Land cruiser 200 2012 года

Toyota Land Cruiser 200 – Крузак остался Крузаком Обзоры б/у автомобилей

Мало, кто нуждается в рассказе об истории этого внедорожника. Даже тот, кто совершенно отдалённо знаком с миром автомобилей, понимает, что Toyota Land Cruiser – это круто, мощно, монументально. Было бы глупо со стороны производителя просто взять и одной моделью подорвать авторитет, базирующийся на истории почти в семь десятков лет. Однако даже у самых авторитетных машин есть свои не менее известные «болезни», которые по мере вынужденного усложнения конструкции накапливаются и формируют у автолюбителей новое мнение о надёжности.

Toyota-Land-Cruiser-200-белый-с-открытым-капотом

Выход «двухсотки», а по сути шестого поколения Land Cruiser, пришёлся на 2007 год. По сей день внедорожник дважды ложился под нож рестайлинга, в ходе которых ему не только пришивали новые опции, но и вырезали некоторые слабые места. Жаль только, что не все. Так давайте посмотрим, что порой заставляло худеть жирные кошельки владельцев Toyota Land Cruiser 200 (TLC 200) и какую теперь надёжность можно считать легендарной.

Toyota-Land-Cruiser-200-сзади

Двигатели LAND CRUISER 200: недостатки и преимущества

dvigateli-lend-kruzer-200-kakie-dvigateli-stoyat-dizel-benzin

Простоявшая на конвейере 14 лет, популярная модель внедорожника комплектовалась разными силовыми агрегатами. В качестве вариантов оснащения компания предлагала пять модификаций бензиновых и дизельных ДВС, отличавшихся рабочим объёмом и мощностью. Таким образом, при покупке машины клиенты имели возможность выбрать двигатель, оптимально соответствующий их потребностям.

Основные характеристики моторов, для наглядности, сведены в размещённую ниже таблицу.

Но это – сухие цифры. А что в реальности стоит за параметрами, указанными в технической документации?

Купи бензин для бензинового V8

Помимо своей неприхотливости, TLC 200 славится прожорливостью и это, пожалуй, первое, что заставляет владельцев стабильно раскошеливаться, задумываясь о чём-то экономичном европейском. Например, о Volkswagen Touareg. Но нет, каждый понимает, что экономия на запчастях в итоге окажется более весомой, особенно при длительном владении, особенно, если выбор пал на бензиновый V8.

Toyota-Land-Cruiser-200-2UZ-FE

Да, 4.7-литровый ременной 2UZ-FE (288 л.с.) обычно не требует ничего, кроме стабильных крупных поставок бензина в бак. Учитывая солидный ресурс и минимальное количество слабых мест, можно спокойно относить этот агрегат к редеющей касте так называемых «миллионников», хотя фактов такого пробега пока не зафиксировано. Единственное, за чем стоит периодически следить, так это за уровнем антифриза. Как, пожалуй, на всех Тойотах, тут может неожиданно потечь помпа или прохудиться пластиковая часть радиатора. И то и другое – мелочь, которую решают за день, причем, некоторые самостоятельно.

В 2010-ом году на смену надёжному, но по современным меркам архаичному 2UZ-FE пришел алюминиевый 4.6-литровый 1UR-FE (309 л.с.) с фазорегуляторами и цепным приводом ГРМ. Тяги прибавилось – проблем тоже. Теперь, помимо уровня антифриза придётся прислушиваться к двигателю и выискивать нотки лязганья цепи. Если такие имеются, то добро пожаловать на замену гидронатяжителя, причём незамедлительно, без отсрочки, иначе есть риск злосчастного перескока.

Toyota-Land-Cruiser-200-1UR-FE-цепь

Кроме того, более современный мотор проявил свою нетерпимость к современному образу жизни городского жителя, а точнее к стояниям в пробках. В режиме холостого хода поршни вместе с кольцами активно покрываются нагаром и отказ от периодической раскоксовки может привести к преждевременному износу. Хотя, пугать не буду – 400 тыс.км мотор всё равно отходит.

1GR-FE

Линейка моторов V6 с углом развала 60 градусов и алюминиевыми блоками цилиндров изготавливалась начиная с 2002 года. Особых проблем с обслуживанием этих силовых агрегатов нет. Разве что, из-за отсутствия гидрокомпенсаторов, возникает необходимость регулярно, раз в 100 тыс. км, регулировать зазоры клапанов.

Привод механизма ГРМ – цепной. Приходится мириться с тем, что при холодном запуске трещат муфты VVTi. По мере прогрева звук пропадает. Однако у двигателя имеются и более серьёзные недостатки:

  • Даже незначительный и кратковременный перегрев ДВС становится причиной пробоя прокладки ГБЦ.
  • Из-за грязи, скапливающейся на дроссельной заслонке, начинают плавать обороты.
  • Насос системы охлаждения не отличается долговечностью, и приходится следить за его состоянием.
  • На модификациях поздних годов выпуска может возникнуть утечка масла через трубопровод.

Несмотря на перечисленные проблемы, 1GR-FE считается достаточно надёжным двигателем, а его ресурс, при нормальной эксплуатации, оценивается в 300 тыс. км и выше.

Экономия боком

Знаю, странно это слышать, но на практике автоподбора, пообщавшись с продавцами TLC200, стало понятно, что к расходу топлива бензиновых V8 многие не бедные владельцы оказались не готовы. Наверное, поэтому большинство «двухсоток» приобретено именно дизельными. 4.5-литровый V8 (1VD-FTV, 235 л.с.) в силу большего КПД менее прожорлив, но всю экономию на топливе с радостью заберет при обслуживании и ремонте, который при долгой эксплуатации скорее всего потребуется.

Toyota-Land-Cruiser-1VD-V8

Статистику поломок у дизеля Land Cruiser 200 ожидаемо испортил наддув, а точнее две турбины. Сами по себе они вполне ресурсоёмкие и готовы 250 тыс.км «отдуваться» как следует, однако блоки управления инженеры непредусмотрительно расположили возле правого переднего подкрылка, где грязь и реагенты методично уничтожают контакты. Дальше, как в фильмах ужасов. Одна из турбин в определённый момент отказывает, на панели загорается так называемая «новогодняя ёлка» от целого ассорти ошибок в ЭБУ, машина теряет половину «лошадей», а владелец готовит статью на тему «Крузак уже не тот» с, вероятно, матерным содержанием.

Toyota-Land-Cruiser-200-блоки-управления-турбинаддувами

В зависимости от масштабов повреждений, стоимость лечения этого слабого места будет разной. Если просто восстановить контакт, это одно, если нечистая сила забрала с собой весь блок ЭБУ – совсем другое. Поэтому, начитанные владельцы стараются предупредить проблему, устанавливая самовольную защиту или перенося блоки в более гуманное в отношении электроники подкапотное пространство.

Toyota-Land-Cruiser-200-масло-в-интеркулере-2

Если не учитывать случаи пропускания уплотнительных колец форсунок, то в условиях более-менее качественной солярки в топливную систему вмешиваться скорее всего не придётся. Во многом это благодаря программному «удушению». Причём, ограничили российский дизельный Toyota Land Cruiser 200 настолько, что после чип-тюнинга V8 прибавляет около 25% тяги, а это весьма ощутимо при разгоне. Заодно не мешает дизелю отключить систему EGR, загаживающая систему впуска убийственной сажей.

Toyota-Land-Cruiser-200-дроссельная-заслонка

К ресурсу поршневой группы дизеля вопросов нет – две замены «улиток» переживёт и не поперхнётся. Других моторов, кроме перечисленных трех, у российского «Лэндкрузера» больше нет. Мало. Зато все надёжные.

Toyota-Land-Cruiser-200-турбонаддув

Трансмиссия

Толчки при переключениях автоматической коробкой передач во время движения, а так же в момент остановки вызваны не неисправностями в коробке, а «закусыванием» крестовин заднего карданного вала. Проблемы появлялись после 20-30 тыс. км и хорошо знакомы владельцам Prado 150. В большинстве случаев недуг проходил после «шприцевания» карданов. Если толчки не исчезали, тогда официалы меняли карданный вал по гарантии.

Неисправные крестовины карданного вала вызывают и вибрации.

Сам «автомат» проблем не доставляет.

TLC 200 (2012-2015)

1UR-FE

Как и описанная выше модификация ДВС 1GR-FE, этот мотор, производство которого стартовало в 2006 году, получил блок цилиндров, отлитый из алюминиевого сплава, и цепной привод газораспределительного механизма. Однако компоновка изменилась. Выбор сделан в пользу архитектуры V8.

