Один из этих элементов поддерживает при работе мотора 87-градусную температуру в контуре головки блока цилиндров. А второй, находящийся в контуре самого блока, придаёт этому параметру значение в 105 градусов.

При таком варианте управления тепловым режимом силовая установка охлаждается лучше, что делает её мощнее. Своё применение данная технология нашла в производстве высокоэффективных турбодвигателей.

Основные функции

Работа термостата подразумевает поддержание определенного температурного уровня посредством работы терморегуляторов или же с помощью фазового перехода. Нередко встречаются термоизолированные устройства, предназначенные для сокращения потерь тепла или холода. Наиболее распространенное оборудование, которое используют все — холодильник.
Термостат фактически выполняет функцию недопущения тосола к радиатору во время разогрева двигателя. Этот простой механизм лежит в основе увеличения рабочего ресурса двигателя. После того, как он разогрелся до необходимой температуры (90-95 С), открывается заслонка, и охлаждающая жидкость начинает выполнять свою функцию, нормализуя температуру.
В домашних условиях можно поставить эксперимент, где будет возможность понаблюдать за аналогичным процессом. Нужно наполнить емкость обычной водой, поместив туда термостат, и поставить разогреваться на плиту. По мере расширения и увеличения объемы воды, клапан заслонки откроется приблизительно на пару сантиметров. Для чистоты эксперимента желательно использовать новый механизм.

Схема работы термостатов ВАЗ 2107, 2114, 2115

Термостат ВАЗ 2107

printcip_raboti_termostata2

1 — входной патрубок (от двигателя); 2 — перепускной клапан; 3 — пружина перепускного клапана; 4 — стакан; 5 — резиновая вставка; 6 — выходной патрубок; 7 — пружина основного клапана; 8 — седло основного клапана; 9 — основной клапан; 10 — держатель; 11 — регулировочная гайка; 12 — поршень; 13 — входной патрубок от радиатора; 14 — наполнитель; 15 — обойма; Д — вход жидкости от двигателя; Р — вход жидкости от радиатора; Н — выход жидкости к насосу

Термостат ВАЗ 2114, 2115

printcip_raboti_termostata3

1 – входной патрубок (от радиатора); 2 – резиновая вставка; 3 – твердый термочувствительный наполнитель; 4 – пружина перепускного клапана; 5 – входной патрубок (от двигателя); 6 – перепускной клапан; 7 – выходной патрубок (к насосу); 8 – пружина основного клапана; 9 – основной клапан; 10 – патрубок (от расширительного бачка); 11 – поршень

Признаки поломки термостата

В сообществе автолюбителей порой встречается выражение «термостат заклинило». Поскольку функция этого устройства заключается в открывании одного из двух маршрутов движения антифриза, такие слова могут подразумевать следующие разновидности поломок:

  1. Термостат не даёт шанса охладителю добраться до радиатора. Такая ситуация грозит перегревом силовой установки, но об этом обязана сообщить приборная панель. Дальнейшее непринятие мер может вызвать поломку как отдельных частей двигателя, так и целого агрегата.
  2. Термостат «завис», будучи открытым, и потому антифриз постоянно курсирует через радиатор. В тёплую погоду такое безобразие к серьёзным неприятностям не приведёт, но на морозе мотору будет проблематично прогреться до нужной кондиции. В результате – существенно возросший расход топлива и слабо греющая автомобильная печка.

Основными причинами ограничения мобильности клапана термостата считаются загрязнение устройства накипью и образование ржавчины. При таких условиях терморегуляторы фиксируются в определённом положении, чаще всего – открытом, полностью или частично.

Нередко автомобилисты сами провоцируют быструю поломку аппарата, подолгу не меняя охладитель в машине или заливая некачественный и дешёвый продукт от неизвестного производителя. Другие при разбавлении концентрированного антифриза используют вместо дистиллированной воды обыкновенную, в процессе замены теплоносителя не промывают охладительный комплекс и т. д.

К наиболее распространённым уязвимостям термостатов можно отнести и утрату содержимым цилиндров нужных качеств. Например, снижение способности этого состава к расширению будет означать уменьшение его предельного объёма. По этой причине наполнителю может не хватить давления для полного открытия клапана или хотя бы сдвига его с места. Избыточный нагрев охладителя в этом случае обеспечен.

Но ещё более коварно периодическое подклинивание клапана, или так называемое «залипание термостата». Устройство то нормально работает, то барахлит, и потому распознать «недуг» довольно непросто. Но если он таки обнаружен, рекомендуется обследовать охладительный комплекс и, не дожидаясь усугубления ситуации, сменить термостат.

Проверка на работоспособность

termostat

Давайте разберемся с тем, как определить работает термостат или нет. Необходимо разогреть двигатель, но таким образом, чтобы стрелка не достигла красной линии. Затем выключаем мотор, открываем капот и находим верхний и нижний шланги радиатора. Они черного цвета, составляют в диаметре примерно 5 см и имеют на концах металлические хомуты.

Аккуратно (они могут быть горячими) дотроньтесь до шлангов. Если датчики двигателя показывают высокую температуру, но при этом один шланг — горячий, а другой все ещё холодный, то скорее всего жидкость не поступает в мотор, и термостат неисправен.

Ещё существует «народная» проверка на работоспособность. Снимите прибор со своего автомобиля, поместите его в емкость с водой и подогрейте её на плите. Когда температура достигнет 87-90 градусов, клапан термостата автомобильного должен открыться примерно на 2 см. Еси этого не произошло, то устройство непригодно для работы, можно смело его менять. При покупке нового прибора обязательно уточните у продавца, при какой температуре открывается термостат, поскольку она может быть разной. Двигатель не будет охлаждаться, если поставить прибор с высоким показателем.

Как правильно определить, что устройство находится в рабочем состоянии?

Как проверить работу термостата

Разогреваем двигатель до такой температуры, чтобы стрелка не достигала критического показателя, и выключаем его. Открываем капот, находим шланг сверху радиатора (резиновый шланг чёрного цвета, имеющий на конце металлический хомут) и такой же снизу. Затем очень аккуратно, они могут быть достаточно горячими, дотрагиваемся до них. Если один из них стал горячим, а другой по-прежнему холодный, и при этом датчик показывает высокую температуру двигателя, то это значит, что, скорее всего жидкость не попадает в двигатель, а задерживается в радиаторе, и нужно менять термостат на новый.

Существует и ещё один способ проверки, больше известный как «народный». Он перекликается с тем «экспериментом», который был описан выше, для наблюдения процесса работы термостата, только в этот раз Вам придётся положить в ёмкость с водой термостат, в работоспособности которого Вы сомневаетесь, снятый с вашего автомобиля, а дальше процедура повторяется, по мере того как вода будет доходить до температуры 87–90 градусов клапан должен открыться, однако, если этого не произошло, то термостат уже непригодный для работы. Ещё стоит помнить, что у разных термостатов показатель критической температуры открывания клапана может быть разный, поэтому при покупке нового уточните это у продавца. Поскольку для водителя не секрет, что ставить в авто термостат, имеющий высокую температуру открывания клапана нельзя — двигатель не будет охлаждаться.

Видео, проверка термостата ВАЗ 2101-2107 и Tama (Toyota):

Опыты на кухне по проверке термостата

Если в автомобиле перегревается двигатель или печка греет слабо, но термостат как открывается, так и закрывается, то желательно разобраться, в верном ли диапазоне температур работает этот аппарат. Для чего всё-таки потребуется извлечь его из-под капота.
Демонтировать термостат нужно с холодного мотора, причём охладитель тоже должен как следует остыть. Отключаем минусовой кабель аккумулятора, сливаем часть антифриза для предотвращения его разлива при отсоединении верхнего патрубка радиатора. Затем со стороны двигателя отсоединяем и сам шланг. Наконец, снимаем термостат и переносим… на кухню.

Аппарат помещаем в ёмкость с холодной водой и градусником. Нужно проследить, чтобы термостат находился в закрытом состоянии, а также не задевал стенки или дно посудины. Потом данное сооружение ставим на плиту и подвергаем тепловому воздействию до рабочей температуры, обычно указываемой на корпусе термостата. При её достижении клапан начнёт открываться. Затем устройство извлекаем из воды и даем ему остыть до комнатной температуры. Этот процесс должен сопровождаться автоматическим закрыванием клапана.

Игнорирование термостатом изменений температуры говорит о его непригодности. Но если устройство всё выполнило, как надо, то причина чрезмерного нагревания мотора кроется в чём-то другом. Например, в малом объёме охладителя или неполадках с ремнём привода.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий

Adblock
detector