Автобус паз 672 фото

Обзор популярного советского автобуса ПАЗ 672

Автобусная техника малого класса – это разумное решение для осуществления небольших междугородних, районных, городских и пригородных пассажироперевозок с небольшим потоком. Главным их достоинством являются мобильность, проходимость и маневренность, как в условиях активного городского движения, так и по трассе. В сфере изготовления автобусов такого класса в нашей стране можно отметить одного из крупнейших производителей – Павловский автобусный завод. Его модельная линейка представлена широким ассортиментом техники, но главным экземпляром этого класса является автобус ПАЗ 672, поставленный на массовый выпуск в 1967-1989 гг. В течение 22 лет выпустили 288688 автобусов этой модели. Простая, аккуратная техника ПАЗ 672 была достаточно несложной в обслуживании, не нуждалась в больших материальных капиталовложениях, расходовала сравнительно мало топлива (около 20 л/100 км), а цена отличалась лояльностью в сравнении с аналогами.

Автобус ПАЗ-672: краткое описание и технические характеристики

Автобусная техника малой категории ПАЗ-672 является типичным представителем транспорта времен СССР для осуществления городских и местных перевозок с небольшим пассажирским потоком. Основным преимуществом такой машины считается высокий показатель мобильности, маневренности и проходимости на городских улицах и по трассе. Рассматриваемый автобус – это один из самых популярных образцов в широкой линейке от конструкторов Павловского комбината. Серийное производство модели осуществлялось с 1967 по 1989 год. За это время было выпущено около 300 тысяч экземпляров, которые отличались простотой в эксплуатации и обслуживании, небольшим расходом горючего, приемлемой ценой (по сравнению с любыми другими аналогами).

Модель автобуса ПАЗ-672

ПАЗ 672 — автобус с характерным звуком мотора

Многие помнят приятную дорогу в родной огород или деревню, по которой неторопливо вез ПАЗ 672 — забавный автобус с круглыми фарами. Его простота, аскетичность, характерный звук мотора и открывание дверей – сплошная ностальгия. Давайте поговорим подробнее об этом милом старичке.

Автобус ПАЗ-672

Расположенный в г. Павлово завод стал выпускать автобусы с 1952 года. Его первое детище имело капотную компоновку. В дальнейшем от подобной конструкции отказались. Так в 1958 начался выпуск бескапотных ПАЗ-652 с двумя дверями, состоящими из нескольких створок.

Выпуск ПАЗиков 652-х только начался, а им на смену уже готовили новую усовершенствованную модель под № 672.

ПАЗ–672 планировали сделать транспортом для перевозки людей в районах и пригородах.

Работа над созданием и усовершенствованием этой модели шла не один год

Серийному производству автобусов предшествовал длительный период разработок и усовершенствований. Проектированием ПАЗ 672 занялись на заводе еще в 1957 г. – его оснастили восьмицилиндровым V-образным мотором, ходовым оборудованием от ГАЗ-53 и рулевым механизмом с гидроусилителем. Первоначальный прототип был собран в 1959 г. В течение года в процессе эксплуатационных испытаний выявляли и исправляли недочеты. Так появился обновленный вариант автобуса этой модели – кузов был скопирован с ПАЗ 652Б, тормозное оборудование получило раздельную передачу на мосты. После осуществления ведомственных исследований технические характеристики ПАЗ 672 в корне изменили, каркас кузова модернизировали, вес конструкции уменьшили, расширили окна, за это время было собрано около 20-ти опытных вариантов. Начальные серийные модели увидели свет лишь в 1967 г.

Работа по усовершенствованию автобуса не прекращалась, изменения выполнялись регулярно. В 1969 г. модернизировали двигатель ПАЗ 672, приумножив его ресурс; усилили надёжность гидравлического усилителя руля и тормозных механизмов; герметизировали кузов; руль оснастили рукояткой переключения передач. В 1975 г. ресурс до капитального ремонта расширили до 320.000 км, а в 1979 г. – до 330.000 км, в 1980 г. – до 350.000 км.

Запчасти наружной светотехники ПАЗ 672 совершенствовались в области дизайна. Мелкие круглые поворотники заменили на крупные, выпуклые, квадратной формы. Задним круглым фарам (по паре с каждого края) пришли на смену квадратные секции по 4 фонаря слева и справа. В конечном результате фонари, поворотники и габаритные огни были объединены в единые фронтальные блоки.

История появления

Конструкторы Павловского завода решили дальше развивать автобус ПАЗ 652 Б. В 1957-м началась основательная работа над первыми прототипами. Было решено оснастить аппарат двигателем, да не простым, а 8-цилиндровым V-образного типа. Рулевое управление оснастили гидроусилителем, а еще вмонтировали ходовую часть от представителя ГАЗ-53.

Уже в 1959-м начальный прототип увидел свет, и подвергся многочисленным испытаниям по выявлению недочетов. Обновленный автобус получил полную копию кузова 652 Б, а также раздельную передачу тормозов на каждый мост.

ПАЗ 672

На этом тесты не закончились. Было произведено 20 опытных вариаций, послуживших появлению следующих изменений:

  • Уменьшение веса конструкции;
  • Модернизация кузовного каркаса;
  • Расширение обзорных окон.

Серийное производство стартовало в 1967-м, но изменения выполнялись на регулярной основе. На момент 69-го года аппарат получил новый усовершенствованный мотор, герметизированный кузов, усиленную тормозную систему, установленную рукоять КПП на руле. Особого внимания удостоился узел гидравлического рулевого управления.

Уже в 1975-м году ходовой ресурс автобуса был увеличен до 320000 км, в 79-м – до 330000, а в 1980-м – до 350000. Над качеством своего детища конструкторы трудились безостановочно.

ПАЗ 672

Главный автобус малого класса

В нашей стране производством таких транспортных средств занимается Павловский автобусный завод. Этот производитель не раз уже отмечен как один из крупнейших. Линейка моделей автобусов, которые здесь производят, представляет широкий ассортимент самой различной техники. А модель ПАЗ-672 – главный представитель малого класса, который массово производился с 1967 по 1989 год. За 22 года было выпущено около 288 тысяч экземпляров. Это простая и аккуратная машина, которая была неприхотливой в сервисном обслуживании, а затраты на ее эксплуатацию были минимальными. Автобус отличался небольшим расходом топлива, а цена на машину была очень лояльной.

Конструктивные особенности и технические харакетристики автобуса

Автобус этой модели имел вагонную компоновку. Салон ПАЗ 672 оборудован 23 пассажирскими креслами, полная вместимость – 45 человек с возможным непродолжительным заполнением до 58 человек. Небольшие размеры окон компенсировались вспомогательными у основания покатой крыши. Узкие двери с пневмоприводом могли пропускать за раз по одному пассажиру. В водительскую кабину имелась индивидуальная дверь, сама кабина отделялась от пассажиров шторкой или легкой перегородкой. Потолок кузова имел 6 вентиляционных щитков.

ПАЗ 672 перенял от ГАЗа 52А: 115-сильный, 4-тактный, верхнеклапанный карбюраторный двигатель полезным объёмом 4,25 л, мощностью 115 л.с.; механическую, 4-ступенчатая КПП и передний мост. Карбюратор располагался в переднем свесе машины, что обусловило смещение первой двери. Сцепление машины 1-дисковое, сухое с гидроприводом. В комплектацию зависимой рессорной подвески входили жидкостные телескопические амортизаторы ЗИЛ-157, надежно гасящие колебания кузова в процессе движения и обеспечивающие хорошее сцепление колес с дорожным покрытием и плавность хода. Автобус ПАЗ 672 имел разделенный барабанный тормозной привод с гидравликой и вакуумным усилителем.

Фото ПАЗ 672

Конец 1982 г. ознаменовался выпуском модернизированных моделей ПАЗ 672М. Классический автобус 672 уступал ему в некоторых параметрах. Модернизированная техника отличалась усилением мощности двигателя, безопасной конструкцией кресел (мягкая отделка на трубной раме спинки сиденья), а также наличием термошумоизоляциии вдоль салона, смонтированной на панели моторного отдела. В ходе дальнейших разработок число люков на потолке автобуса снизили с 6-ти до 4-х, что ухудшило вентиляционные параметры в салоне. В обновленной модели изменили дизайн передка – кроме стандартных фар добавили две противотуманные, увеличили указатели поворота.

Кроме этого, маркой ПАЗ 672М именовали другие 1-дверные экземпляры ПАЗ 672, изготовленные после 1982 г. Их отличительной особенностью было исключение двери в конце салона. Повышенный спрос эта модель имела в конце 80-х гг. в связи с тем, что предприятия стали их использовать как служебные машины. В 1989 г. автозавод приостановил производство ПАЗ-672М. Однако эта модель и поныне встречается на дорогах.

Автобус ПАЗ 672М

Технические характеристики автобуса ПАЗ-672

Рассматриваемая модель имеет вагонную компоновку, оснащена 23 пассажирскими сидениями с максимальной вместимостью до 60 человек. Маленькие окна с форточками компенсированы дополнительным люком у основания покатой крыши. Узкие двери работают от пневматического привода, рассчитаны на проход одного пассажира за один раз. Кабина водителя отделена шторкой или легкой перегородкой из фанеры. Потолок оборудован шестью вентиляционными щитками.

Интерьер автобуса ПАЗ-672

Описание

Модификация ПАЗ-672 переняла много параметров от ГАЗа 52А:

  • Силовой агрегат на 115 «лошадей» с четырьмя тактами, верхним расположением цилиндров.
  • Тип мотора – карбюратор с рабочим объемом 4,25 л.
  • Трансмиссия – четырехступенчатая коробка передач с ведущим передним мостом.
  • Сцепление – однодисковый сухой узел с гидравлическим приводом.
  • Подвеска – рессорный блок с жидкостными телескопическими амортизаторами, которые надежно гасят колебания в процессе движения и гарантируют хорошее сцепление колес с дорожным покрытием.
  • Тормоза – разделенный барабанный блок с вакуумным усилителем и гидравликой.
  • Карбюратор размещен во фронтальном свесе техники, что обусловило смещение первой дверцы.

Модификации

За 22 года производитель выпустил огромное количество конфигураций популярной модели.

ПАЗ 672 М

Этот автобус заслуживает особое внимание. Его выпуск состоялся с 1982 года. Приписка «М» – ничто иное, как аббревиатура к слову «модернизированный».

Классический автобус ПАЗ 672 заметно уступал своему приемнику в плане технических характеристик. Новинку снабдили более мощным двигателем. Внутри салона появилась изоляция от внешних шумов, а также термоизоляция. Сиденья стали безопаснее и комфортнее, что сделало 672 М особо любимой моделью среди пассажиров.

ПАЗ 672 М

Через некоторое время моделью «М» начали называть однодверные конфигурации. Благодаря наличию всего 1-й двери, внутрь салона было установлено еще 2 сидячих места. Но в 1989-м году производство их было прекращено.

Аппарат получился настолько надежным, что даже сейчас его можно увидеть на ходу. Особенную популярность 672 М получил среди предприятий и заводов, где использовался в качестве служебного транспорта.

ПАЗ 672 М

Представитель 672 А

Далее конструкторы выпустили модификацию 672 А, один из лучших автобусов для экскурсий советского времени. Дверь открывалась вручную, а крыша раздвигалась. Но даже такие отличительные особенности не повысили рентабельность производства. С конвейеров модель убрали быстро.

ПАЗ 672 А

Экспонат с индексом 672 Ю

Это шасси, производимые в экспортных целях. Особую популярность конфигурация сыскала на Кубе, где с ее помощью было произведено огромное количество интересной техники.

Автобус 672 Г

Горная модель была специально адаптирована для жестких условий эксплуатации. На борту появилось 2 топливных бака. Каждое пассажирское сиденье получило отдельный ремень безопасности. Тормозная система стала значительно надежнее.

Данная вариация послужила для создания еще одной, носящей название «Пингвин». Забавное наименование обусловлено наличием рефрижератора-кондиционера внутри, прямо как в холодильнике. Впоследствии марка получила номер 3742, а также рисунок снежинки сбоку.

ПАЗ 672 Г

Характеристика 672 ТЛ

Для переездных лабораторий конструкторы создали именно эту модель. Она отличалась сплошной крышей и внутренним разделением на отсеки.

Последние модели автобусов

Продолжая тему исследований, нельзя забывать 652 С (от слова «Север»). В салоне была организована независимая отопительная система, крыша без стекол и двойное остекление на окнах. Все открывающиеся части утеплялись резиновыми вставками.

Напоследок вспомним единичную модель 672 Д с минским дизелем. Этот автобус в серию не пошел, несмотря на огромный потенциал. Послужной список аппарата велик, он оставил огромный след в истории советского автопрома. Надежность и простота конструкции, оптимальный дизайн, а также вариативность к модификациям сделали «Пазик» настоящей легендой.

Создание и усовершенствование

Как уже было сказано, автобус ПАЗ-672 не сразу запустили в серию. Прежде чем ставить его на конвейер, конструкторы прошли через большое количество самых разных доработок и модификаций.

Проект по созданию автобуса малого класса начался еще в 1957 году. Машина оснащалась 8-цилиндровым мотором, ходовой от ГАЗ-53 и рулевой системой, оснащенной гидроусилителем.

паз 672 модель

В процессе испытаний и эксплуатации в течении года удалось выявить и полностью исправить многие конструкторские и инженерные недоработки. После этого был создан автобус ПАЗ-672, который получил новый кузов, скопированный с 652 модели. Тормозная система имела раздельную передачу на мосты.

После того как определенные ведомства провели исследования, конструкцию машины в корне изменили. Каркас, на котором построен кузов, полностью модернизировали, сумели уменьшить вес, сделали более широкими окна. За этот период успели собрать около 20 таких машин.

В игровой и сувенирной индустрии

  • Модельная фирма ClassicBus выпускает масштабные модели ПАЗ-672 и ПАЗ-672М в масштабе 1:43.
  • Модельная фирма «Советский Автобус» («СовА») также производит модель автобуса ПАЗ-672М в нескольких исполнениях (обычный пассажирский, санитарный, милицейский), кроме того, она выпускает модель полноприводного ПАЗ-3201.
  • В сентябре 2013 года модельная фирма «Советский Автобус» предложила коллекционерам модель рефрижератора ПАЗ-3742, в народе именуемого «Пингвин».

Регулярные изменения

Конструкция автобуса постоянно модернизировалась и всячески изменялась. Так, в 69 году модернизации был подвержен мотор. Инженеры сумели увеличить ресурс его работы, усилили показатели надежности гидравлической рулевой системы, а также тормозов. Были проведены работы по герметизации кузова. Руль теперь имел ручку переключения передач. Затем, в 1975 году, был увеличен ресурс автобуса. Он составлял 320 000 км до первого капитального ремонта. В 1980-м он уже составлял 350 000 км.

Модернизация

В конце 1982 года была выпущена модернизированная серия автобуса ПАЗ-672, которая имела дополнительный индекс «М». Основные отличия машины заключались в безопасной конструкции кресел, повышенной мощности силового агрегата, усиленной термической и шумовой изоляции. В результате доработки количество потолочных люков снизили с шести до четырех штук. Это несколько ухудшило вентиляционные характеристики салона. В новой вариации предусмотрели в дополнение к стандартным фарам два противотуманных световых элемента, а также увеличенные поворотные указатели.

После 1982 года был создан автобус ПАЗ-672 с одной дверью. Он оснащался пассажирским входом в районе заднего салонного отсека. Часто такие машины эксплуатировались в качестве специальной служебной техники. Данную модификацию в некоторых регионах реально встретить и в наши дни, несмотря на то, что ее выпуск был приостановлен в 1989 году.

Дизайнерская работа

Световое оборудование автобуса ПАЗ-672 было также усовершенствовано, но работы велись с точки зрения дизайна. Здесь мелкие круглой формы поворотники были заменены на более крупные. Они были квадратной формы, а также более выпуклые.

Задние фары, до этого круглые, стали квадратными. Это были секции слева и справа. Каждая из них включала в себя по 4 фары. В результате таких дизайнерских доработок все световое оборудование установлено единым блоком.

Основные модели

Павловский автокомбинат за 22 года серийного выпуска техники ПАЗ-672 технические характеристики изменял с учетом спроса и предпочтений на соответствующем рынке.

Самые популярные модификации:

  • Серия 672-А. Этот экземпляр оснащен раздвижной облегченной крышей. Он имеет одну дверь во фронтальной части с ручным открыванием без остекления. Первый вариант был собран еще в 1967 году, массовое производство отменено по причине нерентабельности.
  • Модель 672-ВЮ. Машина представляет собой версию на самоходном шасси, которая импортировалась на остров Свободы (Кубу) с 1971 по 1989 год. Особенность – разноцелевые кузовные оформления. Количество выпускаемых единиц – от 2500 штук в год.
  • ПАЗ-672 Г ориентирован на горную местность, оборудовался двумя топливными резервуарами по 105 литров. В оснащении техники предусмотрено ременное оборудование ко всем сиденьям, гидравлический усилитель руля, ремни безопасности на всех креслах. В экстерьере машины изменен остекленный скат потолка, а также появились усовершенствованные тормоза. В дополнение – угловой упор для остановки на подъемах до 25 градусов, возможность открытия багажника изнутри.

Кабина автобуса ПАЗ-672

Автобус ПАЗ – фото 672-й модели и особенности конструкции

Автобус имел стандартную вагонную компоновку. Салон мог вместить на креслах до 23-х пассажиров, а полная вместимость составляла 45 человек. Практика показала, что здесь с определенным комфортом может поместиться и около 100 человек. Размеры окон, которые были не слишком большими, компенсировали дополнительные окна у основания крыши.

паз 672

Двери были довольно узкие. Они открывались и закрывались посредством пневматического привода. В них мог пройти лишь один человек. В кабине водителя имелась отдельная дверь, а кабину от салона отделяла небольшая легкая перегородка, но чаще преградой служила шторка. В кузове было 6 щитков для естественной вентиляции.

Прочие модификации

Среди других версий автобуса ПАЗ-672 отмечают следующие вариации:

  • Единичная модель с индексом Д, в которой предусмотрено использование силового агрегата от минских производителей. Выпускалась версия в 80-х годах прошлого столетия. Опытные образцы лишь подтвердили нецелесообразность изготовления подобных модификаций.
  • ПАЗ-672 К. Это испытательная машина, разработка которой велась с середины 70-х. Техника получила обновленный экстерьер с угловатым кузовом, двухстворчатыми дверьми, фронтальной частью по типу модификаций 665 и 3230. На самом деле, инновационные изменения не имели подкрепленного практическими и эксплуатационными результатами основания.
  • Модель 672 С разработана для северных областей, оснащается независимой системой крепления, двойным усиленным остеклением окон, цельной крышей без боковых стекол. Кроме того, в конструкции автобуса предусмотрены надежные уплотнители дверей и люков. Внутри салона ПАЗа-672 этого типа даже в самый сильный мороз сохранялся комфортный микроклимат. Модификации выпускались в красной или оранжевой цветовой гамме.
  • Версия 672 Т – обновленный туристический автобус повышенной комфортности с удобными высокими сиденьями и ручным открыванием дверей. Автобус выпускался мелкими сериями, разработка его велась с 1960 года.

Характеристики автобуса ПАЗ-672

Специальный транспорт

На базе полноприводного ПАЗа-672 ТЛ сконструирована научно-исследовательская тензометрическая лаборатория. Отличалась новинка от штатного автобуса наличием цельной сплошной крыши и двух внутренних перегородок в корпусе. Было выпущено всего 10 экземпляров (1980 год) по заказу к Олимпиаде.

Можно отметить еще несколько образцов:

  • 672 У – экспортная версия для регионов с умеренным климатом.
  • 672 Ю – для тропических стран. Цельная крыша лишилась стеклянных включений, основной колер – белый с разноцветными линиями.
  • На основе ПАЗа-672 изготовлен автобус с полным приводом 3201. Основные отличия – отсутствие задней двери, более высокая посадка, число сидячих мест увеличилось до 26.
  • Рефрижераторы для транспортировки скоропортящихся грузов (модификация 3742). Серийное производство машин было начато в 1981 году. Позже выпуск был перенесен на Бакинский комбинат по изготовлению спецтехники. Сначала в Баку поставлялись готовые авто для монтажа холодильных установок, затем – только некоторые основные запчасти для ПАЗа-672.
  • Передвижная телевизионная станция (модель 3916). Рабочее оборудование предоставлял Кировоградский завод радиотехнических изделий. В состав комплекса входили четыре телекамеры, пара видеомагнитофонов, радиоканал, режиссерские и звуковые пульты. Выпущено было всего 16 подобных экземпляров.
  • ВгАрЗ – передвижной комплекс забора крови, выпускавшийся на автосборочном комбинате в Ворошиловграде.
  • Версия КТ-201 имела раму и двигатель от ПАЗа-672, изготавливалась в Арзамасе. Основное предназначение – оказание ритуальных услуг. Для гроба предусмотрен люк в задней стенке машины, сиденья размещены вдоль бортов автобуса. Наружная часть техники имела отличительный знак в виде широкой черной полосы.

Салон автобуса ПАЗ-672

Эксплуатация

Первые опытные автобусы ПАЗ-672 появились в 1960 году. Полностью машина заменила своего предшественника под индексом 652 лишь через восемь лет. За этот период создали несколько экспериментальных модификаций, отличия которых между собой рассмотрены выше. Базовая модель автобуса выпускалась вплоть до 1989 года. Универсальная конструкция позволяла эксплуатировать машину в различных климатических регионах. За 20 лет серийного производства ПАЗ-672 поставлялся во все постсоветские государства, а также страны Азии, Восточной Европы, Африки, Латинской Америки.

Основной сферой применения рассматриваемой техники стали служебные и заказные перевозки. Она наряду с КАвЗами и ГАЗами находилась в автомобильных гаражах многих предприятий и организаций. Использовались данные автобусы на пригородных и междугородних маршрутах. Несмотря на то что после окончания серийного выпуска прошло более четверти века, 672-е модели до сих пор можно встретить на постсоветском пространстве в работе, хотя довольно редко.

Дизельный вариант

На заводе пытались выпустить и дизельную модель. Называлась она 672Д. Это была единичная машина. Двигателем здесь выступил минский дизель. Однако автобус не пошел в серию.

паз 672 двигатель

На данной базе было построено много чего интересного, но это тема отдельной статьи. На таких автобусах возили продукты, ездили в туристические поездки, еще до середины 1990-х годов их можно было видеть на маршрутах в небольших городах. А почему бы и нет? Небольшой расход топлива, маневренность, скорость, хорошая подвеска дали возможность автобусу стать таким популярным.

Сегодня этих машин уже нет, но можно поностальгировать на эту тему и полистать фотографии.

Итак, мы рассмотрели конструкцию и технические характеристики павловского автобуса. Как видите, данная модель имеет много интересных моментов в истории. Но, как и любой другой автобус, рано или поздно она должна была претерпеть изменения. Сейчас завод выпускает современные туристические и городские автобусы, более надежные, удобные и комфортные.

Конкуренты

Основными соперниками указанной машины в советское время являлись такие автобусы:

  1. КАвЗ-685 относится к малым модификациям общего назначения, выпускался на основе грузовых шасси ГАЗ с 1971 г.
  2. ЛиАЗ – вместительный автобус городского предназначения, отличается надежностью и достойным исполнением.
  3. «Икарус». Известный венгерский автобус поставлялся в СССР несколькими модификациями. Традиционный цвет – канареечный либо красно-белый.

Отечественный автобус ПАЗ-672

В завершение обзора

Стоит отметить, что популярностью пользовались ПАЗы-672 с одной дверью. После 1982 года в их обозначении появилась буква «М». Многие из таких моделей, встречающиеся в 80-90-х годах прошлого столетия, являлись переоборудованными двухдверными версиями. В 1989 г. Павловский комбинат прекратил выпуск рассматриваемых машин. Без остановки основного контейнера завод перешел на изготовление абсолютно новых модификаций под индексом 3205.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий

Adblock
detector