Двигатель надёжен, но и у него есть недостатки:

  • Утечка охлаждающей жидкости через помпу может возникнуть уже при пробеге 100 тыс. км.
  • Периодически выходит из строя гидронатяжитель цепи ГРМ и нужно постоянно следить за его состоянием.
  • Иногда сбоит электронная система, отвечающая за работу дроссельной заслонки.
  • При длительной эксплуатации в городском режиме коксуются и залегают кольца.

1UR-FE потребляет бензин марки Аи-92, а его ресурс, даже с учётом недочётов конструкции, оценивается в 450 тыс. км пробега.

KDSS, как слабое звено

Несмотря на то, что многие производители некогда брутальных внедорожников постепенно переходят на «лайт»-версии, в Toyota land Cruiser 200 по-прежнему используются стальные рычаги спереди и неразрезной мост в задней части. Ломаться нечему.

Toyota-Land-Cruiser-200-передняя-подвеска

Первые замены обычно требуются только к 150 ткм, когда наконец-то устанут втулки стабилизаторов. Ещё через 50 ткм трескаются сайлентблоки рычагов, но благодаря и без того ватной управляемости, владелец об этом скорее всего узнает только ближе к 300 ткм, когда появятся первые стуки и пробои. Монументально.

Toyota-Land-Cruiser-200-верхний-рычаг-передняя-подвеска

Правда, для подобного рода неприхотливости придётся кое-что предусмотреть. Система KDSS отключения/включения стабилизатора поперечной устойчивости состоит из гидравлики, а это значит, что раз в 100 ткм жидкость в ней лучше обновлять и прокачивать, чтобы не приходилось менять достаточно дорогие гидроцилиндры. При первых признаках поломки, начинается преждевременный износ покрышек, а кузов TLC ощутимо кренится. Этот момент вы не пропустите. Многие владельцы и вовсе ликвидируют систему целиком, устанавливая обычный цельный стабилизатор.

Toyota-Land-Cruiser-200-KDSS

Кстати говоря, то же правило касается и регулируемой гидро-подвески, устанавливаемой на топовые версии рестайлингового Land Cruiser 200. Меняйте жидкость и будет вам счастье, протяжённостью в не одну сотню тысяч километров.

Toyota-Land-Cruiser-200-задняя-гидроподвеска

Неожиданно и не очень приятно удивило рулевое управление «Крузака» – беспроблемных мест тут мало, разве что патрубки усилителя не докучают течами. В остальном сплошные жалобы. Обычно беспокоят нежные уши любителей японского крейсера стуки при проезде неровностей, идущие либо от рулевой рейки, которую можно и нужно ремонтировать, либо от «карданчика» рулевого вала, который придётся менять. Кстати говоря, в эффекте «тугого руля» также чаще всего виновата крестовина. Но не всегда. Порой слабым местом оказывался насос ГУР, приводимый в движение на дизельных версиях цепью ГРМ. При клине насоса цепь рвётся и происходит до боли известный в среде автолюбителей «втык» клапанов и поршней. В общем, с диагностикой «тугого руля» лучше не тянуть.

Toyota-Land-Cruiser-200-рулевой-вал

Ходовая

В подвеске чаще всего приходится менять втулки и стойки заднего стабилизатора поперечной устойчивости – после 60-80 тыс. км. Вслед за этим, при пробеге более 80-120 тыс. км, нередко начинали гудеть передние ступичные подшипники (5-7 тыс. рублей). Остальные узлы подвески выносливы и не требуют замены до 150-200 тыс. км.

Стуки в рулевом при проезде небольших неровностей – еще одно распространенное явление, хорошо знакомое обладателям Прадо 150. Недуг развивался после 30-40 тыс. км, а его источник – шлицевое соединение рулевого вала. В некоторых случаях “официалы” прибегали к замене рулевой колонки, но вскоре стук появлялся снова. Затем его изгоняли установкой прижимных шайб после стопорной пружины. Но и это оказалось не панацеей. Впоследствии, “умельцы” придумали компенсатор люфта.

По прошествии 200-250 тыс. км начинает стучать и рулевая рейка. Причина – износ правой опорной втулки. Стоимость новой рейки – около 20 000 рублей.

После 100-150 тыс. км встречается закисание задних суппортов и нарушение целостности пыльников поршней суппортов. Стоимость ремкомплекта около 800-1000 рублей.

2UZ-FE

Эта версия силового агрегата разрабатывалась специально для американского рынка и, с 1998 по 2012 год, собиралась на заводе в Алабаме. Механизм ГРМ V-образного восьмицилиндрового двигателя приводится в действие зубчатым ремнём. Гидрокомпенсаторы отсутствуют. Впечатляющий – 500 тыс. км – ресурс обусловлен прочностью блока цилиндров, отлитого из чугуна. В списке известных проблем:

  • Относительно небольшой (около 100 тыс. км) ресурс насоса охлаждающей жидкости и ремня ГРМ.
  • Хрупкая конструкция гидронатяжителя, легко повреждаемого при плановом обслуживании газораспределительного механизма.

В остальном надёжность 2UZ-FE можно считать образцовой, но плата за неё – большой расход топлива.

Большой шкаф нечем остановить

Пожалуй, не найти владельца Toyota Land Cruiser 200, который не ругал бы своего кабаноподобного вездехода за плохие тормоза. Причём, плохие во всём. Нет у них ни должной эффективности, не ресурсоёмкости. Колодки приходится менять каждые 15-20 ткм, тормозные диски всего в два раза реже. Всё бы ничего, но повышенная термонагруженность привела к тому, что все подвижные части суппортов, включая поршни и направляющие, достаточно быстро закисают, теряют подвижность и со временем это приводит к ещё более быстрому износу фрикционов. Графитовая смазка вам в помощь.

Toyota-Land-Cruiser-200-тормоза

Дорестайлинговые «двухсотки» также были замечены в подтекании тормозной жидкости через манжеты блока ABS. Сейчас это уже неактуально – кто-то починил сам, кто-то по гарантии. По крайней мере, в подборе подержанных машин такой «болезни» больше не встречается.

Другие проблемы и неисправности

На первых Ленд Крузер 200 частенько выпадали передние противотуманные фонари: хлипкое крепление. Позже места крепления противотуманок были доработаны. При обращении с проблемой дилеры меняли бампер целиком.

На Cruiser 200, эксплуатируемых по дорогам, активно обрабатываемых реагентами, на раме зачастую обнаруживаются очаги коррозии. Конечно же, рама быстро «не сгниет» – для этого понадобится лет 20, а то и больше, но обработка «антикором» лишней не будет. Рыжие пятна на возрастных экземплярах можно обнаружить под дверными ручками и возле дверных петель. Коррозия может атаковать крепления передних крыльев.

Часто владельцы Land Cruiser сталкиваются с вспучиванием хрома на решетке радиатора. Подобное происходит и с хромированной накладкой на двери багажника. Со временем обтирается краска с порогов: сквозь черную поверхность проступает белесая «плешь». Так же порой верхняя часть двери багажника протирает до грунта краску на нижней створке.

Нередки проблемы и с замком двери багажника (после 30-60 тыс. км), из-за чего постоянно высвечивается сигнализация открытой двери, включается свет в салоне, или сбоит штатная сигнализация. Кроме того, замок перестает срабатывать из-за неисправной кнопки – окисляются контакты из-за попадания влаги. Кнопку приходится ремонтировать либо менять (2-4 тыс. рублей).

TLC 200 (2012-2015)

В салоне со временем обтираются покрытия дверных ручек, а так же вставки под дерево на руле и селекторе АКПП. Многие владельцы жалуются на дребезжание сидений второго ряда и подголовников передних кресел. Так же нередко появляются скрипы в районе бардачка.

Под обивкой подушки водительского сиденья, а иногда и пассажирского, уже на первом десятке тысяч километров появлялась складка: сворачивалась в трубочку поролоновая подкладка со встроенным обогревом. При наличии дефекта дилеры меняли обивку: 40 000 рублей по заказ-наряду.

После 100-120 тыс. км нередко начинал свистеть моторчик печки: изнашивались втулки. Стоимость нового моторчика около 8-9 тыс. рублей. За замену в сервисе просили еще около 5000 рублей. Некоторым мастерам удавалось подобрать аналогичные втулки. В таком случае стоимость ремонта сокращалась до 3-5 тыс. рублей.

Некоторые владельцы в зимние морозы сталкивались с неправильным распределением теплого воздуха: с одной из сторон дул холодный воздух, в то время как с противоположной – горячий. Проблема связана с «завоздушиванием» контура отопителя. В официальных сервисах проблему с успехом решали заменой радиатора отопителя. После замены радиатора, нередко удавалось победить и другую часто встречающуюся зимнюю проблему – холодный воздух из дефлекторов обдува задних пассажиров. Одно из объяснений дилеров о первопричинах данного явления – сильное охлаждение жидкости в трубках, проложенных под днищем кузова.

Систематических «глюков» электрики не зафиксировано.

Отказ датчиков парковки обычно вызван повреждением проводки под днищем, коррозией контактов разъема либо неисправностью самого датчика (2-4 тыс. рублей).

3UR-FE

3UR-FE

Мотор, имеющий самый большой объём среди ДВС, устанавливавшихся на Тойота Ленд Крузер 200, появился в 2007 году. В соответствии с новыми веяниями, он получил алюминиевый блок цилиндров и систему регулировки фаз газораспределения Dual VVTi. Мотор оснащается гидрокомпенсаторами.

Несмотря на ресурс, превышающий 600 тыс. км, у 3UR-FE есть слабые стороны, способные доставить немало неприятностей:

  • Поршневые кольца коксуются, что приводит к увеличению расхода масла.
  • Капризничает датчик, отвечающий за работу системы вентиляции картерных газов.
  • Из-за неисправности гидронатяжителя ослабляется натяжение цепи ГРМ.
  • При пробеге около 100 тыс. км может возникнуть утечка антифриза через насос охлаждающей жидкости.
  • Периодически выходит из строя система управления электронной дроссельной заслонкой.

Содержать большой внедорожник, расходующий более 20 литров бензина в городском цикле, накладно.

Комфорт без проблем

По части внутрисалонного вспомогательного оборудования Land Cruiser 200 ведёт себя как типичный «японец». То есть, ничего не ломается. Даже то, что в силу времени теряет свои эстетические качества, не перестаёт выполнять своё предназначение. По принципу «умри, но сделай» иногда работает вентилятор печки, у которого с дребезжащим звуком могут развалиться направляющие втулки, но дуть воздух в салон он не перестанет. То же самое применимо и к нитям обогрева водительского кресла, они могут сместиться из своего положения, вынуждая водителя испытывать какие угодно неудобства, только не температурные.

Toyota-Land-Cruiser-200-интерьер

Больше в салоне ничего плохого не происходит. Качество материалов не «лексусовское», но к первым 100 000 км интерьер «двухсотки» выглядит совсем свежо, если не сказать по-новому.

Toyota-Land-Cruiser-200-водительское-сиденье

С одной стороны, это хорошо, когда машина не теряет первоначальный внешний вид, с другой – Land Cruiser до 2015 года выпуска нигде больше не хранит километраж, кроме приборной панели. Это значит, что скрученный пробег электронными методами можно вычислить, если только «корректировщик» не потёр за собой ошибки, а оценка косвенных признаков затруднительна из-за низкой подверженности к износу. С наибольшей точностью тут сработает только опыт осмотров машин с заведомо реальным пробегом. Сравнивайте.

Toyota-Land-Cruiser-200-износ-руля-2

На рынке подержанных машин, в продаже много «двухсоток» с гигантскими пробегами.

После рестайлинга 2015-го «двухсотка» обзавелась бортовым самописцем Vehicle Control History, где фиксируются многие события, включая срабатывание ABS, кик-дауны и прочее, и вместе с этим прописывается время и километраж. То есть так можно вычислить не только реальный пробег, но и понять для себя каким стилем вождения обладал владелец. Корректировать пробег в VCH ещё пока не научились.

проверка-пробега-Toyota

Кузов Toyota Land Cruiser 200 почти безгрешен. Волнует владельцев только одно место – рама, покрывающаяся коррозией. Ни к чему серьёзному это не приводит, однако дополнительную обработку проводят многие, хотя я бы рекомендовал защитить от ржавчины только одно место – площадку с VIN-номером за правым передним колесом.

Toyota-Land-Cruiser-200-VIN-на-раме

Стоит ли покупать?

Сравнивая Land Cruiser 200 с европейскими оппонентами, можно с уверенностью сказать, что «двухсотка» выносливей и гораздо дешевле в содержании. Огорчает проявление типичных Тойотовских болячек: текущие помпы, стучащая рулевая, подклинивание крестовин карданного вала и проблемы с хромированными элементами декоративной отделки кузова. Но особенно озадачивают инциденты с дизельным двигателем.

1VD-FTV

Этот дизель в целом надёжен и экономичен, однако эксплуатировать его в России, из-за проблем с качеством топлива, очень непросто. Бывает так, что новому топливному фильтру требуется замена уже через пару тысяч километров. Владельцам машин, укомплектованных 1VD-FTV, приходится сталкиваться и с другими проблемами:

  • Неправильная установка масляного фильтра способна вывести мотор из строя.
  • Возникают различные неисправности, если двигатель длительное время работает на высоких оборотах.
  • Давление в системе наддува, возрастающее из-за неисправности датчиков или регуляторов, становится причиной поломки коленчатого вала.

Но если относится к дизельному силовому агрегату бережно, он вполне способен прослужить долго. Ведь его ресурс оценивается в 400 тыс. км.

Стоит ли покупать подержанный Toyota Land Cruiser 200

Думаю, в отношении TLC200, как лидера рынка больших внедорожников, вопрос о том, стоит ли его вообще покупать, не самый уместный, так как любая комплектация и любой выбранный мотор при должном уходе не предоставят крупных проблем. Если собираетесь брать машину надолго и хочется совсем минимум заморочек, то лучше присмотреться к бензиновому варианту. Жаль только, что их на рынке б/у машин немного.

Toyota-Land-Cruiser-200-салон

Важно помнить, что хорошие экземпляры на интернет-площадках обычно появляются по завышенным ценам и даже в переоценённом виде не застаиваются в продаже дольше 3-х дней. «Европейцам» в роде Touareg такой ликвидности остаётся только завидовать. Те «Крузаки», что болтаются на «дне» рынка неделями, в 99% случаев ничего хорошего из себя не представляют. Скрученный пробег и проблемы с технической начинкой – основные причины, по которым TLC отсеиваются. Что интересно, битых машин немного.

Toyota-Land-Cruiser-200-кнопка-старт-стоп

Подводя итоги, напомним, что список слабых мест Toyota Land Cruiser с переходом на шестое поколение пополнился. «Двухсотку» теперь трудно сравнивать по выносливости с предшественником, но всё-таки Крузак остался Крузаком и равных ему в своём классе пока ещё нет и вряд ли в ближайшее время будут.

Заключение

Ну вот, теперь вы имеете представление о том, какие стоят двигатели на Toyota Land Cruiser 200 в разных вариантах комплектации. На самом деле, все перечисленные силовые агрегаты достаточно надёжны. Что до недостатков, то у каких моторов их нет? В руках бережливого хозяина большой японский внедорожник прослужит долго. А возникающие неисправности несложно устранить, поскольку разработчики позаботились о ремонтопригодности ДВС, а в запасных частях нет недостатка.

Двигатели Land Cruiser 300: описание, характеристики

"Будем брать!" Несмотря на все минусы и недостатки Toyota RAV 4

Конкуренты Land Cruiser 200

Как мы уже выяснили, найти что-то столь же неприхотливое на рынке больших внедорожников будет трудно. Однако, «корейцы» тоже не лыком шиты, поэтому вычеркивать Kia Mohave и Hyundai ix55 из списка конкурентов будет несправедливо. По ходовым качествам близкими к Land Cruiser будут «американцы» Ford Explorer, Chevrolet Tahoe и Jeep Grand Cherokee. По комфорту и совокупности качеств есть машины и получше. Конечно же, это «европейцы» и, конечно же, за их добротность придётся платить по мере обслуживания, так как в надежности они явно проигрывают. Сюда отнесём Volkswagen Touareg и Land Rover Discovery. Кроме того, бессовестная цена на «Крузак» позволяет приписывать в конкуренцию модели премиум-сегмента, такие как Cadillac Escalade, Mercedes-Benz GLS и Infiniti QX80. Другое дело, что за этот премиум придётся по мере обслуживания платить совсем другие деньги, особенно в случае с выходцем из Штутгарта.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий

Adblock
detector