Для чего нужны полосы на дороге

ПДД: движение по полосам в городе и за городом

На территории РФ движение механических транспортных средств осуществляется по правой стороне. Передвигаться транспорт может в два, три и больше рядов в зависимости от количества полос на проезжей части. Причем на некоторых участках дорог движение может быть односторонним, где-то двусторонним, а есть реверсивный тип движения. Регламент движения по полосам ПДД поясняют в пункте 9. Движение регулируется не только разметкой на дороге, но и знаками особых предписаний.

Движение по полосам ПДД

Что такое разделительная полоса на дороге, её значение и предназначение

Вне зависимости от опыта вождения автотранспортом у водителей часто возникают вопросы относительно разметок на дорогах. О том, что такое разделительная полоса на дороге, что означают разные цвета разметки, как правильно осуществлять поворот при наличии разграничительной зоны и о степени ответственности за въезд на островок пойдёт речь в статье.

Шумовые полосы на дорогах

Шумовые полосы на дорогах

Шумовые полосы на Европейских дорогах появились лет 15 назад, в России же эту особую разметку стали наносить совсем недавно. Наряду с «лежачими полицейскими» они призваны обострить внимание водителя и предотвратить возникновение аварий. Особенно они актуальны на скоростных загородных трассах.

Красная разметка на дороге — что обозначает

Красная разметка на дороге — что обозначает

Разметка на дороге помогает определить перечень разрешенных действий на данном участке. Игнорирование требований разметки может привести к ДТП. Кроме того, нарушение правил ведет к наказанию в виде штрафа или лишения прав.

Дорожную разметку не видно: что делать и как избежать штрафа за пересечение

Довольно часто случается так, что при езде по дорогам общего пользования разметку не видно. Или она едва различима, что вызывает сложности у некоторых водителей.

Ещё одна неприятная ситуация — это попытка инспектора ДПС выписать штраф за пересечение линии, которую водитель попросту не видит из-за её отсутствия, либо же когда разметку нанесло снегом или грязью.

Дорожную разметку не видно

Как действовать в такой ситуации, на что ориентироваться и как не стать жертвой недобросовестных инспекторов — это основные вопросы, которые интересуют начинающих и даже достаточно опытных водителей.

Что означает разметка в виде поперечных полос на трассе

Разметка, которая выглядит как несколько маленьких лежачих полицейских белого цвета. Разметка, которая пришла к нам из Европы, помогла усилить безопасность на дорогах и снизить количество аварий в шесть раз.

Как выглядит разметка

Поперечная белая полоса на дороге выглядит как последовательность четырёх или пяти белых разметок, пересекающих дорожную часть, и имеющие возвышение от полутора до трёх сантиметров. О её наличие предупреждают два дорожных знака: знак искусственной неровности и знак ограничения максимальной скорости до пятидесяти км/ч.

Что нужно знать о шумовых полосах

Поскольку подобные решения появились сравнительно недавно, о шумовых полосах на автомобильных дорогах знают ещё не все автомобилисты и те, кто только собирается сесть за руль.

Спорить с тем фактом, что уровень безопасности на российских дорогах довольно низкий, бессмысленно. Основная масса дорог находятся в плохом состоянии, а водители активно нарушают действующие правила. Всё это ведёт к одному. А именно к авариям, ДТП, столкновениям, наездам на пешеходов и пр.

Чтобы бороться с такими проблемами, на российских автодорогах начала применяться шумовая разметка, которая наносится на дороги загородного и городского значения. Впервые о внедрении новых систем предупреждения водителей стало известно в 2012 году, когда и было принято решение установки шумовых полос. Фактически это альтернатива уже привычным лежачим полицейским, которые во многом себя не оправдывают, а их реализация стоит достаточно дорого.

Шумовая полоса

Согласно опубликованным статистическим данным, на организацию одного лежачего полицейского требовалось затрачивать около 200 тысяч рублей. Это солидная сумма даже с учётом бюджета крупного города. Поскольку дорог много, и на множестве участков требуется положить полицейского, затраты на организацию внутригородских дорог были внушительными. Для сравнения шумовые полосы стоят в 2 раза меньше.

Поскольку специальную разметку рассматривают как альтернативу лежачему полицейскому, не сложно догадаться, для чего нужна подобная шумовая полоса. Речь идёт о специальном средстве организации движения, выполненном в виде искусственных неровностей. Обычно это выемки или небольшие возвышенности. Шумовая разметка представляет собой чередующиеся полосы, способствующие возникновению вибраций подвески авто и повышению уровня шума при проезде по ней. Водитель в салоне ощущает эти вибрации, получая тем самым предупреждение о том, что он приближается к потенциально опасному участку автодороги.

Какие бывают виды разметки

Чаще всего на дорогах встречается разметка белого или желтого цвета, а каждый водитель знает значение того или иного ее вида. Но реже всего встречается красная разметка — она и вызывает недоумение у многих автолюбителей.

Разметка может быть вертикальной и горизонтальной.

