Ленд лиз поставки по годам

Ленд-лиз: не забыть сказать «Спасибо!»

История ленд-лиза хорошо изучена и малопопулярна. А зря — в ней много поучительного.

Цена ленд-лиза. Какой вклад в Победу сделали поставки в СССР из США?

Значение поставок оружия, техники и продовольствия по ленд-лизу из США постоянно либо преуменьшалось в годы «холодной войны», либо преувеличивалось в либеральные 90-е годы. В памяти ветеранов Великой Отечественной как самая ценная помощь остались выносливые грузовики «Студебеккер» и качественная американская тушенка, которую с горькой иронией называли «второй фронт». Какую ценность и какую цену на самом деле имела помощь, оказанная сражающемуся Советскому Союзу участниками антигитлеровской коалиции?

Капитал страны в Яндекс ДзенКапитал страны в Яндекс Новости

Миф о «четырёх процентах»

Один из самых устойчивых мифов о ленд-лизе рождается в начале холодной войны. Его автором является тогдашний председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский. В своей книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», увидевшей свет в 1948 году, он утверждал, что «…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4%”.

1.jpg

Вознесенский не указывает методики подсчёта. Усомниться в его цифре заставляет уже хотя бы то обстоятельство, что оценка доли поставок столь разнообразной продукции, как сырьё, продовольствие, оборудование, транспортные средства и вооружение (всего несколько сот наименований) может быть осуществлена только в пересчёте на деньги, а ввиду невозможности конвертировать тогдашний советский рубль в доллар эта задача представляется нерешаемой.

Мы имеем возможность сопоставлять лишь производственные показатели по отдельным видам продукции. Эта методика не позволит нам оценить общее соотношение поставленного по ленд-лизу и произведённого в СССР, да и представление о доле поставок отдельных видов товаров по отношению к объёму советского производства также выйдет в ряде случаев небезупречным из-за разных качественных показателей (например, октановое число автомобильного бензина западного производства было выше, чем у советского топлива, а «полуторки» и «студебеккеры», проходя по общей позиции «грузовые автомобили», чрезвычайно разнятся по целому ряду существенных показателей). Тем не менее это даёт нам некоторое представление о действительной роли ленд-лиза.

Самое ценное

Первые самолеты и первые морские конвои с грузами по ленд-лизу пришли в самый трудный период войны – в конце 1941- начале 1942 года.

К этому времени огромное количество военной техники было уничтожено и потеряно во время отступления Красной Армии, в том числе около пяти тысяч новых самолетов, которые гитлеровцы разбомбили прямо на аэродромах в первые же дни войны.

Эвакуированные заводы только начали разворачивать за Уралом, так что каждый американский самолет, танк и пушка были нужны и важны. И они сражались в небе над Ленинградом и Финским заливом, на полях Юго-Западного и других фронтов.

Но среди самих фронтовиков бытует мнение, что самой ценной американской помощью стало не столько оружие, сколько транспорт и продовольствие.

В первую очередь – гражданские грузовики, которые помогали быстро и надежно перевозить все, что нужно для фронта. По ленд-лизу было поставлено около 478 тысяч американских грузовиков и автомобилей высокой проходимости, в том числе 44 тысячи джипов и 152 тысячи Studebаker и RЕО.

В сражающемся СССР, где была уничтожена половина мобилизационных запасов продуктов питания, ценность имела и каждая банка американской тушенки.

Почти четверть американского ленд-лиза составляло именно продовольствие. Объем поставок оценивается в 1,5 млн.тонн.

В том числе 250 тыс. тонн той самой тушёнки, 12 тыс. тонн сливочного масла, 630 тыс. тонн сахара, 967 тыс. тонн муки и пшеницы продовольствия.

Ближе к концу войны необходимость в американском оружии становилась все меньше, поскольку в СССР было налажено производство новых более совершенных образцов. Например, полученные в третьем периоде войны комплексы зенитной артиллерии лишь частично были использованы в войсках ПВО, а 40-мм зенитные пушки так и остались на базах до конца войны.

Советскому Союзу нужна была уже другая военная помощь – открытие второго фронта. Но союзники не спешили расплачиваться за Победу над фашизмом жизнями своих солдат.

Подвиги конвоя

Правда, и поставки по ленд-лизу обошлись обеим сторонам в тысячи жизней.

Американские и советские летчики и моряки совершали беспрецедентные подвиги, перегоняя самолеты и перевозя грузы через половину земного шара.

За 1941–1945 Советский Союз по ленд-лизу получил почти 16,7 млн. т военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, автомобилей, тракторов, мотоциклов, локомотивов, вагонов и продовольствия.

Но около1 млн. тонн помощи США до Советского Союза так и не дошло – грузы были уничтожены Германией в процессе транспортировки.

Самолеты, которые были изготовлены на территории США, перегонялись американскими и канадскими летчиками на Аляску, а затем советскими летчиками специально созданной дивизии – в Сибирь. Американские самолеты не были приспособлены к сибирским морозам – резина покрышек становилась хрупкой, гидросистема замерзала., так что советской стороне пришлось поделиться технологией производства морозостойкого каучука.

По трассе Аляска – Сибирь самолеты приходилось перегонять через Верхоянский хребет. Не имея кислородных приборов, советские летчики вынуждены были подниматься на высоту 5-6 километров. Не каждый человеческий организм это выдерживал, так что десятки самолетов вместе с экипажами пропали без вести. До сих пор в сибирской тайге находят останки разбившихся о скалы американских самолетов времен Великой Отечественной.

А в Северной Антлантике погибали американские летчики и моряки, сопровождавшие караваны, которые отправлялись из Рейкьявика в Мурманск, Северодвинск, Архангельск с грузами, поставляемыми по ленд-лизу.

Немецкая разведка довольно быстро получила точные координаты маршрутов этих караванов и их военных конвоев.

Германскими подводными лодками и торпедоносцами за весь период войны было потоплено 80 кораблей. Самым трагичным стал эпизод, произошедший в июле 1942 года – из 36 кораблей уцелело всего 11, большую часть их экипажей спасти не удалось. При этом на дне оказались более четырех сотен танков, двух сотен самолетов и трех тысяч автомобилей.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий