Газовое оборудование 2 поколения на инжекторных двигателях
Следует понимать тот факт, что с 2008 года в России вступили в силу нормы экологического стандарта Евро-3. Это значит, что все, выпущенные с этого года автомобили должны соответствоват требованиям этого экологического стандарта.
Если рассматривать Евро-3 в разрезе газобалонного оборудования, то установка ГБО-2 на автомобили стандарта Евро-3 затрудняется наличием у таких автомобилей второго лямбда зонда. Это не значит, что установить на такие автомобили ГБО-2 нельзя. Это значит, что настройка и последующая эксплуатация ГБО-2 поколения на инжекторном ДВС автомобиля, который соответствует нормам стандарта Евро-3 затруднена и экономически необоснована. На автомобили такого класса лучше всего устанавливать ГБО 4 поколения или выше.
Если же рассматривать инжекторные автомобили ранних годов выпуска (это могут быть инжекторные модели ВАЗ, Lanos/Sens, или иномарки стандарта Евро-2), то установка ГБО-2 на них возможна и обоснована.
Настройка и регулировка ГБО на карбюраторном моторе
Хорошо известно, что установка ГБО (с учетом значительного подорожания бензина одновременно со снижением качества данного вида топлива) уже многие годы является практически единственной возможностью существенно сократить расходы в рамках эксплуатации бензинового двигателя.
Сегодня различные поколения газобаллонного оборудования можно повсеместно встретить на карбюраторных и инжекторных авто. Если говорить об инжекторе, перевести на газ можно не только моноинжекторные двигатели и моторы с распределенным впрыском, но и силовые агрегаты, в которых топливо подается в каждый цилиндр напрямую (прямой впрыск).
Если точнее, на таких моторах главной задачей является правильно настроить редуктор-испаритель. Далее мы поговорим о том, как выполняется настройка газового редуктора автомобиля с карбюратором, а также какие особенности и нюансы нужно учитывать, чтобы добиться оптимальных результатов.
Подключение кнопки ГБО 1-2 поколения на карбюратор и инжектор
В условиях постоянно растущих цен на бензин и дизельное топливо газобаллонное оборудование становится настоящим спасением для автовладельцев, которые часто используют автомобиль.
Само газобаллонное оборудование достаточно надежно в эксплуатации и имеет большой ресурс, однако есть у него и уязвимые места, которые имеют свойство ломаться в самый неподходящий момент.
Одним из таких слабых мест является кнопка ГБО — устройство для перевода режима работы двигателя с бензина на газ и/или наоборот.
В результате интенсивной эксплуатации этот важный узел управления газовой аппаратурой может начать работать некорректно или вовсе выйти из строя.
В этом случае не обязательно обращаться в специализированный техцентр — произвести замену кнопки можно самостоятельно.
Преимущество ГБО Атикер
Давайте выделим несколько положительных моментов в оборудовании турецкой компании:
- Все комплектующие (включая газовые баллоны) производятся на мощностях одного завода. Это гарантирует стабильную и бесперебойную работу всех узлов системы, а также простоту настройки.
- Многие редукторы Atiker созданы на основе итальянских Ловато с внесением доли модификаций. И хоть с точки зрения лицензирования это не очень хорошо, с точки зрения надежности и отказоустойчивости турецкие редукторы не уступают итальянским.
- Поскольку компания Атикер ранее занималась оборудованием для буровых установок вопросов к качеству стали для газовых баллонов возникать не должно. Баллоны атикер сделаны из спецстали LPG Tube Steel. Данная сталь имеет сертификат качества DIN EN 10120 и производится на турецких заводах Erdemir. Сами баллоны (для пропана) изготавливаются из кованной стали, и проходят гидростатические испытания под давлением. В случае выявления брака изделие уничтожается.
- На всю продукцию ГБО 4 поколения компания предоставляет гарантию 2 года без ограничения по пробегу. Чтобы не потерять гарантию следует проходить плановые ТО (2 раза в год). А установку и настройку выполнять исключительно в сертифицированных центрах.
Как настроить и отрегулировать ГБО на двигателе с карбюратором
Начнем с того, что когда речь идет о газовом оборудовании на карбюраторном двигателе, основные манипуляции сводятся к настройкам редуктора-испарителя. Указанный редуктор позволяет выполнить следующее:
- отрегулировать давление газа применительно ко второй ступени (настроить чувствительность);
- выставить количество газа, который проходит через клапан ХХ;
Итак, общая процедура настройки выглядит следующим образом:
- Сначала двигатель запускается, причем запуск должен производиться на бензине.
- Далее силовой агрегат, работающий на бензине, должен выйти на рабочие температуры.
- После прогрева нужно выставить на карбюраторе холостые обороты 950-1000 об/мин.
- Далее подачу бензина нужно перекрыть и выждать, пока его остатки будут выработаны.
Теперь переходим к настройке ГБО. На начальном этапе регулировок следует:
- Вывернуть дозатор полностью (сечение канала для подачи газа открыто максимально).
- Если дозатор имеет раздельные секции, позволяя отдельно производить регулировки по каждой камере, тогда для первой камеры выставляется полное открытие канала, а для второй канал открывается по минимуму.
- Регулировочный винт, который позволяет настраивать ХХ, сначала полностью закручивается, после чего его следует отпустить на 5 оборотов;
- Что касается винта чувствительности, его следует поставить в среднее положение.
Далее нужно приступать к настройкам режима холостого хода. После того, как все описанные выше манипуляции были завершены, двигатель автомобиля нужно завести, при этом запуск уже производится на газу. Также необходимо вытянуть «подсос».
Затем следует поднять обороты до 1750-1950 об/мин, далее, вращая винт холостых на несколько оборотов, параллельно убирается подсос. Операцию зачастую приходится проделывать по нескольку раз. Основной задачей является найти такие обороты холостого хода, чтобы при полностью убранном подсосе двигатель работал устойчиво на ХХ.
В случае, когда обороты ХХ начинают сильно плавать, тогда винт холостого хода откручивается на максимум. Если же устойчивой работы мотора добиться не удается, тогда винт чувствительности закручивается на пару оборотов обратно, после чего вся процедура настройки повторяется заново.
Как видно, необходимо найти правильный баланс между винтом «количества» газа и винтом холостого хода. Удачным результатом можно считать такой, когда винт чувствительности полностью закручен, а обороты ХХ составляют около 1150-1200 об/мин, при этом мотор работает ровно.
Завершающим этапом можно считать дополнительную подстройку холостых оборотов при помощи соответствующего винта. Указанный винт еще немного закручивается, обороты опускаются до минимально возможных, затем винт немного откручивается, а обороты ХХ должны стать на отметку около 1 тыс. об/мин.
Прокладка магистрали
О том, какие виды газовых магистралей бывают и какой из них лучше всего отдать предпочтение мы описывали . Если позволяют средства, то лучшим выбором станет термопластиковая магистраль. Если бюджет ограничен можно остановитсья на медной. Саму трубку пускают рядом с тормозной магистралью и надежно закрепляют. Места соединения обмыливают и проверяют на возможную утечку.
Сегодня мы поговорим про ГБО 4 поколения, особенности конструкции, принцип работы, преимущества перед ранними поколениями ГБО, порядок установки на карбюраторные и автомобили, что лучше использовать пропан или бутан. Итак, поехали.
Переоборудование автомобиля под использование газа в качестве основного топлива становится все более актуальным в условия вечно растущих цен на бензин.
Это оборудование позволяет функционировать на более дешевом топливе, без большого вмешательства в конструкцию авто.
С улучшением конструкции автомобиля, а также с ужесточением норм по токсичности, введенных в Европе, которые обозначаются как Евро, модернизировалось и газобаллонное оборудование.
Если ГБО 1 поколения была по конструкции очень простой, без использования электроники, то газовое оборудование 4 поколения – это уже сложное электронно-механическое устройство, хотя суть их работы одна – подача газа в цилиндры двигателя в определенных условиях.
Но у первого поколения газ поступал за счет разрежения, создаваемого в цилиндрах двигателя, и речи о точной дозировке топлива при разных режимах функционирования силовой установки там не шла.
Комплектующие
Для установки ГБО 2 поколения на инжектор Вам потребуются следющие составляющие:
- Газовый баллон с мультиклапаном и заправочный клапан;
- Расходная и заправочная магистраль;
- Редуктор испаритель (лучше использовать модель с встроенным фильтром грубой очистки);
- Кнопка переключения «газ-бензин» для инжекторного ДВС и набор проводов к ней;
- Механический дозатор с двумя (или одним) «винтами жадности» для регулирования подачи газовой смеси, которая поступает в двигатель;
- Смеситель с антихлопком;
- Электроклапан.
Так выглядит стандартный набор ГБО 2 поколения, в случае же с инжекторным ДВС добавляется еще два модуля, это:
- эмулятор работы форсунок;
- эмулятор лямбда-зонда
Настройка «отклика» на нажатие педали газа и количества подаваемого газа
После того, как обороты холостого хода были выставлены, необходимо добиться того, чтобы двигатель быстро реагировал и набирал обороты при нажатии на газ. Для этого необходимо постепенно откручивать регулировочный винт чувствительности до момента, пока обороты ХХ не начнут меняться. Как только было замечено изменение холостых оборотов, указанный винт нужно завернуть обратно на 2/3 от 1 полного оборота или на один оборот с четвертью (в зависимости от того или иного ДВС и т.д.).
По окончании нужно нажать на педаль газа, сначала плавно, затем можно понажимать резко. Главное, если настройка сделана правильно, не должно быть никаких провалов, двигатель должен быстро выходить из режима ХХ, адекватно реагировать на педалирование, хорошо раскручиваться и резво откликаться на любые нажатия педали газа.
- После того, как настройки были закончены и отзыв на педаль газа не вызывает нареканий, нужно переходить к настройкам самого дозатора. Для этого следует поднять обороты, в среднем, до 3 или 3.5 тыс. об/мин без подсоса. Для этих целей лучше пригласить помощника, который будет нажимать на газ.
Итак, когда положение винта, приводящее к изменению оборотов, было найдено, следует отвернуть винт от этого положения на половину или 3/4 четверти оборота. Обратите внимание, если установлен дозатор, который имеет две секции, тогда все описанные выше манипуляции проводятся с первой камерой.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие преимущества и недостатки имеет ГБО. Из этой статьи вы узнаете о плюсах и минусах газового оборудования для авто, какое влияние газ оказывает на двигатель и т.д.
Вторую камеру выставляют до 1/3 от первой. В том случае, если редуктор также имеет возможность регулировки давления первой ступени, тогда потребуются дополнительные действия.
- Прежде всего, мотор нужно заглушить, после чего перекрывается газовая магистраль. Затем к полости первой ступени подключается манометр. Само подключение реализуется через контрольное отверстие, которое перекрыто винтом.
- Что касается манометра, прибор должен иметь шкалу 1.5 кгс на квадратный сантиметр. После подключения следует открыть подачу газа и завести двигатель. В режиме холостого хода настраивается давление на первой ступени по манометру.
- Показатель должен оставлять 0.38-0.42. Выставив давление, регулировки холостых оборотов и чувствительности редуктора следует провести повторно.
Что лучше использовать метан или пропан?
Газовая установка 4 поколения в качестве топлива может потреблять как метан, так и пропан-бутан. Из-за используемого вида газа ГБО 4 поколения по конструкции между собой отличаются.
Поскольку метан в баллонах содержится под высоким давлением, то и баллоны должны соответствующие.
На выходе с баллона в конструкцию включен фильтр, для улавливания механических примесей в газе.
Газовые магистрали должны выдерживать высокое давление. Газовый редуктор у авто работающего на этом газе имеет две секции, проходя через которые, давление газа снижается до нужного. В остальном конструкция не меняется.
Недостатком использования этого вида газа является большой вес баллонов, что не всегда приемлемо на легковых авто.
К тому же метановых заправочных станций значительно меньше. Но этот газ – дешевле, поэтому его применение более актуально на коммерческом транспорте.
На установках, рассчитанных на использование пропан-бутана, поскольку этот газ находится в сжиженном состоянии, баллон по габаритам и весу значительно меньше.
Редуктор под этот газ имеет только одну секцию. Очистка газа от примесей производится фильтром, включенным в конструкцию после редуктора.
Эмулятор работы форсунок
Особенность установки ГБО-2 поколения на инжектор заключается в том, что работа инжекторного двигателя и форсунок управляется, регулируется и диагностируется электроникой. А при установке второго поколения мы фактически получаем карбюраторный автомобиль. Т.е. для работы инжекторного ДВС на газу нам нужно отключить форсунки, что приведет к появлению ошибки «check engine».
Чтобы такой ошибки не возникало, а ЭБУ автомобиля работал в штатном режиме, устанавливают эмулятор работы форсунок (или его еще называют эмулятор инжектора). Это устройство выполняет две функции:
- при переключении двигателя на газо-воздушную смесь отключает бензиновые форсунки;
- при отключенных форсунках подает ЭБУ автомобиля сигнал, эмулируя штатную работу бензиновых форсунок.
Неисправности мультиклапана
Стоит отметить, что неисправности, которые связаны с мультиклапаном, это большая редкость. Но все же, после нескольких лет эксплуатации, система ГБО может износиться, и тогда возможны некоторые проблемы с клапаном. Чаще всего, для того, чтобы устранить неисправность, автомобилисту придется поменять клапан полностью.
Вам будет интересно >> Как правильно чистить и заменять газовые форсунки
Выделим основные виды неисправностей:
- проблемы с аварийным клапаном сброса газа. Как правило, данная поломка сопровождается характерным запахом, так как начинается утечка газа;
- неисправность поплавка. Его зависание не дает водителю возможность получить точные сведения о количестве оставшегося топлива. Однако это может также быть неисправностью электронной системы;некорректная работа скоростного клапана. Выявить данную проблему не составит труда, потому как при ней двигательная система не может работать в привычном режиме, топливо не в полном количестве поступает. И, как следствие, транспортное средство начинает переключаться на бензин или же могут образовываться рывки при движении на газовом топливе;
- неисправность вентиля механического типа. Данная проблема обусловлена тем, что вентиль не контролирует подачу газа. То есть он может его не перекрывать или же наоборот;
- обрыв цепи. Электромагнитная катушка при этой поломке не работает.
Важно! Чтобы избежать какой-либо неисправности в устройстве мультиклапана ГБО, необходимо своевременно и регулярно проходить техническую диагностику. Потому как газ является взрывоопасным и легковоспламеняющимся топливом.
Монтирование редуктора, дозатора и пульта управления
Следующим шагом будет монтаж газового редуктора. Лучше всего его установить возле карбюратора. Газовый редуктор следует установить вертикально, так как при другом положении его диафрагма не сможет полноценно обеспечить подачу газа. Лучшим вариантом будет подключить редуктор к патрубкам , которые идут к печке .
Для этого нужно будет врезаться в подводящий и отводящий патрубки печки при помощи двух тройников. Причем последовательное подключение редуктора к одному из патрубков может нарушить работу системы при тех или иных условиях, поэтому подводящий патрубок редуктора врезается в подводящий трубопровод печки, а патрубок отвода – в отводящий трубопровод.
После принятия решения о переводе своего транспортного средства на газовое топливо и , перед автовладельцами появляется возможность окупить оснащение гораздо быстрее. Отличный способ сокращения расходов при монтаже ГБО 4 поколения – установка своими руками.
Чтобы качественно смонтировать газовое оборудование на машину, потребуется определённый набор оснастки и инструмента:
- комплект ГБО 4;
- с хомутами длинной 60-80см Ø4-5мм и Ø12мм 50-100см (для 4 цилиндрового двигателя); 40-70см вакуумной трубки Ø6мм; шланг системы охлаждения с двумя металлическими тройниками соответствующие размеру входа/выхода на редукторе – подбирается индивидуально под авто;
- термопластиковая газовая трубка нужной длинны (можно использовать медную или алюминиевую);
- автоинструменты;
- дрель и/или шуруповёрт;
- свёрла (Ø4,8мм, коронка 30мм);
- метчик 6мм;
- изолента, термоусадочная трубка, строительный фен;
- паяльник (материалы для пайки проводки);
- мультиметр;
- металлические хомуты/скобы с саморезами (для крепления магистралей под днищем);
- баллончик антикоррозийной обработки или автоэмаль;
- прокладка впускного коллектора ДВС.
Также понадобиться подъёмник/эстакада или смотровая яма.
Кнопка ГБО 2 поколения
Иногда владельцам автомобилей с газобалонным оборудованием требуется поменять или самостоятельно подключить кнопку ГБО 2 поколения. Сегодня мы поговорим о том, чем отличается переключатель газ-бензин для инжекторного и карбюраторного двигателей, а также приведем схему подключения кнопки ГБО.
Существует два наиболее распространенных вида переключателей топлива, которые визуально практически ничем, кроме индекса, не отличаются. Одна предназначена для карбюраторного, вторая для инжекторного силового агрегата.
Установка, настройка, ремонт
До того, как приступить к монтажу клапана, необходимо убедиться в том, что баллон полностью пустой. Так как на протяжении всего времени его вентиль будет открыт. Установка происходит только в помещении с хорошей вентиляцией; должны отсутствовать открытые очаги пламени. В том случае, если происходит замена, то нужно, чтобы постепенно из баллона испарились все остатки вещества. Затем можно приступать к демонтажу мультиклапана.
Как правило, при достаточно долгом использовании, крепежные детали покрываются коррозией. Поэтому перед процедурой нужно их обработать специальным раствором. Жидкий ключ поможет не сорвать и не сломать болты во время их отсоединения.
Когда полностью отсоединены все детали, можно доставать сам мультиклапан. После тщательного его рассмотрения принимается решение о том, возможно ли произвести замену только определенных деталей клапана или нужно полностью его заменить.
Внимание! Если мультиклапан сильно поврежден, то его обязательно нужно заменить на новый. Так как от этого зависит безопасность эксплуатации транспортного средства.
Перед монтажными работами необходимо произвести чистку места, куда будет насаживаться деталь. Также необходимо внимательно следить за тем, чтобы лишний мусор не попал в баллон. Перед установкой клапана нужно поставить прокладку. При желании, ее можно закрепить с помощью герметика. Также, если производится замена старого на новый, то стоит поменять и фильтр грубой очистки. Если он на оборудовании отсутствует, требуется приобрести новый.
Вам будет интересно >> Диагностический кабель для настройки ГБО
Резьба болтов должна быть смазана солидолом или графитовой смазкой, чтобы легче производилась процедура установки. Болты закручиваются крест-накрест, сначала работа производится вручную, а затем диаметрическим ключом затягиваются до конца. Данный ключ позволяет не сорвать резьбу, так как контролирует силу затягивания.
В конце работы подсоединяются газовые трубки. Для того, чтобы проверить правильность установки, нужно заправить небольшое количество газа в баллон, при включенном двигателе проверить – отсутствует ли утечка газа.
Установка баллона и остального оборудования
Установку газового баллона производят под днище, на место запаски или за задними сидениями в автомобиле. Это зависит как от модели автомобиля, так и от формы газового баллона. В баллон следует установить мультиклапан, как это сделать самостоятельно описано . Где будет располагаться заправочный клапан каждый решает сам. Наиболее распространенным вариантом является установка:
- под днищем автомобиля;
- в бампере;
- в заправочном лючке бензобака.
Сам баллон необходимо жестко зафиксировать, чтобы избежать его перемещение при нештатных ситуациях.
А можно ли не устанавливать обманки (эмуляторы)
В попытках немного сэкономить некоторые автомобилисты задаются вопросом, можно ли не ставить эмулятор лямбды или эмулятор форсунок на инжекторный автомобиль, и к чему это может привести?
Основными последствиями не установки эмуляторов будут:
- повышенный расход топлива на 10-20%
- постоянно горящий «Чек», из-за чего можно не увидеть и своевременно не диагностировать более серьезную неполадку.
Повышенный же расход газа со временем выльется в сумму, которая будет превышать стоимость лямбды сначала в 2, а потом и более раз.
Кнопка ГБО для инжекторного двигателя
Кнопка переключения гбо 2 поколения на инжектор имеет индекс «W» и несколько измененную проводку.
Переключатель вида топлива ГБО имеет 3 положения:
Настройка кнопки ГБО 2 поколения для инжектора
Функционал переключателя для инжекторного ДВС включает в себя:
Для автоматической работы автомобиля следует правильно настроить кнопку ГБО, в частности выставить необходимое количество оборотов, при которых будет происходить смена режима работы двигателя.
Регулировка происходит с помощью вращения по часовой или против часовой стрелки потенциометра, который расположен непосредственно на самом устройстве. Оптимальным считаются обороты от 1500 до 2500.
В зависимости от времени года и погодных условий количество оборотов можно менять:
В комплекте с кнопкой поставляются:
Кнопка ГБО карбюратор
Переключатель вида топлива для карбюработного автомобиля имеет индекс «G» и три положения:
На лицевой панели устройства предусмотрены светодиодные индикаторы, которые сигнализируют о том, на каком топливе в данный момент работает автомобиль.
На боковой панеле устройства разположен потенциомерт, который регулирует время подачи газа. В случае, когда двигатель по каким-либо причинам не работает или не заводится в этот промежуток времени подача газа прекращается в автоматическом режиме.
READ Как лучше подключить звуковую карту к ресиверу
Большинство кнопок переключения газ-бензин дополниетльно оснащены индикацией количества оставшегося в баллоне газа.
Схема подключения кнопки гбо
Давайте разберем схему подключения кнопки ГБО 2 поколения для инжектрного ДВС на примере изделия производителя stag2 и Digitronic.
Сразу следует отметить, что основной функционал и сам способ подключения практически у всех производителей одинаковый. Схема рекомендуемого подключения же, в обязательном порядке, должна быть в комплекте с переключателем ГБО. Схема подключения кнопки ГБО 2 поколения на карбюратор будет иметь аналогичный вид.
ли со статьей или есть что добавить?