Типы графических изображений на дорожном полотне описаны в Приложении 2 к Постановлению правительства №1090 от 23.10.1993 г. В 2018 году этот документ был обновлен.

Цвета линий и их значение

Согласно ГОСТ, линии и обозначения на дороге могут быть нескольких цветов:

  • Белый. Классический вариант, который допускает наибольшее количество видов разметки;
  • Желтый. Разметки 1.3, 1.5, 1.6, 1.11 могу использоваться и в виде белых. Служат для разделения встречной полосы и попутной. Желтая разметка имеет преимущество, так как лучше видна в темное время суток и во время снегопада;
  • Оранжевый. Служит для обозначения временной разметки;
  • Черный (на вертикальной разметке);
  • Красный. Не регламентируется ПДД, но в жизни наносится на дорогу;
  • Синий. Для обозначения границы полос движения в пределах перекрестка (1.7). С этой же целью может использоваться и белая аналогичная разметка;
  • Зеленый. Этот цвет используется для дублирования дорожных знаков на дорожном полотне.

Синяя и зеленая разметка — нововведение, поэтому встречаются они нечасто.

Общие сведения о шумовой полосе

Известный факт, что безопасность дорожного движения в РФ находится в не идеальном состоянии. Качество большинства дорог неудовлетворительное, а многие водители регулярно нарушают правила дорожного движения. Это приводит к частым авариям, поэтому было принято решение решить проблему путем установки на городских и загородных дорогах шумовых разметок.

Интересный факт! Решение использовать на практике шумовые полосы было принято в 2012 г. Их признали альтернативой «лежачим полицейским», которые являются дорогостоящим способом снижения аварийности на автодорогах.

Шумовые полосы на дороге

Согласно данным статистики, каждый «лежачий полицейский» обходится в 200 000 рублей. Это большие деньги даже для крупных городов России. Городские автодороги отличаются большим километражем, поэтому установка «лежачих полицейских» может создать значительную финансовую нагрузку на местный бюджет. Не менее эффективные шумовые полосы обойдутся в 2 раза дешевле.

Разметки – средство для организации автодорожного движения в виде искусственной неровности – возвышенности или выемки. Это чередующиеся поперечные полосы, расположенные на поверхности автодорожного покрытия и вызывающие вибрацию подвески транспорта и увеличение шума колес. Они предупреждают водителя о том, что впереди находится съезд с полосы движения или опасный участок дороги.

Шумовые полосы на дороге

Описание изделия

Решение использовать шумовые полосы впервые было принято в 2012 году. Тогда они рассматривались как альтернатива распространённым на то время «лежачим полицейским». Поскольку последние доставляли очень сильное неудобство, им была найдена замена.

Шумовые полосы на дорогах

По своей сути шумовая разметка выглядит как небольшое количество уменьшенных «лежачих полицейских», которые вызывали вибрацию при проезде по ним автомобиля. Специфический звук от поездки по этой части заставлял водителя уменьшить скорость движения. Это особенно актуально при установке возле школ, детских садов и мест большого скопления людей.

Виды разметки

Разделительная полоса бывает двух видов:

  • обозначенная разметкой по центру проезжей части – бюджетный вариант, позволяющий быстро обозначить на дороге все важные элементы;
  • конструктивный – распознать его можно по возвышенности, сооружённой из тротуарного камня, бордюра, железобетона, металла.

Оба варианта оформления зоны разграничения равнозначны, они выполняют одни и те же задачи. Однако максимально обеспечить безопасность на дороге способна лишь специальная конструкция.

Основное значение разметки красного цвета

В правилах дорожного движения нет раздела, посвященного красной разметке. Кроме того, даже не упоминается ее значение. Однако, в реальности такая разметка встречается. Цвет такой разметки узаконен в Австрии, Швейцарии и Украине. Там горизонтальная полоса красного цвета означает проведение ремонта на дороге или изменение движения на какой-то период. Также, ей могут выделяться пешеходные переходы.

Где наносится

Красные линии используются точно также, как оранжевые. Они наносятся на проезжую часть, как правило в местах проведения дорожных работ, ремонта или реорганизации дорожного движения. Разметка может запрещать выполнение маневров (например, обгон), указывать на объезды, ограничивать скорость и т.д.

ВАЖНО! Красные и оранжевые линии временные, а значит их требования являются приоритетными.

Что обозначает

В России красная дорожная разметка означает примерно то же самое, что и в других странах. То есть ее можно воспринимать как оранжевую, временную.

  1. Горизонтальная красная полоса в сочетании с белыми штрих-пунктирными линиями означает место пересечения проезжей части с велосипедной дорожкой.
  2. Непосредственно на велосипедных дорожках.
  3. Если полоса широкая и полностью закрашена красным, то ее пересекать нельзя (как на дорожке для велосипедистов).
  4. В сочетании с пешеходным переходом, говорит о том, что на данном участке часто возникают наезды на пешеходов, поэтому нужно быть внимательнее.
  5. Вблизи учебных учреждений с шумовым эффектом.
  6. Красный цвет на дорожном полотне может использоваться не только для разметки, но и для нанесения дорожных знаков, например, ограничений скорости.

Красным цветом могут обозначаться любые линии временной разметки. Важно помнить, что значение имеет не только расцветка, но и схема линий.

Когда правила можно нарушить

Есть несколько ситуаций, когда правила можно нарушить. Хотя лучше этого не делать из соображений безопасности. То есть за следующие манёвры наказывать не будут. Но только при условии, что выполнены они были по необходимости.

К этим 3 ситуациям относятся:

Временная разметка

  • Препятствие на дороге. Разметку на дороге можно нарушить, если на пути следования есть препятствие, мешающее нормальному проезду по полосе движения автомобиля. Препятствиями являются дорожные аварии, ДТП, плохое состояние дороги (яма, выбоина), а также наличие посторонних предметов.
  • Несоответствие цвета. Согласно ГОСТу, горизонтальную разметку должны наносить белым цветом. А вертикальную чёрным и белым в полоску. Если цвет разметки нарушает действующий регламент, то и нарушение её пересечения не может считаться правомерным. . Когда на дорогу нанесена временная разметка, тогда движение осуществляется в соответствии с установленными на дороге знаками. Знаки также могут быть временными или основными. Но всё равно упор водитель должен делать на знаки. К тому же, когда на дороге есть постоянные и временные знаки, не соответствующие друг другу, тогда в этой ситуации главным ориентиром будет именно временный знак.

Но всё это касается ситуаций, когда водитель может оценить обстановку на дороге, ориентируясь на видимую разметку.

Обязательства меняются, когда разметку не видно. Она может отсутствовать, либо её замело снегом, покрыло лужами после дождя или занесло грязью. Причины могут быть разные. Но факт в том, что водитель разметку не видит.

Назначение и область применения шумовых полос

Разметки широко используются в России и других странах с целью повышения безопасности автодорожного движения. При наезде на дорожную полосу водитель испытывает значительное шумовое и вибрационное воздействие, что привлекает внимание к неблагоприятной дорожной ситуации. В отличие от «лежачих полицейских»,нанесенные на дорогу шумовые разметки не наносят вред подвеске транспорта, а только создают дискомфорт водителю.

Область применения ярких шумовых разметок – опасные участки автодорог, которым свойственна высокая интенсивность движения. Также они устанавливаются на поверхности автомобильных дорог, если срочно требуется изменить направление движения или снизить скорость авто. В городах шумовые полосы используют редко, так как скорость 60 км/ч не достаточная для должного шумового эффекта.

Шумовые полосы на дороге

Поперечные шумовые полосы обычно устанавливают:

  • перед нерегулируемыми переходами для пешеходов, примыканиями и пересечениями;
  • на участках высокой концентрации ДТП и при подъезде к ним;
  • перед железнодорожными переездами, не имеющими шлагбаума;
  • на отрезках автодорог, радиус кривых которых меньше нормативного;
  • на участках автодорог с плохой видимостью;
  • на крутых спусках и подъемах.

Шумовые полосы на дороге

Продольные шумовые полосы наносят в следующих случаях:

  • на участках автодорог с запрещенным обгоном (по оси дороги);
  • на краевых укрепительных полосках обочин дороги.

Шумовые полосы на дороге

Не разрешается устройство шумовых продольных полос на дорожных участках:

  • на путепроводах, мостах и подходах к этим объектам;
  • в зоне сужения проезжей части автодороги;
  • на участках 2-полосных дорог, если на них разрешен обгон;
  • на примыканиях и пересечениях:
  • на расстоянии до 10 м от начала перекрестка;
  • на участках автодорог с ограничением уровня шума.

Важна информация! Установка шумовой полосы особенно актуальна в местах большого скопления людей, возле школьных учреждений и детских садов.

Шумовые полосы на дороге

Шумовая разметка эффективна на загородных трассах, так как в ночное время водитель может уснуть за рулем, а вибрации его разбудят. Однако, они создают определенные неудобства при установке в крупном городе. Водителю приходится вдвое больше следить за состоянием транспортного средства, которое может существенно повредиться в результате проезда по ограничителю.

Где чаще всего встречается

Шумовую полосу чаще всего можно увидеть в местах, где от водителя требуется повышенное внимание. В городе это места возле пешеходных переходов, шумовая полоса помогает обезопасить жизнь горожан. На трассах шумовую полосу размещают вблизи опасных изгибов дороги, перед перекрёстками.

Что означает жёлтая разделительная полоса

Желтая разделительная полоса

По правилам дорожного движения жёлтой полосой выделяют правый край путепровода в виде:

  1. прерывистой;
  2. сплошной;
  3. зигзагообразной.

В первых двух случаях идёт указание на запреты остановки и стоянки автотранспорта в обозначенной зоне. Третий вариант запрещает стоянку авто из-за того, что на обозначенном месте производится остановка общественного транспорта.

На дорогах России и Европы можно увидеть разделительную полосу, сделанную жёлтой краской. Этот цвет приравнивается к белой линии и никакого отношения к ремонтным работам не имеет. В силу погодных условий и низкой стойкости красителя разграничивающую разметку стали делать жёлтой для лучшей видимости в зимний период и тёмное время суток.

В соответствии с правилами дорожного движения оранжевой полосой размечаются участки дороги, вблизи которых выполняются ремонтные или строительные работы. Среди всех ранее установленных знаков приоритет отдаётся указаниям, продиктованным оранжевой полосой. В основном это ограничения на осуществление каких-либо манёвров, снижения скорости, перенаправления движения. Действие этих правил временное, пока не завершаться монтажные работы.

О красной разделительной полосе в правилах ничего не говорится, но она используется в некоторых Европейских странах и с недавнего времени на Украине. Сила её действия приравнивается к оранжевой линии, информирующей о временных ограничениях на определённом участке дороги.

Классификация шумовых полос

В зависимости от расположения на автодороге, дорожные шумовые разметки подразделяются на следующие виды:

  1. Поперечная шумовая полоса. Устанавливается в поперечном направлении автомобильной дороги, при этом высота над уровнем проезжей части составляет 5-10 мм. Край поперечной шумовой полосы должен иметь уклон по направлению движения транспорта.
  2. Продольная шумовая полоса. Она устанавливается вдоль разделительной или краевой разметки проезжей части дороги. Ее устраивают на автодорогах шириной более 7 м, при этом они должны иметь краевые укрепительные полосы соответственно с «ДБН В.2.3-4:2015 Автомобильные дороги».

Шумовые полосы на дороге

  1. Краевая шумовая полоса. Наносится на укрепительную краевую полосу обочины и предназначена для предупреждения водителя о предстоящем съезде с полосы движения транспорта на обочину.

Шумовые полосы на дороге

  1. Осевая шумовая разметка. Ее наносят на центральной разделительной полосе по оси дороги, чтобы предупреждать водителей автотранспорта о выезде на встречную полосу.

Шумовые полосы на дороге

По виду используемого материала и технологии нанесения различают шумовые полосы:

  1. Из холодного пластика и термопластика. Это блок из 5 элементов шириной 10 см или из 4 элементов шириной 15 см. Между блоками имеются равные промежутки. Шумовые полосы из прочного термопластика часто окрашивают в красный или желтый цвет, чтобы оказать визуальное воздействие на проезжающего водителя.

Шумовые полосы на дороге

  1. Из покрытий противоскольжения. Шумовые полосы этого вида представляют собой сплошной блок без промежутков шириной 5 см, выполненный из противоскользящего цветного материала.

Шумовые полосы на дороге

  1. Выполненные методом фрезерования асфальтного покрытия. Установка фрезерованной шумовой полосы выполняется при помощи навесной или самоходной дорожной фрезы. Продольная шумовая разметка включает чередующиеся элементы глубиной 10-20 мм, длиной 10-20 см, шириной 20-40 см. Интервал между осями – не меньше 2 длин элементов, но не больше 1,2 м. При фрезеровании дорожного покрытия толщина верхнего слоя должна быть больше глубины нарезки шумовых разметок, тогда не нарушится целостность верхнего и следующих слоев.

Шумовые полосы на дороге

  1. Шумовая полоса, выполненная особым методом монтажа металлических скоб. Она часто используется при установке продольных шумовых разметок на цементобетонном покрытии дороги.

Шумовые полосы на дороге

Важная информация! Из холодного пластика, термопластичных материалов и цветных покрытий противоскольжения устанавливают исключительно поперечные шумовые разметки, а методом фрезерования можно устроить и продольные полосы.

При большой высоте дорожных выступов вместо шумовой полосы используется структурная дорожная разметка, которая выполняет те же функции. Она выполняется из холодного пластика или термопластика и наносится не сплошным слоем, а отдельно расположенными фрагментами, похожими внешне на капли.

Шумовые полосы на дороге

Предусмотрены ли штрафы за нарушение разметки на дорогах

За административное нарушение требований разметки предусмотрены штрафы. Размер наказания может доходить даже до лишения водительских прав.

  • движение по велодорожке или пешеходной дорожке грозит автомобилисту штрафом в размере 2000 рублей;
  • разворот в запрещенном месте — 500 рублей;
  • непредоставление преимущества пешеходам на пешеходной дорожке — от 1500 до 2500 рублей;
  • пересечение сплошной линии — 1500 рублей;
  • за пересечение двойной сплошной могут оштрафовать на 5 тысяч или лишить прав на год. Важно помнить, что «пробка» не является причиной для пересечения сплошных линий или выезда на встречную полосу, хотя при назначении наказания учитываются обстоятельства, при которых было совершено нарушение;
  • несоблюдение требований стоп-линии — 800 рублей;
  • за езду по полосе для маршрутных ТС — штраф 1500 рублей.

За каждое нарушение требований разметки предусмотрено наказание. Минимальным является предупреждение, самое маленькое денежное взыскание — 500 рублей, а самое большое — 5000 руб. Но за серьезные нарушения применяется более строгая мера — лишение права управления транспортным средством на несколько месяцев. При повторном нарушении наказание удваивается. Если помимо несоблюдения требований разметки было еще какое-либо нарушение, то штрафы суммируются.

Частые нарушения

Многие водители игнорируют указания оранжевых и красных полос, аргументируя это тем, что они временные. Все как раз наоборот: временная разметка имеет приоритет перед постоянной.

К числу частых нарушений относится:

  • пересечение сплошной линии;
  • выезд на закрашенную красную полосу, в том числе на велодорожки;
  • движение по разделительной полосе;
  • нарушение рядности и несоблюдение правил маневрирования;
  • несоблюдение правил разметки на перекрестке, при остановке и стоянке. Примеры: проезд без остановки перед временным пешеходным переходом, проезд стоп-линии без остановки и т.п.;
  • превышение скоростного режима. Дорожные знаки с ограничениями могут дублироваться на проезжей части (выглядят они точно также, как и установленные железные).

Все эти нарушения наказываются штрафами.

Если не видно стоп-линию

Чаще всего именно зимой становится не видно разметки на дороге, поскольку её заметает снегом. Это вполне распространённое явление.

Многие водители опасаются, что закрытая снегом дорожная разметка не причина нарушать ПДД. А потому даже когда линии не видно, засыпанный снегом участок дороги может стать удачным местом для наряда ДПС, чтобы штрафовать водителей.

Стоп линия

Другими словами, если водитель физически не может увидеть разметку, которая закрыта от глаз снегом, грязью и прочими факторами, наказывать за это никак нельзя.

Для начала стоит взглянуть на ситуацию, связанную со стоп-линией.

Тут нужно отталкиваться от действующего ГОСТа, прописанного под номером Р 52289-2004.

В пункте 4.4 этого ГОСТа говорится, что на дорожных участках, где разметка, определяющая правила и очерёдность проезда автомобилей, является трудно различимой, либо не была восстановлена, нужно устанавливать соответствующие предупреждающие знаки.

Дорожный знак

Поскольку на дороге имеется стоп-линия, но также дополнительно должен устанавливаться и соответствующий дорожный знак СТОП.

Если перед перекрёстком стоит знак СТОП, то водителям нужно опираться на него и останавливаться именно около знака. А затем уже продолжать движение, пропустив машины.

Характерная особенность

Шумовые полосы изготовляют из того же состава, что и обычную разметку зебру, но с добавлением особых видов смол эпоксидной структуры. Полосу, предназначенную для шумовой разметки не чертят на дороге, смесь для её изготовления помещают в специальную форму, где она застывает в течение пятнадцати минут.

В отличие от других дорожных разметок шумовые полосы воздействуют не на зрительное, а на тактильное ощущение водителя. Это во многом обеспечивает её большую эффективность, так как вероятность того, что разметка останется незамеченной, практически равна нулю. Даже если водитель ослабит внимание при монотонном движении на дороге, такая разметка, при отсутствии снижения скорости, позволит водителю ощутить тряску в машине, чем заставит снизить скорость до ограниченной.

Значение полосы

Оснащение дорожного полотна разделительной полосой обеспечивает высокий уровень безопасности на оживлённых магистралях города и пригорода. Благодаря возвышающейся конструкции лихие водители лишаются возможности осуществлять опасные манёвры, выезжать на встречный путь.

Автодороги, на которых по центру установлены металлические конструкции, позволяют в тёмное время суток не напрягаться глазам водителей из-за светящихся фар движущегося по встречному направлению транспорта. Известно много случаев, когда именно в результате интенсивного свечения возникали аварии.

Справка! Благодаря разделительной полосе автомобилям на магистралях разрешается двигаться на повышенной скорости.

Зачем нужны шумовые полосы

Введение шумовых полос предназначено для предотвращения аварий на опасных участках дороги, там, где требуется повышенная концентрация внимания. Если «лежачие полицейские» причиняли существенный вред автотранспорту, то их замена на шумовые полосы является безопасной для подвески транспорта, но шумовой эффект и тряска от неё значительно сильнее. Её не может не заметить ни водитель, ни пассажир транспортного средства.

Значительно сократив число аварий и вовлечённость в аварийные ситуации пешеходов, шумовые полосы стали надёжным средством, для обеспечения безопасности на дорогах. Шумовые полосы уменьшают количество столкновений со встречным транспортом, снижают уровень аварийности на дорогах с плохой видимостью и снижают количество смертельных случаев.

Мировой опыт применения шумовых полос

Устройство шумовых разметок доказало высокую эффективность технологии в разных странах мира. Было установлено, что шумовые полосы существенно повышают безопасность дорожного движения. Разметки широко используются в 85% штатов США, где значительно уменьшают количество смертельных случаев за год.

На автодорогах Японии за счет устройства шумовых разметок по сплошной разделительной линии и на обочине на 55% сократилось количество столкновений автомобилей со встречным транспортом. В Дании, Швеции и Финляндии шумовые полосы позволили достичь существенного снижения уровня аварийности. В этих странах их устройство – обязательное условия для нового автодорожного строительства.

Шумовые полосы на дороге

Предъявляемые требования

На автомобильных дорогах федерального значения активно наносится специальная шумовая разметка. При этом применяются различные материалы, включая:

  • полимерные ленты;
  • штучные формы;
  • термопластик;
  • высоконаполненная эмаль;
  • краска и пр.

Чтобы организовать подобную разметку, требуется использовать специальную технику и современные технологии. Одними из таких считается спреевое нанесение термопластика, а также экструдерная безвоздушная обработка краской.

Все требования, касающиеся шумовых полос или шумовой разметки, изложены в ГОСТе под номером Р526052006.

При этом эксперты выделяют несколько ключевых условий. Они говорят о необходимости создания долговечной и эффективной разметки, которая будет хорошо видна в любое время суток, а также гарантировать высокий уровень безопасности.

Ещё предъявляются повышенные требования к взаимодействию покрытия и автомобильного колеса. Не допускается применение материалов, которые могут способствовать увеличению скольжения при наезде на полосу и при торможении на ней.

Мировой опыт наглядно доказал, что применение шумовой разметки является сравнительно недорогим, но достаточно эффективным способом реально снизить аварийность на дорогах. Тут важно соблюдать технологию нанесения и применять действительно высококачественные материалы.

Что делать, если разметка не видна на проезжей части

Плохая видимость разметки, например, при погодных условиях или ее нечеткости — единственный смягчающий фактор при нарушении ПДД. Графические изображения на проезжей части должны регулярно обновляться, чтобы водителям не приходилось всматриваться в их значение. Если разметка не видна, то в этом нет вины автомобилистов, соответственно, оштрафовать за нарушение требований плохо различимых символов не имеют права.

Если же пришлось ехать по дороге, на которой плохо различима разметка, то следует придерживаться простых правил:

  1. Определить свою полосу движения «на глаз», если разделительная линия совсем не видна. Для это потребуется разделить на примерно одинаковые части дорогу. Стоит помнить, что на широкой дороге может быть только четное количество полос, но никак не три или пять. Ехать посередине нельзя!
  2. Нужно помнить, что на многополосной дороге (более двух) центральная линия (разделение встречной и попутной) точно будет сплошная или двойная сплошная. Это значит, что обгон и выезд на встречку строго запрещен. Даже в условиях недостаточной видимости такой поступок не будет оправданным.
  3. Руководствоваться указаниями дорожных знаков. Не превышать скорость и не выполнять маневры там, где они запрещены правилами дорожного движения (например, нельзя разворачиваться на мосту, останавливаться в тоннелях и т.п.).

Следует помнить, что при плохом состоянии дорожного полотна, которое влияет на видимость разметки или движение (например, яма на полосе вынуждает нарушить требования разметки), штрафы неправомерны. Доказать свою невиновность можно с помощью фото или видеозаписи.

Скрытая сплошная линия

Другая ситуация, если водителю не видно разметку на дороге, которая предназначена для разделения дорожных потоков. Опасность пересечения в том, что можно оказаться на встречке. Следовательно, возрастает угроза столкновения.

Согласно ПДД, количество полос на дороге определяется разметкой и знаками. При их отсутствии водитель сам должен учитывать габариты транспортных средств, а также ширину проезжей части.

Смысл в следующем. Водитель видит перед собой дорожное полотно. По нему машины движутся в обе стороны. Визуально нужно разделить всю ширину дороги на 2 части. Одна половина ширины, которая находится с левой стороны, будет являться стороной встречного движения. Следовательно, пересекать эту условную половину нельзя.

Дороги без разметки

При нахождении сплошной под снегом, водой или грязью, автомобилисты сами определяют, сколько полос на этой дороге.

Важно отметить и тот факт, что дорожные камеры, как и инспекторы ДПС, не имеют права фиксировать возможное пересечение разметки. Невозможно доказать, что водитель пересёк разметку, поскольку её не видно.

Только не забывайте, что по правилам на участках, где разметку не видно из-за снега, воды, грязи и прочих причин, либо её не успели восстановить, обязаны установить временные знаки.

Но если временных знаков нет, основные дорожные знаки также не позволяют определить особенности участка и разметка отсутствует (её не видно), тогда привлекать водителя к ответственности нельзя.

Получается, что когда двойную сплошную заносит снегом и её не видно, даже при пересечении это не будет считаться правонарушением.

Но есть другой момент, связанный с тем, можно ли обгонять машины, когда не видно разметки. Потенциально это разрешается делать. Но важно оценить, насколько такой манёвр будет безопасным. Для этого взгляните на часть дороги, которая предназначена для движения встречного автотранспорта. Если путь свободен, никакие знаки не ограничивают возможность обгона, тогда манёвр совершить можно.

Обгон без разметки

Существует вероятность, что инспектор заметит это и решит остановить водителя, чтобы наказать за якобы нарушение. Ведь инспектор знает, что здесь разметка есть и пересекать её нельзя. Но что делать, если разметка сильно занесена снегом и разглядеть её невозможно. Тут добросовестному инспектору придётся опустить жезл и дать машине спокойно проехать. Факт нахождения сплошной под снегом не позволяет применять существующие меры наказания.

А вот что действительно нужно сделать, так это сообщить о проблеме в дорожные коммунальные службы. Они должны приехать, установить временные знаки, а также приступить к расчистке участка. Только после этого, когда разметка будет видна, можно говорить о привлечении водителей к ответственности.

Ответственность за выезд

Выезд через разделительную полосу

За нарушение ПДД, которые заключаются в движении автотранспортного средства по разделительной полосе, предусмотрен штраф (1500 р.). Однако сумма может быть увеличена, если перед выездом на запрещённый участок дороги водитель пересёк сплошную линию (ещё 500 р.) или нарушил требования, касательно игнорирования разметки или дорожных знаков (500 р.). Сумма двух штрафов составляет 2000 р.

Не всегда ответственность за езду по разделительной полосе отличается лояльностью. Порой правонарушение заканчивается лишением прав. Такие ситуации характеризуются совокупностью нескольких факторов: избирательностью сотрудников ГИБДД и количеством одновременных нарушений автолюбителя.

При движении по разделительной полосе, совершаемое для объезда длинной пробки на проезжей части, нарушитель не пропускает ехавшую сзади спецмашину с включёнными сигналами (у него просто отсутствует физическая возможность это сделать ввиду загруженности дороги). За неправомерное действие автомобилиста законодательством предусмотрена мера наказания в виде штрафа 500 р. либо ограничение возможности пользоваться транспортным средством (то есть лишение прав) сроком 1-3 месяца.

Предусмотренные штрафы за нарушение ПДД

Требования временных полос и знаков следует соблюдать, иначе нарушителя ждет штраф. Наказание за нарушение временных правил такое же, как и за несоблюдение постоянных.

  • за превышение скоростного режима штраф составит от 500 рублей до 5000 рублей или лишения водительских прав на срок до полугода (в зависимости от того, на сколько была превышена скорость);
  • движение по велодорожке или пешеходной дорожке карается штрафом 2000 рублей;
  • разворот в запрещенном месте — 500 рублей;
  • непредоставление преимущества пешеходам на пешеходной дорожке — от 1500 до 2500 рублей;
  • пересечение сплошной линии — 1500 рублей. За пересечение двойной сплошной могут лишить прав. Важно помнить, что «пробка» не является причиной для пересечения сплошных линий или выезда на встречную полосу;
  • несоблюдение требований стоп-линии — 800 рублей.

При нескольких нарушениях штрафы суммируются. От выполнения требований разметки зависит безопасность людей, поэтому их несоблюдение не остается безнаказанным. Временная разметка необходима, если требуется реорганизация дорожного движения на срок более трех суток. Если временные знаки и графические символы противоречат постоянным, то нужно придерживаться указаний временных.

Как определить встречную полосу движения без разметки

Представьте ситуацию, в которой нет дорожных знаков, как и разметки на дорожном полотне. И как же можно выяснить, сколько тут полос движения и какая часть дороги выделена под встречное движение.

Для начала убедитесь, что это не односторонняя дорога. Обычно это понятно по знакам и по наличию или отсутствию встречных машин.

Также нужно обратить внимание на ПДД и пункт 9.1. Здесь сказано, что число полос, как и встречное движение, определяется по разметке и знакам. Если их нет, тогда в дело вступает сам водитель и его способность визуализировать.

Направление движения

Во внимание следует принимать 3 пункта:

  • ширину проезжей части (общую);
  • габаритные размеры автотранспортных средств;
  • интервал между машинами, обеспечивающий безопасное движение.

Ситуация неоднозначная, поскольку каждый водитель может трактовать её по-своему.

Чтобы минимизировать конфликтные ситуации на дорогах, а также избежать столкновений и аварий на участках, где нет разметки, рекомендуется ориентироваться на следующие правила.

  • Половину проезжей части отдавайте машинам встречного движения. Визуально разделив дорогу на 2 части, левая сторона будет для встречки, а правая ваша. Выезжать в левую часть не стоит. Только для обгона, опережения и в ситуации, когда манёвр не будет создавать угроз и опасностей другим водителям.
  • Когда водитель движется по своей половине дорожного полотна, он сам определяет, сколько полос на его части.
  • Ни одна дорога, где нет знаков и разметки, не может быть трёхполосной. Даже при том условии, что ширина полотна позволяет в один ряд находиться 3 автомобилям одновременно. Количество полос всегда будет чётным. И лучше всего ориентироваться на то, что полос здесь 2.
  • В ПДД не существует никаких рекомендаций или алгоритмов для того, чтобы водитель мог определить численность полос для движения автомобилей. Поэтому весь процесс полностью на усмотрение водителя.

Приняв во внимание эти тезисы, вам будет проще понять, где и как лучше разворачиваться, каким образом идти на обгон и опережение.

Практика показывает, что в подобной ситуации лучше держаться правее в своей половине. Рано или поздно разметка или знаки появятся. И тогда уже будет проще и безопаснее выполнить манёвр.

Шумовые полосы для снижения аварийности на автомобильных дорогах

В настоящее время в Российской Федерации актуальна проблема повышенной аварийности на автодорогах. Уровень смертности вследствие дорожных аварий – 20 человек на 100 000 жителей, что намного выше, чем в странах Европы. Поэтому проблема безопасности автодорожного движения – задача государственной важности.

Если рассматривать автодороги, то понятие безопасности дорожного движения включает проведение комплекса планировочных, инженерно-технических, организационных мероприятий. Они разрабатываются, чтобы защитить участников автодорожного движения от аварийных ситуаций и их последствий.

Шумовые полосы на дороге

Разворот на дороге с разделительной полосой

Разворот на дороге с разделительной полосой

Разобраться с поворотом на дороге, оборудованной разделительной полосой не так уж и просто многим автомобилистам. Безобидный и вроде бы правильный манёвр часто расценивается работниками ГИБДД, как нарушение. Поэтому рекомендуется разобраться в этом вопросе участникам движения более детально.

Осуществляя поворот налево, нельзя точнее дать понять водителям, двигающимся сзади, будет это поворот или планируется разворот. Поэтому возникает аварийная ситуация с авто, идущим правее и спешащим также осуществить поворот влево. Такой конфликт возникает из-за начала манёвра с правой полосы по широкой траектории. Безопасней поворачивать по малому радиусу, когда не объезжается центр перекрёстка, а руль направляется влево после достижения центральной точки. Так избегается аварийная ситуация, да и путь немного сокращается.

Справка! Поворот на перекрёстке дорог, обустроенных разделительной полосой, осуществляется таким образом, чтоб при пересечении проезжей части автомобиль не оказался на полосе встречного движения.

Рассмотренные ограничения не касаются перекрёстка, где пересекаются две дороги без разделительных полос. Правилами не запрещается осуществлять движение по малому и большому радиусу.

Смотрите видео об экзаменационных задачах в ПДД по теме:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Виды и способы нанесения шумовых полос на дорогах

На дорогах, расположенных в черте населенных пунктов, более распространены шумовые полосы из холодного или термопластика. На автомагистралей обычно устанавливают шумовые разметки, которые наносятся фрезерованным методом.

В зависимости от места нанесения, шумовые разметки бывают:

  1. Осевые. Шумовые полосы, которые служат разделительной полосой и размещаются на оси автодорожного полотна. Они предотвращают выезд автотранспорта на встречную полосу.

Шумовые полосы на дороге

  1. Краевые. Они наносятся на укрепленной зоне обочины и предотвращает съезд автотранспортного средства на обочину.

Шумовые полосы на дороге

  1. Средние. Располагаются на 2-полосных дорогах, по оси полосы движения и предотвращают съезд транспортного средства влево или вправо от основного направления движения.

Шумовые полосы на дороге

Требования к шумовым полосам на дорогах

На федеральные автодороги наносится шумовая разметка с применением разных изделий и материалов: высоконаполненных эмалей, красок, термопластиков, полимерных лент, штучных форм. В процессе нанесения дорожной полосы используются современные технологии, в том числе спрей-нанесение термопластичных материалов и безвоздушное экструдерное нанесение краски.

Шумовые полосы на дороге

Важная информация! Требования к шумовым дорожным полосам любого типа определяют по ГОСТу Р52605-2006.

Главные условия – разметка на дороге должна служить длительное время, в любое время суток быть заметной и обеспечивать безопасность дорожного движения. Важно, чтобы полоса имела высокое сцепление с колесом транспорта, и в случае его торможения не было заноса. Особенно это касается владельцев 2-колесного транспорта, которые часто нарушают правила и ездят по разметке.

Нанесение шумовой полосы – это недорогой и эффективный способ снижения количества аварий на автомобильных дорогах. Долговечность и показатель аварийности зависят от правильно выбранных материалов. Оптимальный тип шумовой полосы определяется после оценки автодорожной ситуации на определенном отрезке дороги. На срок службы разметки влияют факторы: качество автодорожного покрытия, условия движения на конкретном участке, соблюдение технологии нанесения шумовой полосы и содержание автодорожного покрытия.

Подпункт 9.10

При движении на дороге водители должны соблюдать дистанцию. Для этого предусматривается боковой интервал и соблюдение безопасного движения между транспортными средствами. Дистанция зависит от скорости движения. При расчетах обязательно проводят корректировку в сторону увеличения интервала при смешанном движении, плохой дороге.

Полоса для маршрутных средств

Нарушения

Предусматривается штраф и иные виды наказания за нарушение ПДД движения по полосам. В случае пересечения сплошной линии разметки, а тем более при пересечении двойной сплошной, предусматривается лишение водительского удостоверения на срок от 6 месяцев. Самое строгое нарушение ПДД – выезд на полосу встречного движения. При таком нарушении придется забыть о водительском удостоверении.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий