При отсутствии пешеходных дорожек нужно идти

Содержание

Правила движения пешеходов по обочине и проезжей части дороги

Не только те, кто управляют автомобилями, но и пешеходы относятся к полноправным участникам любого дорожного движения. Не имеет значения, есть ли у человека в собственности автомашина, мопед, мотоцикл или велосипед. Все обязаны представлять, какие законы существуют, по какой стороне дороги должен идти пешеход, как следует ехать водителю. Игнорирование правил дорожного движения чревато катастрофичными последствиями.

Как надо ходить по дороге на которой нет тротуара

Правила дорожного движения действуют не только на водителей транспортных средств, но и на других участников движения, в том числе и пешеходов. Граждане вправе передвигаться по специально выделенным тротуарам, а при их отсутствии – по проезжей части. При этом важно, по какой стороне дороги идти пешеходу по ПДД.

Игнорирование правила о выборе стороны движения может привести к возникновению дополнительного риска безопасности. Именно для снижения аварийноопасности и было введено требование о стороне передвижения для людей без транспорта. Пеший человек также может быть привлечён к административной ответственности наравне с остальными участниками дорожного движения.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-67 Москва; +7 (812) 425-62-04 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-29-86 Бесплатный звонок для всей России.

Как надо ходить по дороге на которой нет тротуара

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Ребенок на тротуаре

Данная статья является первой частью серии, посвященной правилам дорожного движения для пешеходов.

Начнем с того, что каждый участник дорожного движения в той или иной мере является пешеходом. И даже самые закоренелые водители, которые день и ночь проводят за рулем, все же иногда покидают уютные транспортные средства и становятся пешеходами. А значит, правила для пешеходов необходимо знать абсолютно всем.

Пункт 14.1 ПДД – пропуск пешехода на переходе

ПДД – 14.1

Из года в год сотрудники ГИБДД популяризируют среди автолюбителей принцип пункта 14.1 – как только пешеход вступил на проезжую часть дороги, нужно встать колом и ждать, пока тот закончит переход. Но с новыми ПДД, которые уже давно не новые по части правил пропуска пешеходов, вообще не требуют пропускать последних. Они требуют уступить им дорогу, а этот процесс подробно расписан в действующих на 2021 год Правилах. Но помните, что в любом случае в приоритете должна стоять безопасность самой уязвимой категории участников дорожного движения.

Пункт 4.1 ПДД – где можно ходить пешеходам и правила движения по дорогам

Пункт 4.1 ПДД

Правила движения пешеходов по различным участкам дорог предписывает пункт 4.1 ПДД. Вообще, этой категории участников дорожного движения разрешено двигаться практически везде, но при выполнении определённых условий. Именно это и регулирует 4.1.

Когда уступить дорогу пешеходу водитель должен, а когда – нет?

И что делать водителю, если он не согласен с обвинением в создании помехи пешеходу? В таких случаях одни суды привлекают водителей к ответственности, другие – нет. Недавние разъяснения МВД могут способствовать формированию однородной судебной практики, но они противоречат ПДД

Когда уступить дорогу пешеходу водитель должен, а когда – нет?

Знак “Пешеходная дорожка”

clock

Бесконечный спор водителей и пешеходов на тему «кто прав, а кто виноват» вызвал необходимость разработки специальных знаков, оговаривающих правила поведения участников дорожного движения. И прежде всего в целях соблюдения интересов пешеходов, были введены ряд «пешеходных» дорожных знаков.

Одним из таких дорожных знаков стал дорожный знак «Пешеходная дорожка». Он по праву считается «пешеходным», поскольку направлен на защиту пешехода и, собственно, обозначает пешеходную дорожку.

Но прежде чем переходить к изучению непосредственно самого знака, давайте разберемся, что означает из себя словосочетание «пешеходная дорожка».

Кто является пешеходом по ПДД?

Правила дорожного движения содержат права и обязанности пешеходов. Определение понятия указано в пункте 1.2 ПДД, среди прочих терминов.

Так, под понятием пешеход понимается физлицо, которое участвует в передвижении, является полноправным членом дорожного движения без использования механического транспорта.

  • лиц, которые передвигаются пешком, без использования какого-либо дополнительного средства передвижения;
  • граждан использующих инвалидную коляску;
  • передвигающихся с помощью роликов, лыж или других спортивных снарядов;
  • имеющих с собой велосипед или иной транспорт, который катится рядом.
  • Пешеходная дорожка – специально обозначенный участок дороги, на котором можно передвигаться пешеходам только самостоятельно, без использования транспорта. Имеется также велопешеходная дорожка, на которой также можно проезжать на транспорте, таком так велосипеды, ролики и так далее.
  • Пешеходная зона – отдельный участок, который специально выделен для граждан. Отличается от дорожки тем, что представляет собой более широкую территорию для пешеходов, на которой можно передвигаться только самостоятельно.
  • Пешеходный переход – участок, отмеченный специальной разметкой и знаком, который используется для пересечения физлицами дороги. То есть это специальная зона, через которую можно перейти с одной стороны дороги на другую.

Обязанности пешеходов отдельно оговариваются текстом ПДД (глава 4). К основным моментам относят:

  • передвижение пешеходов по специально выделенным зонам, такие как тротуары, пешеходные дорожки, а если они отсутствуют, то по обочине;
  • лицо вправе катить какое-то транспортное средство (например, мопед или велосипед), если не препятствует движению иного транспорта;
  • если отсутствует зона для пешехода, можно идти по велосипедной дорожке или по краю проезжей части;
  • передвижение осуществляется навстречу проезжающему транспорту, не считая некоторых исключений из данного правила;
  • если человек катит транспорт, то должен делать это по правому краю, то есть по ходу движения машин;
  • в ночное время суток люди должны обеспечивать видимость, например, посредством освещения или светоотражателей;
  • учёт знаков и светофоров обязателен.

Получается, что человек должен двигаться, обеспечивая максимальную видимость. Если есть возможность не выходить на проезжую часть, то он не должен этого делать.

Как правильно переходить дорогу

Для пешеходов ПДД

В разделе №4 ПДД регламентируется, что пересекать дорогу разрешено только в строго отведённых местах, по обозначенной разметке. Если такового по какой-то причине не имеется, то на перекрёстках двигаться нужно по обочине и тротуару.

Пешеходный переход – отведённый участок на/под/над дорогой, для безопасного пешего передвижения. Переход обозначается знаками, которые представлены в виде синего прямоугольника. В нём есть белый треугольник с передвигающимся по разметке человечком. Этот знак располагается с левой и правой стороны.

В дополнение к вышеуказанным знакам обозначается разметкой «зебра» либо «зебра» со стрелками. Разметка «зебра» со стрелками находится на тех участках, где ширина перехода больше стандартных размеров. Разметка бывает или отсутствует, но сам переход может ограничиваться только соответствующими знаками.

ПешеходЕсли же на близлежащих участках нет ни пешеходных переходов, ни перекрёстков, то дорогу пересекают в том месте, где хорошо видны все её участки дороги и отсутствуют разделительные линии и ограждения. Согласно правилам, движение осуществляется под прямым углом.

Когда переход никаким образом не регулируется, то прежде, чем пересекать дорогу, необходимо удостовериться в отсутствии приближающегося транспорта, а также тех транспортных средств, которые едут на большой скорости.

1. Пешеходный переход

Бывают регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы.

Регулируемый переход можно узнать по наличию специального пешеходного светофора. Все прекрасно знают, как он выглядит. Переходить такой переход надо только на зеленый сигнал. Не на красный, не когда машин нет, не когда Вы торопитесь. Только на зеленый! Лучше несколько секунд подождать, чем быть сбитым неожиданно выехавшей машиной.

На нерегулируемом переходе светофора нет. Пункт 4.5 правил дорожного движения гласит:

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Обратите внимание на то, как переходить улицу. Не надо выскакивать на дорогу, считая, что Вам все должны тут же уступить.

Бывает, что движение регулирует регулировщик. Не надо выходить на дорогу до тех пор, пока регулировщик не подаст Вам специальный сигнал.

Существуют еще надземные и подземные переходы. Но в них ДТП случаются крайне редко, переходить их все умеют. Главное, при наличии такого перехода нужно воспользоваться именно им, а не выбегать на дорогу.

Кто такой пешеход в соответствии с ПДД?

Прежде чем переходить к рассмотрению ПДД для пешеходов, нужно понять, кто является пешеходом с точки зрения правил. Согласно пункту 1.2 правил дорожного движения:

“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

В качестве пешехода может выступать:

  • Человек вне транспортного средства.
  • Велосипедист, мопедист, мотоциклист.
  • Человек на роликовых коньках, самокате, скейтборде.

1. Обратите внимание на тот факт, что велосипедист, мопедист, мотоциклист могут выступать как в роли пешеходов, так и в роли водителей транспортных средств.

Например, если Вы сели на велосипед, то Вы – водитель, если слезли с велосипеда – пешеход. Это позволяет использовать правила дорожного движения в собственных интересах.

Если Вы хотите воспользоваться пешеходным переходом, то следует спешиться. Если Вы хотите продолжить движение по проезжей части, то сядьте на велосипед.

2. Лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах в любом случае являются пешеходами.

3. Дорожные рабочие пешеходами не являются и правила для пешеходов соблюдать не обязаны. Однако если рабочий не выполняет работу на проезжей части, то он автоматически становится пешеходом.

Официальная трактовка на 2021 год

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

ПДД: водитель должен уступать дорогу пешеходам

В случае проезда нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода водитель должен соблюдать п. 13.1 и 14.1 ПДД. При повороте направо или налево он обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель также обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути).

Уступить дорогу – это значит, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять, продолжать движение или осуществлять маневр, если это может вынудить тех, кто имеет по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД). То есть обязанность пропустить пешехода возникает тогда, когда он избрал направление для движения и это очевидно для водителя.

Если человек вступил на зебру, то водитель обязан его пропустить. В то же время пешеход не должен начинать переход, не убедившись в безопасности движения (п. 4.5 ПДД). Он может выходить на проезжую часть только после того, как оценит расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедится, что переход будет для него безопасен.

Что такое пешеходная дорожка

Согласно Правилам дорожного движения «Пешеходная дорожка» – это обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1. ПДД РФ.

Другими словами «Пешеходная дорожка» – это участок местности, предназначенный для движения только пешеходов. Закон приравнивает к пешеходам также инвалидов в коляске, лиц, ведущих велосипед, мотоцикл, детскую коляску, лиц, которые катаются на самокатах, роликовых коньках и иных подобных приспособлениях.

Более того, Правила дорожного движения вменяют в обязанности пешеходов, помимо тротуаров, двигаться именно по пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам (п. 4.1 ПДД РФ).

В каком районе Челябинска самые плохие дороги? — 74.Ru

В каком районе Челябинска самые плохие дороги? … Челябинск, 27.03.2016; Главное: Митинг о срочном ремонте дорог … Пробки: 2 балла. Погода +3 …

Как надо ходить по дороге на которой нет тротуара

Последнее изменение

Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.

Изменение в пункте 14.1 Правил
Было Новая редакция
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов , переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам , переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Последние изменения

Пункт 4.1 менялся несколько раз. А последнее новшество было в ноябре 2014 года, когда в последнем абзаце вместе с рекомендацией пешеходам надевать светоотражающие жилеты появилась ещё и обязанность делать это в тёмное время суток на трассе. А саму рекомендацию расширили на только на движении вдоль дороги, но и поперёк – при переходе.

При движении При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется , а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Ранее, в марте 2014 года изменились первые 2 абзаца пункта 4.1 Правил, когда законодатели ввели термин “велопешеходная дорожка” – им и дополнилось перечисление участков дорог, где можно ходить пешеходам.

И, наконец, самое старое изменение было в 2005 году – тогда изменился 3 абзац:

Вне населённых пунктов при движении по При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Кто такие пешеходы

Правила дорожного движения расшифровывают этот термин:

  1. Это участники дорожного движения на проезжей части, находящиеся за пределами транспорта и не выполняющие никаких работ, служебных обязанностей в области дороги.
  2. Сюда также относят людей с неполноценными физическими возможностями, которые перемещаются на средствах передвижения для инвалидов.
  3. Лица, передвигающиеся на самокатах, скейтбордах.
  4. Граждане, ведущие возле себя велосипеды, мотоциклы.

Специалисты, производящие ремонт и иные служебные обязанности на территории дороги, не являются участниками дорожного движения только на время исполнения своей работы. По её прекращению они автоматически становятся пешеходами.

Движение пешехода в ночное время

Основная цель ПДД – установление таких правил, которые бы обеспечили максимальную безопасность для каждого участника. Движение в ночное время – особый вопрос, так как в условиях пониженной видимости вероятность происшествий возрастает в разы.

При хорошем уличном освещении данная проблема не стоит так остро. Но далеко не всегда оно имеется даже в пределах населённых пунктов, не говоря уже про иные территории.

В пункте 4.1 ПДД имеются особые установки на счёт стороны дороги и требований к людям, которые выходят на проезжую часть ночью:

  • на территории населённых пунктов людям рекомендуется иметься при себе светоотражатели, если они двигаются по проезжей части, в том числе – переходят дорогу;
  • за пределами населённых пунктов граждане и вовсе обязаны иметь светоотражатели.
  • в случае отсутствия обочины и тротуара, пешеход должен идти по стороне дороги навстречу движения транспорта.

Если у пешехода светоотражательного элемента нет, но перейти дорогу необходимо, рекомендуется использовать какой-либо источник света, например, фонарь на мобильном телефоне. Он привлечёт внимание водителя и позволит избежать происшествия.

Что запрещается пешеходам?

Во-первых, нельзя создавать помехи для передвижения транспорта, выходить на дорогу из-за стоящего крупногабаритного автомобиля, который ограничивает обзор. Сначала необходимо убедиться, что нет приближающихся автомобилей.

Во-вторых, на основании пункта 4.8 ПДД, ожидать автобус или другое маршрутное средство нельзя вне возвышающейся над уровнем покрытия площадки для посадки. Если таковая отсутствует, стоять необходимо на обочине, тротуаре, покидать который запрещено до момента подъезда и окончания движения транспорта. При выходе из него нужно незамедлительно покинуть полотно.

Запрещается обходить автобус сзади, а трамвай – спереди.

Кроме того, нельзя:

  • допускать выход ребёнка на дорожное полотно без сопровождения взрослого;
  • вне перехода пересекать дорогу, снабжённую разделительной полосой либо состоящую из четырёх и более полос для езды в каждом направлении;
  • переходить полотно там, где имеется защитный забор;
  • медлить, задерживаться на дороге, если иное не грозит непосредственной опасностью;
  • идти по автомагистрали.
  • вести группу или класс детей вне отведённых для этого мест, в тёмное время суток, без сопровождающих взрослых.

Мужчина в светоотражающем жилетеНочью и в условиях недостаточной видимости человек, находящийся на проезжем полотне или обочине дороги в населённом пункте, должен по возможности носить светоотражающие элементы на обуви и одежде. Для пешеходов, идущих по загородной местности, отсутствие таких элементов строго запрещается.

Нельзя идти по диагонали на регулируемом перекрёстке: этот вариант возможен только при нанесении специальной разметки (1.14.1, 1.14.2).

Человек, уже находящийся на полотне, при приближении автомашины с работающим синим (сине-красным) проблесковым маячком обязан немедленно освободить дорогу. Если такое транспортное средство появилось в поле зрения до начала пересечения, нужно воздержаться от него.

3. Нет ни перехода, ни перекрестка

Может так случиться, что на дороге нет ни перехода, ни перекрестка. Бывают и такие места. Вам опять поможет пункт 4.3:

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Ограждение

Понятно почти все.

Ограждение – это забор посреди дороги и тому подобное. Посмотрите на рисунок слева. Через такие ограждения перелазить не надо.

Разделительная полоса

Разделительную полосу также можете увидеть на рисунке слева, ее пересекать запрещено.

Если на дороге нет ни разделительной полосы, ни ограждения, то ее можно перейти. Однако при этом следует уступить дорогу автомобилям, т.е. дождаться, когда все машины проедут.

Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?

Основным аргументом в защиту водителя является отсутствие доказательств вины. Если говорить коротко, то рассуждения могут быть такими: раз нет видеозаписи и объяснений пешехода, которому помешали перейти дорогу, чем доказана вина?

При несогласии водителя с совершением правонарушения составляются протокол и постановление. Последним документом он и привлекается к административной ответственности, так как им устанавливается его вина. При составлении протокола водителю разъясняются его права, и ими нужно обязательно воспользоваться.

  • Укажите в протоколе, в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», что с правонарушением не согласны, его вы не совершали.
  • Напишите объяснения в протоколе или на отдельном листе бумаги. Обязательно укажите в постановлении, что к нему прилагаются объяснения. Здесь не нужно писать, что пешеход появился внезапно, был не виден и т.п. Таких формулировок следует избегать. Человек либо был на проезжей части, либо не был. Поэтому в объяснениях можно указать, что пешехода вы видели, как и он вас, однако ваши действия не вынудили его изменить скорость и направление движения.
  • Если пешеход остался на месте, попросите его сообщить вам его контактные данные. Это позволит допросить пешехода в суде при рассмотрении вашей жалобы на постановление. Лучше, если явку в суд пешехода обеспечите вы.
  • Если допустить совсем уж экстремальный случай: снимите пешехода на камеру своего телефона. Пусть он скажет, что вы не помешали ему перейти дорогу. Такую запись можно использовать при обжаловании постановления инспектора.
  • Обязательно сохраните видеозапись с регистратора. Она может быть представлена суду и использована в качестве доказательства защиты.

Обязанности

Правила и требования ПДД действуют в отношении всех возрастных категорий и обоих полов, независимо от статуса, социального положения и состояния здоровья. Пешеходы имеют обширный перечень обязанностей.

Среди них выделяют следующие требования:

  • не останавливаться посреди пути без весомой причины и необходимости, не вводить водителей в состояние замешательства неопределёнными, хаотичными действиями;
  • двигаться по дороге, только удостоверившись, что опасности нет и дистанции до движущихся транспортных средств предостаточно, чтобы успеть сделать переход;
  • пересекать дорогу без разметки, только если она хорошо видна во всех направлениях;
  • переходить только лишь в строго обозначенных местах, не стремиться сократить путь через необорудованный участок;
  • не пересекать дорогу в диагональном направлении;
  • всегда обращаться особое внимание на жесты автоинспектора-регулировщика и светофора;
  • не приводить в замешательство участников движения, избегать создания препятствий и аварийных ситуаций;
  • в ночное и вечернее время носить светоотражающие предметы — за пределами города или посёлка это обязательное условие.

Если движется транспорт с сигнальными знаками, необходимо как можно скорее уйти с проезжей части и вернуться на безопасную территорию.

Штрафы за переход в неположенном месте

Нарушение ПДД (переход дороги в неположенном месте или на красный) – 500 рублей.

Нарушение ПДД пешеходом, повлекшее создание помех в движении ТС, – 1 000 рублей.

Нарушение ПДД пешеходом, повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, – 1 000 – 1 500 рублей.

Кроме того, согласно статье 268 уголовного кодекса:

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, –

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, –

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, –
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Например, пешеход переходит дорогу в неположенном месте. Перед ним резко останавливается легковая машина, в которую сзади врезается грузовик. Водитель легковушки погибает, а пешехода сажают в тюрьму за грубое нарушение ПДД.

Будьте бдительны! Не нарушайте правил дорожного движения!

Теперь у Вас есть вся необходимая информация, чтобы правильно переходить дорогу. Обязательно применяйте свои знания, и Вы никогда не попадете в ДТП.

Особенности движения в темное время суток

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:

“Темное время суток” – промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

“Недостаточная видимость” – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами. В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.

Например, можно надеть специальный желтый жилет, который обычно используют дорожные рабочие. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 – 200 рублей.

Отмечу, что за отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь световозвращатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено.

Тем не менее светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость, поэтому рекомендую пешеходам постоянно их использовать. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.

Какой штраф за нарушение 14.1?

Он составляет вилку сумм от 1500 до 2500 рублей на усмотрение инспектора и предусмотрен статьёй 12.18 КоАП. Если непропуск пешехода был зафиксирован на камеру автофиксации, то, скорее всего, будет назначена максимальная планка штрафа.

Штраф за непропуск пешехода можно оплатить со скидкой 50 процентов в первые 20 дней от дня вынесения постановления (не путать с днём вступления в силу).

Куда и как жаловаться?

Постановление по делу об административном правонарушении можно обжаловать либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) – например, в ОБДПС ГИБДД УМВД России по городу (району, округу), либо в районный суд по месту нахождения этого органа.

Орган (вышестоящее должностное лицо), в адрес которого жалобу можно направить почтой, указывается в постановлении. Его копия вручается водителю под роспись.

В жалобе укажите на отсутствие в деле об административном правонарушении доказательств вашей вины. Формулировки, подходящие под конкретный случай, можно позаимствовать из текстов судебных актов, доступных по ссылкам ниже. К жалобе следует приложить сделанную вами копию постановления, а также дополнительные материалы при их наличии – видеозапись, фотографии.

Важно не пропустить срок на подачу жалобы – 10 суток с момента получения копии постановления. При этом первым считается день, следующий за днем составления постановления.

Действовать по правилам

ПерекрестокПешеходам полагается переходить проезжую часть в строго обозначенных правилами местах. Если поблизости нет оборудованного перехода, перейти можно и на перекрёстке. В случаях, когда он отсутствует, то дорогу разрешается пересекать под прямым углом, где нет разделительных линий и физических препятствий.

Регулируемым считается тот, где движение осуществляется согласно знакам регулировщика либо сигналам светофора. Если техника не функционирует, мигает только один жёлтый, то тогда этот участок переходит в категорию нерегулируемого.

Нередко, для удобства граждан устанавливают двуцветные светофоры с изображением идущего человечка.

Когда включается зелёный, перемещение по проезжей части разрешено. Но заблаговременно необходимо убедиться, что весь транспорт завершил свой манёвр, нужно. На красный переходить дорогу категорически запрещается.

Если аппарат сломан, мигает жёлтым, тогда надо ориентироваться по имеющемуся его аналогу для водителей.

Когда движение контролирует инспектор ГИБДД, нужно следовать жестам регулировщика:

  • правая рука автоинспектора находится в вытянутом положении и смотрит вперёд – пешеходы со стороны спины сотрудника ГИБДД могут переходить дорогу;
  • две руки смотрят в разные стороны в вытянутом положении – можно двигаться по проезжей части как с передней стороны, так и с задней по отношению к стоящему инспектору;
  • правая рука поднята – пешеходное движение запрещено с любой из сторон.

Вследствие незнания многими значений жестов регулировщика, инспектор по своему усмотрению может пользоваться более понятными жестами, например, взмахом руки в том направлении, где движение разрешается.

А также стоит помнить, что лучше пропустить транспортное средство, которое не собирается притормаживать, даже если у пешехода преимущество и ему разрешено идти. Это сохранит его личное здоровье и жизнь.

Зона действие знака

Зона действия знака «Пешеходная дорожка» в ПДД прямо не определена. Однако в п. 5.5.8. ГОСТ Р 52289—2004 указано, что данный знак устанавливают в начале пешеходной дорожки справа от нее, повторный – после каждого пересечения с дорогой.

Таким образом, опираясь на требования ГОСТ, можно утверждать, что зона действия знака «Пешеходный дорожка» распространяется от места его установки и до ближайшего перекрестка за ним (пересечения с дорогой). При этом, если пешеходная территория располагается и дальше, то знак «Пешеходная дорожка» должен быть установлен повторно.

На местности, на которой распространяется действия знака «Пешеходная дорожка», вправе находиться только пешеходы. При этом в зоне действия данного знака запрещается движение любых транспортных средств. Однако законом предусмотрены некоторые исключения из этого правила. Об этом ниже.

Наказание за неправильное движение по проезжей части

Административная ответственность предусматривается не только за нарушение ПДД водителями, но распространяется и на пешеходов. Так, в КоАП РФ представлен ряд норм, за нарушение которых граждане привлекаются к ответственности:

Нарушение Статья КоАП РФ Санкция
Нарушение ПДД пешеходом или пассажиром. Предполагается обычное нарушение, которое не влечёт за собой существенных последствий в виде дополнительного повреждения какому-либо участнику движения. Также важно, чтобы такое нарушение не создавало помех окружающим, например, речь может идти о переходе в неположенном месте при отсутствии рядом транспорта или движение не по той стороне дороги. Ч. 1 ст. 12.29 Предупреждение или штраф в размере 500 рублей
Нарушение ПДД при условии создания помех транспорту. Здесь уже пешеход мешает иным участникам движения, например, проезжающей машине, если игнорирует сигнал светофора. Ч. 1 ст. 12.30 Штраф 1000 рублей
Нарушение ПДД пассажиром, повлекшее причинение лёгкого и среднего вреда здоровью. При наступлении тяжкого вреда предусматривается уже уголовная ответственность. Ч. 2 ст. 12.30 Штраф 1500 рублей

Все нарушения пеших граждан, включая переход дороги в неположенном месте и иные распространённые нарушения, наказываются в соответствии с данными статьями.

Судебная практика

  • Алтайский краевой суд удовлетворил жалобу водителя на постановление инспектора ДПС о том, что он не создавал помех пешеходу на дороге, инспектором не был составлен протокол, несмотря на оспаривание нарушения пункта 14.1, а также не был опрошен свидетель. В обоснование своей правоты водитель предоставил видеозапись. Суд учёл, что водитель выполнил требование уступить дорогу пешеходу, хотя оба пересекали проезжую часть по переходу одновременно.
  • А вот другой суд оставил без изменения штраф сотрудника ГИБДД, несмотря на те же доводы водителя.

Что происходит в судах?

Для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ («Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения») прежде пешеход инспектору был не нужен. Однако в упомянутом выше письме МВД сотрудникам ГАИ рекомендовано вести видеозапись правонарушения и получить объяснения от пешехода, поэтому ситуация может измениться. Случится ли это – покажет судебная практика. Пока же о единстве ее говорить не приходится. Ниже рассмотрим судебные решения, которые водители смогут использовать при своей защите.

Водитель указал, что пешехода не было на пешеходном переходе. Его слова подтверждала запись с видеорегистратора: человек неожиданно вышел из-за машины, припаркованной под углом к проезжей части в непосредственной близости от пешеходного перехода. Суд установил вину пешехода, к ответственности водитель не привлечен (

При этом в деле нет видеозаписи, нет объяснений пешехода. Вина установлена только на основании протокола, постановления и объяснений водителя, согласно которым он вину не признал. Водитель привлечен к ответственности (

На основании видеозаписи суд установил, что женщина, приблизившись к нерегулируемому пешеходному переходу, не замедлила свой ход, несмотря на приближавшийся автомобиль, и продолжила движение, нарушив требования п. 4.5 ПДД. Кроме того, суд указал, что водитель не должен прибегать к резкому торможению в условиях гололеда. Водитель не привлечен к ответственности (

Суд указал, что водитель при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу обязан предоставить преимущество в движении пешеходам, переходящим дорогу, которая включает в себя обочины, тротуары, разделительные полосы, т.е. и тем пешеходам, которые еще не вышли на проезжую часть, но для которых приближающийся автомобиль создает помеху. Водитель привлечен к ответственности (

Таким образом, для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ доказательства совершения им правонарушения должны быть достаточными. А с учетом рекомендаций МВД в числе таких доказательств должны быть видеозапись и объяснения пешехода.

Правила перехода на нерегулируемом перекрёстке

Парень переходит дорогуПешеходы на нерегулируемом перекрёстке и переходе, по сути, самостоятельно отвечают за свою безопасность.

  • оценивают длину дистанции до приближающегося транспорта, определяют его примерную скорость и исходя из этого принимают решение, будет ли переход дороги безопасным или нет;
  • не создают препятствия и не затрудняют транспортный поток;
  • не выходят на дорогу из-за ограждений, предметов и сооружений, которые делают видимость дороги затруднительной;
  • не выскакивают внезапно с пассажирской остановки, не удостоверившись в безопасной обстановке на дороге.

При нарушении вышеуказанных норм, пешеходы полностью ответственные за создание аварийной ситуации. Кроме того, не приходится рассчитывать на компенсацию нанесённого ущерба личному здоровью и жизни. Потребуется дополнительно оплатить ремонт пострадавшего транспорта, если оно было повреждено.

Каким транспортным средствам разрешено движение по пешеходной дорожке

Так, в качестве исключения, разрешено движение по пешеходной дорожке:

автомашинам дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб при выполнении служебных обязанностей;

автомобилям, подвозящим грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у пешеходных дорожек и при отсутствии других возможностей подъезда.

При этом во всех этих случаях водители данных транспортных средств обязаны обеспечить безопасность движения, помня о том, что на пешеходных дорожках исключительное преимущество в движении имеют пешеходы. Кроме того, водители обязаны подъезжать к таким предприятиям и иным объектам, выбирая кратчайшую траекторию движения.

В свою очередь, пешеходы, увидев служебные автомобили на пешеходной дорожке, должны соблюдать бдительность и не провоцировать возникновение опасных ситуаций.

По какой стороне идти пешеходу если нет тротуара?

При отсутствии тротуара и обочины пешеход должен двигаться против движения транспорта, то есть, по левой стороне. Если есть обочина, то идти можно по ней по направлению движения.

Если на дороге расположено одностороннее движение, то идти по ней можно только в крайнем случае. Передвигаться можно будет по любой стороне, но обязательно с самого края.

Кто виноват в ДТП с пешеходом?

Как надо ходить по дороге на которой нет тротуараШтраф – это не единственный тип ответственности, который несёт пешеход при наличии вины. Однако, на практике ситуации, когда лицо, передвигающееся самостоятельно, будет виноватым, достаточно редки.

Так, в соответствии с пунктом 8.1 ПДД, водитель должен обеспечить безопасность своего манёвра, а также информировать прочих участников движения о совершаемых действиях (например, с помощью «поворотника»).

Если водитель сбил человека на переходе, то избежать ответственности не получится. Вина полностью ложится на того, кто был за рулём, так как пешеходы имеют преимущество на таких участках.

Подобная ситуация возникает и в случае, если ДТП произошло на тротуаре или обочине (при условии отсутствия тротуара). В данных местах пешеход также имеет преимущество, если шёл по нужной стороне дороги и не нарушал каких-либо других правил.

Ситуация становится более сложной, когда ДТП происходит вне пешеходных зон, то есть на проезжей части. Бытует мнение, что даже в таком случае водитель будет нести полную ответственность, но это не всегда так.

Гражданин, находящийся за рулём автомобиля или иного транспорта, будет нести ответственность в следующих ситуациях:

  • у него имелась возможность избежать столкновения;
  • освещение было достаточным, человек появился на дороге заблаговременно;
  • авария произошла в связи с неисправностью его транспортного средства;
  • водитель был в состоянии опьянения.

Доказать невиновность можно, ссылаясь на плохое освещение, на тот факт, что человек появился на стороне дороги неожиданно, не имел отражающих элементов в тёмное время суток. В данном случае можно воспользоваться показаниями регистраторов и свидетелями.

Пешеходы на инвалидных колясках и переносящие грузы

Людям с неполноценными физическими возможностями, которые перемещаются на инвалидных средствах передвижения без двигателя, а также людям, перевозящим большие предметы на двухколёсном транспорте или несущим габаритные предметы, вещи в руках, разрешается двигаться по краю дороги.

Это не обязательное требование, а лишь альтернативный вариант для разгрузки затруднённого движения по тротуару. Но при желании как инвалиды, так и люди с габаритным грузом могут перемещаться по территории тротуара. Это не является нарушением.

Нюансы

При передвижении люди должны следовать ряду правил, которые введены для достижения безопасности. На первый взгляд, они кажутся простыми, но на практике имеются свои особенности:

  • Закон выделяет инвалидов на колясках в особую группу, приписывая им движение по ходу направления транспорта. Но другие инвалиды не имеют каких-то особых предписаний, их расположение на дороге регулируется общими правилами, присущими для пешеходов.
  • Гражданин может быть привлечён и к гражданско-правовой ответственности, если окажется виновным в результате оформления ДТП. Потерпевшие вправе обратиться с иском о возмещении ущерба в суд. Размер ущерба подтверждается документами и экспертизой.
  • Пешеход может быть привлечен и к уголовной ответственности, если в результате его вины другой гражданин получит тяжкие телесные повреждения (статья 268 УК РФ).
  • Организованные колонны движутся по сторонам дороги по своим правилам.
  • Велосипедисты должны следовать своим правилам и причисляются к пешим гражданам только в том случае, если катят свой транспорт рядом.
  • Человек, нарушающий правила перехода или нахождения на проезжей части не на той стороне дороги, также может быть признан виновным. Но всё рассматривается индивидуально.

Законодатель не предусмотрел ответственности за нахождение на проезжей части и пересечение дороги в пределах населённого пункта без светоотражателей, но в случае ДТП, пеший гражданин может быть признан виновным, особенно в ситуации, когда прочее освещение было недостаточным.

Права и обязанности пешехода

Права и обязанности пешеходов обозначены в главе 4 ПДД. Среди основных моментов можно выделить следующие:

  • Движение пешехода осуществляется по специально отведённым местам. На проезжую часть следует выходить только в случае их отсутствия.
  • Если иного варианта нет, то двигаться можно по краю дороги, по направлению движения транспорта.
  • В ночное время суток человек должен обеспечить максимальную видимость, используя светоотражатели. На территории населённых пунктов это рекомендация, а вот за их пределами – уже требование.
  • Пешие колонны всегда направляются по направлению движения. Не допускается более 4 человек в один ряд. Спереди и сзади должны находиться направляющие с красными флажками. При плохой видимости они должны использовать фонари, спереди – белый, а сзади – красный (пункт 4.2 ПДД).
  • Пересечение дороги производится на светофорах и специальных переходах, а когда они отсутствуют – на перекрёстках (пункт 4.3 ПДД).
  • На регулируемых участках люди должны подчиняться общим требованиям (пункт 4.4 ПДД).
  • Перед пересечение дороги, пешеходы должны убедиться в безопасности манёвра (пункт 4.5 ПДД).
  • Нельзя останавливаться при переходе, если это не связано с обеспечением безопасности (пункт 4.6 ПДД).
  • Граждане также должны пропустить машины со спецсигналами. Если они уже находятся на дороге, то должны максимально быстро освободить её (пункт 4.7 ПДД).
  • Ждать транспорт можно на специальных площадках, а при их отсутствии – на тротуарах (пункт 4.8 ПДД).

Пешеходы имеют те же права, что и прочие участники дорожного движения. Среди особых прав можно выделить преимущество на специальных переходах, тротуарах, а также при соответствующем сигнале светофора.

Отличие пешеходной дорожки от пешеходной зоны, тротуара и пешеходного перехода

Пешеходную дорожку следует отличать от пешеходной зоны. Пешеходную зону обозначают знаком 5.33. Конец пешеходной зоны обозначают знаком 5.34.

Специального же знака для обозначения конца пешеходной дорожки правилами не предусмотрено.

В пешеходную дорожку, в отличие от пешеходной зоны, обычно не включаются площади, тротуары, бордюры, дороги и другие подобные элементы городского благоустройства. Пешеходная дорожка, как правило, меньше по площади, чем пешеходная зона.

Назначение у пешеходной дорожки более узконаправленное, она предназначена в основном для пешей ходьбы. Тогда как в пешеходной зоне могут проходить различные общегородские мероприятия, располагаться торговые и развлекательные точки.

В отличие от пешеходной дорожки движение транспортных средств по пешеходной зоне категорически запрещено.

Ключевое отличие тротуара от пешеходной дорожки заключается в том, что тротуар является частью дороги, он непосредственно примыкает к дороге. Тогда как пешеходная дорожка может располагаться отдельно. По тротуарам вправе двигаться только пешеходы, движение любых автотранспортных средств на нем запрещено, исключений здесь нет.

Ни в коем случае нельзя путать знак «Пешеходная дорожка» со знаком «Пешеходный переход». Пешеходный переход обозначается знаками 5.19.1, и 5.19.2 и соответствующей дорожной разметкой («зеброй»). Он предназначен для движения пешеходов в том случае, когда необходимо пересечь дорогу. При этом пешеходный переход является частью дороги.

Передвижение пешехода по дороге в темноте

Установлены определённые требования касательно перемещения по проезжей части при плохой видимости, а также вечером и ночью. Под тёмным временем суток подразумевается время от вечерних сумерек до утренних. Недостаточной видимостью обозначают обзор проезжей части на дистанции менее 300 метров во время дождя, сумерек, тумана и т. п.

При вышеуказанных условиях погоды и времени в населённых пунктах пешеходам рекомендуют запастись светоотражающими предметами либо одеждой. Можно купить специальные жилеты, которые используют рабочие на дорогах. Стоят они дёшево, до 500 рублей.

Если пешеход находится за пределами города или посёлка, то тогда он обязан выполнять это требование, чтобы водители могли заметить пешехода и пропустить его. Нередко светоотражающая одежда и предметы предотвращают несчастные случаи.

Если возникла ситуация, когда при себе нет светоотражающих элементов, можно воспользоваться фонариком или свечением телефона, чтобы быть заметным водителям.

Когда нельзя выходить на дорогу

Скорая помощьНельзя выходить на проезжую часть, если приближается транспорт с мигающими световыми маячками и звуковыми сигналами. Если пешеход всё-таки вышел на дорогу, необходимо скорее, насколько это, возможно, пройти её или вернуться. Если работает только световой маячок без сигнала, можно и не пропускать такой транспорт.

Запрещается выход на дорогу из-за плохо просматриваемых мест, так как пешехода могут не заметить водители.

Ребёнку разрешается двигаться по проезжей части только под наблюдением совершеннолетних. Детям без присмотра родителей рекомендуется ходить в жилой зоне, где могут двигаться пешеходы.

Штрафы за нарушения требований знака «Пешеходная дорожка»

За езду по пешеходной дорожке водителей могут привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ. Данная статья предусматривает наложение денежного штрафа на виновного водителя в размере двух тысяч рублей.

Движение организованных пеших колонн по дороге

Движение организованных пеших колонн по дорогеПеремещение пешей колонны разрешено по краю дороги при условии, что строго соблюдаются все требования:

  1. Участники колонны должны перемещаться только по течению движущегося потока, с правой стороны. Один ряд должен состоять из 4 и менее людей. В начале и в конце колонны, слева, обязательно присутствуют сопровождающие люди, несущие красные флажки, необходимые для уведомления водителей о движущейся колонне.
  2. Если колонна идёт в условиях плохой погоды, вечером или ночью, колонну должен освещать яркий фонарь белого или лунного цвета спереди, в конце – красного цвета.

Детским колоннам нельзя передвигаться по дороге, они могут идти только по тротуарам или пешеходным дорожкам утром и днём, и в присутствии совершеннолетних людей.

Ответственность пешеходов за нарушение ПДД

Пешеходы зачастую лично несут ответственность за случившееся происшествие в процессе пересечения проезжей части. Далеко не всегда действия пешехода признают правомерными. По этой причине повышенная внимательность и ответственность на дорогах может сохранить личный бюджет, а главное, жизнь и здоровье.

Ответственность в виде административного штрафа или предупреждения накладывается в том случае, если неправомерные действия:

  • не привели к причинению ущерба здоровью и созданию препятствий транспортному потоку;
  • привели к сбою нормального движения транспорта;
  • привели к причинению вреда здоровью небольшой тяжести потерпевшего.

Гражданская ответственность означает то, что виновник должен восполнить причинённый ущерб имуществу, здоровью, моральному состоянию потерпевшего.

Уголовная ответственность наступает, если неправомерные действия привели к следующим последствиям:

  1. Серьёзный ущерб здоровью. Виновника могут ограничить в свободе (3 года и менее), обязать к принудительным работам (2 года и менее), арестовать (4 месяца и менее), лишить свободы (2 года и менее).
  2. Смерть потерпевшего. В этой ситуации могут ограничить свободу виновника (4 года и менее), привлечь к принудительной работе (4 года и менее), лишить свободы (4 года и менее).

Смерть двух и более лиц также входит в этот перечень. Этот случай подразумевает привлечение к принудительным работам (5 лет и менее) или лишение свободы (7 лет и менее).

Штрафы для пешеходов

Административные штрафы назначаются, если пешеход нарушил обязательные предписания и условия, выставленные законом.

Ниже приведены случаи, когда могут выписать штраф нарушителю:

  • пешеход перебегает проезжую часть на красный свет светофора или переходит её в неположенном месте – в данных ситуациях могут сделать первое предупреждение либо оштрафовать на сумму (обычно это не более 500 рублей);
  • нарушил требования и вследствие этого возникли препятствия и помехи в транспортном потоке — штраф за содеянное колеблется в пределах 1 тысячи рублей;
  • пешеход своими действиями, независимо от того, умышленные они были или нет, причинил вред здоровью потерпевшего небольшой тяжести — штраф обычно не превышает 1500 рублей.

Как видно из вышеуказанных цифр, штрафы пешеходам выставляют невысокие, что, вполне возможно, не остановит нарушителей продолжать нарушать предписанные правила. Но стоит задуматься ещё и о том, что нарушение правил дорожного движения может привести не только к материальным затратам, но и к последствиям посерьёзней.

Ежегодно в России дорожно-транспортные происшествия уносят тысячи жизней, многие участники ДТП остаются на всю жизнь инвалидами. Соблюдение простейших правил дорожного движения предотвратит печальные последствия, и сохранит жизнь и здоровье многих людей.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий

Adblock
detector