Как выбрать акб для автомобиля

Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля?

Многие не знают, как выбрать аккумулятор для автомобиля. Причин искать новую батарею множество (например, надоедает постоянно подзаряжать АКБ либо она полностью износилась). Перед покупкой новой модели нужно учитывать некоторые параметры.

Критерии выбора автомобильного аккумулятора

Автомобильный аккумулятор не принадлежит к тем узлам, которые вынуждены работать в экстремальных условиях, наподобие двигателя, трансмиссии или ходовой. Тем не менее, срок эксплуатации его ограничен максимум пятью годами, в очень редких случаях он служит больше и гораздо чаще «умирает» ранее указанного производителем срока.

Новые автомобильные аккумуляторы

Поэтому покупка новой АКБ – операция, знакомая всем автовладельцам. И каждый раз перед ними встаёт задача, как приобрести батарею, которая прослужит дольше прежней. Задача непростая, поскольку ассортимент огромен, в продаже появляются новые типы аккумуляторов, старые тоже совершенствуются, и сориентироваться в этом разнообразии порой затруднительно даже специалисту.

Как выбрать аккумулятор для автомобиля |Интернет-магазин аккумуляторов Колеса Даром

Как выбрать аккумулятор для автомобиля

Любая АКБ имеет ограниченный срок службы. Лучшие образцы могут проработать до пяти лет, хотя при эксплуатации в условиях российского климата центральной и северной полосы редкая батарея сохраняет свои свойства дольше трех лет. Следовательно, с необходимостью замены аккумулятора регулярно сталкивается любой автолюбитель.

Произвести замену можно двумя путями: полностью доверить этот вопрос СТО или же самостоятельно подобрать АКБ. В этой статье приведены основные правила подбора АКБ, благодаря которым вы поймете, какой аккумулятор выбрать именно для вашего автомобиля.

Держи заряд! Как не ошибиться при покупке автомобильного аккумулятора

С годами максимальная емкость автомобильного аккумулятора падает, и уже через 3–5 лет при температуре –15°C и ниже машина может не завестись. Составили небольшой чек-лист, как выбрать новый аккумулятор, если ваш уже пора менять.

Когда менять на автомобиле аккумулятор

  • когда он перестал «держать заряд», иначе говоря – если он «умер»,
  • когда ему уже исполнилось более 5 лет.

Необходимость замены АКБ в первом случае – очевидна. Хотя – не совсем. Ведь за стремительно теряющим заряд аккумулятором может стоять поломка, совершенно с ним не связанная, а притаившаяся в глубинах электрооборудования Вашей машины. Поэтому начните с визита к грамотному автоэлектрику – только он сможет поставить правильный диагноз. А во втором случае – выбрать аккумулятор для автомобиля по марке и модели, и – купить его.

old battery

Возраст 5 лет для АКБ — критический. Вот и эта, казалось бы новая, после 6 лет безупречной службы — «умерла»

4-5 лет – это тот возраст аккумуляторной батареи, в течение которого (разумеется, при его нормальной эксплуатации) возможность проблем с ним – исчезающе мала. Чем она «старше» – тем больше вероятность её отказа. С течением времени вероятность неприятностей возрастает в арифметической прогрессии. Поэтому, как только аккумулятору исполнилось 5 лет – отправьте его, предварительно зарядив, «на заслуженный отдых» в гараж, на дачу или «трейд-ин», купив новый, свежий и более современный.

Fresh Eurorepar battery in Peugeot 308

Этот свежий аккумулятор от Eurorepar обеспечит Peugeot 308 уверенные запуски суровой русской зимой в течение 5-7 лет

Бренд

Выбор отечественного или импортного АКБ не отличается однозначностью. С одной стороны европейская продукция качественнее нашей, а с другой – существует множество факторов, которые сглаживают такое несоответствие.

Коснемся стандарта проверки батарей. В Европе проверка АКБ предусматривает подачу нагрузки в течение 30 секунд, что не приводит к падению напряжения ниже 9 вольт. У нас дела обстоят иначе. В соответствии с ГОСТом подача нагрузки обеспечивается в течение 10 секунд.

В результате можно признать, что европейские АКБ более качественные. Хотя положительные тенденции отмечаются и на нашем рынке. Некоторые производители предлагают продукцию, прошедшую европейскую сертификацию.

Если выбирать из зарубежных брендов, то можно остановиться на BOSH (известность и проверка временем). В случае с отечественным производителем – это может быть, как пример, AkTex Standard. Недобросовестные производители в большей мере связаны с Китаем и Турцией.

В любом случае надо гнаться не за известным брендом, а приобретать тот агрегат, который по своим характеристикам подходит именно вашей машине. Это предполагает соответствие вполне конкретным параметрам: емкость, размеры, пусковой ток и т. д.

Причины замены АКБ

Выбор нового аккумулятора для автомобиля – задача, несомненно, важная, но было бы неплохо установить причину, почему старая не прослужила положенного срока. Вполне вероятно, что эти знания помогут нам избежать прежних ошибок, допущенных во время эксплуатации батареи.

На самом деле причин не так уж много:

  1. Первая и самая распространённая – естественная старость. Пластины постепенно расходуют свой ресурс, слой чистого свинца и его диоксида постоянно уменьшается, и аккумулятор теряет свой заряд. В итоге наступает момент, когда каждый пуск двигателя превращается в лотерею – заведётся или нет.
  2. Неправильная эксплуатация и ненадлежащий уход. Даже необслуживаемые АКБ периодически нуждаются в проверке некоторых важных параметров и во внеплановых подзарядках. Выкипание электролита, частые перезаряды из-за несовершенного зарядного устройства – все эти причины приводят к преждевременному осыпанию активного слоя пластин.
  3. Нередко причиной выхода из строя аккумулятора являются механические повреждения – трещины, деформация корпуса, разгерметизация – при появлении подобных дефектов дальнейшая эксплуатация батареи запрещена.

Если реанимационные мероприятия не помогают, остаётся единственный вариант – поход в автомагазин.

Выясните размер

Под автомобильный аккумулятор (АКБ) в машине отводится отдельная площадка. Если аккумулятор меньше, чем нужно, может не хватить регулировок крепления, а если больше — он просто не поместится.

Как узнать размер:

  • Загляните в техническую документацию к автомобилю.
  • Найдите этикетку с характеристиками, наклеенную на ваш аккумулятор. Сами размеры там вряд ли будут указаны, запишите модель и найдите их в интернете.
  • Замерьте площадку или установленный аккумулятор рулеткой.

Ремонтопригодность

Ремонт автомобильного аккумулятора

Принято выделять 3 категории аккумуляторов в зависимости от их ремонтопригодности:

  1. Обслуживаемые – имеют доступ внутрь, что обеспечивает специальная крышка. Отличаются бюджетностью в плане цены, но обладают недостаточным сроком службы (около 2 лет) и требуют постоянного внимания, что связано с контролем уровня электролита.
  2. Малообслуживаемые – меньшая требовательность к обслуживанию по сравнению с первой категорией. Хотя необходимость регулярной заливки электролита не исключается. Гарантийный срок увеличен до 3 лет.
  3. Необслуживаемые – нет доступа внутрь. Длительный срок службы (в среднем около 5 лет).

Как проверить автоаккумулятор

Невероятно, но факт – всё ещё существуют «олдскульные шофера» и ретрограды, использующие для определения параметров АКБ и его «жизнеспособности» так называемые «нагрузочные вилки» родом из XX века, будто не замечая, что с тех далёких пор конструкция автомобильных «хранителей энергии» сильно изменилась.

Old load fork from the USSR

Автоаккумуляторная нагрузочная вилка времён СССР прошлого века

«По уставу» – нагрузочную вилку нужно было по очереди подсоединить к каждой из банок, измерить в течение 5-7 секунд напряжение на каждой из них, которое должно было быть одинаковым и равняться примерно 1.6-1.8 вольт. Если на какой-то из банок напряжение сильно отличается от остальных и/или быстро падает – батарея неисправна.

Measuring battery parameters using a load plug

Измерение параметров аккумуляторной батареи с помощью нагрузочной вилки

Но в XXI веке АКБ с открытыми перемычками между банками – винтажная редкость для ретроавтомобилей. Современные имеют полностью закрытую, герметичную (условно) конструкцию в виде пластмассового параллелепипеда, из которого торчат только два конических «полюса» – анод «плюс» и катод «минус». Поэтому «дедовские» методы измерений и «бабушкины» приспособления для этого – пора отправить в музеи.

Dinosaur among rechargeable batteries

Такие аккумуляторы-динозавры советских времён — давно вымерли

В наше время существует уйма «продвинутых», и при этом — весьма недорогих компьютерных тестеров для автомобильных батарей. Они компактны, удобны в пользовании, и способны предоставить потребителю не только максимум информации, но и вывести её – на дисплей, принтер или экран компьютера через USB-разъём, Bluetooth и Wi-Fi.

Examples of modern battery testers for cars

Примеры современных аккумуляторных тестеров для автомобилей

Многие зарядные устройства содержат в себе функцию тестирования параметров АКБ.

Так пользуйтесь же плодами прогресса! Мы специально не будем перечислять марки и модели этих девайсов, так как имя им – легион, и приобрести их можно — от сельских магазинов запчастей до глобальных интернет-площадок типа Aли, Джум и Тао, по ценам — от пяти сотен до такого же количества тысяч рублей. Всё зависит лишь от функционального вооружения девайсов, их ориентации («любительские» или для профессиональных автосервисов) и «раскрученности бренда».

Выберите емкость и пусковой ток

Если вы еще не смотрели документацию к автомобилю, самое время. В ней должно быть сказано, какой аккумулятор рекомендуется устанавливать. Например, «Зарядник № 1» XX Ач и XXX A.

Если мануала у вас нет или вы не нашли там нужную информацию, осмотрите ваш старый аккумулятор. Характеристики обычно расположены на верхней крышке или сбоку. Именно на них и стоит ориентироваться.

Пусковой ток (A). Означает максимальную величину тока, которую способен выдавать аккумулятор при пуске двигателя. Если пусковой ток окажется меньше рекомендованного в документации или указанного на старом аккумуляторе, стартер не сможет запустить двигатель. Избыток пускового тока — не беда. Стартер возьмет столько, сколько ему нужно.

Дата изготовления

Новые аккумуляторы требуют правильного хранения. Возраст батареи, превышающий 1 год, является критическим, так как в течение этого срока она приходит в негодное состояние без подзарядки. Вряд ли можно надеяться, что продавцы исправно подзаряжают АКБ на витрине.

В связи с этим максимально допустимым возрастом батареи следует признать 4 месяца. Все, что старше, требует обязательной проверки. Особенно это относится к продукции рассматриваемого вида с датой изготовления более 1 года назад.

Рейтинг авто аккумуляторов

Рейтинг производителей аккумуляторов обязательно нужно изучить, прежде чем выбирать модель. Необходимо учитывать пусковой ток, в т. ч. и при низкой температуре, быстроту зарядки и пр.

Топ аккумуляторов для авто с ёмкостью 55 ампер часов:

  1. Mutlu Silver Evolution 55 (450). Это лучший агрегат свинцово-кислотного типа. Благодаря специальной технологии производства (производителем аккумулятора является Турция) уменьшена скорость разрядки устройства. Но последний не является обслуживаемым, поэтому отсутствует допуск к пробкам для залива электролита. Емкость составляет 55 Ач. Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля?
  2. Актех (АТ) 55А3. Это иркутский агрегат. Работает хорошо не только в стандартных условиях, но и при сильном морозе. Благодаря этому аккумулятор подходит тем, кто проживает в северных регионах с суровыми зимами. Что касается недостатков такого устройства, то оно отдает большой ток, емкость быстро исчерпывается. Если генератор поломан, то авто может просто не успеть доехать до автосервиса. Вместе с тем аккумулятор является обслуживаемым, поэтому можно достать пробки. Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля?
  3. Зверь (ЗВ) 55А3. У него достаточно современный внешний вид, есть удобная рукоятка. Емкость составляет 55 Ач. Хорошо работает в экстремальных условиях. Прибор является обслуживаемым. Недостатком является высокая стоимость, к тому же агрегат не настолько стабилен, как предыдущие. Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля?
  4. TYUMEN BATTERY STANDARD. Производят аккумуляторы этой серии в Тюмени, поэтому устройства подходят для северных регионов. Но недостатком является высокая чувствительность к полной разрядке. Из-за этого АКБ не может работать долго. Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля?
  5. Tornado. Емкость составляет 55 Ач. Отличается дешевизной, быстро садится в зимнее время из-за дополнительной нагрузки. Кроме того, является слишком чувствительным к полной разрядке. Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля?
  6. Tudor. Создан по технологии AGM. За короткий промежуток времени может отдавать большой ток. Быстро заряжается, из-за повышенной нагрузки емкость уменьшается. Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля?
  7. Optima Yellow Top. Это один из лучших гелевых агрегатов. Емкость составляет 55 Ач. Создан в Америке, компактный, легче других. Устойчив к вибрации, перегрузке. Единственный недостаток — высокая стоимость. Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля?

Это лучшие автомобильные аккумуляторы с учетом всех параметров.

Соблюдайте полярность

Полярность определяется по расположению клемм на аккумуляторе. Если красная плюсовая клемма находится слева, то это прямая полярность , если справа — обратная (смотрите на аккумулятор с лицевой стороны, где указаны бренд и модель).

Аккумулятор с неподходящей полярностью иногда удается развернуть, но чаще всего длины проводов не хватает, чтобы дотянуться до нужных клемм.

Восстановление АКБ? Теперь это возможно!

«Вишенкой на торте» многих современных, управляемых компьютером зарядных устройств для гаражного использования, является наличие функции, которую раньше могли реализовать только самые опытные аккумуляторщики-«волшебники» в гаражах солидных автоколонн и таксопарков – импульсное, волнообразное изменение зарядного тока для десульфатации пластин АКБ. Несомненное удобство компьютерных технологий в том, что десульфатация происходит автоматически, без участия человека. Вам лишь необходимо выбрать в меню или нажать на кнопочку панели управления ЗУ, «целебный» режим – всё остальное сделает за Вас умная электроника.

Examples of modern car battery chargers with a "curative" desulfation function

Примеры современных зарядных устройств автомобильных АКБ с «лечебной» функцией десульфатации

Можно конечно посетовать на то, что зарядка автомобильного аккумулятора с использованием функции десульфатации длится раза в полтора дольше обычной, но будем справедливы – это исчезающе малый дискомфорт по сравнению с практически бесплатным, и, как показывает практика – весьма эффективным мероприятием, способным продлить жизнь батареи на пару дополнительных лет.

Несколько полезных советов:

  • выбрасывать старую АКБ не стоит – многие магазины их принимают, а ещё лучше сдать батарею в пункт приёма цветных металлов – это самый выгодный вариант;
  • перед монтажом нового аккумулятора рекомендуется проверить работоспособность реле-регулятора: его выходное напряжение должно лежать в диапазоне 13.7–14.5 В, в противном случае реле нужно заменить;
  • даже если вы купили заряженную батарею, не помешает её подзарядить малым током на протяжении нескольких часов – в этом случае она гарантированно выйдет на свои максимальные показатели;
  • крайне не рекомендуется позволять аккумулятору сильно разряжаться – после каждого глубокого разряда срок службы АКБ сокращается на десятки процентов. На современных авто имеется индикатор уровня заряда батареи, что облегчает задачу контроля со стороны водителя;
  • если вы эксплуатируете автомобиль в сугубо городском режиме (частые поездки на короткие расстояния), раз в месяц производите профилактическую подзарядку с использованием ЗУ;
  • не забывайте производить внешнюю инспекцию батареи, особенно её клемм, при наличии окисления контактов обязательно производите чистку.

Как видите, выбор аккумулятора – задача не из простых. Но если учесть все перечисленные критерии и рекомендации, можете быть уверенными, что ваш окончательный выбор будет оптимальным.

Условия низких температур

Все характеристики, которые указываются для аккумуляторов, рассчитаны на примерную температуру в 27°С. При очень низких температурах (например, до -25°С) у АКБ уменьшается емкость в 2 раза. Из-за этого в северных регионах рекомендуется устанавливать устройства с большей емкостью. Например, если подходит 55 Ач, то лучше применять устройства с 65 Ач.

Но не стоит сильно превышать показатель. Ёмкость батареи должна соответствовать и мощности генератора транспортного средства. Нельзя допускать, чтобы у аккумулятора показатель был слишком высоким. В противном случае генератор не сможет справляться с зарядкой. Это будет повышенная нагрузка, из-за чего устройство может перегреваться или даже поломаться. Разрешается выбирать батарею с емкостью только на 20% выше стандартной.

Уточните размер клемм

Есть всего два вида клемм — стандартные европейские (таких большинство) и азиатские (они тоньше).

  • стандартные: диаметр плюса — 19,5 мм, минуса — 17,9 мм,
  • азиатские: диаметр плюса — 12,7 мм, минуса — 11,1 мм.

Узнать размер клеммы можно в технической документации или замерив одну из них на старом АКБ. Если ошибетесь, контакты не налезут на клеммы или будут сильно болтаться.

Напряжение

Эта характеристика отличается минимальной важностью, так как АКБ, ориентированные на легковые автомобили, приведены к единому стандарту, когда выходное напряжение составляет 12 вольт. В то же время оснащение аккумуляторами пассажирского и грузового транспорта предполагает установку одной батареи на 24 вольта или двух, где напряжение каждой – 12 вольт.

Уход за аккумулятором автомобиля

Чтобы аккумулятор Вашего автомобиля жил долго и счастливо, радуя Вас бодрыми запусками в самые лютые холода и чёткой работой бортовой электроники при тропической жаре – за ним надо ухаживать. Это несложно, относительно редко, зато — очень полезно!

  • Первое, и самое важное – регулярно проверять плотность посадки клемм на «конусы» аккумуляторной батареи. Для этого достаточно небольшим усилием пальцев попытаться покачать и покрутить клеммы на «конусах». Если перемещения не ощущаются – всё нормально! Это контрольное действие я рекомендую производить всегда, когда Вы открыли капот Вашего автомобиля (например, чтобы долить «незамерзайки» в бачок омывателя). Если перемещения есть – подтянуть ключом соответствующего размера клеммные гайки.
  • Рекомендую два-три раза в год тщательно очищать верхнюю (хотя бы – видимую) поверхность АКБ от грязи, пыли, различных отложений и веществ. Лучший помощник Вам в этом деле – старая использованная зубная щётка и бытовая салфетка из микрофибры. Особенное внимание необходимо уделить клеммам и пространству вокруг них – ничего, что хоть как-то может проводить электрический ток здесь быть не должно! Только чистая сухая поверхность!

Очень полезно перед установкой клемм, одеть на «конусы» небольшие фетровые «шайбы» предварительно пропитав их электротехническим вазелином типа ВТВ или аналогичной смазкой. Такое «рацпредложение» исключит любое проникновение к клеммам влаги, масел и других вредных для АКБ веществ.

После того, как клеммы плотно одеты на «конусы» аккумулятора, крайне полезно смазать места соединения тем же ВТВ или спрыснуть эти места специальным «аккумуляторным лаком», который не позволит проникнуть вредоносным для АКБ «жижам» к месту контакта.

Перечисленные принадлежности, смазки и спреи для обслуживания АКБ Вы всегда можете купить в магазинах вместе с аккумулятором, а многие бренды предлагают целую гамму полезной «химии», которую можно приобрести тут же.

with an old battery is not life

«Со старым аккумулятором — это не жизнь». Выражение Юрия Деточкина (актёр Иннокентий Смоктуновский) стало крылатым, а фрагмент из «Берегись автомобиля» вместе с неподражаемым Георгием Жжёновым — культово-символичным в нашей автомобильной (и не только) жизни

«Со старым аккумулятором – это не жизнь» – фраза, сказанная Юрием Деточкиным в знаменитом фильме Рязанова «Берегись автомобиля» в далёком 1966 году – актуальна и сегодня. Наши советы и рекомендации позволят Вам увеличить ресурс имеющейся на борту Вашего автомобиля аккумуляторной батареи, секономить солидную денежную сумму, а при покупке новой АКБ – не совершать чужих ошибок. Ровных дорог и здоровья Вашему автомобилю, а Вам – уверенности в нём и обилия приносимых им удовольствий!

Выберите тип обслуживания

Тут снова два варианта:

  • необслуживаемые — их меняют через 5–7 лет,
  • частично или полностью обслуживаемые — проверяют не реже раза в год.

При частичном обслуживании нужно через специальное окошко следить за уровнем дистиллированной воды и вовремя ее доливать. Проверять уровень нужно не менее двух раз в год: весной и осенью. Полностью обслуживаемым АКБ придется уделять еще больше внимания и времени: замерять плотность электролита, проводить десульфатацию.

Решите, какой тип аккумулятора вам подойдет

    — их не нужно обслуживать, у них низкий показатель саморазряда по сравнению со свинцово-кислотными, но они чувствительны к глубокому разряду. Если 3–4 раза разрядить батарею до нуля, то зарядиться полностью она уже не сможет — скорее всего, ее придется менять. Срок службы такого аккумулятора: от 5 лет.
  • Гибридные — совмещают в себе кислотные и кальциевые аккумуляторы, которые как бы разделены по полюсам аккумулятора. Отсюда — низкий саморазряд и устойчивость к глубоким разрядам. В обслуживании не нуждаются и служат около 5 лет. — современные аккумуляторы, способные быстро заряжаться и раз за разом выдавать пусковой ток. Их устанавливают на машины с системой Start/Stop, которая глушит двигатель при кратковременных остановках на светофорах или в пробках, а при начале движения заводит его. Заявленный ресурс таких аккумуляторов достигает 10 лет.

Если у вас установлен аккумулятор с маркировкой AGM, менять его нужно на аналогичный. Все остальные типы взаимозаменяемы.

Полярность

Выбор батареи надо соотносить с ее полярностью. Здесь имеется в виду разное расположение клемм, что обусловливает полярность, характеризуемую как обратная или прямая.

Схема автомобильного аккмулятора

В том случае, когда значок «минус» находится с левой стороны корпуса, можно говорить об обратной полярности. Если это не так, то есть справа стоит «плюс», полярность считается прямой.

Пусковой ток

Маркировка любого автомобильного аккумулятора позволяет определить параметр, указывающий на величину пускового тока. Вы должны знать этот параметр применительно к своему автомобилю.

Не стоит брать АКБ с меньшим значением пускового тока, чем это положено. Использование слабого варианта батареи проявится негативом в зимний период, когда температура преодолеет отметку в минус 18 градусов. Такая батарея может потерять около 40% своей емкости, что не даст возможность запустить автомобиль.

В то же время более мощные АКБ не всегда являются выходом из такой ситуации, так как они отличаются высоким ценником. Отсюда напрашивается рекомендация: выбирайте оптимальное сочетание цены и мощности.

Проверка в магазине

Процесс покупки конкретного аккумулятора, когда вы оказываетесь в магазине, должен начинаться с визуального осмотра выбранного образца.

Следует убедиться в целостности корпуса АКБ: недопустимо наличие сколов и трещин. Корпус, подвергнувшийся деформации, не может гарантировать сохранность электролита, а это существенно сокращает ресурс АКБ.

Небрежная погрузка, в результате которой образуются вмятины, также повышает вероятность возникновения утечки жидкости. В той же мере требуют проверки борны. На них не должно быть каких-либо царапин. Обнаружение таких дефектов может служить подтверждением того, что аккумулятора ранее эксплуатировался.

Следующий шаг – это обращение к продавцу по поводу измерения зарядки аккумулятора и измерения плотности электролита. Если будет получен отказ в проведении этих действий, то лучше воздержаться от покупки.

Зарядка АКБ должна производиться посредством специального инструмента в виде загрузочной вилки. По российским стандартам подача напряжения производится в течение 10 секунд. Результат возможен следующий:

  1. напряжение без нагрузки от 12 до 12,9 вольта, что нормально;
  2. просадка напряжения под нагрузкой, когда нижнее значение может опускаться до 9 вольт. Идеально, если вольтметр в этой ситуации показывает 11 вольт. В случае, когда создаваемая нагрузка приводит к очень низким значениям напряжения (менее 9 вольт), стоит отказаться от покупки АКБ.

Что касается плотности электролита, то она может быть ниже заявленного производителем, но в пределах 0,02 м3.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий