Кто имеет право устанавливать дорожные знаки
Все дорожные указатели должны стоять в строго определенных законом местах.
Нельзя допустить, чтобы они запутали малоопытного водителя.
Поэтому дорожный указатель устанавливаться так, чтобы водитель его хорошо видел.
В общих правилах четко обозначено, что никакие рекламные щиты и растяжке не должны загораживать их.
При этом видимость должна соответствовать стандартам. Оптимальное расположение за сто метров до указателя. Также там присутствует пункт о расположении по правой стороне дорожного полотна. Это связано с тем, что таким образом водителю удобнее обращать на них внимание. Если необходимо знак продублировать, сделать это можно по левой стороне дороги.
Согласно общим правилам расположения и рекомендуется все указатели устанавливать на одном уровне, это помогает восприятию. Водитель всегда знает, где может находиться тот или иной знак. Это экономит его время и способствует быстрому решению, как проехать участок дороги.
Иногда на одном столбе устанавливается несколько знаков. В этом случае должно соблюдаться условие, они располагаются на расстоянии от пятидесяти до двухсот миллиметров. Согласно правилам установки знаков дорожного движения ГОСТ в одном поперечном сечении можно расположить только три знака. Но, дублированные указатели, при этом, в расчет не берутся.
Указатели на дорогах должны устанавливаться:
- на дороге вне населённого пункта
- в горах вдоль дорог, за обочиной или над ними
- на обочинах
- на разделительной полосе, с целью дублировать
- по правой стороне дороги либо над ней
На обрывах и выступах можно возводить дополнительные опоры. Стоит учесть, край указателя должен располагаться на расстоянии одного метра от края дороги.
Категорически нельзя устанавливать знаки там, где их сложно увидеть. Но, не всегда при их установке люди задумываются, что они могут быть прикрыты листвой рядом стоящего дерева. Именно в этих местах и происходит большинства аварий и происшествий. Поэтому согласно правилам установки знаков дорожного движения в городе, лучше делать это вдали от кустов и деревьев. Тем не менее, в жизни, это не всегда соблюдается. Но, привлечь дорожные службы к ответственности практически невозможно.
Опасный участок дороги
Любой дорожный указатель должен заранее сообщать о ситуации на дороге.
Человек за рулем должен заранее понимать, что его ждет при дальнейшем движении.
Это может быть опасный участок дороги либо поворот.
Отсутствие указателя в положенном месте может привести к непоправимым последствиям.
Кроме правильности расположения указателей, правила регламентируют состав, из которого они изготавливаются.
Он должен предохранять от повреждений, а также иметь отражающее свойство. Это способствует хорошей видимости в темноте.
Установка каждого указателя должна иметь свои обоснования. Просто так поставить его в любом месте не получится. Знак должен решать проблему либо предупреждать человека о том, что будет на том или ином участке дороги.
Как узнать законно ли установлены дорожные знаки и внесены ли они в реестр Спасибо!
Формально за состояние дороги со всеми её объектами отвечает местная дорожная служба. Однако, на практике это могут делать сразу несколько органов:
- Федеральное ведомство по обеспечению организации дорожного движения (Министерство транспорта, Росавтодор),
- ведомство субъекта (региона или города России) по организации установки дорожных знаков, светофоров, нанесения разметки (как правило, местный департамент дорожного движения),
- ГИБДД осуществляет контроль за законностью их установки.
Хорошая новость заключается в том, что проверить дорожный знак вы можете посредством всех указанных ведомств, и подать обращение можно в режиме онлайн.
Можно ли и как проверить, законно ли установлен дорожный знак?
Государственный надзор за дорожным движением включает в себя не только обеспечение безопасности в виде выполнения водителями ПДД и других норм законодательства, но и слежение за состоянием элементов дорожной сети. Сюда включены и дорожные знаки. Причём, власти обязаны как выполнять постоянный контроль за законностью их установки, так и обязывать владельцев демонтировать незаконно поставленные, предписывать установить недостающие и, конечно же, рассматривать обращения граждан по вопросам такой правомерности. А вот что конкретно делать, если вы видите предварительно неправильно поставленный дорожный знак, как проверить его законность в 2021 году и куда жаловаться, подробно расскажем в данной статье.
Машины незаконно эвакуируют из-под экспериментальных знаков
В Москве устанавливают новые дорожные знаки, не предусмотренные ПДД. Мосгорсуд пояснил, почему водители не обязаны руководствоваться этими знаками, и признал незаконным привлечение к ответственности из-за несоблюдения их требований.
Какие правила для дорожной искусственной неровности? Размеры, установка и штрафы
Лежачие полицейские, как бы ни “убивали” подвеску автомобиля и грозили испортить резину и/или диски колёс, призваны всё же обеспечить безопасность дорожного движения. Однако, так как они ограничивают скорость машин с помощью физики (а не законодательным воздействием), то требования к ним особенно жёсткие. О них и поговорим в данной статье. В частности, выясним главные вопросы: какая максимальная разрешённая высота искусственной неровности, ширина и длина по ГОСТам, где их должны ставить, а где не имеют права, должна ли быть обязательно на ней разметка и дорожный знак, могут ли устанавливать “лежачих” во дворах в 2021 году? Также выясним гораздо менее популярные, но актуальные проблемы с этим дорожным сооружением и разберём, какие штрафы могут грозить вам за те или иные связанные с такими неровностями нарушениями ПДД. И всё это традиционно в формате вопросов и ответов.
Правила установки дорожных знаков
Неотъемлемы от проезжей части дорожные знаки: они указывают направление движения, запрещают или развешают маневры, информируют водителей и выполняют уйму других предназначений. Перечень знаков с обозначениями и разборами конкретных ситуаций представлен в ПДД РФ. Установка дорожных знаков производится по правилам, предусмотренным ГОСТ 52290-2004.
Установка дорожного знака
Установка дорожных знаков – процедура, которой вряд ли кого-то можно удивить. Тем не менее, именно этот процесс часто вызывает спорные вопросы, особенно, если дорожный знак был установлен с нарушением установленных требований.
Чем сегодня являются дорожные знаки, мерой регулировки дорожного движения, или дополнительной возможностью для сбора штрафов?
Как узнать, законно ли установлен дорожный знак: где это можно проверить? Какое наказание грозит за самовольную установку?
Как отметил Евгений Гришковец в романе «Асфальт», даже ограничительные и запрещающие меры на трассах говорят о заботе одного человека о другом человеке. Условия реальной жизни могут привносить некоторые изменения в эту идеальную формулу. И тогда возникает необходимость узнать, законно ли установлен дорожный знак. Это поможет сэкономить немалую сумму штрафа.
Можно ли поставить собственный знак?
Просто вкопать свой собственный дорожный знак ни физическое лицо, ни юридическое не имеет права. Однако, человек может инициировать установку элемента дорожной сети путём направления такого же обращения, как и по аналогии с проверкой законности установки знака.
А во дворах и на частной территории?
Тоже нельзя. Вообще, прямой запрет ставить самовольно знаки в 2021 году запрещают ПДД. В частности, пункт 1.5 указывает, что Правилами запрещено самостоятельно монтировать технические средства организации дорожного движения.
Конечно, если вы установите знак у себя на частном дворе, ничего за это не будет. Но если речь идёт о квартирном жилом доме, то здесь нельзя самовольно ставить ни знаки, ни шлагбаумы, ни светофоры, ни иные средства организации.
Вас также заинтересует:
- Изменение ПДД в марте 2021 года: новый дорожный знак 6.22 Фотовидеофиксация
- Приложение «Европротокол ДТП» – как официально оформить ДТП по телефону?
- Обязательны ГОСТы в дорожном движении или нет?
Из-под нового дорожного знака эвакуируют по 12 машин в день…
В феврале прошлого года мне довелось припарковаться в 1-м Добрынинском переулке. Приложение в смартфоне определило номер на платной стоянке, и, оплатив парковку, я ушел по делам. Вернувшись через пару часов, я обнаружил, что машины нет. Пришлось позвонить на единый номер экстренных служб 112. Оператор рассказала, куда увезли мой аппарат и к кому обратиться, чтобы его забрать. По ее словам, постановление об эвакуации вынесли сотрудники 3-го батальона ДПС ГИБДД УВД ЦАО г. Москвы.
Батальон находился через дорогу от того места, где стояла моя машина. Обратившись к дежурному офицеру, я узнал, что автомобиль был припаркован под знаком «Парковка для инвалидов». В протоколе и постановлении об административном правонарушении было написано, что я нарушил требования знаков 6.4 и 8.17, которые указывают на место стоянки для инвалидов.
Я был немало удивлен. Знак «Парковка для инвалидов» всегда четко выделен в виде отдельной таблички с изображением инвалидной коляски. Под знаком обычно висит дополнительная табличка. Обозначение инвалидной парковки не заметить трудно. Таких знаков там, где я оставил машину, не было – я был в этом уверен. Но дежурный офицер лишь посмеялся надо мной и участливо рассказал: «. Мы из-под этого знака каждый день по 10–12 машин эвакуируем. Вы не первый и не последний. »
Фото приложения к протоколу у него не оказалось, но он заверил меня, что фото есть, с привязкой к GPS-координатам. Также он сообщил, что уже многие владельцы эвакуированных автомобилей обращались в суд, но еще ни у кого не получилось ничего доказать.
Существуют ли правила установки дорожных знаков?
Разумеется, такие правила есть. Правила установки дорожных знаков необходимы, если мы говорим о безопасном и комфортном движении на дорогах.
- Любой знак такого типа должен быть установлен таким образом, чтобы не препятствовать движению транспорта.
- Знаки устанавливаются только навстречу движения автомобилей.
- При выборе и установке знака учитывается не только его значение, но и характер и интенсивность движения на конкретном участке дороги, а также уровень освещенности участка.
- Учитывается возможность водителя прочесть знак как в дневное, так и в ночное время.
- Также сами знаки изготавливаются таким образом, чтобы их можно было прочесть с дальности от ста пятидесяти метров с места установки.
Вопрос правомерности установки дорожных знаков и связанных с ним ситуаций нередко доводит до судов, и здесь важно аргументированно и логично защитить свои права.
Установка знаков дорожного движения проверяется специально уполномоченными сотрудниками дорожных служб. Они как раз и должны время от времени выезжать на участки дороги и проверять как наличие знаков, так и правильность их установки. Полученные сведения сравниваются с положениями ГОСТа.
Искусственные неровности на дороге – это вообще законно?
Да, вполне. Как вы уже поняли, именно юридически правильно такие дорожные сооружения называются “искусственными неровностями” (или ИН или ИДН) . Название “лежачий полицейский” официально не употребляется, и так её называют в простонародье.
Но посмотрим с точки зрения законодательства 2021 года, чем вообще регламентированы такие искусственные сооружения на дороге. И нормативно-правовых акта, узаконивающих их, три.
- Самый главный автомобильный закон – ФЗ О безопасности дорожного движения №196 предписывает, что данное законодательство в России состоит в том числе из национальных стандартов (статья 5).
- Приказом Гостехрегулирования введён такой специальный отдельный Госстандарт, который регулирует правила установки лежачих полицейских.
- И, собственно, сам текст данного ГОСТа под номером Р52605-2006.
- Кроме того, Распоряжением Правительства РФ №2438-Р указанный ГОСТ по искусственным неровностям признан обязательным для исполнения.
Какие требования должны соблюдаться
Дорожные знаки относятся к техническим средствам организации дорожного движения. Установка каждого знака должна быть обоснована. Например, ограничения скорости на определенных участках должны чем-то оправдываться.
При установке необходимо соблюдение следующих требований:
- Знаки устанавливают по правую сторону навстречу потоку транспорта. Нужно учитывать дорожное покрытие и окружающую обстановку. Указатели должны быть хорошо видны на расстоянии не менее 100 метров.
- На автомагистралях фон знаков зеленого цвета, в населенных пунктах — белого, на других дорогах за пределами поселения — синего.
- На одном поперечном сечении дороги допускается установке не более трех знаков (без учета информационных табличек и дублирующих обозначений).
- Расстояние от кромки проезжей части, до ближайшего к ней края знака должно составлять от полуметра до двух метров, а до края знаков предварительного указания направлений от 0,5 до 5 метров. Исключение из правил составляют только горные дороги, где ограничено расстояние, а соответственно и возможности установки того или иного объекта.
- На проезжих частях вне населенных пунктов установка знаков производится за пределами обочин, присыпанных к обочине, на откосах. Нельзя устанавливать конструкции на обочине, поскольку она предназначена для съезда автомобилей, экстренных остановок и т.п.
- Установка должна быть обоснована и утверждена. Произвольно выставлять знаки нельзя.
- Монтаж конструкций производится в соответствии с индивидуально составленной схемой, таким образом, чтобы не создавать помех участникам дорожного движения.
- Если планируется установить на постоянной основе какой-либо знак, то граждане должны быть проинформированы о дате монтажа и причинах установки не позднее, чем за 20 дней до этого.
- Временные обозначения могут быть закреплены, если о них было заявлено не позднее чем за пять суток.
Высота знака зависит от того, на каком участке устанавливают:
- в населенном пункте — от 2 до 4 метров;
- вне населенного пункта — от 1,5 до 3 метров, при условии, что знак установлен сбоку от проезжей части;
- над проезжей частью — от 5 до 6 метров;
- на проезжей части и на приподнятых островках безопасности — от 0,6 до 1,5 метров.
С 1 мая 2019 были добавлены 59 новых дополнительных знаков. Они нужны для того, чтобы привлечь внимание водителя к тому или иному фактору (например, «Глухие пешеходы», «Уступи всем, и можешь повернуть направо» и многие другие).
Правила по ГОСТу
Чтобы минимизировать риск возникновения ДТП, по всей стране используются единые принципы установки дорожных знаков. Перечислим основные из них:
- Они должны быть одинаково хорошо видны как автомобилистам, так и пешеходам;
- Никакие предметы (рекламные баннеры, архитектурные излишества, строения и т.д.) не должны закрывать собой щит;
- В нашей стране, где действует правило правостороннего движения, дорожные знаки надлежит ставить только с правой стороны;
- Требования к высоте более расплывчаты: от 1,5 до 6 метров;
- Если произвести работы с соблюдением всех стандартов, то в хорошую погоду человек со здоровым зрением сможет распознать предупреждающий символ за 100 метров;
- При необходимости можно ставить один щит над другим на одной штанге, между ними должно быть выдержано расстояние от 5 см до 20 см. Очередность расположения должна соответствовать приоритету.
Помимо соблюдения общих законных требований, необходимо учитывать такие нюансы:
- Направление падения отраженного от поверхности щита света;
- Визуальная обзорность в окрестностях данного пункта;
- Средняя скорость и плотность потока.
Кто занимается
Люди ошибочно считают, что за установку и расположение знаков отвечает ГИБДД. Для этого существуют специальные организации, отвечающие за дорожное движение:
- Работники ГИБДД отвечают только за их техническое состояние и правильность установки.
- Монтаж дорожных знаков осуществляется на основании схемы движения на дороге.
- Перед установкой обязательно каждое место должно быть согласовано с различными инстанциями. Конечно, первой инстанцией для этого выступает ГИБДД.
- Эта схема находится в городской дирекции по организации движения на дороге. Именно здесь хранится реестр, который включает каждый установленный указатель в городе .
- Если в нем какой-то знак отсутствует, значит, он установлен в неположенном месте.
Ответственность за нарушение правил
В соответствии с законодательными нормами никто, в том числе и ответственные лица, не имеют право самовольно убирать или устанавливать графические символы ПДД. Запрещено также преграждать ими путь или наносить другие повреждения участникам движения. Нарушение правил влечет наложение административных наказаний.
Вид применяемого наказания зависит от суровости нарушения и действий, которые оно повлекло. При выявлении факта выписывается штраф в размере:
- 5-10 тысяч рублей, если провинилось физическое лицо;
- до 25 тысяч при наказании чиновника;
- до 300 тысяч, если штраф налагается на компанию.
При умышленном повреждении щита применяются нормы Уголовного кодекса:
- Штрафные санкции в размере до 40 000 рублей.
- Принудительные или исправительные работы.
- Помещение под стражу на срок до 2-х лет.
Если по вине нарушителя погибли люди, то срок заключения повышается до 5-ти лет.
Откуда взялся экспериментальный знак?
На следующий день я вернулся на место, где была припаркована моя машина, и обнаружил, что в череде дорожных знаков, похожих на знак «Платная парковка», висит знак «Парковка», в которую вписан значок инвалидной коляски. Знаки новой формации «Платная парковка» и «Парковка для инвалидов» похожи до степени смешения. К тому же они примерно на четверть меньше по размеру обычных знаков. В сложной дорожной обстановке их легко перепутать. Получилось так: висит знак, который мне как водителю непонятен, я не знаю, как на него реагировать. Кроме того, я его просто перепутал с другим таким же новым знаком.
Я решил разобраться в этой ситуации и стал изучать нормативную базу. Итак, правила поведения на дороге подробно описаны в Правилах дорожного движения. Дорожные знаки перечислены в приложении к ПДД. А вот то, как должны эти знаки выглядеть, как соблюсти единообразие при изготовлении и размещении этих знаков, регламентируют ГОСТы. Форма, размер, цвет, яркость и многое другое подробно описаны и утверждены Правительством РФ.
Оказалось, ГОСТ Р 52290-2004, который регламентирует требования к внешнему виду и порядку установки дорожных знаков, новые знаки, которые я неправильно трактовал, не содержит. Далее я обнаружил, что они являются экспериментальными. Знак, нарушение которого мне вменили, называется 6.4.17д «Парковка для инвалидов». Введен он в действие Предварительным национальным стандартом от 31 октября 2017 г. № 52-пнст. Срок действия этого ПНСТ – до 1 ноября 2020 г. То есть вполне возможно, что в 2020 г. эти знаки применять уже не будут.
Разбираясь дальше, я узнал, что есть ГОСТы обязательные и рекомендательные. ГОСТы, которые обязательны для применения в области регулирования дорожного движения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2017 г. № 2438-р, но там Предстандарта № 52-пнст нет.
Этот Предстандарт введен в действие за подписью заместителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Порядок применения его регламентирован ГОСТом 16-2011. В п. 5.3 данного госстандарта указано, что применение предстандатов является добровольным.
Отсюда вывод: на улицах Москвы стоят дорожные знаки, применение которых является добровольным. Введены эти знаки в действие документом, который по многим признакам нормативным актом не является. При этом за неисполнение требований этих знаков водителей привлекают к ответственности.
Требования к дорожным знакам и их установке
ГОСТ установки дорожных знаков подробно описывает то, какое количество знаков может быть установлено в том или ином случае, а также иные требования к установке и месту расположения.
Если водитель, защищая свои права, не может аргументированно доказать нарушения правил установки знаков, лучше по этому поводу проконсультироваться с юристами, имеющими подобную практику.
Контролировать весь процесс установки должна дорожная дирекция, а также вышестоящие органы власти.
Под общие правила установки знаков не подпадают только временные, сезонные. Установка временных дорожных знаков призвана, в первую очередь, обеспечить безопасность движения в том месте, где производятся ремонтные или иного рода работы.
В остальном же, установка дорожных знаков четко регламентируется правилами. Знаки должны быть установлены:
- за пределами населенного пункта непосредственно на обочине дороги;
- в горной местности – на откосах или над дорогой;
- для пересеченной местности – на расстоянии от 0.5, до 2 метров от дорожного покрытия;
- для повтора предшествующих знаков – на разделительной полосе или над дорогой.
Часто для установки знака и более легкого его чтения организуются специальные опоры и укрепительные постройки. Способы установки знака также регулируются ГОСТом.
Правомерность установки того или иного знака, который на практике мешает дорожному движению и создает потенциально опасные ситуации, могут установить адвокаты, занимающиеся подобными делами.
Как показывает практика, знаки могут и должны устанавливать не только непосредственно сотрудники ГИБДД. Однако они обязаны оценивать правильность установки таковых.
Незаконная установка знаков дорожного движения
Этим особенно любят заниматься наши соотечественники, наделенные хоть сколько-нибудь значимыми полномочиями. Различные организации, предприятия и предприниматели с большим удовольствием ставят знаки типа «Стоянка только для служебных машин», и мало кто из нас способен воспротивиться этому.
Как правило, установка такого рода знаков является неправомерной, что, в свою очередь, ведет в административной ответственности. Для того чтобы определить правомерность установки подобного знака, и его снятия необходимо обратиться в дорожную инспекцию.
Уполномоченные лица, в свою очередь, должны выехать на место, где зафиксирована незаконная установка, и снять его.
О том, как вернуть права после лишения, какие законы действуют для этого, и какие документы требуются, читайте на нашем сайте.
Кто устанавливает знаки
По закону установкой дорожных знаков занимаются специальные дорожные службы. В каждом населенном пункте есть свое подразделение, а в больших городах и не одно. Населенные пункты с миллионами жителей делятся на сектора, за каждый из которых отвечает свое отделение.
Дорожные службы следят за:
- своевременным монтированием табличек на новых участках дорогах;
- внесениями дополнительных обозначений на уже действующих дорогах;
- заменой вышедших из строя или потерявших видимость щитов;
- демонтированием ненужных знаков.
В случаях, когда устанавливаются новые графические символы, привлекаются к сотрудничеству работники Госавтоинспекции. На их плечи ложится вся ответственность за выбор места, правильность установки и оптимальность выполненных условий. Именно ГИБДД осуществляет конечный контроль и дает добро на монтаж.
Законно ли штрафовать за отсутствие знака «Шипы»?
Климатические условия в России крайне неблагоприятны. Зимний период отличается как повышенным уровнем осадков, так и крайне низкими в сравнении с Европой температурами. Сцепление с покрытием в такую годину минимально, что неминуемо приводит к ДТП.
Эти факторы толкают водителей использовать шины с шипами, которые делают управление машиной более предсказуемым.
Однако для прочих участников потока такое решение не столь выгодно:
- Автомобиль с шипованной резиной тормозит гораздо лучше, чем с обычной. Если первая машина идет впереди второй, то столкновение практически неизбежно;
- Во время вращения шипованных колес от транспортного средства отлетают грязь и камни, которые попадают на лобовое стекло позади следующего авто.
Согласно постановлению Правительства РФ от 24.03.2017, сотрудники ГИБДД вправе наложить запрет на эксплуатацию транспортного средства при отсутствии наклейки. В реальности нерадивый водитель может отделаться всего лишь предупреждением.
Как демонтировать дорожный знак?
Если же знак установлен законно, то вы все еще можете повлиять на его демонтаж на законном основании. Дело в том, что действующие Указания по применению дорожных знаков довольно подробно регламентируют их установку. В п. 6.112 этого документа говорится о том, что знаки «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» устанавливаются только в тех случаях, когда стоящие транспортные средства будут препятствовать требуемому уровню пропускной способности.
И последнее. Следить за соблюдением правил дорожного движения и контролировать их соблюдение должны исключительно сотрудники ГИБДД. Другими словами, никто кроме инспектора, не может применить к вам никакие санкции или запреты. А любые случаи самоуправства (не говоря уже об угрозе физической расправы) являются административно наказуемыми.
Кто контролирует?
Выше мы указали, что ответственность за содержание дорог возложена на дорожную службу. Однако, контролировать действия последней имеют право и в Госавтоинспекции. В частности, ГИБДД даны права:
- осуществлять надзор за состоянием дорожных знаков (пункт 59 Административного регламента, введённого Приказом №664),
- выписывать предписания об устранении нарушений в дорожном движении муниципальным и иным органам по части демонтажа или, наоборот, установки знаков (пп. 21 пункта 1 статьи 19 закона О полиции)
Начальник подразделения ГИБДД не знал о новом дорожном знаке
Для начала я обратился с жалобой на незаконность постановления об административном правонарушении к командиру 3-го батальона ДПС ГИБДД УВД ЦАО г. Москвы. Указав на нарушения материального и процессуального права, я попросил отменить постановление его подчиненного. Командир батальона ответил формальным отказом. При этом он сослался на то, что машина была припаркована в зоне действия уменьшенных комбинированных знаков 6.4 и 8.17, о знаке 6.4.17д не упоминалось. То есть начальник подразделения ГИБДД по ЦАО, командир батальона, не знает, что за знаки висят под окнами его служебного кабинета. Его не смутило, что в протоколе и постановлении указаны дорожные знаки, которых на этой улице нет.
Максимальная высота по ГОСТу
Вообще, большинство допустимых размеров ИДН зависят от разрешённой скорости и соответствующего её ограничения на данном участке дороги.
Однако, конкретно высота лежачего полицейского из асфальта или бетона всегда может быть только одной – её максимальное значение составляет 7 сантиметров от полотна покрытия дороги (таблица №1 указанного ГОСТа). А если речь идёт о сборной конструкции ИДН, то здесь ограничение высоты ещё меньше – 5-6 сантиметров.
Причём, также максимальная высота искусственной неровности не зависит ни от конструкции, ни от типа её исполнения.
Места для установки
Помимо стандартной установки справа от проезжей части, дорожные знаки размещают на опорах, колонках и столбах (мачтах) по горизонтали (что является предпочтительным) или по вертикали; на тросах-растяжках, рамах и кронштейнах, расположенных над проезжей частью.
На участках дорог, где плохо различима разметка, устанавливаются дорожные обозначения с аналогичными требованиями. Также, знаки могут дублироваться непосредственно на дорожном полотне.
Если обозначение устанавливается временно (например, в связи с дорожными работами), то дорожные службы обязаны убирать их немедленно, как только они перестают быть актуальными.
Советы для водителей
Юридическая неграмотность водителей в значительной мере компенсируется некомпетентностью отечественных дорожных служб. Вкупе эти две силы делают российские автомагистрали одними из опасных в мире.
Типичная безалаберность касается и такого необходимого помощника в движении, как дорожные знаки. Не так редко можно стать свидетелем неправильного и даже грубого нарушения ГОСТа при монтаже.
Последовательность действий для законопослушных граждан следующая:
- Не следует намеренно нарушать правила движения, дабы наказать систему. Факт ошибки дорожников нужно еще доказать, а за нарушение можно поплатиться жизнью;
- При первом обнаружении неправильной установки необходимо зафиксировать ее в виде фотографии или видео. Кадры должны иметь маркировку даты съемки, иначе в суде возникнут большие проблемы с доказательствами;
- В заявлении нужно сослаться на конкретные пункты в ныне действующем законодательстве, которые были нарушены;
- После этого остается ждать решения судебных органов. Согласно наиболее распространенной практике, подобная самодеятельность мало когда увенчивается справедливыми мерами в отношении нарушителей.
Временные указатели
Сейчас очень актуален вопрос о неправомерной установке указателей на дорогах:
- Зачастую компании монтируют возле личной территории специальные знаки, типа «стоянка для сотрудников». Именно такие действия ведут к административной ответственности. Подобные действия, без согласования, не правомерны, тем более, что они ограничивают права граждан .
- На практике даже встречались ситуации, когда жители дома сами устанавливали знак «въезд запрещен». Обычно его можно сразу определить, так как он не будет соответствовать ГОСТ.
Если на дороге обнаружен подобный знак, об этом необходимо немедленно сообщить в дорожную инспекцию. Они приедут на место расположения знака, снимут его, найдут виновников и будут содействовать привлечению к ответственности.
Временные указатели на дороге
Иногда из-за погодных условий на дороге плохо различима разметка.
Пока состояние дорожного полотна не будет приведено в порядок, могут устанавливаться дополнительные знаки.
Временные дорожные знаки могут устанавливаться на время ремонта либо из-за сезонных особенностей.
Такие знаки, а также светофоры могут накрываться специальными непрозрачными чехлами, на время, когда в них отсутствует необходимость. Обычно, это происходит при ремонте дорожного полотна.
Знаки, которые устанавливались на период ремонтных работ, должны быть ликвидированы после устранения причины их появления.
Как и куда подать обращение онлайн?
Итак, у нас есть 3 службы, куда можно подать заявление:
- ГИБДД,
- федеральный контроллёр безопасности дорожного движения,
- муниципальный орган по обеспечению безопасности.
Обратите внимание, что последние два – это общее и более частное ведомства одной организации. Но рассматривают они, соответственно, знаки на разных уровнях:
- Федеральный орган имеет полномочия демонтировать и устанавливать дорожные знаки на федеральных трассах (тех, название которых содержит букву «М» вначале – например, на автодороге «М7») – так указывает статья 5 ФЗ №443 Об организации дорожного движения,
- региональные дорожники осуществляют проверку законности знаков на междугородних трассах, не являющихся федеральными (статья 6 того же закона),
- а вот содержание элементов местных (городских и в других населённых пунктах) дорог осуществляют муниципальные органы – администрация и тому подобные (статья 7).
Таким образом, подавать обращение вы можете на следующих ресурсах:
- на официальном сайте Росавтодор по части федеральных дорог (образец заявления на их же сайте),
- на официальном ресурсе регионального ведомства по поводу региональных трасс – просто введите в поиске «[ваш город] орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области организации дорожного движения» – например, для Татарстана это будет сайт Миндортранса, для Краснодарского края – аналогичное Министерство,
- либо на сайте местного муниципального органа – найти вы его также можете поиском; к примеру, в Москве это ЦОДД, в Санкт-Петербурге – ДОДД.
Соответственно, подавать обращение можно через онлайн-приёмную этих служб. Только для Москвы это уже будет не официальный сайт ЦОДД, а единый транспортный портал столицы.
А вот в Петербурге сайт ДОДД не предоставляет возможности онлайн-обращений. Зато можно написать на электронную почту по шаблону обращения.
Кроме того, не забываем, что мы всё ещё можем обратиться в ГИБДД с тем же заявлением (а вот скопировать сюда текст из письма в дорожную службу не получится – на сайте установлен запрет контекстных команд).
Об экспериментальном знаке не знали и в ЦОДД
Получив отказ от ГИБДД, я обратился в Замоскворецкий суд г. Москвы с просьбой отменить как незаконное постановление по делу об административном правонарушении. Судья для объективного рассмотрения дела вызвала в судебное заседание сотрудника ГИБДД, который составлял протокол задержания транспортного средства, и отправила запрос в Центр организации дорожного движения г. Москвы (ЦОДД), где должны были пояснить расстановку знаков в 1-м Добрынинском переулке.
Сотрудник полиции, явившись в судебное заседание, предъявил фото с места парковки, на котором четко видно, что знаков 6.4 и 8.17 на этом месте нет, а висит знак 6.4.17д. Старший лейтенант рассказал судье, что, составляя протокол, он пользовался готовым бланком, в котором вбиты знаки 6.4 и 8.17. То, что этих знаков на месте нет, его не смутило. На вопрос, почему он не внес поправки в протокол и не указал реально стоящий знак, тот ответил, что протокол выдает компьютер, а исправлять его от руки он не стал.
Немало удивил и ЦОДД, прислав выписку, согласно которой на этом месте установлены знаки 6.4. и 8.17. Упоминания о новых дорожных знаках в реестре ЦОДД нет.
Таким образом, сложилась следующая ситуация: суд установил, что в протоколах и постановлении указаны знаки, которых на месте происшествия нет. Органы власти, уполномоченные следить за соблюдением правил дорожного движения, а именно ГИБДД, не реагируют на то, что в зоне их ответственности установлены дорожные знаки, не предусмотренные ПДД. Вместо этого они, по словам сотрудника, выписавшего постановление, ежедневно эвакуируют машины из-под этого знака. Органы власти, отвечающие за установку знаков, а именно ЦОДД, не знают, какой знак установлен на одной их московских улиц.
Где проверить законность установки знаков?
Исходя из вышеописанного, вы можете подать обращение о проверке правомерности установленного дорожного знака сразу в 2 ведомства: в ГИБДД или дорожную службу, обслуживающую данный участок дороги.
При этом, эффективность обоих адресатов, где можно узнать законность знаков, практически одинакова.
Могут ли быть установлены незаконные указатели
За незаконную установку знака предусмотрено административное наказание. Несмотря на это, многие граждане самовольно ставят знаки. Например, около некоторых организаций может быть установлена табличка «Стоянка только для работников». Если знак без разрешения установил начальник организации, то его действия неправомерны.
То же самое относится к знакам, которые отсутствуют в ПДД. Например, руководитель организации не может выставить на дорогу указатель «Въезд только для работников». Установка любого знака должна быть утверждена дорожной инспекцией.
Как можно узнать законно ли установлен дорожный знак
Если есть сомнения в законности установки знака, то можно обратиться в дорожную инспекцию или ГИБДД. Заявление на проверку подается в письменном или электронном виде. Его рассмотрение занимает до 30 суток. В случае неправомерности знак уберут, а нарушителя (того, кто его поставил) накажут.
Штраф за незаконную установку дорожного знака:
- от 5 до 10 тысяч рублей для физических лиц;
- 25 тысяч для должностных лиц;
- 300 тысяч для юридических лиц.
Соблюдать ли дорожные знаки, установленные не по ГОСТу
В российских судах довольно часто рассматриваются дела, которые связаны с неправильной установкой знаков, регулирующих дорожное движение. К сожалению, на сегодняшний день статистика далеко не на стороне водителя. Даже если «нарушителю» удастся доказать, что щит был установлен неправильно, это чаще всего не снимает с него ответственности и необходимости платить штраф. При вынесении решения судья руководствуется тем, что соблюдение ПДД обязательно, даже если знак и не стоит или установлен неправильно.
Безусловно бывают и выигрышные процессы, но их меньше, а временные и материальные затраты на их проведение немалые. Исходя из этого стоит несколько раз подумать, прежде чем сознательно игнорировать установленный знак. Лучше законно добиться его демонтажа в правовом порядке.
Если знак стоит в неположенном месте, инспектор вправе выписать штраф?
Очень часто можно встретить незаконную установку знаков. Обычно обнаружить это можно только, когда водителя остановил инспектор. Случалось, что человек за рулем автомобиля не понимает, за что ему был выписан протокол.
Конечно, подобные действия человек вправе оспорить в судебной инстанции, но сделать это очень сложно. Первое, что затребует суд, это доказательство того, что указатель находился в неположенном месте.
Только при наличии веской доказательной базы можно рассчитывать на понимание судьи и возможность признать протокол недействительным. В идеале заручиться помощью юридически грамотного человека.
Так как практика показывает, что судья даже не посмотрев материал, говорит о том, что нарушение имело место.
ГОСТы на знаки
Между тем, далеко не всегда у вас могут вызвать подозрения те или иные дорожные сооружения и объекты. Так регулирование требований к дорожным знакам очень жёсткое, в том числе их размеры, цвета, соотношение площади, нарисованные на них объекты, материалы изготовления и прочие характеристики – всё это регулируется ГОСТом Р52290-2004.
Поэтому даже при малейшем сомнении не только в правомерности установки знака, но и его соответствии ГОСТу вы можете написать в соответствующий орган для проверки его установки на данном участке дороги и соответствия техническим требованиям.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Нужно ли соблюдать уменьшенные дорожные знаки по ПДД?
- Как проверить автомобиль на залог перед покупкой по VIN и госномеру онлайн?
- Нужно ли заверять электронный полис е-ОСАГО?
Какое же решение вынес суд?
Замоскворецкий суд вынес странное решение. Судья изменила постановление об административном правонарушении, указав, что я нарушил требования знака 6.4.17д. При этом то, что в протоколах об эвакуации и административном правонарушении остались фигурировать знаки, которых по факту на месте парковки нет, отражения в решении не нашло. Судья указала, что неважно, какой именно знак установлен. Важно, что машина все-таки была припаркована на стоянке для инвалидов.
Положение нормативных документов о том, что применение Предварительного национального стандарта является добровольным, судья трактовала по-своему. Суд решил, что применение Предстандарта обязательно для граждан и необязательно для юридических лиц.
Я вынужден был обжаловать это решение суда в Московский городской суд.
Какова зона действия
Зона действия знака указывается на табличке, которая прикрепляется ниже основного обозначения (например, 100 метров). Если же таблички с конкретным расстоянием нет, то действуют такие правила:
- В населенных пункта запрещающие знаки действуют до ближайшего перекрестка. Если же его нет, то до границы поселения (до выезда).
- До тех пор, пока за запрещающим не последует разрешающий (снимающий запрет) знак (или наоборот). Например, за знаком на трассе «Обгон запрещен» должен последовать «Конец зоны запрета обгона» или же знак, снимающий любые ограничения.
- Указатели пешеходного перехода действуют на расстоянии, которое есть между двумя знаками (справа и слева).
- «Главная дорога» действителен от перекрестка или до него (при условии, что там нет повторного знака, указывающего направление поворота главной дороги) или до обозначения «Конец главной дороги».
- Временные указатели имеют ту же зону действия, что и постоянные.
Как обжаловать установку во дворе
Обжаловать неправомерную установку щита во дворе или на другом участке дороги можно следующим образом:
- Зафиксировать факт нарушения на видео или фото.
- Обратиться с заявлением для подтверждения факта нарушения в ЦОДД, ГИБДД или местные органы самоуправления.
- При получении письменного ответа о несоответствии знака ГОСТам, написать заявление о демонтаже такового.
- На рассмотрение просьбы отводится 30 дней.
Демонтаж незаконно установленного дорожного знака выполняется в кратчайшие сроки.
Незаконное решение Замоскворецкого суда отменил Мосгорсуд
В жалобе я указал, что Предстандарт не является нормативным документом и не может считаться обязательным. А разграничение, когда один и тот же документ обязателен для гражданина и необязателен для юрлица, является нарушением конституционного принципа равенства перед законом и судом.
Кроме того, парковка для инвалидов, согласно Правилами дорожного движения, обозначается знаками 6.4 и 8.17, и других ПДД не предусматривают. Не увидев на парковке этих знаков, я не мог знать, что оказался на стоянке для инвалидов. Именно поэтому я оплатил платную парковку и оставил машину на этом месте.
Судья Московского городского суда пришел к выводу о незаконности ранее вынесенного судебного решения. Мосгорсуд указал, что Предварительный национальный стандарт не является нормативным актом. Участники дорожного движения обязаны знать и исполнять требования Правил дорожного движения. А знаки, указанные в Предстандарте, в ПДД не содержатся. Следовательно, водители не обязаны ими руководствоваться.
Мосгорсуд отменил решение нижестоящего суда и отправил дело на новое рассмотрение. В итоге дело было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Решение вступило в законную силу.
Есть ли обязанность соблюдать такие знаки?
Если дорожный знак в данном месте установлен незаконно и самовольно, то за его несоблюдение наказания быть не должно, так как по сути отсутствует само событие нарушения. Например, если кто-то самостоятельно без разрешения поставил «Кирпич» перед въездом в жилой двор, то в этом случае штраф за проезд под него незаконен, потому как знаком с точки зрения Правил этот объект и не является.
С другой стороны, если есть нарушение ГОСТа, то вам при обжаловании постановления, к примеру, нужно будет ещё доказать, что именно это нарушение установки знака привело к вашему нарушению. Например, установленное ограничение скорости не было видно, так как знак оброс ветками стоящего рядом дерева. Тогда вам придётся показать видео с регистратора или привести другие доказательства того, что вы не могли видеть значение максимальной скорости на дорожном знаке.
В заключение…
Сложилась странная правовая ситуация. В Москве развешены новые дорожные знаки, не предусмотренные Правилами дорожного движения. Власти об этом знают, но никаких мер не принимают. Московский городской суд указал, что водители не обязаны руководствоваться этими знаками, и признал незаконным привлечение водителей к ответственности за несоблюдение их требований.
Здесь остается только добавить: уважаемые участники дорожного движения, соблюдайте требования ПДД и не бойтесь добиваться справедливости в судах. Практика обжалования незаконных постановлений ГИБДД показывает, что суды при выявлении нарушений закона встают на сторону водителей. Будьте внимательны и осторожны за рулем.
Должны ли стоять знаки и разметка?
Да, обязательно, как вы узнали из списка выше. Причём, каждый ИДН должен сопровождаться сразу тремя обязательными маркировочными элементами (пункт 4.1.5 ГОСТа):
- непосредственно в месте установки лежачего полицейского должен быть установлен дорожный знак 5.20 (синий квадратный) – оно обозначает начало ИН,
- кроме того, перед участком дороги с искусственной неровностью может быть установлен предупреждающий знак 1.17; он ставится за 50-100 метров до ИН в населённых пунктах и за 150-300 метров – вне них,
- а на сам ИДН должна быть нанесена разметка 1.25 в виде шашечек.
Вот так выглядит такое сочетание знаков:
Что делать, если искусственная неровность установлена без знака?
Тогда это с большой долей вероятности является правонарушением, которое допустила дорожно-эксплуатационная служба, следящая за данным участком дороги. Проще говоря, дорожные службы не сделали свою работу и не выполнили требования ГОСТов.
Однако, вам в таком случае нужно жаловаться не балансодержателю дороги, а в ГИБДД – именно этот орган контролирует правильность технического обеспечения дорог и их соответствие ГОСТам (подпункт 19 пункта 1 статьи 12 ФЗ О полиции). В этом случае ГАИ выдаст предписание дорожникам на устранение недостатка улично-дорожной сети.
Подать обращение можно и онлайн посредством формы на официальном сайте ГИБДД. Просто опишите, на каком участке дороги и что конкретно нарушено (что установлено без дорожного знака) и попросите в обращении провести проверку на факт соответствия искусственной дорожной неровности требованиям ГОСТ Р52605-2006.
Но если вы хотите, чтобы дорожные службы были привлечены к ответственности, помимо устранения нарушения, то нужно уже обращаться в прокуратуру. Штраф за это предусмотрен статьёй 12.34 КоАП РФ – от 20 до 30 тысяч рублей на ответственных должностных лиц, и от 200 до 300 тысяч – для юридических лиц.
Вот пример из судебной практики, когда организацию-балансодержателя дороги привлекли к штрафу в размере 100 000 рублей за то, что дорожники не оборудовали искусственную неровность дорожными знаками 5.20 и 1.17.
ли со статьей или есть что добавить?